Модель развития творческой личности в процессе 4 страница



Нет! Подождите. Один был из слоновой кости, малень_

кий и коричневатый; и... и... сейчас.

— Слушай теперь, что я разглядел! — воскликнул

мальчик. — Во_первых, там два сапфира с изъяном,

один в два карата и один в четыре, насколко я могу

судить. Сапфир в два карата обколот с краю. Одна

туркестанская бирюза, простая, с черными жилками,

и две с надписями — на одной имя бога золотом, а

другая треснута поперек, потому что она вынута из

старого перстня, и надпись на ней я прочесть не могу.

Значит, всего у нас пять камней. Четыре поврежден_

ных изумруда, причем один просверлен в двух местах,

а один слегка покрыт резьбой...

— Их вес? — бесстрастно спросил Ларган_сахиб.

— Три, пять, пять и четыре карата, насколько я могу

судить. Кусок старого зеленоватого янтаря для трубок

и граненый топаз из Европы. Бирманский рубин в два

карата без порока и бледный рубин с пороком в два

карата. Кусок слоновой кости, выточенный в виде кры_

сы, сосущей яйцо, китайской работы и, наконец... а_ха!

хрустальный шарик величиной с боб, прикрепленный

к золотому листику.

Приведенный отрывок дает хорошее представле_

ние о том, что такое наблюдательность обычного чело_

века и та, про которую говорят, что она — «зоркость

художника». Различие во внимании и наблюдательно_

сти Кима и мальчика_индуса есть результат длитель_

ной тренировки последнего.

Любому художнику в высшей степени важно раз_

вивать в себе эта качества, потому что именно они дают

толчок тому потоку ассоциаций, из которого вырастает

законченное художественное произведение. Вот как,

например, это выглядит в стихотворении Владимира

Солоухина.

Вы проходитесь мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Например...

Он берет крупинку мягкой черной земли,

Затем он берет дождя дождинку

И воздуха голубой лоскуток,

И лучик, солнышком пролитый.

Все смешает потом (но где?!

Где пробирок, и колб, и спиртовок ряды?!)

И вот из одной и той же черного цвета земли

Он то красный, то синий, то сиреневый,

То золотой!

Мало того! Семечко сделает он

Из земли, из воздуха и воды

Такое, что взять_то никак не возьмешь,

Раскусишь, поищешь — ничего не найдешь,

А меж тем все заранее спрятано там,

Что присуще живым цветущим цветам:

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,,_

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,,_

Состояние творческого вдохновения — это резуль_

тат работы предельно сосредоточенного внимания, ког_

да все познавательные психические процессы пробуж_

даются и расцветают. Б.М. Теплов отмечал, что «пси_

хологическая природа творческого вдохновения

теснейшим образом связана с проблемой внимания,

поэтому в психологическом анализе личности музыкан_

та особенности внимания занимают важное место»1.

Сказанное, разумеется, относится к работе не только

музыканта, но и любого другого артиста.

Концентрация внимания на каком_либо объекте

сродни медитативному погружению, вводящему чело_

века в измененное состояние сознания, которое необ_

ходимо для высших творческих достижений. Поэтому

тот, кто не умеет концентрировать внимание, испыты_

вает трудности при медитации; но если нет навыков

погружения в медитативное состояние, то не может

быть и хорошего творческого результата.

В зависимости от силы нервной системы способ_

ность к удержанию внимания на одном объекте силь_

но варьируется. Лица с сильной нервной системой, об_

ладающие высокой выносливостью нервных клеток,

могут без особого труда выдерживать длительное со_

стояние напряженного внимания, как это, например,

происходит при сольном концертном выступлении во_

калиста, пианиста или скрипача.

Побочные раздражители для лиц со слабой нервной

системой являются мешающим фактором, нарушающим

творческий процесс. Но для лиц с сильной нервной си_

стемой помехи являются дополнительным стимулом для

повышения внимания к основному виду деятельности.

Например, Моцарт мог спокойно сочинять музыку, в

комнате, где находилось много людей и потому было

шумно. Этого совершенно не мог выносить русский ком_

позитор М. Балакирев, которому для наступления твор_

ческого состояния всегда что_то мешало. Это было свя_

зано с тем, что, Балакирев, скорее всего, принадлежал

к слабому типу нервной системы.

Для лиц со слабой нервной системой длительно

удерживать внимание на одном объекте представляет

1 Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

С. 45.

И корни, и стебель, и лепестки

(И краска припрятана для лепестков),

И способность вырасти возле реки,

Или именно вдалеке от ее берегов.

К.С. Станиславский в главном труде своей жизни

«Работа актера над собой» посвятил отдельную главу

проблеме актерского внимания, полагая, что «творче_

ство есть прежде всего полная сосредоточенность

нашей духовной и физической природы»1. Сказанное

справедливо не только для актерской работы но и для

любого другого вида художественного творчества.

