Модель развития творческой личности в процессе 3 страница



жение гуляющего человека — не принимается во вни_

мание.

7. Развитие семантического (содержательного)

видения. Задание — для какого_либо символа приду_

мать несколько различных профессий или работ так,

чтобы данный символ их обозначал. Например, светя_

щаяся электрическая лампочка может символизировать

профессию инженера_электрика, ночного рабочего,

миссионера. Другие задания — раскрытая книга, све_

ча, крест, камень.

8. Кружки и овалы. Невербальный тест на выявле_

ния образной гибкости, беглости и оригинальности.

Учащимся предлагаются листы бумаги с 20 кругами и

20 овалами. Надо дорисовать различные предметы или

образы, вызванные ассоциациями с этими кругами.

8_________                                                                                        _______ 8_______

Другой известный американский психолог, Эллис

Торренс, определял креативность как чувствительность

человека к различным проблемам, к пробелам в знани_

ях, к смешению разноплановой информации, к дисгар_

монии окружающей среды. Творческий человек опре_

деляет эти проблемы, ищет их решение, выдвигает пред_

положения и гипотезы о возможных решениях,

проверяет и опровергает эти гипотезы. Он пытается

избежать общепринятых и очевидных решений и про_

веряет свои догадки, пока не найдет нужного решения.

1.«Неполные фигуры». Даются фигура из прямых

или волнообразных линий. Предлагается их дополнить

таким образом, чтобы получились различные предме_

ты или рисунки, желательно необычные. После этого

надо дать своему рисунку название.

2.«Воображаемые небылицы». Задание — сочинить

рассказ о поведении животного или человека с каки_

ми_либо отклонениями, Например, про собаку, которая

не лает; про человека, который всегда плачет; про льва,

который всегда смеется, про обезьяну, которая летает.

Джанни Родари использовал этот прием при разработ_

ке своего творческого задания, названного им «Бином

фантазии».

3.«Последствия». «Что произойдет, если:

·постоянно будет идти дождь;

·люди перестанут умирать;

·люди смогут жить под водой;

·человек станет невидимым;

·обезьяны тоже станут разумными существами;

$____                                                                                                   __ :______ ________4                                                                                          _______

,"!

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,"

·земля вдруг остановится;

·все горы вдруг превратятся в сахарные;

·если у тебя вдруг вырастут крылья;

·солнце перестанет заходить за горизонт;

·если оживут все сказочные герои;

·сила земного притяжения вдруг уменьшится на_

половину?

______'                                                                                                ______

Ниже предлагаются творческие задания, разрабо_

танные автором на основе развития идей Гилфорда и

Торренса (как варианты тех заданий, которые были

приведены выше). Могут выполняться как индивиду_

ально, так и в группе.

1. Нарисуй пословицу. Одна из команд предлагает

другой пословицу (сообщает ее одному из участников

другой команды). Этот участник изображает послови_

цу на доске с помощью рисунка, в котором каждое

слово отображается отдельным символом. Его команда

должна отгадать пословицу за 1 минуту, задавая толь_

ко такие вопросы, на которые стоящий у доски отвеча_

ет «да» или «нет».

2. Что на что похоже. Один из участников первой

команды выходит из класса. В это время вторая коман_

да загадывает простое слово. Затем игрок возвращает_

ся. Оставшиеся в классе участники из первой коман_

ды предлагают свои ассоциации с загаданным словом.

Задача игрока — угадать заданное слово. Например:

предмет гибкий, но не живой, кожаный, но не всегда

(Ремень).

3.Басни. Зачитывает малоизвестная басня в прозе.

Командам дается по 10 минут для того, чтобы приду_

мать три концовки басни — назидательную, юморис_

тическую и печальную.

4.Перевоплощения в вещь. Один из участников по_

лучает указание от ведущего перевоплотиться в опре_

деленную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью,

погрузиться в ее мир, ощутить ее характер. Он начина_

ет двигаться соответствующим образом и от лица этой

вещи рассказывать о том, как она живет, что делает и

что чувствует. Члены группы высказывают свое мнение

о том, насколько удачно был образ воплощен.

5. Метафорическое сравнение себя и своей жизни

с чемлибо(животным, домашним инструментом, ме

белью, цветком, временем года, кулинарным блюдом

и т. д). Например, «Я как лошадь все время пашу, что_

бы другим было хорошо». Или « Моя жизнь совершен_

но пресная, как дистиллированная вода, без вкуса, за_

паха и остроты». «Мой муж похож на отбойный моло_

ток, потому что он постоянно мне о чем_то талдычит».

6. Анекдоты. Зачитывается первая часть анекдота.

Надо придумать свое окончание анекдота и затем срав_

нить его с оригиналом.

7. Расшифровка аббревиатур. Задание — расшиф_

ровка сокращенных названий министерств, вузов или

же придумывание предложений на четыре или пять

произвольных букв. Например «МГУ — Молодежь Гу_

бит Учеба» или «Москва Гудит Ульем».

Все предлагаемые задания оцениваются по следу_

ющим параметрам:

– «Беглость» — за общее количество предложенных

вариантов решения задачи.

