Модель развития творческой личности в процессе 12 страница



, _

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

, _

ся в процессе целенаправленного наблюдения, память—

в процессе многосторонней тренировки по запоминанию

текстов, мышление — в ходе постановки и решения за_

дач, то воображение развивается в процессе рассмотре_

ния объекта с разных точек зрения, благодаря чему его

образ находится в постоянном движении и развитии.

Образы воображения обладают большой мотиви_

рующей силой. Специфическая разновидность вообра_

жения — мечта, в которой выражаются самые завет_

ные желания и надежды человека, вызывая яркие

переживания, побуждая его к напряженному и настой_

чивому труду для достижения поставленных целей.

По характеру содержания образов воображения его

разделяют на понятийное и художественнее, которым

соответствуют научное и художественное познание.

В науке процесс познания представляет собой

восхождение от чувственно_конкретного представле_

ния, данного в конкретном образе, к абстрактно_логи_

ческому содержанию, выраженному в понятиях, зна_

ковых моделях и иных формах научного мышления.

Художественное познание, беря за основу явление

конкретной жизни, создает образы, которые своими

формами, интонациями, красками воздействует на эмо_

циональную сферу личности, пробуждая соответству_

ющую мысль.

Средствами для построения образов как в научном,

так и в художественном творчестве являются такие

приемы, как агглютинация, акцентирование, типизация.

В агглютинации проявляется способность вообра_

жения отражать жизнь в неожиданных и непривыч_

ных сочетаниях и связях. Широко известны персона_

жи мифов и детских сказок, полученные при помощи

такого приема. Это образы русалки, Змея Горыныча,

сфинкса, кентавра. В приеме агглютинации находит

широкое применение использование закономерностей

комбинирования имеющихся в опыте элементов ста_

рого опыта в новом образе. Этот прием в творчестве

можно найти во взаимодействии различных музыкаль_

ных культур и рождении новых традиций. Так, напри_

мер, рождение джаза было обусловлено синтезом двух

музыкальных культур — африканской и европейской.

В приеме акцентирования художником преднаме_

ренно заостряются некоторые характерные черты об_

Воображение осуществляет связь настоящего и

будущего. Старый опыт в виде приемов и способов

деятельности, которые не привели к желаемым резуль_

татам, анализируется, переосмысливается и соотносит_

ся с будущими результатами. В образах воображения

отдельные элементы прошлых знаний и представлений

комбинируются в новые образы, ведущие за собой

изменения как в трудовой деятельности, так и в ей

результатах.

Чем отчетливее мы представляем конечную цель и

результат, т. е. чем лучше развито наше воображение,

тем лучше будет и сам результат. Плохой результат, как

правило, есть следствие плохо развитого воображения

и неумения четко строить нужную деятельность во

внутреннем плане.

С точки зрения физиологии деятельность вообра_

жения представляет собой образование новых сочета_

ний из тех временных связей, которые ранее были

сформированы в коре головного мозга. Если в процес_

сах памяти происходит возобновление связей в той же

последовательности, которая была усвоена ранее, то в

процессах воображения образовавшиеся в течение

жизни связи в процессе анализа сначала распадаются

на отдельные элементы, а затем соединяются, синте_

зируются в новые структуры. Возникновение новых

систем нейронных связей благоприятно протекает при

напряжении какой_либо потребности и при сильных

эмоциональных переживаниях.

Несмотря на то что деятельность воображения

протекает только в психическом плане, оно может зна_

чительно влиять на чисто органические процессы.

Хорошо известны факты, когда под влиянием образно_

го внушения тренированные в этом отношении люди

могут повышать или понижать температуру своего

тела, ускорять или замедлять ритмы сердечных сокра_

щений. Так, когда первый космонавт Юрий Гагарин

готовился к полету в космос, то для того, чтобы выне_

сти высокую температуру в барокамере, он представ_

лял себя на Северном полюсе среди полярных медве_

дей. А когда температура бывала низкой, он представ_

лял себя в жаркой пустыне Средней Азии.

Как и любой другой психический процесс, вообра_

жение поддается развитию. Если восприятие развивает_

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

, !

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

чинается воображаться тем, чем она на самом деле не

является. Так, палка может превратиться в лошадь, а

стул — в автомобиль. Таким образом формируется

психологическая структура игрового действия. Для него

характерно наличие противоречия — ребенок опери_

рует реальными предметами и производит реальные

действия, но придает им значение, которое оторвано

от этих вещей и действий. Смысл игры состоит в том,

чтобы, воспроизведя определенные действия взрослых,

беря на себя их роли, ребенок таким образом получил

возможность косвенно войти в систему социальных

отношений. Реализация этого смысла игры невозмож_

на без работы воображения, без своеобразного абстра_

гирования от наличной ситуации.

