Модель развития творческой личности в процессе 13 страница



написал, находясь под впечатлением после посещения

металлургического завода, где он наблюдал процесс

разливки стали. Композитор Вебер знаменитую сцену

«Литье пуль» из оперы «Волшебный стрелок» создал

под впечатлением ночного пейзажа, виденного им

«…около каскада Герольдзау в тот час, когда луна сво_

ими лучами серебрит бассейн, в котором клокочет

падающая в него вода».

Следующая за этим первым толчком замысла ра_

бота воображения прослеживает динамику развития

идеи в определенных обстоятельствах жизни и кон_

кретизирует ее:

– в композиции и в облике персонажей, если мы

имеем дело с живописью;

– в словах и поступках персонажей, если мы имеем

дело с литературой и драматическим искусством;

– в мелодии и гармонии, если мы имеем дело с му_

зыкой.

Усиленная работа воображения на этом этапе

является главным условием творческого процесса. Его

успешная работа основана на предельной концентра_

ции внимания. Художник ничего не должен упустить

при воплощении образа, ни одна деталь, ни одна крас_

ка, ни одна интонация, ни одна фраза не остаются без

пристального к ним внимания.

По ходу создания художественного произведения

художнику все время приходится иметь в своем со_

знании идеальный результат, постоянно сравнивать,

насколько создаваемое им творение соответствует ху_

дожественному идеалу и, если надо, вносить в него

необходимые корректирующие поправки. Особое зна_

чение приобретают такие профессиональные черты

личности, как самокритичность и трудолюбие, терпе_

ние и настойчивость. Эти качества проявляются в со_

здании и переборе огромного количества вариантов

набросков текста, зарисовок, рифм и метафор.

Чувство целостности и законченности созданного

художественного образа, его эстетическое воздей_

ствие проверяются затем на ближайших друзьях и на

публике.

_"____ 5

______________ ____!____ _!___6!___ _7

__________-_7___/_ )!___-8

"_                                                                                                          _________                                                                                                              _____

7_______                                                                                             __________ _                                                                                                            _______ #__0____                                                                                             ______________

________

Сильные переживания, которые являются толч_

ком для творчества, возникают чаще всего в ответ на

внешние события благодаря особой впечатлительнос_

ти нервно_психической организации художника. Та_

ким событием может оказаться и случайно услышан_

ная фраза, и природный пейзаж, и общественный

запрос на отражение крупного общественно_полити_

ческого события.

С одной стороны, любознательность проявляется в

широком интересе не только к искусству, к его различ_

ным жанрам и видам, но и к философии, истории,

литературе.

С другой стороны, любознательность проявляется в

стремлении к получению острых жизненных впечатлений

и ощущений. Для этого многие художники пускаются в

опасные путешествия, отправляются на места военных

событий, становятся участниками авантюрных предпри_

ятий и приключений. Так было с Толстым и Стендалем,

Чеховым и Верещагиным, Паустовским и Хемингуэем.

Созданная психологами шкала по поиску ощущений вы_

являет эту важную черту творческой личности1.

Одной из интересных особенностей рождения идей

является то, что они возникают при столкновении друг

с другом и появляется новая творческая идея, не похо_

жая на те, что были в исходных элементах. Это похоже

на то, как два химических элемента, например кисло_

род и водород, соединяясь друг с другом, рождают

третье химическое вещество — воду, которая не похо_

$____                                                                                                   _ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________   _                                                                                                            ________

,!_

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,!_ 1 Чайковский П. Письма к близким. М., 1955. С. 285–286.

ханизмы эмпатии и идентификации, которые эти мыс_

ленные ролевые перемещения допускают.

В качестве примера приведем опыт П. И. Чайков_

ского. В письме к своему брату Модесту от 27 мая 1878 г.

П. Чайковский пишет: «Вечером вчера сыграл чуть ли

не всего “Евгения Онегина”. Автор был и единствен_

ным слушателем. Совестно признаться, но так и быть,

тебе по секрету скажу. Слушатель до слез восхищался

музыкой и наговорил автору тысячу любезностей»1.

Таким образом, трехсубъектность художественного

творчества заставляет каждого из его субъектов — ав_

тора, исполнителя, созерцателя — через механизмы эм_

патии и идентификации поочередно находиться и в роли

творца, и в роли исполнителя, и в роли созерцателя.

Если такого включения не происходит, то мы имеем дело

не с художественным творчеством, а с чем_то иным.

Скорее всего это будет некий аналог позитивистского,

рассудочно_аналитического подхода, в котором, возмож_

но, будет присутствовать мысль, но не будет чувства.

В том случае художественное произведение не будет

волновать его творца, исполнитель останется холодным,

а созерцатель — безучастным к увиденному и услышан_

ному. Никакого эстетического воздействия при этом

создаваться и наблюдаться не будет.

