Модель развития творческой личности в процессе 11 страница



вение образа связывают с интуитивным мышлением,

(от латинского intuition — «размышление», «созерца

ние»), т. е. получение знания без рационального объяс_

нения. Между прочим, дедуктивным методом раскры_

тия преступлений пользовался герой романов Конан

Дойля, знаменитый сыщик Шерлок Холмс.

В художественном творчестве интуитивное мышле_

ние часто имеет определяющее значение. Через него

правильное художественное решение дается художни_

ку сразу, мгновенно, без аналитического последователь_

ного размышления. Такое спонтанно найденное реше_

ние можно сравнить с своеобразным скачком от незна_

ния к знанию. Впоследствии этот скачок заполняется

необходимой цепочкой логических рассуждений, дока_

зывающих правомерность найденного решения.

Творческим людям в области искусства надо по_

мнить, что без помощи предварительно накопленного

опыта и последующего размышления, без навыков

профессионального мастерства интуиция в полной

мере проявиться не может. Рациональное мышление,

свойственное настоящим профессионалам, углубляет

и развивает то, что было открыто сначала чисто инту_

итивным путем.

Считается, что интуитивное мышление — преро_

гатива работы правого полушария головного мозга, ко_

торое способно осуществить постижение проблемы

целостно благодаря обращению к образу будущего ре_

зультата. Интуитивное решение трудной задачи пси_

хологи связывают с понятием инсайта – внутреннего

озарения, которое приходит к творцу вслед за долгими

поисками решения.

Все три вида мышления — няглядно_действенное,

наглядно_образное и теоретическое — оказываются

очень важными для становления профессионала в

области художественного творчества.

:______                                                                                                _'2_____

С точки зрения одного из основателей нашей оте_

чественной школы психологии — С.Л. Рубинштейна,

«...продуктивность, плодотворность мышления зависит

ретическом знании процесс познания объектов проис_

ходит на основе специальных символов, схем и знаков,

которые объясняют уму скрытые от глаз, слуха и дру_

гих ощущений скрытые зависимости. Например, в

музыке такие зависимости прослеживаются на основе

буквенной записи гармонии, в скульптуре и в портрет_

ной живописи — через математическое описание со_

отношений пропорций лица и тела. Понятие «золотое

сечение» означает соотношение размеров полотна ху_

дожника как 3:4.

Логические формы мышления раскрываются в

понятиях, суждениях и умозаключениях.

В сфере логики понятия раскрывают наиболее

существенные признаки предмета. Например, этот

студент — художник. В сфере художественного мыш_

ления мы поймем, что данный человек — художник,

если увидим его изображенным в мастерской, среди

мольбертов и кистей.

В суждении отражается связь между предметами

и явлениями действительности. Они утверждают или

отрицают какие_либо отношения между предметами и

явлениями действительности. Например, «эта музыка

относится к стилю венских классиков». Художествен_

ные суждения выводятся на основе эстетических воз_

зрений, принадлежности к определенным школам и

направлениям. Этим обычно занимаются не столько

сами художники, сколько искусствоведы, анализирую_

щие их творчество и раскладывающие его по опреде_

ленным категориям.

Умозаключение — вывод из нескольких суждений.

Умозаключения делят на два вида — индуктивные и

дедуктивные. Индуктивное умозаключение движется от

частных случаев к общему положению. Дедуктивное

движется в обратном направлении — от общего к ча_

стному.

В художественном творчестве индуктивное умоза_

ключение проявляется в том, что художник по крупи_

цам собирает свои наблюдения, мысли, размышления

и затем обобщает все это в художественном образе.

Наброски и эскизы художников перед выполнением

ими большого полотна – пример такого индуктивного

мышления. При дедуктивном подходе художественный

образ возникает в сознании художника как бы сразу,

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

, "

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

, +

чтобы в реальных действиях как можно ближе прибли_

зиться к тому образу, который был создан работой вооб_

ражения. Предварительные наброски, эскизы, вариан_

ты решения создаваемого художественного образа —

обычная практика работы многих художников. В них

мысль находит ту форму, которая в наибольшей степе_

ни соответствует выражаемому содержанию.

В искусстве мышление проявляется в форме худо_

жественного образа, с помощью которого передаётся

чувство и мысль. Поэтому для развития невербального

художественного мышления можно рекомендовать сле_

дующие упражнения:

В области изобразительного искусства

Передать и выразить образ, несущий в себе состо_

яния грусти, радости, покоя и гнева:

– одними линиями,

– одними красками.

– в абстрактном рисунке,

– в ритуальной маске – воинственной и карна_

вальной.

– осуществление поиска картин, выражающих один

и тот же художественный образ;

– создание коллажа, выражающего определенный

образ.

В области хореографии

Выполнить те же задания и передать чувства при

помощи:

– пантомимы;

– мимики;

– скульптурных композиций;

– осанки и походки;

– свободного танца.