Чем богаче и разнообразнее будут представлены в

игровых действиях детей различные стороны жизни

взрослых и их отношения, тем ярче проявятся действия

с предметами во внутреннем плане. С развитием игры

внешние игровые действия с предметами видоизменя_

ются, сокращаются и обобщаются. Для играющего

ребенка опора на внешние материальные предметы в

виде игрушек имеет все меньшее значение. Игровые

действия все больше перемещаются в область вообра_

жения. На этом этапе своего развития ребенок начи_

нает рисовать. Сначала это каракули, за которыми

стоит определенное содержание, известное только

самому ребенку. На последующих этапах развития

рисунка ребенок является активным участником той

жизни, которую рисует.

Особенно интенсивно воображение начинает раз_

виваться, когда возникает словесное обозначение иг_

рового замысла. В этом случае игровые действия могут

полностью совершаться во внутреннем плане, в дея_

тельности воображения. Именно с этого момента на_

чинается активное приобщение ребенка к миру худо_

жественных образов, восприятие которых невозможно

без понимания их условности.

М. Чехов своим студийцам для развития воображе_

ния рекомендовал следующие упражнения.

«Возьмите образ, рассмотрите его в деталях и за_

тем заставьте его превратиться в другой: молодой че_

ловек постепенно превращается в старого и наоборот;

молодой побег развивается в большое ветвистое дере_

раза. В изобразительном искусстве при помощи этого

приема создаются шаржи и карикатуры. В музыкаль_

ном творчестве этот прием используется в буффонад_

ной музыке Шостаковича «Болт», музыке к спектаклю

«Клоп», у Прокофьева — в опере «Любовь к трем

апельсинам», у Щедрина в кантате «Бюрократиада».

Приемы типизации находят свое отражение в сти_

левых направлениях различных видов искусства раз_

ных эпох. Музыка и прикладное искусство эпохи Ба_

рокко и Классицизма, Романтизма и Импрессионизма

несут на себе четкий отпечаток использования выра_

зительных средств и форм, которые невозможно спу_

тать друг с другом. Так, Чайковский, подражая венским

классикам, создал свой знаменитый дивертисмент в

опере «Пиковая дама», используя для этого типичные

мелодические и гармонические обороты, характерные

для музыки XVIII в. То же самое сделал С. Прокофьев

в своей «Классической симфонии».

Можно представить себе типические костюмы и

интерьеры, характерные для каждого стиля истори_

ческой эпохи. Во всем этом проявляется работа вооб_

ражения.

:______                                                                                                ___-_______

Классическим трудом по развитию воображения

в отечественной психологии считается работа

Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детс_

ком возрасте». Эта небольшая работа, написанная

Л.С. Выготским в тридцатые годы прошлого столетия,

на многие годы, определила направления, пути и

методы развития детского художественного творче_

ства в нашей стране. Не потеряла актуальности эта

работа и в наши дни.

Важнейшим источником развития воображения в

детском возрасте Л.С. Выготский считал игру. По его

справедливому замечанию, ее важнейшей особенно_

стью является то, что ребенок создает воображаемую

«мнимую ситуацию», которая включает в себя опреде_

ленные правила, например, дети, играя в «дочки_мате_

ри», ведут себя по правилам матери и ребенка. Но уже

в игровом действии детей 5–6 лет происходит отделе_

ние слова от вещи, мыслимого от видимого. Вещь на_

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,!"

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,!+

C#________                                                                                        __ _______ ___-_______

1. Рассматривание движущихся облаков. Нахожде_

ние в их очертаниях образов животных, людей,

фантастических существ — добрых и злых, весе_

лых и грустных, придумывание им имен и на_

званий.

2. Рассмотрение клякс. Каплю краски или чернил

капнуть на лист бумаги, сложить его пополам, раз_

вернуть. Искать образы в получившейся кляксе.

3. На что это похоже. Берется любой предмет, на_

пример, очки. Надо найти предметы или символы,

их напоминающие, — велосипед, свадебные коль_

ца, туалет.

4. Как будто. Поиск метафор и сравнений. «Его лицо

светилось так, как будто… (он стал чемпионом,

поступил в вуз, он съел сто улыбок и т. д.)

5. Определи понятие. Что такое — труд, ответствен

ность, радость, отчаяние... Ответ лучше давать в

метафорах и афоризмах, например, труд — это

усилия для поддержания жизни, или средство для

нахождения смысла жизни, или — удел великих

энтузиастов и т. д.

6. Соединение несоединимого. Придумывание не_

обыкновенных, но удобных вещей. Например, пред_

метов, которые одновременно можно было бы ис_

пользовать как очки и авторучку, зонтик и под_

зорную трубу, ручку и фонарик.

7. Три в одном. Берутся три слова из разных сфер

жизни и объединяются в одном предложении. На_

пример, «крокодил, колбаса, насос». Фраза может

звучать примерно так: «Если через насос хорошо

накачать крокодила, он станет похож на колбасу».

Можно это же задание выполнить в виде вопро_

са — может ли крокодил принять насос за колба_

су? Если да, то при каких условиях?

