Модель развития творческой личности в процессе 7 страница



,_

вашего зрения. Начинайте их рассматривать и пе_

речисляйте их (вот полки с книгами, вот фотогра_

фии, вот музыкальный центр, вот шторы и т. д.)

Затем остановитесь на каком_либо предмете, на_

пример, авторучке, и начинайте просто разгляды_

вать ее, не называя, а просто созерцая.

2. Теперь закройте глаза и прислушайтесь к звукам,

которые вы можете услышать. Что вы в них слы_

шите — гул проезжающих машин, отголоски раз_

говоров, чьи_то шаги, еще что_то? Далее перемес_

тите ваше внимание на звуки, идущие из вашего

тела. Слышите ли вы биение своего сердца? Свое

дыхание или урчание живота?

3. Теперь, снова закрыв глаза, сосредоточьтесь на

обонянии и запахах, которые вы вдыхаете. Чем пах_

нет воздух, которым вы дышите? Достаточно ли он

свеж? Чем пахнут ваши руки, кожа? Есть ли запах

пыли или какой_нибудь еще у книг, которые вы чи_

таете?

Попробуйте представить аромат ваших любимых

цветов или духов. Погрузитесь в него с чувством

наслаждения и умиротворения.

4. Теперь переходите ко вкусовым ощущениям. Ка_

кие ощущения сейчас у вас во рту? Положите в

рот кусочек яблока или немного варенья. Какие

ощущения вы испытываете? Что вы ощутили, ког_

да стали проглатывать пищу? Какие новые ощу_

щения появились в животе после этого?

5. Далее перейдите к ощущениям, связанным с ды_

ханием. Сейчас вы дышите ровно? Или в вашем

дыхании есть какие_то задержки? Вы дышите жи_

вотом или грудью? А может быть вы дышите толь_

ко при помощи ключичного дыхания? Какая фаза

длиннее — вдоха или выдоха? До конца ли вы

выдыхаете при выдохе? Как ведут себя плечи при

вдохе — они спокойны или немного поднимаются?

6. Теперь займемся тактильными ощущениями. Сно_

ва закройте глаза и сомкните ладони. Какие они на

ощупь? Сухие или влажные? Теплые или холодные?

7. Правой рукой проведите по левой стороне своего

тела, ощупывая его. Какой она воспринимается —

светлой или темной? мужественной или женствен_

ной? рассудочной или эмоциональной?

шавая гармония», или аккорд, «благоухающий аро_

матами роз».

У художников для развития тонкости зрительных

ощущений могут использоваться такие приемы, как:

– разбивка одного цвета на несколько составляю_

щих, которые образуют постепенный переход, на_

пример, от темно_синего цвета до светло_голубого.

25–30 оттенков одного и того же цвета являются

хорошим результатом;

– определение пропорций составляющих простых

цветов в сложных смешениях цветов;

– сравнение нескольких разных по длине линий,

кругов и овалов, чьи параметры отличаются друг

от друга все меньше.

У танцоров двигательные и мускульные ощущения

могут быть развиты в следующих упражнениях:

– в процессе статических упражнений на растяжки

и прогибы;

– в создании «скульптурных композиций», выража_

ющих определенное настроение, и фиксации вни_

мания на нужных для этого мышечных ощущениях;

–в процессе подчинения своих движений ритму

музыки;

–в процессе хореографического выражения эмоцио_

нального содержания музыкальных и поэтических

произведений, а также художественных картин;

–в процессе импровизации танца на заданный об_

раз или музыкальную тему;

–в процессе выполнения упражнения «Стоп» и фикса_

ции мышечных групп, участвующих в создании позы.

C#________                                                                                        __ _______ _6_6___4

Данное упражнение взято из практики гештальт_

терапии, в основе которой лежит четкое осознание сво_

их ощущений.

Заранее приготовьте:

·несколько ароматических веществ — цветы или

духи.

·кусочки яблок, клубники, персиков или любых

других фруктов.

