Изучение объектов в позитивистской 10 страница



цессе общения с искусством, впоследствии могут быть

легко перенесены на непосредственный процесс со_

циального общения и восприятия природы. И тогда эти

отношения становятся лишенными элементов деляче_

ства и прагматизма. Тогда наиболее полно начинает

действовать золотое правило нравственности, про ко_

торое сказано в Библии: «Поступай по отношении к

другому так, как бы ты хотел, чтобы он поступал по

отношению к тебе». А такие отношения связаны с

любовью и бережным отношением ко всему окружаю_

щему, будь то человек, животное или природа. Так

благодаря психологическим механизмам эмпатии и

идентификации через сопереживание всему существу_

ющему на Земле эстетическое воспитание оказывает_

ся связанным с нравственным.

__                                                                                                     _______#_________                                                                                                              .___0__

Эта функция искусства связана с его возможнос_

тью устранять из эмоционального состояния человека

отрицательные переживания. История искусства со_

держит многочисленные свидетельства того, как искус_

ство помогало многим людям преодолевать трудные

жизненные ситуации.

В 28 лет великий немецкий композитор Людвиг ван

Бетховен, пережив два тяжелейших удара судьбы в

виде начинающей прогрессировать глухоты и отказа

аристократки Джульетты Гвичарди выйти за него за_

муж, решил уйти из жизни. В октябре 1802 года в ма_

леньком городе Гейлигенштадт он пишет своим брать_

ям, Карлу и Иоганну, в завещание, в котором объясня_

1 Сарьян об искусстве. Ереван. 1980. С. 45–46.

2 Берк Э. Философское исследование и происхождении наших

идей о возвышенном и прекрасном // История эстетики. Памят_

ники мировой эстетической мысли. Т. 4. С. 105–106.

3 Липпс Т. Руководство к психологии. СПб., 1907. С. 217 Цит. по:

Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М., 1976. С. 92.

$____                                                                                                   ,_ =___0__ ________                                                                                             _ ______________                                                                               ________   _                                                                                                            _-6____

_"

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_+

ет свое решение. Обращаясь к ним, он пишет: «Сердце

своим и разумом я сызмальства предрасположен к

нежному чувству доброты, я всегда был готов к свер_

шению великих дел. Но подумайте только, что вот уже

шесть лет я нахожусь в злосчастном состоянии... из года

в год обманываясь в надежде на излечение, я принуж_

ден был, наконец, признать, что стою перед неизлечи_

мым недугом... наделенный от природы пылким живым

темпераментом, питая склонность к развлечениям све_

та, я должен был рано уединиться и повести замкну_

тую жизнь... меня охватывает жгучий страх перед опас_

ностью обнаружить свое состояние... какое унижение

приходилось мне испытывать, когда кто_нибудь, сто_

явший подле меня, слышал издалека звук флейты, а я

ничего не слышал, или слышал пение пастуха, а я же

опять ничего не слышал... Такие случаи доводили меня

до отчаяния, недоставало немного, чтобы я покончил с

собой» ... И вот за этим полными трагизма словами

Бетховен признается своим браться, почему он не сде_

лал этого. «Ах, мне казалось невозможным покинуть

мир раньше, чем исполнено мною все то, к чему я себя

чувствовал призванным...»1

Не только одного Бетховена искусство удержало

от самоубийства. Оно удерживало в жизни очень мно_

гих художников, жестоко страдавших от непризнания,

отсутствия материального достатка, тяжелых болезней.

Среди них мы видим имена Вагнера, Ван Гога, Двор_

жака, Эдгара По. Искусство спасает не только худож_

ников, но и простых людей. Классическим примером

служит рассказ Глеба Успенского «Выпрямила», в ко_

тором повествуется о простом русском учителе Тяпуш_

кине, который, страдая от депрессии и разочарования

в жизни, поехал в Лувр и там увидел скульптуру Вене_

ры Милосской, которая потрясла его своей красотой.

И в момент этого потрясения учитель почувствовал, как

выпрямляется его душа и как все неприятности жизни

уходят и перестают казаться такими пугающими.

Л.С. Выготский проницательно указал на возмож_

ности искусства изживать величайшие страсти, кото_

рые не нашли себе исхода в нормальной жизни. Это,

по его мнению, составляет основу биологической об_

ласти искусства. Он критиковал теорию происхожде_

ния искусства от игры за то, что она не позволяет

понять искусство как творческий акт, а также за то, что

эта теория сводит искусство лишь к биологической

функции упражнения органов. Л.С. Выготский пишет,

что гораздо сильнее все те теории, которые утвержда_

ют, что «искусство есть необходимый разряд нервной

энергии и сложный прием уравновешивания организ_

ма и среды в критические минуты нашего поведения.

Только в критических точках нашего пути мы обраща_

ется к искусству, и это позволяет нам понять, почему

мы обращаемся к искусству»1.

В современной жизни больших городов за послед_

ние десятилетия в задачах психологической помощи

населению четко обозначились две очень важные и с

большим трудом преодолеваемые проблемы, связанные

с эмоциями человека. Это — проблемы алекситимии и

аддикции.

