Модель развития творческой личности в процессе 2 страница



чество помогает ему подняться над случайностью соб_

ственного существования. Через творчество удается

достичь чувства свободы и ощущения собственной

значимости. Муки творчества, в которых ищется ху_

дожественная истина, которую по большому счету

никто не заставляет искать, выражают это потреб_

ность в преодолении.

3. Потребность в корнях. Зрелый человек ощуща_

ет себя неотъемлемой частью мира. Ощущение корней

дает психологическую устойчивость. Эта не симбиоти_

ческая связь со своими родителями и со своим домом,

а нечто другое, связанное с личностной целостностью

и ощущением подлинной свободы. Эта потребность

выражается в чувстве благодарности к своим учите_

лям, которые помогли сделать первые шаги в искусст_

ве, в любви к своему Отечеству, его истории и культу_

ре, в гордости за возможность принадлежать к велико_

му братству художников.

4. Потребность в идентичности. Зрелый человек

может сказать про себя «Я — это я». Он ощущает свою

индивидуальность и непохожесть на других. Он идет

своим путем, а не следует чьим_то указаниям. Отсут_

ствие слепого конформизма дает возможность дости_

жения чувства подлинной идентичности.

Художественная среда очень сурово относится к

эпигонам, т. е. тем, кто повторяет результаты чужого

труда. Поэтому художник должен стремиться к своей

собственной идентичности и неповторимости через не_

престанные поиски и нахождение своего собственно_

го и никем неповторимого стиля.

$____                                                                                                   __ :______ ________4                                                                                          _______

,""

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,"+

5. Потребность в системе взглядов и преданности.

Зрелый человек видит смысл своей жизни в посвяще_

нии кому_то или чему_то. Система убеждений позволя_

ет людям правильно воспринимать реальность и ори_

ентироваться в ней. Без нее бы они постоянно оказы_

вались бы в тупике и были бы неспособны действовать

целеустремленно. Это проявляется в стремлении к

объединению литераторов, музыкантов и художников.

Всем известны «Могучая кучка», «Мир искусства»,

«Бубновый валет» и др.

Вышеприведенные взгляды Маслоу и Фромма на

творческую и зрелую личность мы дополним идеями

американского психолога Альберта Эллиса, создавше_

го направление рационально_эмотивной психотерапии.

%___                                                                                                    A_ >_____

Взгляды А. Эллиса дают хороший ориентир моло_

дым служителям муз для самовоспитания ценных по_

ложительных качеств личности. Мы прокомментируем

его идеи применительно к задачам художественного

творчества.

В понимании А. Эллиса, здоровая и самоактуализиру_

ющаяся личность характеризуется следующими чертами:

·Личный интерес. Прежде всего следует ценить

собственные интересы и жертвовать ими до неко

торой степени, но не во всем ради тех, кто чело_

веку небезразличен. В сфере художественного

творчества это означает, что творчество должно

стоять на первом месте, а все остальные жизнен_

ные задачи должны выстраиваться вслед за ним.

Если посмотреть на биографии выдающихся мас_

теров искусства, эту первоочередность творчества

можно легко заметить.

·Социальный интерес. Заинтересованность в удов_

летворении потребностей других людей и в соци_

альном выживании, поскольку большинство людей

предпочитает жить в группах или общинах. Следу_

ет интересоваться работами братьев по цеху, по_

могать им, если надо, и не замыкаться только на

своей собственной персоне.

·Самоуправление. Это означает умение брать на

себя первичную ответственность за свою жизнь.

Очень многие молодые артисты и художники

оправдывают свое бездействие и свои неудачи не_

благоприятным стечением обстоятельств и проис_

ками недоброжелателей.

·Толерантность. Предоставление как себе, так и

другим возможности ошибаться. Даже если мне

кто_то не нравится, писал А. Эллис, следует воздер_

живаться от порицания личности этих людей и

принимать их такими, какие они есть. Это очень

важная черта характера, т. к. отсутствие толеран_

тности приводит в артистической среде к много_

численным дрязгам и сплетням, убивающими вы_

сокий полет искусства.

·Гибкость. Это означает готовность к изменениям и

их принятие. Не следует разрабатывать жесткие

правила для себя и других людей. Если что_то не

получается одним методом, не надо держаться за

него, а следует попробовать другой.

·Принятие неуверенности и непредсказуемости

окружающей действительности. Признание того,

что мир нестабилен и что в нем может быть много

случайностей, часто неприятного свойства. Мож_

но быть склонным к поддержанию порядка, но не

требовать его во что бы то ни стало.

·Обязательность. Следует иметь обязательства пе_

ред чем_то, находящимся за пределами нас самих.

Стремление достичь максимальной реализации

своих возможностей и счастья, испытывая при

этом постоянный всепоглощающий интерес к жиз_

ни. Главное обязательство артиста и художника —

реализация своего таланта, и об этом надо всегда

помнить.

