Модель развития творческой личности в процессе 5 страница



ми предлагал им использовать формулы сосредоточе_

ния внимания: «Я хочу, я добиваюсь». Например, «хочу

запомнить наизусть к концу занятий (через один час)

данный фрагмент», «хочу добиться ровности нот в дан_

ном пассаже». Увлекательная, меткая и посильная за_

дача, говорил К.С. Станиславский, преображает актер_

ское действие. Оно захватывает и тело, и мысль, и ум,

и волю, и чувство, и память, и воображение. Поэтому

полное сосредоточение на исполняемом произведении

или фрагменте оказывается столь необходимым.

К.С. Станиславский отмечал, что внимание можно

тренировать и без специальных упражнений, если

только в своей повседневной работе артист предельно

собран и дисциплинирован, если сознательно и ответ_

ственно относится к своему профессиональному делу.

Тем не менее, некоторые упражнения на развитие

внимания могут оказаться полезными для профессио_

нального совершенствования.

C#________

Тренинг развития внимания может включать в себя

следующие упражнения.

1. Посмотреть перед собой «фотографическим»

взглядом, закрыть глаза и перечислить увиденные

предметы.

2. Закрыть глаза и постараться услышать все звуки

и призвуки, которые доносятся до слуха.

го», имеющимся в сознании. Затем контроль начинает

сближаться с основным действием и на определенном

этапе практически выполняется одновременно с ним.

И, наконец, контроль начинает опережать реальное

действие. Это и есть хорошее внимание.

Например, Ференц Лист блестяще играл с листа, т. е.

мог хорошо исполнять незнакомое произведение по но_

там так, как будто он его основательно выучил. Секрет

такого мастерства заключался в том, что Лист во время

исполнения мог смотреть в нотный текст на восемь так_

тов вперед, и в его сознании в тот момент предвосхищаю_

щим образом уже формировались нужные движения.

Не всякий контроль является вниманием, писал

П.Я. Гальперин. Пока контроль выполняется как раз_

вернутое действие, он сам требует внимания. Но кон_

троль становится вниманием тогда, когда достигает

уровня идеального сокращенного и автоматизирован_

ного действия. Внимание, идущее впереди действия,

становится автоматизированным действием контроля.

:______                                                                                                ________

Михаил Чехов, говоря о развитии внимания, сове_

товал молодым актерам выполнять четыре основных

действия, составляющие суть процесса внимания. Он

говорил им: держите предмет, притягивайте его к

себе, устремляйтесь к нему, проникайте в него, как

бы стараясь слиться с ним1.

Но сплошь и рядом начинающие артисты пытают_

ся постичь секреты исполнительского искусства без

должного внимания. Невнимательный ученик, пианист

или скрипач может играть положенные экзерсисы, но

мысли его в этот момент будут блуждать где_нибудь в

другом месте. Пальцы проигрывают нужные пассажи,

но все это представляет собой только видимость рабо_

ты, формальное желание провести за инструментом по_

ложенное количество часов. Посторонние мысли, как

правило, ведут за собой лишние и неточные движения,

которые, закрепляясь при повторении, образуют не_

ряшливую игру, не имеющую никакой художествен_

ной ценности.

1 Чехов М. Путь актера. М., 2003. С. 352.

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,__

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,__

2. «Найди отличия». Первый партнер смотрит на вто_

рого и запоминает, как выглядят его прическа и

одежда. Затем первый отворачивается на одну ми_

нуту, а второй в это время изменяет элементы своей

одежды и прически. Первый поворачивается обрат_

но и ищет изменения, сделанные вторым.

3. «Зеркало». Первый выполняет разнообразные дви_

жения, второй их копирует сначала в прямом, а

затем в обратном порядке.

4. «Слепой и поводырь». Первому завязываются гла_

за, второй должен провести его речевыми коман_

дами по комнате так, чтобы первый не задел нахо_

дящиеся в комнате столы и стулья.

5. «Скульптура». Первый принимает на 2–3 секун_

ды замысловатую позу. Второй пытается ее в точ_

ности воспроизвести.

C#________                                                                                        _ ___##_

1. «Пишущая машинка». Если в группе 12–15 чело_

век, то, поочередно произнося буквы алфавита,

каждый получает по две_три буквы. После этого

ведущим задается какое_либо стихотворение, и оно

читается всеми членами группы про себя. Тот, чья

буква должна произносится, хлопает в ладоши,

когда слово кончается, все встают или хлопают в

ладоши два раза. Темп сначала должен быть мед_

ленный. Упражнение прекрасно развивает способ_

ность к действиям в уме и умению держать в па_

мяти целостную картину действия.

2. Водящий запоминает в течении пяти секунд, кто

где сидит. Затем он отворачивается, члены группы

в этот момент пересаживаются и меняются места_

ми. Водящему через пять секунд следует рассадить

всех на прежние места. Развиваются одновремен_

но и внимание, и память.