Первый из этих терминов происходит из соедине_

ния следующих понятий: тимус — древнее латинское

обозначение души человека, лекса — слово, а — отри_

цательная частица. Все вместе — алекситимия — оз_

начает невозможность выразить свое душевное состо_

яние. Феномен был описан американским психиатром

П. Сифнеосом в 1972 г. при исследовании психосома_

тических больных. Алекситимия часто возникает как

результат страха перед проявлением человеком своих

эмоций вовне, что ведет к подавлению переживаний.

Алекситимикам поэтому свойственны такие типичные

черты, как неспособность распознавать и идентифи_

цировать переживаемые ими чувства. Им бывает труд_

но определить, что они чувствуют — гнев или усталость,

печаль или зависть.

Исследования в области алекситимии показывают,

что для нашего здоровья опасным является подавление

в себе сильных как положительных, так и отрицатель_

ных эмоций — гнева, печали, страха, страдания. Пере_

живаемые эмоции любого знака обязательно должны

быть вынесены наружу, иначе они обратятся вовнутрь

организма и приведут к психосоматическим заболева_

1 «Письма Бетховена. 1787–1811 годы». Публикация / Редак_

тор_составитель Н.Л. Фишман. М, 1970. С. 159–161. 1 Выготский Л.С. Психология искусства, М., 1965. С. 324.

$____                                                                                                   ,_ =___0__ ________                                                                                             _ ______________                                                                               ________   _                                                                                                            _-6____

__

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_,

нием, т. е. начнут разрушать внутренние органы —

сердце, печень, желудок, легкие. Так возникают психо_

соматические болезни, среди которых врачи первона_

чально выделяли семь наименований. Это были: брон_

хиальная астма, язвенный колит, гипертония, нейродер_

мит, ревматоидный артрит, язва двенадцатиперстной

кишки, гипертиреоз. Позднее этот список расширился,

и к психосоматическим расстройствам стали относить

рак и сердечно_сосудистые заболевания.

Культ силы и рационального отношения к жизни

становится сегодня одним из ведущих в современном

стиле жизни. Телевидение пропагандирует тип суперме_

на, который не подвластен «ненужным» эмоциям и все_

гда поступает расчетливо и точно. Однако этот соци_

альный запрет на выражение ярких эмоций становится

основной причиной роста депрессии, тревожности и

скрытой агрессии. В результате подавления затрудняет_

ся обнаружение этих эмоций, их переработка и отреаги_

рование.

Интересно, что в тех культурах и странах, в кото_

рых высоко ценятся невозмутимость и хладнокровие в

трудной ситуации, уровень депрессии оказывается

выше. Такая ситуация характерна для некоторых вос_

точных стран, таких как Япония, Корея и Китай. Срав_

нительные исследования показали, что в этих странах

по сравнению с европейскими частота данного психи_

ческого нарушения встречается чаще. Эмоциональное

напряжение, никуда не уходящее из тела, приводит к

появлению соматических нарушений. До 50% посети_

телей городских поликлиник — именно такие психосо_

матики.

Аддикция, или же аддиктивное поведение, связа_

на с возникновением у человека зависимости к какому

либо предмету, явлению или человеку. Оно пережива_

ется как непреодолимое влечение, характеризуется не_

насытностью и бессознательностью стремления к об_

ладанию, т. е. компульсивностью. Помимо алкогольной,

никотиновой наркотической зависимости психологи

сегодня все чаще начинают говорить о появлении ком_

пьютерной зависимости, пищевой, шопинг_зависимо_

сти (покупка ненужных вещей), любовной зависимо_

сти. Аддикту обязательно нужно что_то или кто_то, да_

ющее положительные переживания и избавляющее от

необходимости думать и заботиться о себе. «Основной

дефект аддиктивного пациента, — пишет английский

психолог Г. Кристал, — заключается в его неспособно_

сти видеть в себе завершенную, уверенную в себе

личность с высокой самооценкой»1.

Для клиентов_аддиктов характерна нерешенность

многих эмоциональных проблем. Так, например, по

данным Э. Сэбшин, наркоманам свойственны такие

черты, как «снижение способности рассуждать, неспо_

собность поддерживать высокую самооценку, неспо_

собность поддерживать близкие межличностные отно_

шения». Кроме этого, в других исследованиях было

установлено, что для лиц с наркотической зависимо_

стью характерны также желание ослабить депрессив_

ное состояние, непрестанная борьба с чувством стыда

и вины от повышенной самокритичности и ощущения

своей никчемности, отсутствие способности заботить_

ся о самих себе, идущее от сурового и карающего

Супер_Эго. Все это говорит о наркомании как способе

защиты от душевного страдания, вызванного чаще

всего плохим уходом в детстве, психотравмой и недо_

статком безусловной материнской любви в раннем

возрасте. «Зависимость от наркотиков, таким образом,

можно рассматривать как адаптивное поведение, на_

правленное на то, чтобы облегчить боль, вызванную

аффектами, и на некоторое время повысить способ_

ность владеть собой и функционировать»2.

Подтверждением того, насколько тяжелой бывает

зависимость от наркотика, может служить тот факт, что

даже Фрейду не удалось отказаться от многолетнего

пристрастия к курению сигар, в результате чего у него

развилась карцинома неба, и он скончался.

