Изучение объектов в позитивистской 5 страница
2. Каким образом можно объяснить процесс творче_
ства с точки зрения гештальт_психологии?
/_______
1. Адлер А.П. Практика и теория индивидуальной
психологии. М.,1993.
2. Александров А. Современная психотерапия. СПб.,
1998.
3. Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции.
4. Перлз Ф.С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по
гештальт_терапии. М., 1995.
5. Берн Э. Введение в психоанализ и психотерапию
для непосвященных. СПб., 1991.
__ __-____ ________ _ __________4 _____________4
#_________
Психология в течение долгого времени в изуче_
нии человека придерживалась тех же методов, кото_
рые были разработаны в рамках естественно_научно_
го подхода. Это направление исследований получило
в психологии название позитивистского. Позитивист_
ский подход в психологии предполагал изучение че_
ловека примерно так же, как ботаники изучают при_
|
|
роду, а физики и химики — строение материи. Науч_
ные выводы делались на основе данных конкретных
экспериментов с точными данными, которые можно
было бы подвергать математической обработке. Такой
подход в исследовании исключал понимание челове_
ка на основе чувств, что значительно обедняло про_
цесс его познания.
_____56__ #_________ __ 7__)__
В конце XIX в. в психологии благодаря исследова_
ниям немецкого психолога Вильгельма Дильтея стал
разрабатываться подход, в котором утверждалось, что
социальный мир, мир человека нельзя познавать так
же, как физический мир, познаваемый с помощью
естественных наук.
В. Дильтей разделил всю психологию на два боль_
ших потока. Одно из ее направлений — аналитическое,
которое изучает мир, расчленяя его на «атомы» и за_
тем соединяя при помощи ассоциаций в единое целое.
В результате такого подхода личность человека пред_
стает в некотором механистическом образовании, в
котором закономерности душевной жизни сведены к
|
|
законам физиологической деятельности мозга. Другое
направление связано с изучением человека в его не_
разрывной связи со своей культурой, с пониманием
всех тонкостей его душевной жизни.
В. Дильтей протестовал против изучения природы
человека теми же объективными методами, которые
приняты в естественных науках и утверждал в качестве
основного подхода методы наблюдения, описания и
понимания. «Природу мы объясняем, — говорил он, —
а душевную жизнь понимаем». При этом понимание во
многом строилось на сопереживании.
Дильтей именовал свой метод изучения человека
«описательным», а его последователь — немецкий фи_
лософ Э. Шпрангер — назвал этот метод исследования
«понимающей психологией». Ведущая роль в нем от_
водилась переживанию, при помощи которого человек
познает окружающий мир.
В исследовательских принципах «понимающей пси_
хологии» лежало стремление изучать человека не при
помощи аналитического знания, а на основе сопережи_
вания и понимания его душевного состояния в процес_
се эмпатии. Под эмпатией понимался процесс вчувство_
вания субъекта в душевный мир другого человека и
переживания его проблем как своих собственных.
Большое значение в понимающей психологии отво_
|
|
дилось самонаблюдению и интуиции. Но главным ее
открытием было утверждение свободы человека и неза_
висимости его духовной жизни от внешних причин и
условий. Отказ от причинного принципа объяснения
душевной жизни, который был свойственен естествен_
но_научному подходу, является ведущей идеей понима_
ющей психологии. Все эти положения непосредственно
выводят «понимающую психологию» на тот способ по_
знания мира, который характерен и для искусства.
$____ "_ %__________ &_#' __________ #____________
__
(__) *_ _________ ______________ ________
__
Различия в этих двух подходах в обобщенном виде
|
|
могут быть представлены следующим образом:
Таблица 1.
Изучение объектов в позитивистской
И понимающей парадигме
В гуманистической психологии, основателями ко_
торой в ХХ в. вслед за Фрейдом явились американс_
кие психологи А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Г. Ол_
порт, итальянец Ф. Перлз, подход «понимающей пси_
хологии» нашел свое продолжение и получил самую
широкую поддержку. Вся современная психология и
психотерапия в своих предпосылках строится на иде_
ях понимающей психологии, основанной на умении
психолога и психотерапевта вчувствоваться в душев_
ней мир своего клиента и через это вчувствование
помочь ему разобраться в его проблемах.
Подход понимающей психологии оказался очень пло_
дотворным для понимания особенностей психологии ху_
дожественного творчества, на что проницательно указал
в своей книге «Мир художника» А.А. Мелик_Пашаев. В са_
мом деле, любому художнику для создания полнокровного
произведения, будь то человек или явление природы,
необходимо сначала вжиться в создаваемый образ, почув_
ствовать в самом себе стихию его внутренней жизни и
только после этого стараться воплотить его в своем мате_
риале — красках, интонациях, движениях танца и позах.