– «Гибкость» — в зависимости от перехода из одно_

го класса объектов в другой, способности выделить

новую функцию предмета и предложить его новое

использование.

– «Оригинальность» — за его необычность реше_

ния задачи, выходящего за пределы обычных пред_

ставлений.

– «Разработанность» — законченность решения и

наличие в нем интересных деталей.

/_______

1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психоло_

гия мышления. М.: Прогресс, 1969.

2. Стенберг Р., Григоренко Е. Учись думать творче_

ски. 12 теоретически обоснованных стратегий обу_

чения творческому мышлению // Основные совре_

менные концепции творчества и одаренности. М.,

1997.

3. Торшина К. А. Современные исследования пробле_

мы креативности в зарубежной психологии // Во_

просы психологии. 1998. № 4.

,,+

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,,"

дийца ежедневном «туалете актера». Работу с ними он

начинал с проведения специального 15_минутного тре_

нинга, направленного на развитие внимания, воображе_

ния, памяти. Подобный тренинг должен стать непремен_

ным спутником каждого начинающего художника, будь

он будущий актер, танцор, музыкант, художник или

писатель. Искоренение вредных привычек в виде мы_

шечных зажимов и приобретение новых, полезных и

необходимых навыков, развитие психической гибкости

и отзывчивости составляют главную цель такого тренин_

га. По этому поводу в книге «Работа актера над собой»

К.С. Станиславский писал: «Мало зажить искренним

чувством, — надо уметь его выявить, воплотить. Для

этого должен быть подготовлен и развит весь физичес_

кий аппарат. Необходимо, чтобы он был до последней

степени чуток и откликался на всякие подсознательные

переживания и передавал все тонкости их, чтобы де_

лать видимым и слышимым то, что переживает артист.

Под физическим аппаратом мы подразумеваем хорошо

поставленный голос, хорошо развитую интонацию,

фразу, гибкое тело, выразительные движения, мимику».

Уровень развития психических познавательных

процессов личности, куда входят ощущения, восприя_

тия,мышление, память и воображение, самым непо_

средственным образом влияет на способность челове_

ка к творческим действиям. Чем лучше развиты все пе_

речисленные познавательные процессы, тем больше

вероятность того, что продукт творчества будет иметь

какую_то ценность. Поэтому в психологии и педагоги_

ке любого вида творчества развитию познавательных

процессов придается большое значение.

"_                                                                                                          ________

Одной из основ любой успешной профессиональ_

ной деятельности является предельное внимание че_

ловека к тому, что он делает в настоящий момент.

Внимание — это психическое состояние, которое

характеризуется полной концентрацией всех психи_

ческих и физических сил на выполняемом действии.

Всякая сложная деятельность, и в первую очередь твор_

ческая, невозможна без хорошо развитого управления

своим вниманием.

_____ __2___

___!____$!________________

___ ____!

_"____3

_______$_____/_!_!___-_&___ _)___&

_______________4____ __________

 !/_____

Формирование личности артиста и художника свя_

зано с освоением тех способов деятельности, при помо_

щи которых создается художественный образ. Поэтому

тем, кто хочет стать служителем муз, придется много и

настойчиво работать над совершенствованием своего

таланта. Специальные знания, умения и навыки в каж_

дом виде искусства сами по себе еще не создают худо_

жественный шедевр, но они необходимы, чтобы прибли_

зиться к возможностям его создания. Для того чтобы

этими знаниями, умениями и навыками овладеть в до_

статочном объеме, надо параллельно развивать органы

чувств и те психические познавательные процессы,

которые развиваются на их основе. Совершенствование

всех чувств — слуха, зрения, осязания, обоняния, вку_

са — и развитие на их основе ощущений, восприятий,

мышления, памяти и воображения — то предваритель_

ное условие, без которого не может состояться ни один

Художник.

К сожалению, в сегодняшних программах по под_

готовке в вузах культуры и искусств будущих артистов

различной специализации отсутствуют специальные

психологические методики, направленные на развитие

их психических и психотехнических способностей.

Поэтому приводимые в этом разделе упражнения пред_

назначены главным образом для самостоятельной ра_

боты будущих мастеров различных искусств.

К.С. Станиславский, работая с молодыми актерами,

постоянно говорил им о необходимом для каждого сту_

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,,_

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,,,

Строго говоря, внимание не относится к сфере

психических познавательных процессов. Но оно —

важнейшее условие, без которого полноценная работа

этих процессов (и соответственно эффективность дея_

тельности) оказывается невозможной.

Концентрация внимания на созерцаемом предме_

те позволяет творческому человеку увидеть в жизни то,

мимо чего проходят обычные люди, не замечая красо_

ты в повседневном существовании. Например, худож_

ник Моне увидел английские туманы в розовой палит_

ре, хотя все жители Лондона ранее видели их только

серыми. Писатель Александр Грин смог увидеть в

Севастополе волшебный город Зурбаган, который он

описал в повести «Алые паруса».