Фрейд в результате своей зависимости после пер_

вой операции перенес еще 32. Он был вынужден но_

сить челюстной протез и время от времени принимать

пишу через трубку, вставленную в нос. При этом сига_

ры он не оставил. «Я знаю, что курение убивает меня,—

1 Кристал Г. Нарушение эмоционального развития при аддик_

тивном поведении. В кн. «Психология и лечение зависимого по_

ведения». М. 2000. С. 109.

2 Сэбшин Э. Психоаналитические исследования аддиктивного

поведения: обзор. В кн. «Психология и лечение зависимого пове_

дения». М., 2000. С. 18.

$____                                                                                                   ,_ =___0__ ________                                                                                             _ ______________                                                                               ________   _                                                                                                            _-6____

__

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

__

говорил он. — Но зависимость от никотина — проявле_

ние моего невроза. Победить его при всем моем психи_

атрическом опыте я не могу, и оставьте меня в покое!»

Итак, страдания, связанные с сильными неотреа_

гированными аффектами, а также чувствами пустоты

и внутренней дисгармонии, ведут к употреблению

наркотиков, за что и алекситимикам, и аддиктам впо_

следствии приходится платить еще большими страда_

ниями. Но эти страдания могут быть значительно смяг_

чены, изжиты и ослаблены в процессе общения с ис_

кусством — музыкой, театром, живописью, танцем.

Любой вид искусства представляет собой канал, по

которому отрицательные эмоции могут быть удалены

из сознания и по этому же каналу сознание может быть

наполнено положительными переживаниями.

Психотерапевты, работающие с алекситимиками и

аддиктами, учат их распознавать свои чувства, гово_

рить о них, распознавать свои желания и заботиться о

самих себе, фантазировать и проявлять творческую

волю, быть независимыми и самодостаточными.

Использование искусства в психотерапевтических

целях помогает решить большинство выше указанных

проблем — катарсически очистить душевный мир от

конфликтов, научиться правильным межличностным

отношениям и навыкам саморегуляции, быть самодос_

таточным и независимым.

«Наслаждение художественным творчеством, —

пишет немецкий психиатр Отто Ранк, — достигает

своего кульминационного пункта, когда мы почти за_

дыхаемся от напряжения, когда волосы встают дыбом

от страха, когда непроизвольно льются слезы состра_

дания и сочувствия. Все это ощущения, которых мы из_

бегаем в жизни и странным образом ищем в искусст_

ве. Действие этих аффектов, очевидно, совсем иное,

когда они исходят из произведений искусства, и это

эстетическое изменение действия аффекта от мучи_

тельного к приносящему наслаждение является про_

блемой, решение которой может быть дано только при

помощи анализа бессознательной душевной жизни»1.

Отметим, что в подавляющем большинстве случа_

ев современные психологи и психотерапевты, занима_

ющиеся помощью людям, попавшим в трудную жиз_

ненную ситуацию, почти всегда так или иначе обра_

щаются к искусству. Они просят своих клиентов

нарисовать их жизненную проблему и ситуацию, вы_

лепить ее в глине, протанцевать, тщательно прогово_

рить и проиграть в драматической инсценировке.

Многие психоэмоциональные проблемы могут быть

заранее разрешены, если человек научится общаться

с искусством в процессе правильно организованного

эстетического воспитания.

«Возможность коррекции личностных напряже_

ний — величайший дар природы человечеству, сино_

нимом которого является творчество», — пишет зна_

менитый американский психотерапевт Ролло Мэй.

Попав в сложную жизненную ситуацию, мы часто

теряем сами себя, не знаем, кто мы, где мы есть и куда

нам двигаться дальше. «Если воодушевить такого че_

ловека, — продолжает далее Р. Мэй, — помочь ему из_

бавиться от боязни перемен и вывести из статичного

болезненного состояния, начнется процесс коррекции,

и неожиданно могут раскрыться его необыкновенные

творческие способности»1.

__#___'                                                                                                ___     #________

1. В чем заключается познавательная функция искус_

ства в обществе? Может ли она исчерпать все дру_

гие возможные функции искусства?

2. Как вы думаете, почему в настоящее время в об_

ществе в наибольшей мере востребована развле_

кательная функция искусства?

3. Раскройте психологический механизм воспита_

тельной и коммуникативной функций искусства.

10. Что такое «алекстимия» и «аддикция»? Чем вызва_

ны эти явления и каким образом искусство может

помочь в преодолении данных психологических

трудностей?

1 Ранк О. Эстетика и психология художественного творче

ства. В кн. «Психология художественного творчества: Хрестомав_

тия». Сост. К.В. Сельченок. Минск, 1999. С. 6.

43 Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.,

1994.

$____                                                                                                   ,_ =___0__ ________                                                                                             _ ______________                                                                               ________   _                                                                                                            _-6____

__

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

__

/_______

1. Аристотель. Поэтика. М., 1957. С. 50.

2. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. Х. М., 1956. С. 3.

3. Выготский Л.С. Психология искусства. С. 57.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 306; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!