Модель развития творческой личности в процессе 6 страница



,_+

Для профессии музыканта это слуховые и двига_

тельные ощущения, для художника — зрительные и

пространственные, для актера — зрительные и слухо_

вые, для скульптора — осязательные и пространствен_

ные, для танцовщика — двигательные, ритмические и

пространственные, для режиссера — пространствен_

ные, звуковые и зрительные.

Все эти ощущения поддаются тренировке и разви_

тию в процессе специальных упражнений и профес_

сиональной деятельности.

В результате этого:

– у музыкантов развивается острота слуха, и они

могут в звучании всего оркестра слышать каждый

инструмент;

– у художников повышается зоркость, в результате

чего они научаются различать огромное количество

оттенков цвета,

– у танцоров улучшается координация движений,

гибкость и физическая выносливость.

Кроме этого, в профессиональной художественной

деятельности появляются так называемы сенсорные

синтезы, основанные на тесном взаимодействии раз_

личных видов ощущений. Так, у актера появляется

связь ощущения переживаемого чувства с интонация_

ми голоса, у музыканта — переживаемого образа с

движениями рук и пальцев, у танцовщика — связь

между звучанием музыки и пластикой тела, необходи_

мой длиной прыжка и определенным напряжением

мускулов.

Профессионализм характеризуется тонкой диффе_

ренциацией в работе одного и того же анализатора. Так,

у музыкантов в области слуховых ощущений можно

найти такие разновидности слуха, как:

– звуковысотный;

– мелодический;

– гармонический;

– полифонический;

– тембро_динамический;

– фактурный;

– внутренний;

– метроритмический.

У художников развиваются такие разновидности

зрительных ощущений, как:

чивостью, компенсируют эту невнимательность обык_

новенных людей через краски, звуки музыки и речи,

позы и движения. Благодаря произведениям художе_

ственного творчества обычные люди в процессе обще_

ния с искусством получают возможность развивать

свои органы чувств и становиться более внимательны_

ми, более чуткими, более тонко ощущающими и в кон_

це концов — более человечными.

Важным свойством ощущений является их модаль_

ность. Это то, чем одно ощущение может отличаться от

другого. Так, музыкальные ощущения могут отличать_

ся друг друга высотой звука, его силой и тембром. Зри_

тельные ощущения — их цветом, яркостью и формой.

Тактильные — их температурой, гладкостью и шеро_

ховатостью.

Значение ощущений для полноценной жизни ста_

новится более понятным, когда мы знакомимся с экс_

периментами по сенсорной депривации. Так называет_

ся состояние человека, лишенного притока каких бы

то ни было внешних впечатлений. Для этого испытуе_

мого помещают в звуконепроницаемую камеру, одевая

при этом в специальную одежду, снимающую тактиль_

ную чувствительность, а глаза закрываются матовыми

очками. После этого его погружают в ванну с соляным

раствором, так что испытуемый не чувствует тяжести

собственного тела. Находясь в таком положении, чело_

век сначала быстро засыпает, а затем через некоторое

время становится тревожным, у него появляются раз_

ного рода галлюцинации, что говорит о том, что мозг,

спасая себя, начинает продуцировать необходимые ему

ощущения.

В психологии различают зрительные, слуховые,

обонятельные, вкусовые, тактильные и кинестетиче_

ские ощущения. Мы воспринимаем их благодаря орга_

нам чувств, к которым относятся зрение, слух, обоня_

ние, осязание, вкус. Существуют также и простран_

ственные ощущения; их мы ощущаем благодаря

вестибулярному аппарату и мускульному напряжению.

В целом для художественного творчества наиболее

важными оказываются зрительные и слуховые ощуще_

ния. Но в зависимости от профиля художественной

деятельности для каждого артиста и художника суще_

ственными оказываются разные виды ощущений.

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,__

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,_,

долгое время в тишине, мы даже звук средней силы

воспринимаем как громкий. Шопен, по воспоминани_

ям современников, никогда не играл очень громко. Но

он достигал ощущения мощи звука за счет того, что

мастерски владел игрой в градациях piano и pianissimo.

В актерской среде говорят об адаптации к новой

роли, или к новому костюму, или к новым партнерам.

Музыканты и певцы, выступающие в новом концерт_

ном зале, упоминают о необходимости привыкания к

нему, т. е. адаптации к новой акустике или к новому

музыкальному инструменту. Танцовщикам оказывает_

ся необходимым определенное время для привыкания

к пространству новой сцены.

Адаптация может иметь и негативные стороны. Так,

актер или певец могут привыкнуть к форсированию звука

и не замечать этого до тех пор, пока голос «не сядет».

Художник может привыкнуть к неправильному наложе_

нию красок или ведению линии и не видеть этого, пока

кто_то из коллег или учителей не укажет ему на явные

промахи. Так было в конце жизни у Репина, когда он стал

хуже видеть и различать цвета. В его картинах стала

неоправданно преобладать фиолетовая гамма.

Сенсибилизацией называют повышение чувстви_

тельности одного анализатора в процессе его взаимо_

действия с другим или же при отключении какого_либо

анализатора. Мы больше получаем удовольствие от

просмотра в кино батальных сцен, когда они сопровож_

даются соответствующей музыкой.