1. Осмотритесь вокруг себя и обратите внимание на

все вещи и предметы, которые находятся в поле

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,_"

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,_+

мать окружающий мир — взглядом, слухом или

телесными ощущениями?

18. Запомните ваши ощущения, откройте глаза и

осмотритесь. Что изменилось после выполнения

этого упражнения?

Несколько комментариев к приведенному упраж_

нению.

Согласно исследованиям американских психоло_

гов, правши воспринимают левую часть своего тела как

женственную, темную и интуитивную, а правую — как

ясную, мужественную, рациональную.

Любимый способ связи с окружающим миром че_

рез конкретный орган чувств является одновременно

и наиболее психотерапевтичным. Поэтому для визуа_

листа наиболее подходящим средством оздоровления

будут занятия рисунком и живописью, для аудиста —

общение с музыкой, для кинестетика — занятия двига_

тельными и статическими упражнениями, а также

танцами.

__#___'                                                                                                ___     #________

1. Какими модальностями определяются зрительные,

слуховые и тактильные ощущения?

2. Приведите пример сенсибилизации в художе_

ственном творчестве.

3. Приведите примеры синестезии в художественной

практике.

4. Опишите методы развития ощущения в различных

видах искусства.

5. Какие способы развития своих ощущений вы прак_

тикуете в своей собственной деятельности?

:____________                                                                                   ________

1. Запорожец А.В., Зинченко В.П. Восприятие. Движе_

ние. Действие // Познавательные процессы: ощу_

щения, восприятие / Под ред. А.В. Запорожца,

Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1982.

С. 50–80.

2. Плужников М., Рязанцев С. Среди запахов и зву_

ков. М., 1991.

3. Пекелис В. Твои возможности, человек. М., 1984.

4. Собчик Л.Н. Цветовой тест Макса Люшера. М., 1996.

8. Левой рукой проведите по правой стороне тела и

задайте себе те же самые вопросы. Сравните ваши

ощущения от правой и левой стороны вашего тела.

9. В заключение переходите к осознанию телесных

ощущений. Примите удобную позу (сидя или лежа).

Понаблюдайте за дыханием. Оно должно стать со_

вершенно спокойным. Повторите про себя: «Я вды_

хаю и выдыхаю, я вдыхаю и выдыхаю».

10. Ощущаете ли вы, как воздух входит через ноздри

и выходит? Ваши щеки сейчас прохладные или теп_

лые? Губы сведены или приоткрыты? Мышцы у

глаз свободны, или вы прищуриваетесь? Как ведут

себя скулы? Они сведены или разжаты?

11. Теперь прислушайтесь к сердцу, ощутите ритмы

его биения. В каких местах вашего тела они могут

еще отдаваться?

12. Далее мысленным взором пройдитесь по всему

телу. Начните с рук. Что вы ощущаете сейчас в

правой руке? Она напряжена или расслаблена?

В каком положении она находится? Ей удобно или

нет? То же самое проделайте с левой рукой.

13. Переведите внимание на шею и голову. Они в

удобном положении? Плечи. Что вы в них ощуща_

ете? Напряжение или спокойствие? Расслабьте их,

если в них есть напряжение.

14. Переведите внимание на грудь и живот. Им при_

ятно и хорошо? Внутри живота все спокойно?

Мысленно спускайтесь в область малого таза. Как

ведут себя сфинктеры? Напряжены или спо_

койны?

15. Переведите внимание на позвоночник. Мысленно

погладьте и помассируйте его руками. Почувствуй_

те, как по нему пошла энергия тепла. Ощутите ее

распространение по ногам — бедрам, икрам, ступ_

ням.

16. Теперь почувствуйте ваше тело как единое целое.

Поздоровайтесь с ним, скажите ему, «Это я. Я —

(назовите свое имя). Я здесь живу». Скажите сво_

ему телу, что вы его любите и будете о нем забо_

титься.

17. Теперь отдохните, припомните, работа с какими

ощущениями доставила вам наибольшее удоволь_

ствие? Как вам больше всего нравится восприни_

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,__

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,_,

ный танцовщик увидит гораздо больше неточностей в

танце, чем обыкновенный любитель.

