Модель развития творческой личности в процессе 9 страница



гося советского музыковеда Ивана Ивановича Соллер_

тинского оставил нам писатель и литературовед Ирак_

лий Андроников. В своих рассказах он вспоминал, как

И. Соллертинский, бегло просмотрев какую_нибудь не_

знакомую книгу, мог затем произнести ее вслух наи_

зусть. Он мог, например, ответить на каверзный вопрос,

какой текст напечатан внизу на двести двадцатой стра_

ницы второго тома сочинений Гоголя в последнем изда_

нии его сочинений. Благодаря своей памяти, к которой

невозможно было подобрать соответствующего по ее

масштабу эпитета, И. Соллертинский был не только

выдающимся музыковедом, он еще читал лекции по

истории театра, литературы, по истории и теории ба_

летного искусства. Помимо всего этого, он свободно

владел еще двумя десятками языков и был энциклопе_

дически образован в области философии, истории и

эстетики. — Эти обширные познания, — писал И. Ан_

дроников, — непрестанно умножаемые его феноменаль_

ной памятью и поразительной работоспособностью, не

обременяли его, не подавляли его собственной творче_

ской инициативы... Наоборот! От этого только обостря_

лась его мысль — быстрая, оригинальная, глубокая!»

1 Мацуев Д. Под тяжелую руку пианиста лучше не попадаться //

7 дней. № 42. 2005 г.

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,__

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,__

метке можно не волноваться, его знания будут усво

ены через желудок.

На самом деле память человека не может переда_

ваться таким прямым способом. Но наследование спо_

собностей к обучаемости на генетическом уровне, от

способных родителей к способным детям, на сегодняш_

ний день считается доказанным.

Наибольшее признание в современной психологии

получила физическая теория памяти. Согласно ее пред_

ставлению в мозге в процессе восприятия информа_

ции, которую необходимо запомнить, происходит не_

кое проторение нервных следов. Импульсы движутся

по группам нервных клеток, которые кодируют воспри_

нимаемый объект в виде пространственно_временной

структуры. Образование, сохранение и активизация

следов при воспроизведении составляют сущность

физической теории памяти. Этот вид памяти можно

сравнить с подобием лыжни, которую оставляет на

свежем снегу лыжник. По прошествию некоторого

срока след постепенно сглаживается, и для того чтобы

он снова стал четким, необходимо по нему пройти еще

раз. То же происходит и с нашей памятью. Ее проч_

ность зависит от повторения раз уже воспринятого.

По продолжительности закрепления материала

память делят на кратковременную, оперативную и дол_

говременную. Длительность кратковременно памяти —

2–3 с, оперативной — от 25 с до 1ч в зависимости от

того, сколько времени мы работаем в данный момент

с данным материалом. Долговременная память — про_

фессиональный и нравственный багаж личности, ко_

торый формируется в процессе обучения, воспитания

и жизненного опыта.

Разделяют память на такие подвиды, как произ_

вольную и непроизвольную. Первая зависит от соб_

ственных усилий человека, вторая не зависит. Непро_

извольно запоминаются те события, факты, мнения,

которые вызывают яркие переживания, как положи_

тельные, так и отрицательные.

B___'                                                                                                    __#________

То, что надо запомнить в годы освоения профессии,

часто оказывается тем, что надо запомнить надолго,

новавшие его переживания героев. Эти различия в за_

поминании будут вызваны особенностями памяти раз_

личных людей. В нашем примере у первого человека

будет слуховая память, у второго логическая, у третье_

го — двигательная, у четвертого — эмоциональная.

Последний вид памяти очень тесно связан с образным.

Эмоционально_образная память — это память на

ощущения и связанные с ними восприятия и представ_

ления. Она основана на обобщении многих анализато_

ров и включает в себя память зрительную, слуховую,

осязательную, обонятельную и вкусовую. Для предста_

вителей художественного творчества этот вид памяти

наиболее важен. Представляя в своем воображении

различные ситуации, связанные с событиями и персо_

нажами их произведений, писатели, художники, акте_

ры, композиторы могут переживать те же чувства, что

и их вымышленные герои.

8_____                                                                                                 #____

В современной психологии существует несколько

теорий, объясняющих природу памяти.

Первая из них — ассоциативная, которая объясня_

ла свойства памяти через наличие ассоциаций, т. е.

особых психологических связей между психическими

образованиями. Ассоциации бывают по смежности, по

сходству и по контрасту. Например, мы говорим «окно»,

и ближайшей ассоциацией с этим словом будет слово

«дом». Мы говорим «осень», и ассоциацией по смеж_

ности будет слово «зима».

Вторая теория памяти — биохимическая. Согласно

этой теории, во время запоминания происходит биохими_

ческое изменение структуры нейронов нервных клеток.

