Модель развития творческой личности в процессе 10 страница



удерживаться в памяти, если заучиванием заниматься

после какой_либо тяжелой работой — физической или

умственной. Утомление от предыдущей работы будет

препятствовать запоминанию новой информации.

При ретроактивном торможении вновь выученный

материал будет стираться из памяти, если заняться

тяжелой работой после заучивания. Короче говоря, ни

перед заучиванием, ни после него нельзя давать мозгу

и организму большую нагрузку, как физическую, так и

умственную.

Неполадки с памятью могут возникать в случае

возникновения запредельного торможения. Это быва_

ет при слишком сильном сценическом волнении или

переутомлении, когда происходит непроизвольное

прерывание нервных следов в мозге и человек не

может осуществлять нормальную деятельность. Поэто_

му хорошее воспроизведение выученного при публич_

ном выступлении оказывается тесно связанным с вла_

дением навыками саморегуляции и навыками приве_

ние — непростой вид умственной деятельности, поэто_

му часто, выучив что_то и желая проверить себя, мы

закрываем книгу или ноты. Но в случае затруднения

припоминания возникает сильнейшее желание не на_

прягаться, а подсмотреть в текст в книге. По этому по_

воду К.Д. Ушинский писал: «Упорное припоминание —

есть труд и труд иногда нелегкий, к которому должно

приучать дитя понемногу, т. к. причиной забывания

часто оказывается леность вспомнить забытое, а от

этого укореняется дурная привычка небрежного обра_

щения со следами наших воспоминаний».

Повторение бывает трех видов — целостное, час_

тичное и комбинированное. При целостном повторении

произведение повторяется целиком от начала до конца,

при частичном оно повторяется по частям и при комби_

нированном оно повторяется и по частям, и целостно.

Наилучшим способом повторения, как показывает опыт,

является комбинированный способ повторения, при

котором сначала текст повторяется от начала до конца,

затем выделяются и выучиваются трудные места, и

затем материал вновь повторяется целиком.

Важно и распределение повторений. Количество из

20 повторений лучше распределять на 3–4 дня и каж_

дый день делать их по 5–6 раз. Это лучше, чем все по_

вторения сделать в один день. Память человека так

устроена, что для перевода усвоенного из кратковремен_

ной памяти в долговременную требуется определенное

количество времени. Мозг обладает способностью за_

креплять выученные материал на бессознательном уров_

не. Повторение через определенные промежутки вре_

мени положительно влияет на работу заучивания, осу_

ществляемую мозгом. Но если промежутки становятся

слишком большими, то процесс запоминания замедля_

ется, т. к. требуются дополнительные усилия на восста_

новление разрушенных следов.

По возможности при заучивании повторение не

должно быть механистичным. Каждый раз при повто_

рении надо пытаться ставить перед собой новые зада_

чи и открывать новые смысловые связи и новые обра_

зы. При этом надо помнить о так называемом эффекте

края. Благодаря этому эффекту середина материала,

подлежащего заучиванию, запоминается хуже, в то

время как начало и конец текста помнятся лучше.

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,__

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,_,

Развитию зрительной памяти могут способствовать

такие упражнения, как:

– взглянуть одновременно на несколько разных пред_

метов, закрыть глаза и перечислить их по мыслен_

ному представлению;

– рисование по памяти знакомых людей или предметов;

– рисование по памяти картин известных художни_

ков и сравнение их с оригиналом;

– восстановление целостного образа человека или

ситуации на основе одной детали с последующим

рисованием. Например, восстановить образ бояры_

ни Морозовой по одной ее поднятой руке.

Для развития логической памяти необходимо:

– пересказывать своим друзьям услышанные по ра_

дио и ТВ новости.

– делать устное резюме из газетных публикаций.

– пересказывать содержание детективов и просмот_

ренных спектаклей и сериалов;

– воспроизводить перед сном порядов выполненных

за день дел в прямом и обратном порядке.

Для развития эмоциональной памяти:

– взять в руки предмет, связанный с воспоминани_

ем ранее прожитой ситуации, и вспомнить с его

помощью другие предметы из этой же ситуации.

Многие люди для этих целей увозят с мест отдыха

камешки, ракушки и разного рода сувениры.

Вспомнить и оживить при этом следует зритель_

ные образы, освещение, ощущения запахов и ощу_

щения в теле. Принять позу и сделать несколько

физических движений, которые были выполнены

во воспоминаемой ситуации.

– передать линиями и красками средствами абст_

рактной живописи различные эмоции — печаль,

приподнятость, состояние ожидания и др.

__#___'                                                                                                ___     #________

1. Назовите основные теории, объясняющие приро_

ду памяти?

2. Какие существуют приемы и правила запомина_

ния?

3. При каких условиях выучиваемый материал запо_

минается особенно прочно?

дения психики в оптимальное состояние, при котором

умственная деятельность протекает без сбоев.