Подобные умения и способности развиваются в

ходе эстетического и художественного воспитания и

формируются специальными педагогическими сред_

ствами.

В зависимости от того, как артист и художник ви_

дит окружающий мир, так он его потом и воспроизво_

дит. Именно своей непохожестью в восприятии мира

и интересен своим почитателям художник, дающий

иное видение и переживание мира. Знакомство публи_

ки с иным взглядом на мир, который предлагает ей

артист в своем художественном творчестве, расширя_

ет ее духовные возможности и открывает новые гори_

зонты для духовного роста, что всегда воспринимается

любым человеком как величайшее благо.

Важной характеристикой восприятия является его

избирательность, которая зависит как от свойств лично_

сти, так и от профессиональных интересов человека.

Так, при встрече с другими людьми подозритель_

ный человек будет воспринимать в другом какой_либо

подвох, великодушный — положительные качества.

Хореограф будет обращать внимание на осанку и ко_

ординацию движений, художник будет смотреть на

выражение глаз и форму лица. Голодный человек бу_

дет воспринимать окружающие запахи иначе, чем

сытый.

Еще И.П. Павлов делил людей в зависимости от

преобладания в их деятельности первой или второй

сигнальной системы на «мыслителей» и «художников».

У мыслителей преобладала вторая сигнальная систе_

ма, и их преимущество — в рациональном описании и

объяснении мира. У художников преобладает первая

сигнальная система, и их сильная сторона — способ_

ность к образному отражению мира в форме произве_

дения искусства.

Очень интересными в области общей психологии

оказались эксперименты по изучению установки на

восприятие, или апперцепции. Под этим в психологии

понимается особая готовность и предрасположенность

человека предвосхищать и воспринимать события,

которые его ожидают. Эта готовность во многом обус_

лавливает характер и содержание воспринимаемого.

__                                                                                                          ___#_____

Если ощущения представляют собой отражение

отдельных свойств предметов при непосредственном

контакте с ними, то в восприятии отражаются все свой_

ства предмета. Поэтому мы воспринимаем яблоко не

как красный или желтый шар, который можно сначала

понюхать, потом разрезать и попробовать на вкус. Мы

воспринимаем его как нечто целое, что мы и называем

яблоком.

Важнейшими свойствами восприятия являются:

предметность, осмысленность, целостность, структур_

ность, константность. Все эти понятия обозначают, что

когда мы что_то воспринимаем, мы можем:

– отнести это к определенному классу предметов;

– понять назначение данного предмета (вот стол, на

нем едят);

– усвоить, что каждый предмет имеет свою опреде_

ленную структуру (стол отличается от стула своей

структурой);

– константность восприятия будет заключаться в том,

что мы будем узнавать и определять один и тот же

предмет, несмотря на изменение его параметров в

органах чувств. Мы узнаем одну и ту же мелодию,

будь она сыграна на контрабасе, флейте или ли_

таврах.

Восприятие всегда организуется в целостные фор_

мы. Если мы увидим часть лица, то без труда дорисуем

его до нужной завершенности, если услышим отрывок

музыкальной фразы, то мы можем как логически, так

и неосознанно довести ее до требуемого завершения.

Так же как и ощущения, восприятия делятся на

слуховые, зрительные, вкусовые, тактильные и обоня_

тельные. Так же как и внимание, восприятие бывает

произвольным и непроизвольным.

Непроизвольное восприятие осуществляется как бы

само собой, без специальных усилий. Произвольное, или

преднамеренное, восприятие специально организовано,

целенаправлено и развивается в процессе специально

организованной деятельности. Поэтому глаз художника

видит гораздо больше и точнее глаза обычного челове_

ка, а слух музыканта улавливает гораздо больше оттен_

ков звуков, чем слух простого человека. Профессиональ_

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,__

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,__

жающего мира, в том числе и художественных произве_

дений, зависит от ожиданий, установок и ценностных

ориентаций человека, которые он приобретает в процес_

се своего жизненного опыта, общаясь с другими людь_

ми. Наше восприятие редко бывает непосредственной

реакцией на то, что мы видим и слышим. Между объек_

том и нашей реакцией на него находится своеобразный

магический кристалл, который психологи называют

тезаурусом. Этот тот магический кристалл, содержащий

опыты нашей быстротечной жизни, который по_своему

преломляет все, что мы воспринимаем.