Немецкий физиолог Хельмут Хаген в одном из сво_

их экспериментов сформировал у земляных червей ус_

ловную реакцию на свет, т. е. обучил их. После этого

Х. Хаген этих червей высушил и скормил партии нео_

бученных червей. В результате эта вторая группа чер_

вей в последующем обучении нужные реакции на свет

формировала гораздо быстрее, чем первая группа. Эти

исследования породили множество журналистских

спекуляций, вроде того, что если съесть профессора на

ужин, то в день экзамена на следующий день об от

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,__

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,__

рые связаны с содержанием роли. Вот свидетельство

одной из опрошенных им актрис: «Заучить роль нельзя,

зубрежка вырабатывает штампы… творчески надо за_

поминать, внутренне жить этим надо, идти сюда к тек_

сту, к его запоминанию со всей внутренней жизнью…

Если линия психологических поворотов ясна, то все

запоминается само собой… Идешь иной раз по улице

и вслух произносишь отдельные места роли, ищешь,

как их надо сказать. Раз в “Европейской” в Ленингра_

де всю ночь соседям спать не давал. Громко заучивала,

но не текст запоминала, а хотела найти интонацию…

Каждый раз ставлю себе вопрос: что я делаю здесь?..

Это действие и служит основой для запоминания».

Другая актриса тот же принцип работы над запомина_

нием выразила так: «Не забочусь ни о самих словах,

ни о том, чтобы запомнить их, а стараюсь понять, что

делается в этом куске, понять состояние действующе_

го лица сейчас… Хотя не все, но многое и многое само

собой запоминается». А.А. Смирнов заключает: «Актив_

ность в процессе работы над ролью и активность са_

мого исполнения роли, самого ее содержания — тако_

ва двоякого рода активность, которая имеет здесь ме_

сто и служит основой для запоминания… без спе_

циальной работы по запоминанию»1.

Из экспериментов, проведенных А.А. Смирновым,

следует, что чем больше разнообразных действий мы

сможем предпринять с выучиваемым материалом, тем

больше у нас шансов его быстрее запомнить.

Основными способами запоминания в современ_

ной психологии считаются те, которые связаны с по_

ниманием заучиваемой информации, нахождением в

ней определенной последовательности и логики, вы_

делением смысловых единиц, несущих основную смыс_

ловую нагрузку, установлением межгрупповых связей.

Большими возможностями в запоминании распо_

лагает составление плана заучиваемого. Это проясня_

ет структуру текста и позволяет охватывать его сразу

и целиком. План разделяет материал на куски и фраг_

менты, к каждому из которых рекомендуется придумы_

вать свое название, отражающее его содержание. Да_

лее через название частей рекомендуется связывать

прочно и в большом объеме. Чаще всего многие учащиеся

стараются запомнить нужные сведения при помощи

простого повторения, помня о бессмертном наставле_

нии всех времен и народов: «Повторение — мать уче_

ния». Но, оказывается, можно повторить материал бес_

численное количество раз, но так его и не запомнить.

Знаменитый французский психолог Бинэ из ува_

жения к своей жене на протяжении 25 лет через день

читал с ней одну и ту же молитву — «Отче наш», со_

стоящую из 124 слов. При этом у него не было ни

цели, ни особого желания запоминать эту молитву наи_

зусть. Когда через 25 лет повторений он решил прове_

рить прочность своей памяти, то оказалось, что ему

понадобилось около 44 подсказок, чтобы достичь пра_

вильного воспроизведения. Отсутствие должной уста_

новки на запоминание привело к погрешностям при

воспроизведении.

В другом исследовании группе школьников было

предложено выучить наизусть два рассказа. Проверка

первого рассказа была назначена на следующий день.

Про другой рассказ сказали, что его надо запомнить

надолго. На самом деле проверка обоих рассказов была

проведена через четыре недели. Оказалось, что текст

второго рассказа школьниками запомнился и воспроиз_

водился лучше. С этим явлением связана так называемая

«память студента», когда выученный материал забыва_

ется сразу после сданного экзамена.

Личностная значимость того, что человек хочет

запомнить, создает установку на долговременное запо_

минание и способствует более прочной памяти.

На прочность памяти положительно влияют те

действия, который мы совершаем с изучаемым мате_

риалом. Известно, что при разучивании наизусть труд_

ного музыкального или прозаического текста сложные

в техническом отношении фрагменты запоминаются

лучше, чем более простые эпизоды. Такие места при_

ходится по многу раз повторять, продумывать аппли_

катуру или приемы дикции, в результате чего трудный

текст составляет в памяти более глубокие следы.

Наш отечественный психолог А.А. Смирнов, изу_

чавший процессы памяти у актеров, обнаружил, что

чаще всего они запоминают текст роли, ориентируясь

не столько на сам текст, сколько на те действия, кото_ 1 Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966. С. 136.

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,_!