Музыка балета, в свою очередь, понравится нам

больше, если мы будем воспринимать ее вместе с орга_

ничными движениями танцовщиков, потому что к слу_

ховым ощущениям будут добавляться зрительные. По_

этому балетная музыка, услышанная в театральном

спектакле, произведет больше впечатления, чем та же

музыка, услышанная по радио. Поэтому музыкант мо_

жет лучше почувствовать характер пьесы, если попро_

бует выразить ее настроение в движениях танца или в

красках, а актер начнет более выразительно играть

свою роль, если послушает соответствующую ее харак_

теру музыку.

У людей, потерявших зрение или слух, сенсибили_

зация проявляется в компенсаторном развитии остав_

шихся анализаторов. Так, у слепых людей обостряют_

– пространственные;

– цветовые;

– световые;

– композиционные;

– фактурные.

У танцоров это будут такие ощущения:

– пространства;

– ритма;

– легкости;

– тяжести;

– гибкости;

– свободы;

– полетности;

– скованности;

– пластичности;

– выразительности;

– энергичности;

слабости и т. д.

Важными закономерностями ощущений являются

такие их свойства, как адаптация, сенсибилизация и

синестезия. Все они так или иначе проявляются в

процессе художественного творчества.

Адаптация — появление привыкания к раздражи_

телю. После периода адаптации мы либо перестаем

ощущать внешние раздражители, либо, наоборот, ста_

новимся особенно чувствительными к ним. Попав в

комнату с неприятным запахом, через некоторое вре_

мя, если запах не очень сильный, мы перестаем его

замечать. Мы привыкаем носить очки или серьги и пе_

рестаем ощущать их вес, хотя вначале нам могло быть

несколько неудобно. Выйдя из темного помещения на

улицу, залитую ярким солнечным светом, мы должны

привыкнуть к нему, после чего мы сможем нормально

видеть и различать окружающие предметы. В этом

случае чувствительность глаза понижается, и говорят

о негативной адаптации. Если же мы попадаем с ули_

цы в темную комнату, то сначала мы ничего не видим

и начинаем предметы через какое_то время. В этом слу_

чае происходит повышение чувствительности зритель_

ного анализатора, и говорят о позитивной адаптации.

Слушая долгое время громкую музыку, мы стано_

вимся малочувствительными к тонким градациям в

изменении силы звука на piano и mezzoforte. Пробыв

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,__

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,__

Какого вкуса чувства наши —

И скорбь, и лютая тоска?

И впрямь горька страданий чаша?

Любовь и впрямь, как мед, сладка?

Горчинка легкая в стакане

У грусти явственно слышна.

Живая соль на свежей ране,

Когда обида солона.

Среди страстей, среди боренья

Я различить тотчас берусь

И резко_кислый вкус презренья,

И кисловатый скуки вкус.

Под вечер горькая услада,

И на просвет почти черно

Вино дождя и листопада,

Печали терпкое вино.

Но все оттенки бред и бренность,

И ничего не слышит рот,

Когда стоградусная ревность

Стаканом спирта оплеснет.

Все так. И пусть. И горечь тоже.

Приемлю мед, приемлю соль.

От одного меня, о Боже,

По милосердию уволь:

Когда ни вьюги и ни лета,

Когда ни ночи и ни дня,

Когда ни вкуса и ни цвета,

Когда ни льда и ни огня!

Последнее четверостишие, как мы теперь знаем, есть

выражение опасения автора по поводу попадания в си_

туацию сенсорной депривации, о которой речь шла выше.

У художников явление синестезии можно наблю_

дать при написании ими предметов, имеющих харак_

терные свойства. Например, при передаче в изобра_

жении поверхности мягкой ткани, шероховатого кам_

ня, гладкого зеркала художники стараются вызвать в

своих пальцах и ладонях соответствующие тактильные

ощущения. 1 Руффо Т. Парабола моей жизни. М., 1966. С. 302.

ся слух и тактильная чувствительность, у людей, поте_

рявших слух, обостряется зрительная чувствительность.

Многие глухие люди развивают у себя способность

«слышать» то, о чем говорит их собеседник, по незна_

чительным движениям губ. Говоря другими словами,

они могут читать по губам.

Особое значение в художественном творчестве

надо отдать закономерностям синестезии. Об этой

способности говорят, когда под влиянием раздражения

одного анализатора возникают ощущения, характерные

для другого анализатора. Этот тот самый случай, когда

для передачи ощущений мы используем выражения

типа «тонкий вкус», «кричащий цвет», «сладкий звук».

Обладание развитыми чувственными ощущениями

значительно расширяет пространственные возможно_

сти любого вида художественного творчества.

У музыкантов способность к синестезии проявляет_

ся в таком оригинальном явлении, как цветной слух,

когда определенные ноты начинают связываться в со_

знании с конкретным цветом. Так, например, компози_

тор А.Н. Скрябин написал симфонию «Прометей», в

партитуре которой имеется специальная строка, в кото_

рой записана цветовая гамма того или иного аккорда.