Выученный материал сохраняется в нашем мозгу

одновременно в двух формах — обобщенной и процес_

суальной. Говоря другими словами — как в виде сжатой

структуры, так и в виде последовательно развертывае_

мого процесса. Такой способ запоминания очень похож

на тот, который имеет место в памяти компьютера.

Структурные представления, как показали иссле_

дования нашего отечественного психолога А.А. Смир_

нова, играют роль опорных пунктов при запоминании,

сохранении и воспроизведении информации. Поэтому

для более прочного запоминания оказывается полез_

ной чисто мнемическая мыслительная работа по запо_

минанию методом «прокручивания» его в быстром

темпе по опорным точкам, что помогает психологиче_

скому процессу «свертывания» информации из про_

цессуального вида в обобщенно_структурный.

Для развития музыкальной и слуховой памяти все_

мирно известный пианист Иосиф Гофман рекомендо_

вал своим ученикам такие методы изучения и запоми_

нания музыкального произведения:

· с текстом и без инструмента;

· с текстом и за инструментом;

· за инструментом и без текста;

· без текста и без инструмента.

Последний прием и есть метод заучивания без

опоры на внешний раздражитель.

Развитию музыкальной и слуховой памяти способ_

ствуют также:

– постоянное выучивание наизусть новых про_

заических, стихотворных и музыкальных произ_

ведений;

– подключение к процессу заучивания других ана_

лизаторов, например, ассоциирование заучиваемо_

го материала с различными цветами, движениями,

зрительными образами;

– активизация мотивации на личностную значимость

и необходимость заучивания;

– представление в памяти голосов своих знакомых,

звуков музыкальных инструментов, голосов птиц.

– подбирание по слуху на музыкальном инструмен_

те различных мелодий.

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,__

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,__

американский психолог Л. Макс провел следующий

эксперимент. Он взял группу глухонемых людей и

надел на их пальцы электроды, чтобы посмотреть, в

каких случаях в их пальцах и руках появятся электри_

ческие токи. «Задачи на абстрактное мышление выз_

вали токи действия в руке у 84 процентов глухонемых

и лишь у 31 процента испытуемых в контрольной груп_

пе. Когда глухонемые спали, сновидения также отме_

чались появлением этих токов в мускулах рук и паль_

цев. Исследователь обнаружил, что самые простые

арифметические задачи решались без сопровождения

токами действия»1.

Если у глухонемых процесс мышления сопровож_

дается скрытыми токами в мышцах рук и пальцев, то

у художников процессы мышления сопровождаются

появлением зрительных и звуковых образов.

Отличие художественного мышления от научного

заключается в том, что художник свои мысли передает

в форме художественного образа, а ученый — в виде

понятий и формул.

Источником для пробуждения имеющегося в задат_

ках художественного мышления и творчества являют_

ся впечатления и знания об окружающей действитель_

ности. Впечатления — это личные переживания при

встрече с жизненными обстоятельствами. Знания —

это мысли других людей, изложенные устно или пись_

менно. «Меня волнует все, что происходит на белом

свете, — писал про себя немецкий композитор Роберт

Шуман, — политика, литература, люди. Обо всем этом

я раздумываю на свой лад и затем все это просится

наружу, ищет своего выхода в музыке»2.

Усвоение знаний, наработанных прошлыми поко_

лениями людей в ходе общественно_исторического раз_

вития, — обязательное условие становления художни_

ка_профессионала. Оно требует больших собственных

усилий, потому что готовые системы понятий не могут

переноситься автоматически из головы учителя в го_

лову ученика, но предполагается работа мысли после_

днего. На начальных этапах развития мышления очень

помогает думанье вслух, когда учащийся проговарива_

/_______

1. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти чело_

века. М., 1985.

2. Блонский П.П. Память и мышление // Избр. пед. и

психол. труды: В 2 т. Т. 2. М., 1979.

3. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском

возрасте. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.

4. Заика Е.В. : Комплекс упражнений для развития

логической памяти учащихся // Вопросы психоло_

гии. 1991. № 6.

5. Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных и

завершенных действий: Хрестоматия по общей

психологии: Психология памяти / Под общ. ред.

Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1979.

6. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.,

1961.

7. Ляудис В.Я. Психологические проблемы развития

памяти // Исследование памяти / Отв. ред.

Н.Н. Корж. М., 1990.

8. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

9. Флорес Ц. Память // Экспериментальная психоло_

гия / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1973.

__                                                                                                          B'2_____

Мышление представляет собой познавательный

психический процесс, при помощи которого действи_

тельность отражается в обобщенной и опосредованной

форме. В отличии от ощущений и восприятий мышле_

ние раскрывает такие связи и отношения в предмете,

которые недоступны чувственному восприятию. Мы

все знаем о существовании ультрафиолетовых лучей,

но их невозможно увидеть. Мы знаем о существовании

в природе ультразвука и инфразвука. Но их частотные

характеристики лежат за пределами тех частот, кото_

рые могут быть восприняты нашим ухом и глазом. Все

подобные знания человек получает при помощи мыш_

ления на основе особых мыслительных операций и

специальных приборов, которые были сконструирова_

ны опять_таки с помощью мышления.

