Изучение объектов в позитивистской 14 страница



!!

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

!

танцевали. Им помогали полуголые танцовщицы, ста_

равшиеся «завести» публику фривольными телодвиже_

ниями. Не отставали от них и фокусники, увеселявшие

публику разными трюками. Все это вызывало большой

интерес у римской публики, у которой, как водится,

были свои кумиры и любимцы. Поэтому во времена

правления императоров Тиберия и Нерона в римских

цирках и театрах нередко случались беспорядки, вы_

зываемые противоборством поклонников в отношении

любимых актеров и танцоров.

Для обеспечения надлежащего порядка в театрах

и цирках на представлениях присутствовало большое

количество стражи. Но беспорядки принимали столь

массовый характер, что стража не справлялась, и в те_

атрах на представлениях нередко гибли как зрители,

так и солдаты, их охранявшие. После одного подобного

инцидента император Тиберий в 23 году распорядился

изгнать из Рима всех возмутителей спокойствия — цир_

качей и мимов. До самой смерти он не отменил этого

приказа.

Преемник Тиберия — Калигула, известный своей

нравственной распущенностью, разрешил изгнанным

артистам вернуться обратно в Рим. И снова в театрах

и в цирках начались драки и потасовки.

Сменивший Калигулу Нерон устранил из театра

когортную стражу, «дабы солдаты не развращались

театральной вольностью». После этого в театрах меж_

ду поклонниками того или иного актера с новой силой

стали возникать ссоры и конфликты, перераставшие в

настоящие сражения. На одном из таких представле_

ний Нерон сам начал бросать камни и обломки стуль_

ев в своих оппонентов. В результате он ранил даже

самого претора — начальника стражи, обладавшего

полномочиями наказывать нарушителей порядка круп_

ными штрафами и высылкой из Рима.

Грубость примитивных кровавых зрелищ, царив_

ших в театрах и цирках, была под стать дикости нра_

вов и моральным устоям тогдашнего римского обще_

ства. Они были отражением того морального раз_

ложения, которого достигла Римская империя ко

времени своего заката. Морально прогнившее рим_

ское общество не смогло противостоять пришедшим с

севера отрядам тевтонцев и даков, под натиском ко_

торых Римская империя рухнула и распалась на от_

дельные государства.

Как тут не вспомнить проницательные слова заме_

чательного русского социолога Питирима Сорокина,

написавшего в одной из своих работ, что «судьба лю_

бого общества зависит прежде всего от свойств его

людей. Общество, состоящее из идиотов или бездар_

ных людей, никогда не будет обществом преуспеваю_

щим. Дайте группе дьяволов великолепную конститу_

ции и все же этим не создадите из нее прекрасное

общество. И обратно, общество, состоящее из талант_

ливых и волевых лиц, неминуемо создаст и более со_

вершенные формы общежития»1.

В этом высказывании великого русского ученого

можно без труда видеть общественное значение пра_

вильного, отвечающего общественным потребностям,

воспитания, направленного на совершенствование

природы человека. Эстетическому воспитанию в нем

принадлежит ведущая роль.

Это связано с тем, что цель эстетического воспи_

тания — научить человека воспринимать мир как орга_

ничное продолжение самого себя, отзываться чувства_

ми и сопереживанием как на социальный мир, так и

на мир, связанный с природой и предметами матери_

ального мира. Человеку с развитой эмпатией невозмож_

но обидеть другого, ибо в первую очередь он будет

испытывать боль прежде всего в самом. Точно так же

он не сможет хищнически и варварски относиться к

природе, потому что природа в его представлении —

эта другая ипостась его Я.

Воспитывая чувство, искусство воспитывает Чело_

века со всеми присущими ему богатствами духовной

сущности. Обучая человека умению разбираться в

искусстве, эстетическое воспитание одновременно

учит человека разбираться в самом себе и отзываться

чувствами на восприятие окружающего мира.

Здесь все не так просто и однозначно, как это

может показаться на первый взгляд. Известны актеры,

прекрасно играющие положительных героев, но кото_

рые в жизни не дотягивают до них весьма значитель_

но. Московский режиссер Андрей Житинкин свиде_

1 Сорокин П. Социология. М. 1992.

$____                                                                                                   __ >_________                                                                                        #___-____  _                                                                                                            __ ___) _ _-6_______4                                                                                       _____

"+"

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

"++

тельствует: «Я знаю очень много непорядочных акте_

ров в жизни, которые играют на сцене благородство и

нравственность. В душе у них такие “черные дыры”,

что с ними надо быть очень осторожным. Меня пора_

жает, — пишет режиссер, — что талант абсолютно не

связан с нравственностью»1.