3. Группа задумывает фразу из известного стихотворе_

ния. Каждый член группы произносит из нее по

одному слову. Когда водящий входит, группа хором

произносит фразу. Водящий должен ее отгадать.

4. Вариант упражнения — два, три или четыре чело_

века одновременно поют песню, и надо различить

каждого по голосу.

3. Закрыв глаза, обратить внимание на свое тело,

наличие в нем мышечных зажимов и устранить их.

4. Рассматривать различные предметы (часы, каран_

даш, книги). Находить в них отличительные черты

и проговаривать этие отличия вслух.

5. Писать как бы по линейке красивым и ровным по_

черком какой_либо текст с закрытыми глазами.

6. Совершать сложные действия при разного рода

помехах, например, проигрывать музыкальное про_

изведение с установкой на безошибочную игру при

включенном радио или телевизоре, повторять текст

роли во время поездки в общественном транспорте.

7. Слушая музыкальное произведение, мысленно

пытаться пропевать его главную мелодию.

8. Слушая певца, повторять про себя за ним слова

песни или арии.

9. Прослушав информационное сообщение по радио

или телевидению, воспроизвести его основные

идеи и мысли.

10. Перед сном для быстрого засыпания учиться со_

средотачивать внимание на дыхании, подсчитывая

вдохи и выдохи. Затем сосредотачивать внимание

на разных частях тела, вызывая в них ощущения

теплоты и приятной тяжести. т. е. проводить ауто_

тренинг.

11. Написать вперемежку в квадрате 10 на 10 см араб_

ские и римские цифры от 1 до 24. Учиться с секун_

домером быстро находить те и другие цифры в пря_

мом и обратном порядке.

12. Рисовать разными руками. Одна рука рисует круг,

другая треугольник. Затем то же самое — ногой и

рукой.

13. Повесить у себя в комнате плакаты_призывы, на_

поминающие обращать внимание на необходи_

мость решения задач самовоспитания: «Не сутуль_

ся», «Сделай это заранее!», «Расслабляй зажатые

мышцы!».

C#________                                                                                        _ #____

1. «Что я пишу?» Писать пальцем буквы и слова на

тыльной стороне кисти своего партнера или на его

спине.

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,__

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,__

одной посторонней мысли, ни одного сигнала от внешних

анализаторов и внутренних органов.

Дхиана предполагает длительное созерцание объек_

та. Дхарана, т. е. простое сосредоточение, переходит в

Дхиану, т. е. в медитацию, если удается удерживать

внимание в течении 12 Дхаран, т. е. 144 секунд.

Принципы развития и управления вниманием, пред_

ложенные в индийской йоге, впоследствии нашли ши_

рокое применение в системе аутогенной тренировки,

предложенной немецким врачом Иоганном Шульцем,

для профилактики и лечения разного рода неврозов.

Аутогенный тренинг (АТ), разработанный И. Шуль_

цем в 30_е гг. ХХ в., состоит их двух ступеней. На пер_

вой ступени человек осваивает и развивает навыки

произвольного вызывания у себя ощущений тепла,

тяжести в конечностях, изменения ритма сердечных

сокращений, ощущения прохлады в области лба, бла_

годаря чему он погружается в приятное состояние мы_

шечной релаксации. В этом состоянии можно эффек_

тивно отдыхать, заниматься самовоспитанием.

Вторая ступень АТ, нацеленная на духовное разви_

тие личности и развитие творческого потенциала,

включает в себя несколько психофизических упраж_

нений, основанных на концентрации внимания.

1. Произвольное представление на экране внутрен_

него взора различных цветов — синего, красного,

желтого, зеленого.

2. Связывание представленного цвета с определен_

ными ощущениями. Так, красные и желтые цвета

вызывают ощущения тепла, голубой — прохлады в

области лба, фиолетовый — ощущение таинствен_

ности и загадочности, коричневый — беспокойства

и подавленности.

3. Вызывание в сознании образов различных предметов

и удержание этих образов столько, сколько нужно.

4. Концентрация внимание на абстрактных поняти_

ях, таких как «Свобода», «Счастье», «Рабство».

Первое понятие может связаться с такими ассоциа_

циями и образами, как полет, парение, подъем

духовных сил. Последнее — с такими как пещера

и придавленность грудой камней.

5. Концентрация внимания на ощущениях высшей

полноты жизни, аналогичных тем, о которых аме_

5. «Ритм по коленкам». Члены группы сидят в кругу и

кладут кисти рук себе на колени. По команде веду_

щего «Ап!» участники начинают хлопать себя по

коленям, соблюдая ритмическую ровность хлопков.

Во втором варианте руки кладутся на колени сосе_

дей. Вся группа сидит с перекрещенными руками.

Выполняется то же самое упражнение. По сигналу

ведущего направление движения хлопков меняет_

ся на противоположное.

6. «Быстроходные раки». На пол кладется несколько

предметов, и группа из 5–6 человек, двигающих_

ся гуськом, но спиной вперед, должна быстро их

обойти, не задев. Побеждает та группа, которая

смогла выполнить задание быстрее других.