Неоднократно К.С. Станиславский проводил мысль

о том, что без достижения актером умения полностью

сосредотачиваться на исполнении заданной роли его

намерения будут истрачены впустую. В качестве ил_

люстрации способности к идеальной концентрации

внимания, работая со своими студийцами, К.С. Станис_

лавский любил рассказывать индийскую притчу о том,

как один магараджа выбирал себе министра. На этот

пост магараджа решил назначить того, кто сможет, идя

по высокой стене вокруг города с большим сосудом,

доверху наполненным молоком, не пролить ни одной

капли. Много желающих пытались это сделать, но бе_

зуспешно. В пути их окликали, пугали выстрелами, они

отвлекались и проливали молоко. «Это не мини_

стры», — делал вывод магараджа. Но наконец все_таки

нашелся человек, который сумел пронести кувшин с

молоком и не пролить ни одной капли. Ни крики, ни

стрельба, ни прочие хитрости не могли отвлечь его от

переполненного сосуда. Пройдя по стене, претендент

на должность министра подошел к магарадже.

– Ты слышал крики? — спросил тот его.

— Нет.

— Ты видел, как тебя пугали?

— Нет, я смотрел на молоко.

— Ты слышал выстрелы?

— Нет, повелитель, я смотрел на молоко.

— Это министр! — сказал магараджа.

«Вот что такое настоящее внимание!» — заключал

К.С. Станиславский2.

1 Станиславский К.С. Работа актера над собой. С. 519.

2 Там же, С. 169.

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,,!

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,,

– включает в себя большой объем предметов и явле_

ний, который может схватываться одновременно.

Интенсивное внимание вызывает большую трату

нервной энергии, что ведет к быстрой истощаемости

нервных клеток, которые впадают в состояние тормо_

жения, что проявляется в появлении сонливости и от_

влечением внимания на побочные раздражители.

Напряженность внимания может быть снижена

за счет автоматизации исполнительских действий.

В ходе упражнения и тренировки организм научается

воспринимать отдельные элементы сложных движе_

ний не изолированно, а группируя их по целым ком_

плексам. Например, начинающему обучаться на роя_

ле для того, чтобы сыграть гамму из семи нот требу_

ется сделать семь движений. У научившегося играть

гамму она исполняется как одно целое движение.

Такая автоматизация движений значительно расши_

ряет объем внимания.

_____6____                                                                                        ____2___   ________

Развитое управлением вниманием позволяет быс_

тро переключаться с одного с объекта на другой, а

внутри одного вида деятельности распределяться меж_

ду несколькими компонентами деятельности.

Так, например, актеру необходимо помнить и гово_

рить по ходу роли свой текст, следить за тем, что гово_

рит его партнер, улавливать реакцию зала и в соответ_

ствии со всем этим вносить изменения в свои действия.

При этом его не должны отвлекать и не должны ме_

шать посторонние звуки из зала, плохой свет или не_

удобный костюм.

Писателю произвольное внимание необходимо для

полного вживания в мир изображаемых им героев, для

наиболее точного воспроизведения достоверных дета_

лей описываемой ситуации, для появления той остро_

ты художественной мысли, которая убеждает и застав_

ляет верить в его творчество.

Дирижеру оперного оркестра необходимо распре_

делять внимание между партитурой, характером зву_

чания всего оркестра, отдельных его групп, показывать

вступление хору и солистам и устанавливать необхо_

димый баланс силы звука между ними.

большую трудность. К тому же побочные раздражи_

тели сильно отвлекают их и ведут к ухудшению дея_

тельности. Но способность быть внимательным может

быть развита как в повседневных репетиционных

занятий, так и в процессе специальных упражнений,

о которых речь пойдет ниже.

Психологи говорят о непроизвольном внимании и

произвольном, о его узости и широте, объеме, переклю_

чаемости и распределении. Говорят так же и постпро_

извольном внимании, когда после первоначального

включения волевого усилия дальнейшая деятельность

протекает легко и свободно. Хорошее управление сво_

им вниманием — драгоценное составляющее таланта

любого художника_профессионала, которое надо вся_

чески развивать.

Непроизвольное внимание возникает в ответ на

любой необычный раздражитель, выводящий человека

из состояния равновесия — сильный звук, яркий свет,

непривычный вкус, сильная боль. На все это мы реа_

гируем непроизвольно, сами того не желая — повора_

чиваем голову, жмуримся, вскрикиваем. В случае не_

произвольного внимания не сам человек управляет

раздражителем, а им самим управляет раздражитель.

Как только такой внешний раздражитель исчезает, то

и внимание к нему исчезает. Таково внимание детей и

младших школьников, внимание которых очень неус_

тойчиво, и которые из_за этого очень легко отвлекают_

ся по каждому пустяку.

При непроизвольном внимании в его поле попада_

ет только то, что воспринимается само собой, без осо_

бых внутренних психических усилий.

При произвольном внимании человек видит, слышит

и замечает гораздо больше того, что может дать непроиз_

вольное внимание. Поэтому непроизвольное внимание

не годится для профессиональной деятельности.