При исполнении симфонии концертный зал, по его

представлениям, должен был освещаться волнами крас_

ного, синего, зеленого и других цветов.

При помощи изменения тембра голоса опытные

вокалисты, воздействуя на слух, вызывают у слушате_

лей ощущения различных цветов. Вот что об этом писал

знаменитый итальянский баритон Титта Руффо в книге

«Парабола моей жизни»: «Я стремился создать при

помощи специфической вокальной техники подлинную

палитру колоритов. При помощи определенных изме_

нений я создавал звук голоса белый; затем, затемняя его

звуком более насыщенным, я доводил его до колорита,

который называл синим; усиливая тот же звук и округ_

ляя его, я стремился к колориту, который называл крас_

ным; затем шел к черному, т. е. максимально темному»1.

Интересную связь между вкусовыми ощущениями

и чувствами отразил в одном из своих стихотворений

уже цитированный нами писатель и поэт Вл. Солоухин.

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,__

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,__

– кинестетиков, которые воспринимают мир на ос_

нове тактильных ощущений. В их речи часто зву_

чат такие слова и выражения, как «на меня эта

проблема давит» или «в этом решении и много ше_

роховатостей».

Каждому артисту и художнику надо хорошо знать

свою природную ведущую сенсорную систему, раз_

вивать в первую очередь именно ее и специализиро_

ваться в ней. Из этого следует, что визуалисту сле_

дует становиться художником, а аудисту — музыкан_

том. Если же выбранная специализация окажется не

соответствующей природному типу, то при получе_

нии профессии могут возникнуть определенные труд_

ности.

Для определения ведущей сенсорной системы в

практике НЛП практикуется изучение движения глаз

при задании вспомнить какую_либо ситуацию из детства.

У визуалистов глаза при этом будут двигаться вверх, у

аудистов — по сторонам, у кинестетиков они будут дви_

гаться вниз.

Обладание развитой способностью к разнообраз_

ным ощущениям — очень важное профессиональное

качество, хорошо помогающее в творческом процессе.

Любые способности, в том числе и способности к тон_

ким ощущениям, как неопровержимо доказано совре_

менной психологией, могут быть развиты в соответст_

вующей деятельности. Включение в соответствующую

деятельность присутствует в каждом виде профессио_

нальной художественной подготовки.

Так, музыканты для развития слуховых ощущений

используют такие приемы развития слуха, как:

– написание музыкальных диктантов;

– сольфеджирование, т. е. пение мелодии по нотам

с их называнием;

– определение в звучании оркестра отдельных групп

инструментов;

– подбор на музыкальном инструменте мелодии по

слуху и аккомпанемента к ней.

Для развития музыкальной синестезии можно

применять такие упражнения, как описание отдель_

ных нот, интервалов и аккордов словами, используе_

мыми для описания вкусовых, тактильных и обонятель_

ных ощущений. Например, «кислый звук», или «шер_

Ярким примером художников, у которых синесте_

зия была развита очень сильно, были литовский компо_

зитор и художник Чюрленис и российский художник_

абстракционист Василий Кандинский. Однажды, слушая

музыку Вагнера из вступления к опере «Лоэнгрин»,

Кандинский увидел перед собой картину московского

вечера. Свои переживания он описал следующим обра_

зом: «Солнце растворяется над Москвой пятном, застав_

ляющим вибрировать струны души…. Розовые, желтые,

белые, голубые, фисташково_зеленые, пылающие крас_

ные дома, глубокое тремоло деревьев, тысячеголосая

песня снега, аллегро голых ветвей, упругое красное

кольцо кремлевской стены, а наверху, подобно хоралу,

возвышается длинная, изящная стрела колокольни Ива_

на Великого. Я полагаю, что написать эту симфонию

было величайшим счастьем для любого художника»1.

Репин, когда создавал свою знаменитую картину

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», при_

знавался: «Голова идет кругом от их гама и шуму».

У скульпторов тактильные ощущения связаны со

зрительными образами, благодаря которым они могут

вылепить то, что находится в их воображении. Так,

будучи слепой, скульптор Ольга Скороходова могла со_

здавать свои скульптуры.

C#________                                                                                        ___     _______                                                                                               _6_6___4

У каждого человека ощущения, как показывают

простые житейские наблюдения, бывают развиты в

разной степени. В новейших психологических достиже_

ниях — в практике нейро_лингвистического програм_

мирования (НЛП) было выявлено, что люди делятся на:

– визуалистов, у которых сильнее всего развиты зри_

тельные ощущения. Такие люди предпочитают зри_

тельное восприятие мира, говоря при решении какой_

либо проблемы, что «это надо рассмотреть с разных

сторон», или «я вижу эту цель весьма смутно».

– аудистов, у которых сильнее всего развиты слухо_

вые ощущения. Они воспринимают мир «на слух»,

говоря в разных ситуациях: «это звучит как_то стран_

но», или «в этом вопросе слышится фальшь».

1 Художественная галерея. Кандинский. № 29. 2005. С. 21.

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,_!

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!