Гуманистическая психология утверждает, что пер_
воисточником и главным двигателем творчества явля_
ется глубоко укорененная в человеке потребность в
самоактуализации, полной и свободой реализации всех
тех сил, которые заложены в него самой природой. А это
возможно лишь через творчество. Человек не может не
творить в силу именно своей трансцендентной сущно_
сти, которая с необходимостью требует от него умения
слушать свой внутренний голос, через него распозна_
вать свои потребности и свою сущность. Если человек
не следует своему природному призванию, не прислу_
шивается к своему внутреннему голосу, говорящему ему
о его жизненном предназначении и направлении дви_
жения, если он выполняет только то, что от него требу_
ют окружающая среда или складывающиеся обстоятель_
ства, он может серьезно заболеть, стать невротиком и
остаться на всю жизнь несчастным человеком.
1_______'4 #_____
В современной гуманистической психологии суще_
ствует довольно много различных направлений. Здесь
________ ____ ______________
__________
__________
__________
___________ ______________ !"__________
_______________
______
_#_$_____%_&_'_
(__"_#_!_____
_______!__
"_#_!___&!_'_
_____)___#*__*#_
_+_,__-._
/.+_,+$#_!___+__
__0_-.____1'__0+#__
__+0+02_____3___+$_
________
___ ________
__.__%_&__
(__!___&_
"__4______4_
"#+5___+$__
___+____6_.*7_$__6_
8_)_%_
________________ +)_______
__#___*8._____
_*$__$+__
__"_#_8_$_____
___ _______
_________
_*09___:+09____&__ _*09___:_*09____&__
!________
___ _______
_+#!___)+$___+_'_
___+__#___&!__
_.___5_!__
_)!_#___6_
_$+0+._&_'__
___+__+$__
___#+_"__5___
__________
___ ____
_+_____:_____)__
___+__+$__
3+#!___)+$___&4_
"+__)_______
______$___&_'____
+__+$_____+#______4_
__0_+,#_3______4_
.+_*!___+$_
"_________
_______
__#*__*#_#+$__:
_&__+"#+__
_$+0+.__6_0___.__
#_____________ _+______$___&_'_
____-__-2___
"_#_8_$_____
______$___&_'_
$__-__-2___
(!"___-__
___+"_#_8_$_____
$_____________ __#*__*#__6'_
+._+)_____6'____
+__+$__$&6$____&4_
)__+_+!_#_+_____
;__________6'____
+__+$__._________:
__+,+_"+.4+._'_
*___&$_-2_,+_
!_+,+)____+__%_
$+)!+8_+__
____#"#___5___
_
$____ "_ %__________ &_#' __________ #____________
__
(__) *_ _________ ______________ ________
__
помимо гештальт_психологии и психоанализа мы ви_
дим поведенческую, экзистенциальную и когнитивную
психологию.
Творческая личность и особенности ее мышле_
ния— богатое поле для научных исследований. Боль_
шой вклад в эти области когнитивной психологии вне_
сли Аорон Бек и Альберт Эллис, занимавшиеся про_
блемами развития личности, а вопросами собственно
творческого мышления — Джой Гилфорд и Эллис Тор_
ренс. Последними двумя психологами была разработа_
на концепция креативности (творческости), которую
они рассматривали как универсальную познаватель_
ную способность человека. Все современные исследо_
вания в области творчества так или иначе продолжают
развивать идеи этих двух выдающихся психологов.
Дж. Гилфорд выделил два типа мышления — кон_
вергентное и дивергентное. Конвергентное мышле_
ние мы можем видеть на примере разгадывания
кроссвордов, когда на поставленный вопрос возмо_
жен только один однозначный ответ. Дивергентный
стиль мышления допускает возможность множество
правильных ответов на один и тот же вопрос. По
мнению Дж. Гилфорда, именно этот стиль мышления
является основой креативности. Его легко наблюдать
на примере художественного творчества, когда, к
примеру, один и тот же сюжет, одно и то же настро_
ение или образ могут быть переданы бесчисленным
количеством вариантов.
Е. Торранс вслед за Дж. Гилфордом определяет
творческое мышление «как процесс чувствования
трудностей, проблем, брешей в информации, недо_
стающих элементов, перекоса в чем_то; построения
догадок и формулировки гипотез, касающихся этих
недостатков, оценки и тестирования этих догадок и
гипотез; возможности их пересмотра и проверки и,
наконец, обобщения результатов»1. Творческий путь
решения проблемы заключается в том, что человек
пытается избегать тривиальных решений и, выдви_
гая множеств гипотез, проверяет свои догадки, пока
не найдет нужное решение.
Креативный процесс независимо от проблемы, на
которую он направлен, согласно исследованиям Е. Тор_
ранса, необходимо включает следующее.