Можно объяснить такое расхождение тем, что

среди актеров много лиц с демонстративной акцентуа_

цией характера. Помимо того, что такой тип актеров

очень хорошо чувствует себя на сцене, его отличает еще

и большая лживость и способность к вытеснению, т. е.

забыванию своих неблаговидных поступков, если че_

ловеку это выгодно. Но с другой стороны, мы знаем и

свидетельство Пушкина о том, что «гений и злодейство

несовместимы».

Терпимость к чужим традициям и обычаям се_

годня обозначают термином «толерантность». Она

необходима для жизни в современном многонацио_

нальном обществе и может быть развита только при

условии, что человек одной национальности может

проникаться положительными чувствами к другому,

иной национальности, при соблюдении с обоих сто_

рон общечеловеческих законов морали и нравствен_

ности.

 _                                                                                                           <________'_                                                                                                              ____'                                                                                                              &__________                                                                                                              ___#_____

Современные методы эстетического воспитания в

массовой школе включают в себя большое количество

самых разных программ художественного образования

в области литературы, музыки, хореографии, изобра_

зительного искусства, архитектуры и мировой художе_

ственной культуры.

Долгое время подход к изучению искусства в об_

щеобразовательной школе был во многом таким же, как

и в обучении предметам естественно_научного цикла.

Музыку, изобразительное искусство, мировую художе_

ственную культуру многие учителя пытались препода_

вать примерно так же, как физику, географию или

иностранный язык.

В одной из публикаций более тридцати лет назад

известные исследователи проблем эстетического вос_

питания З.Н. Новлянская и А.А. Мелик_Пашаев отме_

чали: «В преподавании изобразительного искусства

проблема “содержательной формы” не находит долж_

ного места. Ребенка учат главным образом изображать

предметы по правилам реалистического рисунка, а не

находить выразительный образ внутреннего содержа_

ния изображаемого; при ознакомлении детей с карти_

нами акцент делается чаще всего на чисто сюжетные

моменты… В специальных исследованиях выявляется

результат такой подготовки – неразвитость эстетиче_

ского восприятия взрослых людей, их неспособность к

усвоению подлинного смысла картины, которое они

подменяют домыслами по поводу внешнего сюжета.

Причина этого — полное невладение “языком” худо_

жественной формы»1.

После введения в процесс эстетического воспита_

ния программ, разработанных под руководством

Б.М. Неменского и Д.Б. Кабалевского, методический

уровень преподавания искусства в школе значительно

повысился. Однако проблем остается еще очень мно_

го, что связано с недостаточным количеством учителей,

которые могли бы преподавать искусство на уровне со_

временных методических требований.

К сожалению, отголоски подхода, указанного

З.Н. Новлянской и А.А. Мелик_Пашаевым, можно встре_

тить и в наши дни. Так, например, авторы коллективно_

го труда «Музыкальное образование в школе» на одной

из его страниц задаются таким вопросом: «Какие сущ_

ностные характеристики мы можем выделить в содер_

жании школьного предмета Музыка, которые и станут

требованиями к методике и одновременно критериями

ее эффективности?» Авторы так отвечают на заданный

ими самими вопрос: «Основное требование к методи_

ке — философско_научный уровень постижения музы_

кального искусства, целиком и полностью построенный

на диалектической логике»2.

1 Житинкин А. Плейбой московской сцены. М., 2003. С. 112.

1 Новлянская З.Н., МеликПашаев А.А. Психологические прин_

ципы эстетического развития детей и проблема эстетического

воспитания // Вопросы психологии, 1979. № 3.

2 Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. и др. Музыкальное

образование в школе. М., 2001. С. 57.

$____                                                                                                   __ >_________                                                                                        #___-____  _                                                                                                            __ ___) _ _-6_______4                                                                                       _____

"+_

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

"+,

Но как в таком случае быть с произведениями ис_

кусства, которые не укладываются в законы диалекти_

ческой логики, например картинами Дали, Пикассо или

Кандинского, в которых все с этой логикой не стыкует_

ся, все перевернуто, непонятно, что конкретно изобра_

жено, и в то же время многие произведения этих ху_

дожников считаются шедеврами мирового искусства?

Искусство нельзя изучать так же, как изучается

математика и физика, потому что методы познания

жизни в искусстве принципиально отличны от мето_

дов познания этой же самой жизни в науке. Представ_

ление об этих различиях дает следующая таблица:

Таблица 1


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 306; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!