Мышление представляет собой беззвучную, т. е.

свернутую, речь. Для доказательства этой гипотезы

1 Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 158.

2 Житомирский Д. Роберт Шуман. М., 1964. С. 210–211.

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,__

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,__

Наглядно_образное мышление проявляется в том

случае, когда человек имеет дело не столько с предме_

тами, сколько с их образами. Образ ведет за собой

мысль. Это хорошо показал в своих опытах знамени_

тый французский психолог Жан Пиаже. Он установил,

что понимание сохранения количества вещества в

объекте в процессе изменения его формы составляет

необходимое условие всякой рациональной деятельно_

сти. В его опытах детям в возрасте от 4 до 6 лет пока_

зывали два одинаковых комочка пластилина. Затем на

их глазах один из них раскатывали в колбаску и спра_

шивали, где пластилина больше. Дети отвечали, что в

колбаске.

Наглядно_образное мышление детей оказывается

полностью подчиненным восприятию, и поэтому им

трудно отвлечься от свойств предмета, наиболее бро_

сающихся в глаза.

Наглядно_образное мышление играет огромную

роль в произведениях искусства, которые, как извест_

но, отражают действительность в конкретно_чувствен_

ной форме. Произведения изобразительного искусст_

ва, скульптура, театральный спектакль во всех своих

видах искусства отражают жизнь в зримых и слыши_

мых формах. Их образы оказываются неразрывно свя_

занными с переживаниями и с мыслями, которые они

вызывают у созерцателей искусства. Мысль и чувство

передаются через видимый и слышимый образ, через

его переживание, через столкновения с другими обра_

зами и их взаимодействиями. Пример такой передачи

мысли — Чехов в своей «Чайке» показывает судьбу

героини через образ убитой птицы : «Сюжет для неболь_

шого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая

девушка... любит озеро, как чайка, и счастлива, и сво_

бодна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел

и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку».

На основе практического и наглядно_образного

мышления в школьном возрасте развивается абстракт_

ное мышление, основанное на словесно_логических

операциях, имеющих свое обоснование в правилах

формальной логики. Абстрактное мышление еще на_

зывают теоретическим. Оно вскрывает внутренние

связи и отношения, лежащие в основе многочислен_

ных частных проявлений фактов, событий, задач. В тео_

ет вслух условия задачи и так же вслух намечает эта_

пы ее решения. Такое думанье вслух мы можем встре_

тить во многих театральных постановках — в пьесах

Гоголя, Островского, Чехова. Систематическое рассуж_

дение вслух над различными проблемами в ходе обу_

чения развивает мыслительные способности и делает

человека более проницательным в отношении тех про_

блем, которые перед ним встают.

О важности размышления при создании художе_

ственного произведения Г. Гегель высказался следую_

щим образом: «Без помощи размышления человек не

может осознать того, что живет в нем. Одна лишь без_

заботная, легко окрыленная фантазия никогда не соз_

дает подлинно ценного произведения искусства… »

Создавая свое произведения, «художник должен при_

звать себе на помощь, с одной стороны, бдительную

рассудительность, с другой — глубокое душевное пе_

реживание, глубокое чувство»1.

В современной психологии разработаны классифи_

кации видов мышления на основе степени представ_

ленности в нем признаков различных видов мыслитель_

ной деятельности. Это:

1. Наглядно_действенное (предметное) мышление.

2. Наглядно_образное.

3. Теоретическое (отвлеченное).

Практическая деятельность во всех ее разнообраз_

ных видах всегда выступала началом для развития

конкретного вида мыслительной деятельности, будь то

сбор урожая или ритуальные танцы охотников. Жела_

ние сделать вещь или действие более успешными все_

гда приводит к необходимости размышления и поиску

наиболее удачных вариантов движений и совершен_

ных действий.

Ребенок демонстрирует наглядно_действенное

мышление, когда разбирает игрушку или манипулиру_

ет разными предметами, щупая их и пробуя на вкус.

Примерно так же действует музыкант_исполнитель,

стараясь найти нужные ему исполнительские движе_

ния, или художник, который пытается найти наилуч_

шее цветовое решение в своей картине, перебирая для

этого различные сочетания красок.

1 Гегель Г. Собр. соч. М., 1958. Т. 1. С. 290.

$____                                                                                                   __ __________                                                                                        #________)_'_                                                                                                              #__0___'___

,_!

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,_

спонтанно и одномоментно, а затем идет проработка и

уточнение более частных деталей. Подобное возникно_


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!