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,_

щейся потребности. Ее делят на внутреннюю и на вне_

шнюю. Внешняя мотивация обуславливается какими_

либо социальными факторами, например, когда ученик

учит уроки под давлением учителей или родителей. Внут_

ренняя мотивация включается под влиянием собствен_

ных побуждений человека. В этом случае учащийся

осваивает и запоминает учебный материал потому, что

ему это интересно, потому, что это представляется ему

жизненно важным, потому, что это имеет для него боль_

шой жизненный смысл. Естественно, что внутренняя

мотивация исходя из сказанного представляется более

предпочтительной, нежели внешняя. Когда человек

начинает профессионально обучаться какому_то делу, мы

вправе ожидать, что им движет внутренняя мотивация,

и все то, что он изучает в своем учебном заведении, будет

усваиваться им с большим желанием и интересом.

Поэтому развитие хорошей памяти напрямую оказыва_

ется связанным с воспитанием у будущего профессио_

нала внутренней мотивации. Это в свою очередь дости_

гается в процессе самовоспитания чувства ответствен_

ности и самодисциплины.

B___'                                                                                                    _______ #____

Прежде чем приступать к развитию своей памяти,

полезно выявить, какой тип памяти вам свойствен. Для

представителей художественного творчества наиболь_

шее значение имеют такие виды памяти, как зритель_

ная, слуховая, моторно_двигательная и эмоциональная.

При этом для музыкантов наибольшее значение имеют

слуховая и моторно_двигательная память, для худож_

ников — зрительная, а для актеров — моторно_двига_

тельная им эмоциональная.

То, что «повторение — мать учения», известно лю_

дям с давних времен. Поэтому не случайно метод по_

вторения является наиболее традиционным и наибо_

лее излюбленным способом заучивания материала

многих поколений учащихся. Многократные повторе_

ния ведут к упрочению нервных следов в коре голов_

ного мозга и как следствие этого — ко все более пол_

ному воспроизведению материала без опоры на текст.

Повторное воспроизведение улучшает как понима_

ние материала, так и его запоминание. Воспроизведе_

весь материал в единую цепь ассоциаций. Рекоменду_

ется объединять отдельные мысли и предложения в

более крупные смысловые единицы. Процесс запоми_

нания по укрупненным единицам протекает легче, чем

по дробным и единичным.

Для активизации запоминания психологи рекомен_

дуют активизировать и образную память, связанную с

памятью на различные ощущения. Люди, которые хоро_

шо запоминают текст, включают в процесс запомина_

ния деятельность не только основного анализатора, но

и других. Прославившийся своей феноменальной памя_

тью в 30_е годы прошлого века журналист Шерешев_

ский запоминал предметы и события на вкус, на цвет и

даже на звук. «Ведь вот этот забор, — говорил он пси_

хологу А. Лурию, который рассказал о его удивитель_

ной памяти в своей работе «Маленькая книжка о боль_

шой памяти», — он такой соленый на вкус и такой шер_

шавый, и у него такой острый и пронзительный звук!»

Большие возможности для запоминания дают мето_

ды заучивания, связанные с предварительным аутоген_

ным погружением. Это состояние, которое И.П. Павлов

называл «фазовым», т. е. находящимся в промежуточ_

ной фазе между сном и бодрствованием. В этом состо_

янии сильные раздражители вызывают слабую реак_

цию, а слабые, например слово, — сильную. Поэтому

текст, воспринимаемый в момент нахождения в пара_

доксальной фазе, запоминается много лучше и в боль_

шем объеме, чем в обычном состоянии бодрствования.

Эксперименты в этой области, проведенные болгарским

ученым А. Лозановым, дали новое направление в обуче_

нии, получивший название суггестивной педагогики.

Но более прочное заучивание может быть достиг_

нуто и при обратном варианте условий — при помехах,

которые заставляют учащегося более сильно концент_

рировать свое вынимание. В результате этого в мозге

создается более сильный очаг возбуждения и образую_

щиеся условные связи становятся более прочными.

B____0__                                                                                            _ #___)

Мотиваций в психологии называют побуждения,

которые вызывают активность человека в отношении

движения к какой_либо цели для удовлетворения имею_

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,_"

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,_+

Поэтому середине текста при заучивании надо уделять

больше внимания.

Важно учитывать и то, что объем воспроизведения

находится в обратном отношении к объему заучивае_

мого. Говоря другими словами, чем более громоздким

был материал для заучивания, тем меньший процент

из него сохранится в памяти. Поэтому здесь важна

дозировка материала. Наизусть лучше учить текст не_

большими кусками, чем пытаться запомнить его весь

сразу.

Что_либо однажды выученное в жизни потом уже

никогда не сможет быть забыто так, как будто мы этого

никогда не учили. Под гипнозом человек может начать

говорить на иностранном языке, который он учил мно_

го лет назад. Или в момент сильного волнения могут

вспомниться строчки когда_то любимых, но впослед_

ствии забытых стихов. Однако забывание может быть

тем более глубоким, чем реже мы обращаемся к выу_

ченному материалу и чем менее он значим для нашей

жизни.

Чтобы выученное надежнее закрепилось в памяти,

надо учитывать закономерности проактивного и рет

роактивного торможения.

При первом виде торможения материал не будет


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!