·Творческий потенциал и оригинальность. Новатор_

ски подходить к решению как обыденных, так и

профессиональных проблем. Иметь главный твор_

ческий интерес в своей профессии, направленный

на достижение совершенства.

·Научное мышление. Рациональность и объектив

ность. Думая о каком_то вопросе, придерживать_

ся правил логики. Для артистических натур это

бывает подчас нелегко, потому что у них нередко

преобладает логика чувств. В этом случае человек

делает не то, что надо, а то, что ему хочется. Надо

$____                                                                                                   __ :______ ________4                                                                                          _______

,"_

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,",

учиться находить равновесие между чувством и

разумом. Уметь отказаться от заманчивой пируш_

ки накануне выступления. Самодисциплина дол_

жна преобладать.

·Самопринятие. Принимать себя безусловно. Не

оценивать свой внутренний мир с внешней точки

зрения и не уделять чрезмерного внимания тому,

что думают о тебе другие. У многих артистических

натур имеется психологическая зависимость от

мнения публики и особенно критики. Посыпание

головы пеплом по пустякам, жестокое самобиче_

вание за промахи и ошибки — болезнь многих

талантливых артистов. В качестве лекарства им

можно порекомендовать научиться получать удо_

вольствие от самого процесса творчества, а не от

показа самих себя и своих достижений публике.

·Принятие животного начала как в самом себе, так

и в других. Понимая это, надо стремиться возвышать_

ся над собой и идти по пути духовного роста.

·Риск. Готовность пойти на рассчитанный риск,

чтобы добиться желаемого. К риску надо быть за_

ранее готовым и всегда находиться во всеоружии,

например, знать роли и партии главных героев в

спектакле, чтобы в случае необходимости их заме_

нить. Очень многие театральные артисты именно

таким образом впервые появились на публике.

·Перспективный гедонизм. Молодым артистам надо

научиться обуздывать неудержимое стремление к

получению немедленного признания и вознаграж_

дения. Чаша весов между перспективной и сию_

минутной выгодой должна склоняться в пользу

первой. Лучше не выставлять на показ не совсем

готовую работу, чем потом страдать от заслужен_

ной критики.

Все эти положительные личностные качества мо_

лодой художник и артист может воспитать у себя в

процессе самоанализа, самовоспитания, мысленного

перевоплощения в желаемый положительный образ и

мысленной прорисовки своего будущего. Необходимая

помощь может прийти в состоянии медитативного по_

гружения. В современной психотерапии этот вид са_

мовоспитания получил название имаго_терапии, т. е.

терапии при помощи образа. Художественно одарен_

ному человеку такой путь самосовершенствования мо_

жет даваться легче в силу его профессиональной пред_

расположенности к образному мышлению.

С возрастом некоторые возможности и качества

молодости безвозвратно уходят в прошлое, но по мере

движения к зрелости открывается нечто новое — муд_

рость, понимание и прощение. Неудачи перестают

быть трагедиями, как это бывало в юные годы, и даже

в беспросветной темноте при философском взгляде на

жизнь можно увидеть свет в конце тоннеля.

Способность собрать силы в кулак и найти точку

главного их приложения отличает зрелость от юности,

распыляющей свои силы сразу в нескольких направ_

лениях. Даже если некоторые попытки оказываются

неуспешными, для зрелого человека это не означает,

что жизнь кончена.

В случае неудач и поражений жизненный опыт,

внутренняя мудрость и помощь друзей в большинстве

случаев приходят на помощь и помогают пройти через

неизбежные испытания и удары судьбы.

__#___'                                                                                                ___     #________

1. Проанализируйте свою личность с позиций кон_

цепции биосинтеза. Какая грань вашей личности

нуждается в некотором улучшении?

2. Приведите примеры самоактуализирующихся лич_

ностей среди известных музыкантов, поэтов, худож_

ников. Есть ли среди ваших знакомых такие люди?

3. Перечислите черты зрелой личности (по Э. Фром_

му).

4. Каких черт не хватает в вашей личности, если

посмотреть на нее с позиции А. Эллиса?

5. Какие способы самовоспитания вы используете

для того, чтобы стать настоящим Художником и Ар_

тистом?

/_______

1. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.

2. Берн Э. Введение в психоанализ и психотерапию

для непосвященных. СПб., 1991.

3. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и в науке. М., 1991.

$____                                                                                                   __ :______ ________4                                                                                          _______

,"_

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,"_

4. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия,

1999.

5. НельсонДжоунс Р. Теория и практика консульти_

рования. СПб., 2000.

6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.,

1999.

7. Петрушин В.И. Неврозы большого города. М., 2004.

8. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1988.

9. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать соб_

ственным психотерапевтом. М., 1992.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

11. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

12. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

,_                                                                                                           :______ __________                                                                                        _'2_____

Художественное творчество представляет собой

один из видов поисковой деятельности, осуществляе_

мой символическим интеллектом на основе дивергент_

ного мышления. Эти понятия пришли в современную

психологию из работ американских психологов Джоя

Гилфорда и Эллиса Торренса, положивших начало

современным исследованиям в области творческого

мышления.