В отличии от непроизвольного внимания произ_

вольное характеризуется тем, что оно:

– целенаправленно, т. е. зависит от задач, которые

человек сам себе поставил;

– оно специально организовано, т. е. задолго до

выполнения деятельности человек готовится быть

внимательным,

– оно гораздо более устойчиво;

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,_"

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,_+

Дилетантизм бывает не только в искусстве, но и в

науке. Про ученых_дилетантов Гете писал, что они,

«сделав все для них возможное, обычно говорят в свое

оправдание, что работа еще не закончена. Впрочем, она

и не может быть закончена, потому что никогда не была

как следует начата...»1

Знаменитый английский просветитель Честерфилд

в одном из своих писем писал своему сыну: «Человек,

который не способен овладеть своим вниманием и

направить его на нужный предмет, изгнав на время

все остальные мысли, или который просто не дает себе

труда об этом позаботиться, не годен ни для дела, ни

для удовольствия. Если где_нибудь на балу, за ужином,

в веселой компании человек принялся бы решать в уме

геометрическую задачу, он оказался бы очень неинте_

ресным собеседником и представлял бы собою в обще_

стве жалкое зрелище. А если в часы, посвященные

геометрии, мысли его клонились бы к менуэту, то,

думается, математик бы из него вышел неважный. День

велик, и его хватит на все, если одновременно ты

бываешь занят чем_то одним, и вместе с тем целого

года тебе ни на что не хватит, если ты будешь делать

два дела сразу»2.

______                                                                                                 _ __ ________

Хорошее внимание развивается из умения конт_

ролировать свои действия. В основе контроля лежит

идеальный образ желаемого результата, «потребного

будущего», как любил выражаться известный русский

физиолог П.К. Анохин. С этим образом человек соот_

носит свои реальные действия, сравнивая и находя

различия между тем, что есть и тем, что должно быть.

Такова сущность контроля при внимании.

Контроль представляет собой систему действий,

лежащих в основе произвольного внимания. Умение

контролировать свои действия, согласно учению

П.Я. Гальперина об ориентировочной деятельности, раз_

вивается поэтапно. Сначала контроль направляется на

основное действие и следует за ним как сопоставление

фактического действия с образом «желаемого будуще_

1 Гете И.В. Статьи и мысли об искусстве. М., 1936. С. 336.

2 Честерфилд. Письма к сыну. М., 1993, С. 31–32.

Танцовщику необходимо уметь распределять вни_

мание между своими движениями и движениями дру_

гих танцоров, в то же время четко представлять себе

выполнение сложного пируэта и следить за характе_

ром и ритмом музыкального сопровождения.

Отметим, что внимание особенно важно для тех

артистов, которые задействованы в публичных вы_

ступлениях, особенно в сольных. Это в первую оче_

редь вокалисты, музыканты_исполнители, чтецы,

артисты цирка. Полная сосредоточенность на выпол_

няемом действии — залог успешности выступления.

При этом:

– исполнение с технической стороны отличается

большой точностью движений, хорошей дикцией,

чистотой интонации.

– эмоциональная сфера находится в «разогретом»,

но не «перегретом» состоянии, что обеспечивает

хорошее включение наработанных ранее навыков

– психо_эмоциональная сфера в ситуации публич_

ного выступления отличается большой помехо_

устойчивостью

– большой объем внимания позволяет хорошо дер_

жать в сознании программу всего выступления, а

не только отдельного номера.

В случае плохой подготовленности к выступлению,

когда можно ожидать больших погрешностей, внима_

ние характеризуется следующими показателями:

– оно легко отвлекается на посторонние раздражи_

тели;

– в исполнении имеются трудности перехода с од_

ного типа движения или интонации на другой;

– актеру трудно следить за действиями партнеров

по сцене;

– солисту_инструменталисту или вокалисту трудно

переключаться с исполнения одного произведения

на другое;

– возникает перехлест эмоций, который отключает

контроль за техническим качеством исполнения.

Несовершенство внимания приводит к такому

опасному в профессиональном отношении греху, как

дилетантизм, под которым понимается исполнение

эмоционально выразительное, но со множеством тех_

нических погрешностей.

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,__

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,_,

Художник может рисовать пейзаж, но его мысли

заняты бытовыми переживаниями. Картина в резуль_

тате рассеянности при этом оказывается мало вырази_

тельной.

Причины невнимательности вполне понятны. Со_

средоточенное и четко сконцентрированное на задаче

внимание представляет собой тяжелый умственный

труд, быстро истощающий нервные клетки головного

мозга, в результате чего в них возникают тормозные

процессы, ведущие к ошибкам. Для того чтобы этого не

происходило, необходимо прекращать занятия, до на_

ступления бесчувственного утомления.

Непременное условие внимательности в работе

артиста любой специализации — постановка четкой

цели. К.С. Станиславский в своей работе со студийца_


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!