Сосредоточенность внимания во время публично_

го выступления целиком на художественном образе, а

не на оценке экзаменационной комиссии или публики

увеличивает стрессоустойчивость исполнителя.

Г.Г. Нейгауз так описал свои впечатления от игры

своего знаменитого учителя — пианиста Леопольда

Годовского: «Было восхитительно смотреть на эти не_

большие, как бы выточенные из мрамора, удивительно

красивые руки и наблюдать, с какой “простотой”, лег_

костью, гибкостью, логикой, я бы сказал, “мудростью”

они выполняли сверхакробатические задачи. Главное

впечатление: все просто, естественно, красиво и не стоит

никакого труда. Но переведите ваш взгляд с рук на его

лицо. Невероятная сосредоточенность, напряженней_

шее внимание; глаза с опущенными веками, в рисунке

бровей, в очертаниях лба выражение мысли, огромной

сосредоточенности. Тут вы сразу соображали, как доро_

го стоит эта кажущаяся легкость, простота; какая гро_

мадная духовная энергия нужна для ее создания»1.

Точно так же, как для того, чтобы сварить обед или

расплавить какой_нибудь металл, нужна соответству_

ющая температура, в коре головного мозга психичес_

кие процессы могут протекать нормально только при

необходимой для этого силе их напряжения. Внимание

обеспечивает ту необходимую «температуру» нервно_

психических процессов, когда восприятие, ощущение,

мышление и память начинают работать так, что обра_

зование необходимых условных рефлексов и актуали_

зация прошлого опыта протекают наиболее успешно.

Слабая концентрация внимания не способен на это.

Выполняющие сложнейшие трюки в кино каскаде_

ры чаще всего получают тяжелые увечья и гибнут не

на трудных, а на легких трюках. Это становится понят_

ным, если исходить из недостатка мобилизации вни_

мания. Трагедия происходит из_за неполного включе_

ния нужного двигательного стереотипа, чему причи_

ной недостаточная концентрация внимания.

При напряженном и сосредоточенном внимании

происходит активная перестройка всех физиологиче_

ских функций человека: учащается пульс, изменяются

влажность кожи и ее электрическое сопротивление

(оно падает, что увеличивает скорость прохождения не_

рвного импульса по нервным волокнам), изменяется

также биохимический состав крови, повышается элек_

трическая активность мозга. Эта внутренняя мобили_

зация не всегда сопровождается активными внешни_

ми движениями. Скорее наоборот: чем человек внима_

тельнее, тем более скупы его внешние движения.

Физиологи открыли в лобных долях коры головного

мозга наличие особых нейронов внимания. Электричес_

кий потенциал лобных отделов мозга при напряженном

внимании повышается, чего не обнаруживалось на ос_

тальных участках коры. Но лобные доли, как известно,

отвечают и за речевую деятельностью. Потому простая

речевая инструкция учителя своему ученику «Будь вни_

мательным» во время выполнения им какого_либо зада_

ния повышает концентрацию внимания и ведет к боль_

шей результативности работы. С физиологической точ_

ки зрения внимание представляет собой активизацию

определенного участка коры головного мозга, находя_

щегося в лобных долях. Поэтому его регуляция может

осуществляться при помощи речевой инструкции.

Напряженному и сосредоточенному вниманию

противостоит рассеянное внимание, когда человек не

может сосредоточиться на объекте своей деятельности.

При рассеянном внимании ощущения и восприятия

отличаются смутностью, процессы мышления проте_

кают медленно и с ошибками, движения выполняются

неаккуратно и смазанно.

1 Цит. по: Бирмак А. О художественной технике пианиста. М.,

1973. С. 42–43.

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,,_

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,,_

В современной психологии существует термин,

именуемый «синдром дефицита внимания». Его отно_

сят к детям, которым не удается длительно сосредота_

чивать свое внимание на каком_либо предмете. Такие

дети отличаются повышенной возбудимостью, беспо_

койством и драчливостью. Из_за этого они оказывает_

ся малоуспешным в обучении. Специальными упраж_

нениями психическую функцию внимания можно скор_

ректировать.

Внимание очень тесно связано с наблюдательно_

стью и способностью замечать тончайшие особеннос_

ти в наблюдаемом объекте.

Вот как эти свойства внимания описаны в повести

английского писателя Редьярда Киплинга «Ким».

Мальчик Ким пришел на обучение к учителю Лур_

гану. Лурган взял из ящика горсть драгоценных каме_

ней, выложил их на стол и попросил Кима смотреть на

них столько, сколько он хочет, а потом проверить,

сможет ли он вспомнить то, что увидел. При опыте

присутствовал мальчик_индус, который уже прошел

курс обучения. После того как Ким сказал, что он все

запомнил, старик накрыл камни бумагой, а маленький

индус что_то записал. Потом Ким начал вспоминать.

— Под бумагой пять синих камней... один большой,

один поменьше и три маленьких. Четыре зеленых кам_

ня, один с дырочкой; один желтый камень, прозрачный,

и один похожий на трубочный чубук. Два красных

камня и... и... я насчитал пятнадцать, но два позабыл.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 318; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!