Дж. Гилфорд разработал кубическую модель интел_

лекта, которая позволяет классифицировать интеллек_

туальные способности и их проявления. Любой интел_

лект, по мнению Гилфорда, имеет три измерения — это

операции, продукты и содержание.

Эти три измерения существуют в следующих фор_

мах:

– пять видов операций — познание, память, конвер_

гентное и дивергентное мышление, оценивание.

– четыре вида содержания — образное, символиче_

ское, семантическое, поведенческое.

– шесть видов продукта — элементы, классы, отно_

шения, системы, преобразования, выводы.

Наиболее близкое отношение к творчеству, по

мысли Гилфорда, имеет способность к дивергентному

мышлению, которая проявляется в способности давать

на один и тот же вопрос нестандартные и оригиналь_

ные ответы.

8_________                                                                                        _______ $__.____

Нижеприведенные творческие задания Гилфорда

можно использовать как для диагностики творческих

способностей, так и для их развития. Эти задания хо_

рошо раскрепощают сознание и активизируют поис_

ковую деятельность на основе фантазии и работы во_

ображения как в области научного, так и художествен_

ного творчества.

1. Способность к генерированию идей.

Написать как можно большее количество идей,

связанных с предложенной темой. Например — ра_

бота на железной дороге, в больнице, на почте, в

газете. Вопросы для расширения зоны поиска: Что

надо делать для того, чтобы данная организация

хорошо функционировала? Какие работы и долж_

ности должны быть введены?

Придумать как можно больше предложений на

четыре_пять произвольно выбранных букв, напри_

мер, «О, В, У, К — Очевидная выгода уплыла кувыр

ком». В каждом новом предложении надо исполь_

зовать новые, не повторяющиеся слова.

2. Семантическая спонтанная гибкость: Найти

необычное применение обычного предмета — каранда_

ша, кирпича, палки, веревки. Это задание можно исполь_

зовать для оценки спонтанной гибкости на основе пере_

хода из одного класса объектов в другой. Так, кирпич

можно использовать в строительстве, но из него можно

сделать пудру для посыпки дорожек в саду или чистить

этой пудрой кухонную посуду. Заранее надо предупреж_

дать об использовании предметов в гуманных целях.

Примеры для аналогичных заданий:

_ газету можно читать, а можно...

_ соль можно добавлять в пищу, а можно...

_ в кастрюле можно варить суп, а можно..

_ удочкой можно ловить рыбу, а можно...

_ и т. д.

После выполнения каждого задания происходит

групповое обсуждение, в котором выбираются самые

остроумные и оригинальные ответы.

2. Развитие ассоциативной беглости.

Задание — написать синонимы для какого_нибудь

слова. Например, для слова «жесткий» синонимами

$____                                                                                                   __ :______ ________4                                                                                          _______

,"_

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,"_

будут — бессердечный, негибкий, суровый, твердый,

крепкий, сильный, строгий, безжалостный, резкий.

3. Развитие беглости и метафоричности выраже

ния.

Предлагается сравнивать одни объекты с други_

ми. Чем более далекие предметы выбираются для срав_

нения, тем лучше. Например, женская мода подобна:

– весне, она ветрена и непостоянна;

– телеграфному столбу — при помощи нее женщи_

ны сообщают мужчинам сведения о своей привле_

кательности;

– тяжелому танку — она возьмет любое неприступ_

ное мужское сердце или раздавит любой кошелек;

– Эйфелевой башне — глядя на нее, захватывает дух...

и т. д.

4. Развитие образной адаптивной гибкости. Под

адаптивной гибкостью подразумевается способность

так изменить объект, чтобы его результат отвечал ко_

нечной цели, задаваемой в виде образа. Для этой цели

предлагается тест «Спички». Задание — из несколь_

ких прилегающих друг к другу квадратов, составлен_

ных из спичек, надо забрать столько спичек, чтобы по_

лучилось определенное количество квадратов. Тест

дается в приложении 4.

5. Развитие семантической адаптивной гибкости.

Это задание нацелено на поиск оригинального реше_

ния в обычных условиях. Тестовое задание — придумать

новое заглавие к знакомому рассказу или к песне.

Можно брать произведения, изучаемые по программе,

или отдельные фрагменты из литературных повестей и

романов. Учитываются только оригинальные названия,

т. е. такие, в которых имеются сдвиг, перенос понятий,

приводящие к необычным и новым идеям.

6. Развитие невербального интеллекта. Задание —

придумать простые символы к предметам или действи_

ям на такие примерные темы, как «Человек гуляет»,

«Самолет взлетает», «Гнев», «Гордость», «Свобода»,

«Любовь». Надо символически выразить содержание

темы. Буквальное представление — например, изобра_


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 366; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!