8. Парадоксальные вопрос и ответ. «Правда ли то,

что если съесть много мороженого, то в животе по_

явится северное сияние?» — «Это неправда, пото_

му что северное сияние может быть только в гла_

зах белых медведей».

9. Необычнее последствия обычных происшествий.

Я купил на рынке раков и принес их домой. И ког_

во; зимний пейзаж превращается в весенний, летний,

осенний и снова зимний и т. п. То же с фантастиче_

скими превращениями: заколдованный замок посте_

пенно превращается в бедную избу и наоборот; стару_

ха_нищенка превращается в красавицу ведьму; волк —

в царевича; лягушка — в принцессу и т. п. Продолжай_

те это упражнение с образами, находящимися в дви_

жении: рыцарский турнир, пламя лесного пожара, воз_

бужденная толпа, бал; фабрика, железнодорожная стан_

ция и т. д.1

Работая с предлагаемыми обстоятельствами, Чехов

и Станиславский рекомендовали своим студийцам для

«подталкивания» воображения задавать вопросы созда_

ваемому образу — как бы он действовал в тех или иных

ситуациях, что бы он подумал и что пережил. Большин_

ство существующих приемов развития воображения

отталкивается именно от этих рекомендаций, потому

что в современной психологии поиск ответов на соб_

ственные вопросы является определяющим показате_

лем творческого развития личности.

Работа воображения протекает в мысленном пла_

не, или, как говорят психологи во внутреннем плане

действия (ВПД). Но степень его развитости проявляет_

ся в продуктах художественной деятельности, которые

можно увидеть, услышать и прочитать. Такими продук_

тами могут явиться:

– литературные тексты в стихах и в прозе;

– рисунки в цвете и в графике;

– композиции и натюрморты из различных предме_

тов и цветов;

– мелодия, гармония и ритм;

– интонации речи;

– поза, мимика и жест;

– хореографическая композиция;

– скульптурная композиция;

– форма и цвет в декоративно_прикладном искусстве.

Каждый вид работы художественного воображе_

ния требует для своего внешнего выражения своего

вида искусства, который в свою очередь требует сво_

их собственных специфических приемов и методов

развития.

1 Чехов М. Путь актера. М., 2003. С. 354–355.

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,!_

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,!,

да я развернул сверток, в котором они были, я вдруг

увидел, что (как )…

10. Соединение далеких звеньев. «Утром каркали во_

роны…» — «Сорвалась защита диссертации». Ут_

ром каркали вороны, которые гоняли по двору

бездомную кошку. Кошка с испугу с шумом не_

ожиданно впрыгнула в окно первого этажа, где

жила пожилая женщина. Она так испугалась, что

ей стало плохо, и ее сын вместо защиты диссер_

тации повез ее в больницу».

11. На кого он похож. Водящий выходит, и в группе

загадывается образ одного из членов группы. Во_

дящий возвращается и спрашивает, на кого похож

тот, кого ему надо отгадать ( на какое время года,

на какое блюдо, на какой предмет меблировки, на

какой цветок и т. д.).

12. Причина. Надо найти одну общую причину, которая

подходит к обоим следствиям. «В город приехало очень

много машин» — «Все молодые девушки находятся в

сильном волнении». Причина — в городе проходит

кинофестиваль, конкурс красоты, или прибыла на

гастроли популярная рок_группа.

Другие упражнения и творческие задания на раз_

витие воображения представлены в главе, посвящен_

ной развитию творческих навыков в конкретных видах

искусства. Много хороших упражнений на развитие

воображения находится в книге С.В. Гиппиуса и рабо_

тах харьковского психолога Е.В. Заики.

__#___'                                                                                                ___     #________

1. Чем отличается воображение от других психиче_

ских процессов?

2. В чем заключается сходство воображения с други_

ми психическими познавательными процессами?

3. В чем состоит значение воображения для развития

личности и творчества?

4. Какие основные приемы воображения вы исполь_

зуете в своей собственной работе?

/_______

1. Гиппиус С.В. Психологический тренинг. Гимнастика

чувств. Секреты развития психики. СПб.; М., 2003.

2. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для

развития мышления учащихся // Вопросы психо_

логии. 1990. № 6.

3. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображе_

ния // Вопросы психологии. 1993. № 2.

4. Заика Е.В. Игры для развития внутреннего плана

действий школьников // Вопросы психологии. 1994.

№ 5.

5. Заика Е.В., Лантушко Г.Н. Игры для формирова_

ния раскрепощенности в познавательной сфере

школьников // Вопросы психологии. 1997. № 4.

6. Чехов М. Путь актера. М., 2003.

7. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Гла_

ва 8.

,!_

$____                                                                                                   _ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________   _                                                                                                            ________

,!_ 1 См. приложение 3.

жа на отдельно взятые кислород, водород. Ассоциации

при этом могут быть очень далекими.

Например, свое знаменитое «Болеро» М. Равель


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!