Модель развития творческой личности в процессе 1 страница
Художественного воспитания
F>_4_$_ _>_
____$__ _____ _
_ _______ _
__$_ ____
_____ ________
_ _____$_ _*___
_____________ _ _
______ _______
_________ 0_
F>_4_$___'___
_ ____ _______*_
|
|
______ _________
__ ____________
__$_ ___
F>__________
_ /____'_____
__$_ _*_______ __
__________________
__$_ __
G>_4_ ___ _>__
____________ _ _ _
____$-
____________ ___
|
|
________ _
_____________ _
G>_1______-
__ ___ ________
______*__ ___-
__ ____'____
______ _*_
___ ______
_ ____ _______*_
_____________
__ ___ ___>_
|
|
4__ ______
G>_3 __ _*____ _ __
_____ __ _ _
________ ____
__ _____$_
__ ___ _$*_ _ __ __
__ ___ ___ _____$_ _
|
|
__ ___ ______ __:_
___6_/C___ $ _6_
____'*____*______*_
_____1_
_
Окончание табл. 1
$____ __ :______ ________4 _______
,+_
(__) *_ _________ ______________ ________
,+_
2. Принятие себя и других такими, какие они есть,
без прибегания при этом к механизмам психоло_
гической защиты.
3. Простота, спонтанность и естественность в общении.
Они соблюдают ритуалы и традиции, но выполняют
их без автоматизма и с известной долей юмора.
4. Эти люди всегда в какой_то мере философы и за_
няты не столько собой, сколько той жизненной
задачей, своей миссией, для которой они считают
себя призванными в этот мир.
5. Такие люди бывают склонны к некоторой от_
страненности от жизни и к одиночеству, в котором
вызревают их идеи и представления. Это помогает
им быть устойчивыми в сложных обстоятельствах
и оставаться менее подверженными неблагопри_
ятным воздействиям внешней среды.
6. Этих людей отличает от остальных опыт сильных
и глубоких переживаний, связанных с познанием
красоты и истины. В момент их наступления чело_
век способен испытать необыкновенный духовный
подъем, переживаемый как чувство единения со
всей Вселенной и общности со всем Человечеством.
7. Их отличает также демократичность в общении и
готовность учиться у других.
8. Такие люди хорошо различают добро и зло и их
поведение соответствует самым высоким нрав_
ственным критериям. Поэтому они — хорошие
друзья и верные товарищи.
9. Самоактуализирующиеся, т. е. творческие, люди
обладают хорошим чувством юмора, но они никог_
да не считают смешной чьи_либо ущербность или
невзгоды.
10. Они способны воспринимать себя «Гражданами
мира», ощущая сильнее свою сопричастность со
всем Человечеством в целом, нежели со своей соб_
ственной страной.
По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся
личности составляют в обществе очень незначитель_
ную часть населения — всего один процент, но имен_
но они представляют собой воплощение движущих сил
развития любого общества.
Препятствием для самоактуализации выступает
страх человека перед своими возможностями, который
А. Маслоу назвал «комплексом Ионы». Этот ветхозавет_
ный пророк отказывался от выполнения поручения
Бога, пытался избегать ответственности пророчества,
за что Бог наказал его и послал ему массу бед и несча_
стий. Тоже самое, по мнению А. Маслоу, происходит с
теми, кто пытается избежать использования своих спо_
собностей в полной мере, предпочитая безопасные ва_
рианты жизненного пути, не требующие максималь_
ного развития и проявления своих потенциальных воз_
можностей. Таких А. Маслоу серьезно предупреждал:
«Если вы намеренно собираетесь быть меньше, чем вы
можете быть, я предупреждаю вас, что вы будете не_
счастны всю оставшуюся жизнь».
Для того чтобы стать самоактуализирующейся
личностью, А. Маслоу полагает необходимым придер_
живаться следующих принципов поведения.
1. Найти и иметь любимое дело или занятие. Спо_
собность к глубокому переживанию во время за_
нятия интересным делом человек забывает про
себя и про свои комплексы. Именно в этот момент
он реализует себя как личность.