Американский социальный психолог П. Фарнсу_

орт предлагал в разных группах испытуемых прослу_

шать одно и то же музыкальное произведение Буксте_

худе, одного из современников Баха. Музыка этого

композитора по стилю очень похожа на музыку Баха,

и поэтому отличить ее на слух может только очень

опытный профессионал. Предлагая слушателям про_

слушать произведение Букстехуде, в одном случае

П. Фарнсуорт приписывал авторство произведения

Баху, а в другой раз, в другой аудитории, — Букстеху_

де. Когда авторство приписывалось Баху, испытуемые

давали произведению гораздо более высокую оценку,

и оно им нравилось больше. Слушатели хотели и ожи_

дали получить художественное впечатление. И они

получали то, что ожидали.

Даже то, на каком языке говорит человек, влияет

на его восприятие. Именно поэтому для русского чело_

века собака лает «гав_гав», для немца она лает «вау_

вау», для англичанина — «бау_бау», а для китайца —

«ванг_ванг». Наши русские кошки мяукают, а для

жителей острова Тайвань они издают звук «инаго_ина_

го». Для японца мышь пищит «суэ_чуэ», а паровоз сви_

стит так же, как на Руси гогочут гуси, т. е. «го_го_го».

На основе этих закономерностей восприятия пси_

хологи разработали специальные тесты, которые пред_

ставляют собой серии картинок двойственного содер_

жания. Когда человека просят описать, что он видит на

данной картинке, то, сам того не замечая, он начинает

рассказывать психологу о своих собственных мыслях

и чувствах.

Когда автор этих строк показывал в обычной музы_

кальной школе одну из таких картинок, на которой был

1 См. об этом: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

С. 96.

Задолго до того, как мы реально начинаем что_то

воспринимать, в нашем сознании формируется неко_

торая модель того, что мы ожидаем услышать или уви_

деть. И очень часто большинство людей видит и слы_

шит не то, что есть на самом деле, а то, что согласуется

с их установкой, перцептивной гипотезой, или с ап

перцепцией.

В эксперименте известного американского пси_

холога Джерома Брунера двум группам детей, одной—

из богатых семей, а другой — из бедных исследова_

тель предлагал на глаз определять размеры различных

монет. Для этого на экране диапроектора надо было

менять диаметр светлого кружочка, придавая ему ве_

личину той монеты, о которой говорил эксперимента_

тор. В результате выяснилось, что дети из бедных се_

мей гораздо чаще по сравнению с детьми из богатых

семей преувеличивали размер той монетки, о которой

говорил экспериментатор. Этот факт Брунер объясни_

ло тем, что дети из бедных семей постоянно озабочены

мыслями о деньгах и поэтому для них небольшая мо_

нетка в 10 центов кажется очень большой. Поэтому они

и преувеличивали ее размер на экране диапроектора.

Другой американский психолог Джеймс Бэгби

исследовал зависимость восприятия от того типа куль_

туры, в которой вырос данный человек. Дж. Бэгби из_

готовил несколько пар диапозитивов для просмотра их

через стереоскоп. С одной стороны изображения он

помещал картинку, хорошо знакомую большинству мек_

сиканцев — бой быков, темноволосая девушка., мекси_

канский крестьянин. С другой стороны он помещал

изображение объекта, хорошо знакомого большинству

американцев — игра в бейсбол, девушка_блондинка,

американский фермер. Фотографии были похожи по

форме, композиции, распределению света и теней.

И хотя некоторые испытуемые заметили, что перед

ними две разные картины, но в большинстве случаев

американцы описывали свой родной сюжет, а мекси_


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!