Изобразить в нескольких вариантах поз архетипы

Героя, Матери, Дитя, Старика.

В области музыки.

Выразить те же чувства:

– в интонациях голоса при чтении абстрактных стихов;

– выразить при помощи интонаций и ритмов различ_

ные виды мотивации — защиты, яростного напа_

дения, горячего стремления, торжественного лико_

вания;

– найти в различных музыкальных произведениях

выражение одних и тех же чувств;

в величайшей степени от того, в какой степени чело_

век в состоянии видеть проблемную ситуацию в раз_

личных контекстах и, сопоставляя ее с ими, видеть не

только отдельные элементы в рамках задания, но и все

задание или проблемную ситуацию в целом с новой

точки зрения, в новом свете. Отсюда чаще всего и

проистекают новые, иногда неожиданные решения,

оригинальные подходы к явлениям. Если в распоряже_

нии у человека имеются несколько исходных предпо_

ложений, с которыми могут быть связаны стоящие

перед ним проблемы, то чем богаче, разнообразнее и

эластичнее будет его мышление, тем шире станет воз_

можность иного, нового подхода к проблеме, подхода,

выходящего за рамки принципов, нового подхода к

проблеме, подхода, выходящего за рамки принципов и

являющегося результатом объединения представлений

или элементов старого опыта...» Говоря проще — надо

учиться видеть проблему с разных точек зрения.

Развитие мышления возможно только в условиях

самостоятельной работы мысли, когда самому учаще_

муся приходится отвечать на поставленные вопросы.

Исходя из этого положения в современной психологии

были разработаны проблемные методы обучения.

Проблемные ситуации, которые могут быть созда_

ны в учебной деятельности, могут быть, согласно ис_

следованиям М.И. Махмутова, следующие:

1.При столкновении учащихся с противоречивы_

ми жизненными явлениями и фактами, требующими

объяснения;

2.При выполнении практических работ и заданий.

3.При пробуждении интереса к сравнению, сопо_

ставлении и противопоставлению различных фактов.

4.При выполнении исследовательских заданий.1

В художественном творчестве решение проблемных

ситуаций связано с нахождением наибольшей вырази_

тельности и оригинальности создаваемого художником

образа. Поиск идет по пути перебора самых разных

вариантов используемых средств каждого вида искус_

ства — интонации, грима, пластики, ритма, композиции,

пропорции, цвета. Мысль работает в том направлении,

1 Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе.

Книга для учителей. М., 1977. С. 92–102.

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

, _

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

, ,

·придумывание вариантов окончаний анекдотов и

басен.

__#___'                                                                                                ___     #________

1. Назовите основные свойства мышления.

2. Чем научное мышление отличается от художе_

ственного?

3. Какие существуют виды мышления и как они про_

являются?

4. Приведите примеры интуитивного мышления в

художественном творчестве.

/_______

1. Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975.

2. Махмутов М.И. Организация проблемного обуче_

ния в школе: Книга для учителей. М., 1977.

3. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для

развития мышления учащихся // Вопросы психо_

логии. 1990. № 6.

4. Заика Е.В., Лантушко Г.Н. Игры для формирова_

ния раскрепощенности в познавательной сфере

школьников // Вопросы психологии. 1997. № 4.

5. Интуиция, логика, творчество: Сб. статей. / Отв.

Ред. М.И.Панов, М., 1987.

6. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., 1976.

7. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в обучении.

М., 1972.

8. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический

справочник для учителя. М., 1991.

__                                                                                                          ___-_______

Воображение — психический процесс, заключаю_

щийся в создании новых образов и представлений на

основе их элементов, полученных ранее в предшест_

вующем опыте человека. Его деятельность протекает в

области целеполагания и отыскания средств для до_

стижения поставленной цели. В основе деятельности

целеполагания лежит противоречие между реальной

действительностью и тем, что могло бы быть в пред_

ставлениях человека в идеале. Всякий раз, когда нас

В области вербального, т. е. литературного, творче_

ства задания на развитие творческого мышления мо_

гут быть такими:

– сделать 10–20 метафорических сравнений эмоцио_

нальных состояний через слова «как», «как будто»,

«сродни». Пример: «Моя печаль как камень на гру_

ди», «Мой праведный гнев сродни священному огню»;

– описать словами содержание художественных кар_

тин и музыкальных произведений, используя язык

метафор и ассоциаций;

– делать словесные портреты своих друзей и знако_

мых;

– сравнить различные по стилю художественные

произведения и найти в них отличительные при_

знаки. Например, различия между стилем компо_

зиторов венской классической школы (Моцарт,

Гайдн, Бетховен) и стилем композиторов_романти_

ков (Чайковский, Брамс);

– найти выражение аналогичных художественных

образов в картинах художников разных стилисти_

ческих направлений. Например, у импрессионис_

тов и реалистов;

– придумывать свои названия к рассказам извест_

ных писателей. Здесь хорошо подходят рассказы

Чехова, Шукшина, Паустовского;

– игра двух команд на тему «Потому что». В ее основе

придумывание последствий событий. Например:

«Мальчик Витя не пошел вчера в школу. Он не

пошел, потому что у него были соревнования. А со_

ревнования происходили, потому что проводился

отбор юных спортсменов на спартакиаду города.