2. Выбирать продвижение, а не отступление перед
новой и малоизвестной ситуацией. Если страх дви_
жет человека к большей безопасности и защите,
то выбор неизвестного нередко означает личност_
ный рост и расширение возможностей.
3. Уметь прислушиваться к голосу внутреннего «Я».
Мы часто склонны прислушиваться скорее к мне_
нию родителей, учителей, разного рода начальни_
ков, чем к самим себе, а это отдаляет нас от само_
актуализации. Смелость быть самим собой, иметь
мужество жить своим умом — эта мысль перекли_
кается с идеями Демокрита.
4. Уметь брать на себя ответственность. Это озна_
чает обращение к самому себе, когда человек хо_
чет получить ответ по спорному вопросу. Но часто
люди избегают такого ответа, защищаясь при этом
фразой «Я сомневаюсь». Всякий раз, пишет Мас_
лоу, когда человек берет на себя ответственность,
он самоактуализируется.
5. Стремиться быть нонконформистом. Чтобы вы_
сказать честно свое мнение, человек должен уметь
быть независимым от мнения других. Быть смелым
$____ __ :______ ________4 _______
,+_
(__) *_ _________ ______________ ________
,+_
вместо того, чтобы бояться, — если психолог не
умеет научить этому пациентов, он может прекра_
щать свою деятельность. Человек не сумеет сделать
свой жизненный выбор, пока не начнет прислуши_
ваться к самому себе, к собственному «Я» в каждый
момент своей жизни, чтобы спокойно сказать: «Нет,
мне это не нравится».
6. Стремиться к совершенству. Самоактуализация—
труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что чело_
век хочет сделать. Человек должен быть всегда
первоклассным специалистом, или настолько хо_
рошим, насколько он может им быть. Стать второ_
степенным специалистом — это неподходящий
путь для самоактуализации.
7. Быть открытым высшим переживаниям экста
тического характера в момент общения с искус
ством, природой, истиной. Это — редкие и пре_
красные мгновения, которые невозможно ни
купить, ни гарантировать, но которые несут в
себе смысл жизни.
8. Разоблачать собственную психопатологию, что
означает способность отказываться от психологи_
ческих защит и открыто познавать себя. Преодоле_
ние психологических защит вместе с тем означает
и обретение человеком самого себя.
Говоря о значении самоактуализации в жизни че_
ловека, А. Маслоу говорил и о том, что оно связано с
так называемым «бытийным» сознанием, которое при_
нимает мир и его людей такими, какие они есть, не пы_
таясь при этом их переделывать. В противоположность
этому типу существует также сознание «дефицитар_
ное», в котором окружающий мир рассматривается
индивидом как средство для выживания и удовлетво_
рения потребностей. Если бытийная любовь в природе
будет проявляться в бескорыстном наслаждении ее кра_
сотой, наблюдении за ее живой жизнью, то дефици_
тарная любовь будет проявляться в ее прагматическом
использовании — в лучшем случае, в срывании цветов
и устроении из нее букетов, в худшем — в ее хищни_
ческом истреблении и загрязнении.
Самоактуализирующиеся люди синергичны, т. е.
способны кооперироваться и сотрудничать с другими
людьми, помогая им в достижении их целей. В этом
случае общая энергия превышает простую сумму от_
дельно взятых энергий каждого человека. Они способ_
ны к сорадованию и великодушию, что проявляется в
их умении делиться всем, что у них есть, с другими.
Можно с успехом охотиться в одиночку и делить
свою добычу только с членами своей семьи. Но прине_
сет ли это счастье? Ведь в этом случае успех одного
обернется поражением другого. Это можно наблюдать,
по мнению А. Маслоу, в обществах с низким уровнем
синергии, и люди в них обуреваемы подозрениями,
страхами и тревогами. В обществах с высокой социаль_
ной синергией, в которых добыча делится на всех, каж_
дый охотник выигрывает от успеха другого. Как указы_
вала социолог Рут Бенедикт, чьи идеи оказали блоьшое
влияние на Маслоу, в таких обществах люди более сча_
стливы, более здоровы и более гармоничны по сравне_
нию с теми, в которых уровень синергии низкий.