7. «Сядьте, встаньте и пригнитесь». Ведущий выпол_

няет одно действие, но называет при этом другое.

Группа должна выполнять то, что говорит ведущий,

а не то, что он делает. Потом можно добавить: «руки

в сторону, вместе, вверх».

:______                                                                                                ________   _                                                                                                            4___

Интересные методы развития внимания были раз_

работаны в практике йоги. Известно, что К.С. Станис_

лавский при разработке своей системы широко ис_

пользовали йогические упражнения для развития у

своих студийцев навыков сосредоточенного внимания.

«Йога Сутра» — труд древнеиндийского мудреца

по имени Патанджали, который написал его во втором

веке до нашей эры. Книга рассказывает о пути дости_

жения гармоничного и просветленного состояния

души, состоящего из восьми ступеней. Шестая ступень

этого пути представляет собой упражнения в сосредо_

точении и концентрации внимания — Дхарана, и

упражнения в созерцании и медитации — Дхиана.

В задачи Дхараны входит приобретение навыка удер_

жания мыслей на одном предмете, реальном или вообра_

жаемом. Для этого необходимо достичь спокойствия тела,

дыхания и сознания. Внимание должно концентрировать_

ся не на внешней форме предмета, а на его внутренней

сущности. Эта ступень считается достигнутой, если уда_

ется удерживать внимание на избранном объекте не

менее 12 секунд. При этом не должно возникнуть ни

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,_!

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,_

2. Почему нельзя достичь профессионального мас_

терства на основе непроизвольного внимания?

3. Как соотносятся между собой внимание и конт_

роль?

4. Перечислите приемы и методы развития внима_

ния и повышения его концентрации.

:____________                                                                                   ________

1. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагоги_

ки и исполнительства. М.; Л., 1969.

2. Воронин А.Н. Методики диагностики свойств вни_

мания // Методы психол. диагностики. Вып. 1. М.,

1993.

3. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания

в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию

/Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Рома_

нова. М., 1976. С. 184–220.

4. Гиппиус С.В. Психологический тренинг. Гимнасти_

ка чувства. Изд. 2_е, перераб. и доп. М., 2003.

5. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю., Суворинова Н.Ю.

Диагностика и лечение синдрома дефицита вни_

мания у детей // Журн. неврологии и психиатрии

им. С.С. Корсакова. 1997. № 1. С. 57–61.

6. Коган Г. У врат мастерства. М., 1961.

7. Шмаков С.А. Игры, развивающие психические

качества личности школьника: Методическое по_

собие. М., 2004.

8. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М,

1951.

,_                                                                                                           ?6_6____

Все наше познание, говорил Леонардо да Винчи,

начинается с ощущений. Ощущения представляют со_

бой психический познавательный процесс, в котором

отражаются отдельные свойства предметов при их не_

посредственном воздействии на органы чувств.

Возможность ощущать и воспринимать окружаю_

щий мир на основе органов чувств — огромное благо

и счастье для человека, которое, к сожалению, многие

обычные люди часто не ценят и не замечают.

Артисты и художники, писатели и музыканты, от_

личаясь повышенной чувствительностью и восприим_

риканский психолог А. Маслоу говорил как о пико_

вых переживаниях, (peak experience). Можно пред_

ставить себя на корабле борющимся со штормом

или на вершине горы после трудного восхождения,

или словно бы ощутить восторг при восприятии пре_

красного произведения искусства. В обычной жиз_

ни люди испытывают подобные переживания ред_

ко, случайно и спонтанно. Между тем практика

подобного медитативного тренинга позволяет это

делать сознательно и регулярно.

6. Сосредоточение внимание на образах других лю_

дей. Сначала это делается по отношению к людям,

не представляющим большого эмоционального зна_

чения для упражняющегося. Затем вызываются об_

разы эмоционально значимых людей. В состоянии

медитации возможны лучшее их понимание, пред_

видение их поступков и выработка по отношению

к ним наиболее правильной техники поведения.

7. Пробуждение в человеке своего внутреннего муд_

реца, у которого можно спросить: «Как мне лучше

поступить в данной ситуации?» или «В чем смысл

моей жизни?».

В восточной философии считается, что в этом со_

стоянии человек может подключаться к информа_

ционному полю Человечества (ноосфере, по Вер_

надскому) и получать из него все необходимые

сведения о том, как ему поступить в той или иной

ситуации. Более реалистическое объяснение свя_

зано с обращением к опыту интуитивного мыш_

ления.

8. Вызывание переживания слияния своего Я со всем

окружающим миром, достижение ощущения пси_

хофизического единства и неразрывной связи с

Космосом.

Из всего сказанного выше мы можем заключить,

что внимание к развитию своего внимания является

важной задачей каждого человека, который решил

посвятить свою жизнь художественному творчеству.

__#___'                                                                                                ___     #________

1. Опишите основные характеристики произвольно_

го, непроизвольного и постпроизвольного внимания.

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,_"

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!