А отбор поводился, потому что было очень много же_

лающих принимать участие и т. д.»

– «Загадочные вопросы и ответы». — Если звезды

зажигают, значит, это кому_нибудь нужно?

Варианты ответов:

·это нужно мореплавателям, чтобы они смогли най_

ти дорогу домой. Или:

·это нужно перелетным птицам, которые летят в

теплые края. — А если бы ты бы перелетной пти_

цей, то куда бы ты полетел? — Я полетел бы туда,

где ароматы роз разговаривают с пением райских

птичек… и т. д.;

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

, _

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

, _

руя для этого трупы. Так он смог досконально изучить

строение тела — его мышцы, кости, связки. Впослед_

ствии благодаря отточенному восприятию, памяти и во_

ображению он мог точно воссоздавать как в живопи_

си, так и в скульптуре бесконечное разнообразие мус_

кульных движений, придавая своим творениям редкое

совершенство.

Известно также, что Айвазовский рисовал свои

замечательные морские пейзажи, ловя ускользающее

движение водных стихий при помощи остротой наблю_

дательности, памяти и воссоздающего воображения.

С процессами мышления воображение объединя_

ет его аналитико_синтетический характер. Аналитиче_

ская деятельность в воображении представлена в срав_

нении, сопоставлении, нахождении общих признаков

новых образов с прежними. Благодаря осмыслению

образов воображения и переводу их в конкретные сло_

ва и понятия у человека появляется возможность

абстрактного мышления. Благодаря этому образы во_

ображения приобретают возможность отражать наи_

более существенные признаки предмета. Появляется

возможность строить гипотезы, прогнозы и различные

модели предвидения в форме как логических понятий,

так и наглядно_образных представлений.

Каждый из этих психических процессов вносит

нечто свое, для того чтобы создать новый образ, а за_

тем и новый продукт действительности.

Сильное воображение способно максимально ис_

пользовать все возможности других познавательных

психических процессов и представлять будущий ре_

зультат во всех мельчайших подробностях.

Слабое способно к созданию образа только в са_

мых общих чертах без наметки промежуточных этапов

в достижении цели.

Предшественники многих технологических дос_

тижений нашего времени сначала были представле_

ны в фантастических образах народных сказок. Ков_

ры_самолеты, летающие по воздуху, волшебные зер_

кала, при помощи которых можно наблюдать то, что

происходит на большом расстоянии, — все это в наше

время воплотилось в виде воздушных авиалайнеров,

телевизоров и многих других достижений науки и

техники.

не устраивает та действительность, которая нас окру_

жает, мы начинаем думать о другой, и тогда включает_

ся в работу деятельность воображения1.

Прежде чем приступить к созданию своего худо_

жественного произведения, почти каждый художник

какое_то время вынашивает его в своей голове, т. е. в

представлении образов воображения. Об этом прекрас_

но сказал Карл Маркс: «Паук совершает операции, на_

поминающие операции ткача, пчела постройкой своих

восковых ячеек посрамляет некоторых людей_архитек_

торов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей

пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем

строить ячейку из воска, он уже построил ее в голове.

В конце процесса труда получается результат. Кото_

рый уже в начале этого процесса имелся в представ_

лении человека, т. е. идеально. Человек не только из_

меняет форму того, что дано природой; в том, что дано

природой. Он осуществляет вместе с тем и свою со_

знательную цель»2.

Воображение является высшим этапом в развитии

всех высших психических познавательных функций.

В нем для решения практической задачи собираются

воедино ощущения и восприятия, мышление и память,

эмоции и воля. Все эти психические познавательные и

волевые процессы, при всей их важности, — только

фундамент и основа для хорошей работы воображения.

Поэтому в процессах как художественного, так и науч_

ного творчества именно воображение играет первосте_

пенную роль.

С восприятием воображение роднит его образность

и наглядность в зрительных и слуховых ощущениях;

целостность, благодаря чему образы воображения пред_

ставляют собой устойчивое системное образование,

имеющее внутреннюю структуру. С памятью вообра_

жение роднит опора на прошлый опыт, наличие ассо_

циативных связей. Чем богаче опыт прошлых воспри_

ятий, тем более развернуто может быть представлена

деятельность воображения.

В молодости, в годы ученичества, Микеланджело

изучал анатомию в монастыре Сан Спирито, препари_

1 Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе:

Книга для учителей. М., 1977. С. 92–102.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 189.

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!