Все эти положительные качества личности созре_
вают во времени и к определенному сроку, в среднем—
к 35–40 годам. У представителей художественного
творчества этот расцвет может наступить много рань_
ше, например, у музыкантов_исполнителей — к 23–
25 годам, у актеров — к 30 годам. До этого срока худо_
жественно талантливый человек может воспринимать_
ся окружающими только как хороший профессионал,
но не как зрелая личность.
Яблоко даже самого лучшего сорта в пору созрева_
ния, еще зеленое, будет на вкус кислым и вяжущим. Но
то же самое яблоко, созревшее к сроку, подарит любо_
му гурману самую изысканную гамму вкусовых ощу_
щений. Таков же и незрелый в духовном плане чело_
век. Общение с ним приносит мало радости. Общение
же со зрелым в социальном и профессиональном пла_
не человеком — истинное наслаждение, потому что в
нем гармонично сочетаются духовные сила, ум, добро_
та и красота.
Мы дополним представление А. Маслоу о лично_
сти человека, находящегося в расцвете всех своих сил,
следующими характеристиками.
·Вера — в свои силы, в свою семью, в своих друзей,
в свою профессию, в то, что жизнь, несмотря ни на
какие трудности, заслуживает интереса и деятель_
ного к ней отношения.
$____ __ :______ ________4 _______
,+!
(__) *_ _________ ______________ ________
,+
·Надежда и оптимизм — убежденность человека в
том, что его усилия не останутся втуне и не пропадут
даром, что за сегодняшним, быть может, нелегким,
днем придет другой, более светлый и радостный.
·Любовь — зрелый человек испытывает любовь ко
всему живущему, его любовь подобна солнцу,
оживляющему все вокруг и несущему с собою свет.
·Трудолюбие и творчество — желание выразить
себя в каком_либо деле и делать свое дело хорошо.
·Снисходительность — способность прощать близ_
ким их недостатки.
·Сотрудничество — желание и умение вступать в
деловые контакты для достижения общественно
полезных целей.
·Верность — умение держать данное обещание и
быть надежным партнером в личных и деловых
контактах.
·Уверенность — умение пользоваться накопленны_
ми умениями, знаниями и навыками в трудной си_
туации.
·Уникальность — ясное ощущение и понимание
того, что другого такого человека на земле нет.
·Принятие себя — вступление в зрелость сопро_
вождается принятием себя таким, какой ты есть.
Человек начинает смиряться со своими не_
достатками и перестает себя казнить за то, что он
не стал лауреатом государственной или какой_либо
еще престижной премии или что его талия не со_
ответствует общепризнанным стандартам.
%___ >_ =_____
Зрелый человек обладает возможностью удовлет_
ворять пять основных потребностей экзистенциально_
го существования, о которых говорил Эрих Фромм.
1. Потребность в установлении связей. Чтобы быть
счастливым, в этом мире надо за что_то нести ответ_
ственность и о ком_то или о чем_то заботиться, прини_
мать участие в чьей_то жизни. Если эта потребность не
удовлетворяется, люди становятся эгоистами, озабо_
ченными только своими личными интересами. Здесь
можно было привести много примеров того, как семей_
ные и дружеские связи помогали многим художникам
преодолевать многочисленные трудности творческого
пути.
С другой стороны, талантливый художник, добив_
шиейся успеха, может заболеть нарциссизмом, и это
будет губительно для его таланта.
2. Потребность в преодолении. Процесс саморе_
ализации связан с большим количеством трудностей
как материального, так и социально_психологическо_
го характера. Творчески зрелый человек достаточно
легко преодолевает животную природу, которая чаще
всего коренится в таких общечеловеческих пороках,
как лень и жадность. Он становится активным и твор_
ческим созидателем своей собственной жизни. Твор_
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 342; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!