_________                                                                                          _______

Автор в переводе с латинского означает виновник,

учредитель, основатель, податель мнения, производя

щий. В искусстве им считается человек, создающий

художественное произведение. В древних цивилизаци_

ях и в народном творчестве, т. е. в фольклоре, автор_

ство художественных произведений часто было ано_

нимным, за исключением работ выдающихся поэтов и

скульпторов в античное время. Начиная с эпохи Воз_

рождения авторство художника стало закрепляться и

охраняться правовыми нормами.

Процесс создания, воспроизведения и восприятия

художественного произведения в любом виде искусст_

ва имеет свои определенные закономерности, которые

невозможно игнорировать ни одному мастеру. Основ_

Таким образом, мы можем сделать следующие

выводы относительно этапов творческого процесса.

1. Возникновение сильного переживания и желание

его воплотить в материальной форме, т. е., в зву_

ках, красках и словах.

2. Возникновение на основе переживаний идеи и

замысла произведения.

3. Работа восприятия, мышления и памяти по кон_

кретизации идеи через наброски, эскизы, вариан_

ты будущего произведения.

4. Воплощение образов воображения при помощи

технического мастерства — создание текста, на_

писание картины, сонаты или повести.

5. Сличение полученного результата с первоначаль_

ным замыслом.

6. Коррекция полученного результата в соответствии

с замыслом.

8_____-D_____)                                                                                #__0____   ______________                                                                               ________

Как мы установили в первой главе, художественное

познание мира в отличии от научного основано на психо_

логических механизмах эмпатии и идентификации, свя_

занных с чувствами, переживаниями и представлении

себя на месте другого человека, явления или предмета.

Исходя из коммуникативной природы искусства, мы

можем заключить, что все в художественном творчестве

построено на своеобразном диалоге друг с другом сле_

дующих трех субъектов творчества — автора, исполни_

теля и созерцателя. Это значит, что какой бы вид худо_

жественной деятельности мы ни взяли, везде эти три

субъекта и воображаемые процессы их общения друг с

другом с необходимостью будут присутствовать.

Каждый из субъектов творческого процесса, будь то

автор, исполнитель или созерцатель, должен уметь одно_

временно выступать и в двух других ипостасях. Автор

при создании своего произведения должен уметь быть

его исполнителем и созерцателем, исполнитель должен

уметь стать не только автором, но также персонажем и

созерцателем того, что он исполняет, а созерцатель дол_

жен быть одновременно и соавтором, и соисполнителем

всего того, что он воспринимает. Во всех случаях с необ_

ходимостью будут присутствовать психологические ме_

$____                                                                                                   _ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________   _                                                                                                            ________

,!!

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,! 1 Вильсон Г. «Психология артистической деятельности» М.,

2001, С. 75_82.

_#_____'_                                                                                            __' _ _5__'

Для того чтобы его произведение вызывало отклик

у созерцателей и волновало их чувства, автор избирает

темы и сюжеты, которые близки не только ему, но

почитателям его таланта. Этих тем и сюжетов, в общем,

немного. Английский психолог Гленн Вильсон в книге

«Психология артистической деятельности» приводит

следующие темы наиболее популярных сюжетов, ко_

торые автор данной книги дополнил и расширил за счет

собственных наблюдений:

·жизнь и подвиги героя — «Одиссея», «Адмирал

Нельсон», «Робинзон Крузо». Сюда же можно от_

нести сказки Андерсена про Гадкого утенка и Стой_

кого оловянного солдатика;

·любовь и смерть в различных вариантах из_за

невозможности соединения любящих друг друга

мужчины и женщины — «Ромео и Джульетта», «Бо_

гема», «Травиата», «Отелло»;

·супружеская верность и неверность — «Одиссея»,

«Анна Каренина», «Тристан и Изольда»;

·жертвоприношение — фильмы и спектакли про

Иисуса Христа;

·борьба за власть и соперничество — «Макбет»,

«Гамлет», «Крестный отец»;

·торжество молодого соперника — «Свадьба Фига_

ро», «Тартюф»1.

Следуя идеям К. Юнга о коллективном бессозна_

тельном и его представленности в архетипах, можно

выделить и некоторые другие типы героев, часто

встречающиеся как в жизни, так и в художественных

произведениях. Их имена и образы часто становятся

впоследствии нарицательными. У мужчин это — Ге

ройлюбовник (Дон_Жуан), Благородный рыцарь (Дон_

Кихот), Беспечный Любитель жизни (Фальстаф), Черт

(Мефистофель), Искатель приключений (Робинзон

Крузо), Завистник (Яго), Скупец (Гобсек), Деловой че

ловек (Штольц) и т. д. У женщин в качестве подобных

архетипов можно привести помимо архетипа Матери

такие, как Святая невинность (Офелия), Роковая жен

ная задача, стоящая перед творцом, — особым образом

при помощи средств художественного выражения

перевести свои переживания и мысли в ту неповтори_

мую художественную форму, восприятие которой мог_

ло бы у читателей, зрителей и слушателей вызывать те

же эмоциональные состояния, которые владели худож_

ником в момент созидания им художественного образа

произведения. Как считал Ф.М. Достоевский, «художе_

ственность… в романисте — есть способность до того

ясно выразить в лицах и образах свою мысль, что чи_

татель, прочитав роман, совершенно так же понимает

мысль писателя, как и сам писатель понимал ее, созда_

вая свое произведение»1.