1. Изменение структуры внешней информации и внут_
ренних представлений с помощью формирования
аналогий и соединения концептуальных пробелов.
2. Постоянное переформулирование проблемы.
3. Применение существующих знаний, воспоминаний
и образов для создания нового и применения ста_
рых знаний и навыков в новом ключе.
4. Использование невербальной модели мышления.
5. Процесс креативности требует внутреннего напря_
жения, которое может возникать тремя путями: в
конфликте между традиционным и новым в каждом
шаге креативного процесса; в самих идеях, в различ_
ных путях решения или предполагаемых продуктах.
Напряжение может создаваться между хаосом нео_
пределенности и стремлением перейти на более
высокий уровень организации и эффективности
внутри индивидуальности или общества в целом.
Е. Торранс сформулировал также следующие кри_
терии, на основании которых с может быть создан
творческий продукт. Это — юмор, фантазия, воспри_
имчивость к цвету и движению, наличие у ученого
литературного и метафорического чувства.
Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги иссле_
дований в области креативности с 1970 по 1980 г., сде_
лали следующие обобщения того, что известно о креа_
тивности.
1. Креативность — это способность адаптивно реа_
гировать на необходимость в новых подходах и
новых продуктах. Данная способность позволяет
также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс
может носить как сознательный, так и бессозна_
тельный характер.
2. Создание нового творческого продукта во многом
зависит от личности творца и силы его внутренней
мотивации.
3. Специфическими свойствами креативного процес_
са, продукта и личности являются их оригиналь_
ность, состоятельность, валидность, адекватность
задаче. Очень важным оказывается и еще одно
свойство, которое может быть названо пригодно_
1 Torrance E.P. The Torrance Test of creative thinking: Technical_
norm manual. Ill. 1974. С. 47.
$____ "_ %__________ &_#' __________ #____________
_!
(__) *_ _________ ______________ ________
_
стью. Оно характеризуется эстетической, экологи_
ческой и оптимальной формой, правильной и ори_
гинальной на данный момент.
4. Креативные продукты могут быть очень различны
по природе: новое решение проблемы в математи_
ке, открытие химического процесса, создание му_
зыки, картины или поэмы, новой философской или
религиозной системы, инновация в юриспруден_
ции, свежее решение социальных проблем и др.1
Для понимания природы творческого интеллекта и
его разновидностей интересны данные, полученные
английским психологом Х. Гарднером, который выде_
лил семь относительно независимых интеллектуальных
навыков и способностей, соответствующих двум глав_
ным признакам: формулирования и творческого реше_
ния проблем или нового подхода к решенным пробле_
мам; и широкого использования творческого продукта
при наличии высокой оценки его обществом. В эти семь
признаков входят:
1) лингвистический интеллект, основанный на чув_
ствительности к смыслу слов и эффективной вер_
бальной памяти;
2) логико_математический интеллект — способность
исследовать категории, взаимоотношения и струк_
туры путем манипулирования объектами, симво_
лами, понятиями;
3) пространственный интеллект — способность вос_
принимать и создавать зрительно_пространствен_
ные композиции, манипулировать объектами в уме;
4) телесно_кинестетический интеллект — способ_
ность использовать двигательные навыки в спорте,
исполнительском искусстве, в ручном труде;
5) музыкальный интеллект — способность исполнять,
сочинять и воспринимать эмоционально музыку;
6) интраперсональный интеллект — способность по_
нимать и опознавать собственные чувства;
7) интерперсональный интеллект — способность за_
мечать и различать темперамент, мотивацию и на_
мерения других людей.
Все эти навыки, за исключением тех, которые от_
носятся к математике, могут с успехом развиваться в
процессе занятий различными видами художественно_
го творчества.
_____ ___)____
Американский психолог Вильямс, продолживший
исследования Гилфорда и Торренса, предложил следу_
ющую модель развития творческой личности, учиты_
вающей два указанных направления.
%_&'$($_')*_"+%(_,)_(__,-*.(_+__
$_$!_/'+-*'$*_
"______ /_______
<_,_+__%_
!&7____6_
#_.*!&$_____$+)!+8_+_0+_%7_,+__+______$__
__%__#____$_&4_+_$__+$____.______)_.___*-_
)_.__*_____"#+0__!*_
;_0_+__%_
!&7____6_
__4+.__%_+04+._&__"*___#_7___6_"#+0__!&'_
"_#_4+.6_+__+._+,+________+09___+$___.#*,+!*_
_#_,____%_+__%_
!&7____6_
_!_____._$__%___+0&__&__+_$__&'____
_+,___*-2___6___+02_"#__6_&!_!_____!'_
______._#__+__%_$),_6._____"#_.!_______
"#+0__!*_
_)#_0+____+__%_
"#+0__!&_
_!_____.+"+__6_%'_#__7_#6_%'_*,_*0_6_%__+'_
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!