Говоря современным языком, художник символи_

чески кодирует свои переживания в образную форму,

а те, кто воспринимает произведение искусства, эту

форму раскодируют.

Известный русский публицист Д.И. Писарев, рас_

крывая тайны художественного творчества, писал:

«Поэт должен выносить под сердцем каждый из выве_

денных им характеров, он должен пережить и пере_

чувствовать полное развитие страстей и стремлений,

которых борьба и столкновение составляет драматичес_

кую коллизию его произведения. Но, переживая эти

страсти и стремления, он, как истинно гениальный

актер, должен совершенно забывать свое Я, подчинять

его своей роли, переставать быть собою, и, переносясь

в положение своего действующего лица, делаться на

время им, смотреть на мир его глазами, чувствовать

сообразно с его темпераментом, любить его любовью

и ненавидеть его ненавистью, и увлекаться его увле_

чением»2.

Таким образом, в зависимости от своего склада

художник в своем творчестве реализует либо самого

себя, либо те умонастроения, которые будоражат в

данный момент общество. Но при этом он всегда дол_

жен мысленно представлять ту реакцию, которую его

произведение может вызвать у зрителей и слушате_

лей.

1 Федор Достоевский. Тексты и рисунки. / Составитель

К.А. Баршт. М., 1989. С. 92.

2 Писарев Д.И. Полн. собр. соч.: В 6 т. СПб, 1913. Доп. вып.

Мыслим по поводу сочинений Марко Вовчка.

$____                                                                                                   _ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________   _                                                                                                            ________

_+"

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_++

Каждый автор в той или иной мере всегда проеци_

рует в свое творение свою личность, решая таким об_

разом через самовыражение свои проблемы и драму

собственной жизни — через катарсическое очищение

и избавление от них.

%____.___0__                                                                                    _ _-_____

Для яркого и захватывающего действия художни_

ку необходимо доскональное и прочувствованное зна_

ние жизни своего персонажа. Мастеру любого вида ис_

кусства приходится много наблюдать и осмысливать

увиденное и услышанное. Долгожданное мастерство

возникает как результат обобщения и соединения мно_

жества разрозненных впечатлений в одну целостную

картину, в которой каждая отдельная деталь органич_

но вписывается в целое. В повести К. Паустовского

«Золотая роза», посвященной раскрытию тайн художе_

ственного творчества, замечательный русский писа_

тель рассказывает легенду о мусорщике Шамете, кото_

рый в течении долгого времени собирал и просеивал

пыль из ювелирных лавок. Делал он это для того, чтобы

из собранной золотой пыли ювелир смог бы сделать

розу на надгробье для его безвременно ушедшей воз_

любленной. Золотая роза Шамета — поэтический сим_

вол творческой деятельности художника, в котором

«каждая глубокая или шутливая мысль, каждое неза_

метное движение человеческого сердца, так же как и

летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, —

все это крупинки золотой пыли, которые литераторы

превращают в сплав и из которых затем выковывают

“золотую розу” — повесть, роман или поэму»1.

Для наиболее точной передачи жизни героя, поми_

мо знания жизни, художнику, по свидетельству мно_

гих творцов, необходимо в процессе создания произ_

ведения на какое_то время начать жить жизнью своих

героев. В этом случае деятельность писателя, компози_

тора, живописца становится сродни работе актера,

перевоплощающегося в своего персонажа.

Р. Вагнер не случайно говорил о том, что художник

сможет достичь высшей убедительности в изображе_

1 Паустовский К. Собр. соч.: В 6 т. М., 1958. Т. 2. С. 498.

щина, или Женщинавамп (Кармен), Гетера (Травиа_

та), Гадалка (Цыганка).

Опора на архетипы коллективного бессознатель_

ного и социальные роли в процессе создания персо_

нажа драматического произведения делает его легко

узнаваемым и всегда вызывает сильную ответную

эмоцию у зрителей и слушателей, т. е. созерцателей.

Как писал Юнг, «любое отношение к архетипу, или

просто именуемое, “задевает” нас; оно действенно

именно потому, что пробуждает в нас голос более

громкий, чем наш собственный. Говорящий праобра_

зами говорит нам как бы тысячью голосов, он пленяет

и покоряет, он поднимает описываемое им из одно_

кратности и временности в сферу вечно сущего, он

возвышает личную судьбу до судьбы человечества и

таким путем высвобождает в нас все те спасительные

силы, что извечно помогали человечеству избавлять_

ся от любых опасностей и превозмогать даже самую

долгую ночь»1.

Кроме того, у каждого автора есть свой излюблен_

ный «конек» — идея_фикс или тема, которая неотрыв_

но его преследует. У Бетховена эта была идея жесто_

кой судьбы, которая дала ему несчастную любовь и


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!