Изучение объектов в позитивистской 4 страница



ется предельно полная автоматизация физических дей_

ствий актера и музыканта. Известно, что когда музы_

кант исполняет выученную вещь, он не осознает боль_

шинства движений своих рук и пальцев. Если он только

начинает это делать, то весь процесс исполнительства

идет насмарку. Точно так, как это произошло в извест_

ной притче о сороконожке, когда она задумалась о том,

что делают в момент движения разные ее ноги.

Хорошо понимая это, К.С. Станиславский огром_

ное значение в работе с актерами придавал тренингу

и самой настоящей муштре, в процессе которых фор_

мировался нужный автоматизм действий. В случае

достижения автоматизма действия и движения появ_

лялась та сценическая свобода, которая позволяла бес_

сознательным порывам души проявляться в полной

мере. Отсюда такая огромная сила воздействия испол_

нителя на зрителей и слушателей, когда ему удается

физически действовать абсолютно свободно и войти в

резонанс с бессознательными переживаниями. Для

этого необходимо, чтобы текст был выучен наизусть, а

физические действия музыканта, танцора, актера были

доведены до возможности их выполнения на предель_

ном автоматизме. В этом случае на бессознательном

уровне возникает свобода самовыражения, и созерца_

телям кажется, что исполняемый текст импровизиру_

ется, т. е. пришел в голову актеру, танцору или музы_

канту только что.

Исполнение роли или музыкального произведения

в этом случае способно вводить исполнителя в изме_

ненное состояние сознания, которое сродни «динами_

ческой медитации» — практике, родственной гипноти_

ческому погружению и используемой в странах Восто_

ка, например, в танцах суфийских дервишей.

Большое значение погружению в образ через тех_

нику медитации придавал выдающийся русский актер

Михаил Чехов, брат писателя Антона Павловича Чехо_

ва. Сначала ему надо было очистить свое сознание от

всего житейского, что заполняет его в обыденном со_

стоянии. Когда достигалась чистота и особая пустота

сознания, наступал второй этап, на котором М. Чехов

сосредотачивался на роли и начинал как бы постепен_

но втягивать в себя образ того героя, которого ему

предстояло играть.

$____                                                                                                   "_ %__________                                                                                        &_#'   __________                                                                                        #____________

,_

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,_

Внешне, со стороны, неподвижно сидящий меди_

тирующий человек производит впечатление человека

ничем не занятого, просто отдыхающего. Но на самом

деле в этот момент в сознании происходит огромная

внутренняя работа, связанная с переходом в иное пси_

хологическому состояние. Художники, до того не зна_

комые с практикой медитации, называли это состоя_

ние творческим покоем, из которого впоследствии

может родиться вдохновение.

1__________                                                                                      -_________)___                                                                                  _ ___ _____#'

Ученик З. Фрейда, великий швейцарский психолог

Карл Юнг, разработал свой вариант психоанализа,

объясняющий природу художественного творчества.

К. Юнг отказался от подхода Фрейда, который произ_

вольно и неоправданно рассматривал художественное

творчество как выражение психопатических сексуаль_

ных комплексов художника.

Раскрывая отношение аналитической психологии

к поэтико_художественному творчеству в работе «Ар_

хетип и символ», К. Юнг пишет: «Золотое сияние вы_

сокого творчества… меркнет после его обработки тем

медицинским методом, каким анализируют обманчивую

фантазию истерика… Как бы ни было оправданно при_

менение биологически ориентированной психологии к

среднему человеку, она не годится для художествен_

ного произведения и тем самым для человека в каче_

стве творца».

В той же работе К. Юнг, описывая процесс худо_

жественного творчества, пишет, что творец, понижая

уровень сознания, попадает во власть первообразов,

архетипов, которые управляют им так, как будто

«хвост виляет собакой». Творческий человек попада_

ет во власть бессознательного начала, в котором со_

держится огромный запас знаний и идей опыта про_

шлых поколений. И его надо только суметь вывести

наружу. Источник художественного творчества, как

считал К. Юнг, надо искать в той сфере мифологии,

образы которой являются достоянием человечества.

К. Юнг назвал эту сферу коллективным бессознатель_

ным, ограничив ее тем самым от личного бессозна_

тельного.

Смысл подлинного произведения искусства К. Юнг

видел в том, что оно вырывается на простор из теснин

и тупиков личностной сферы.

Бессознательный импульс к творчеству бывает

настолько силен, что художник не может ему противо_

стоять. «Над кажущейся свободой художественного

сознания возвышается неумолимое “должно”, властно

заявляющее о своих требованиях при любом произволь_

ном воздержании художника от творческой деятельно_

сти...» Художнику остается лишь повиноваться, пото_

му что он чувствует, что его произведение оказывается

выше его, и оно обладает над ним властью, которой он

не в силах перечить. Опыт Гете и Розова служит этому

наглядным доказательством.

Творение художника – выражение сил коллектив_

ного бессознательного. И когда люди начинают слышать

их, в них начинают звучать ранее никогда не звучавшие

струны, о существовании которых они и не подозревали.

Согласно концепции К. Юнга, в коллективном бес_

сознательном опыте каждого народа — в мифах, пре_

даниях, легендах — содержатся повторяющиеся обра_

зы и сюжеты, которые имеют между собой глубинное

родство. Юнг назвал их архетипами.

Архетипы — это эмоционально_смысловые образо_

вания в ценностях племени и рода. Архетипы несут в себе

определенные смыслы, значения и эмоциональные со_

стояния. Они помогают выживанию данного племени,

рода и целого народа в сложных жизненных обстоятель_

ствах. Они могут быть обнаружены в психике человека

через сновидения и в процессе вхождения в так называе_

мые измененные состояния сознания. Каждый из архе_

типов удовлетворяет совершенно определенные потреб_

ности и обладает своим собственным стилем поведения.

Согласно концепции К. Юнга, основными архети_

пами коллективного бессознательного являются:

мать, которая олицетворяет альтруистическое на_

чало в личности, чувство единения с матерью, а

также с природой и растворения в ней вплоть до

потери собственного Я;

герой, который олицетворяет стремление к борьбе

за свободу и независимость, преодоление всячес_

ких преград на пути достижения высокой и благо_

родной цели;

$____                                                                                                   "_ %__________                                                                                        &_#'   __________                                                                                        #____________

,!

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,

старик, который олицетворяет философское вос_

приятие жизни, знание норм, правил, социальных

предписаний и ограничений, принятие сложнос_

тей и противоречий жизни, передачу опыта после_

дующему поколению;

дитя, которое символизирует спонтанность, высо_

кую позитивную внутреннюю энергетику, непос_

редственность и способность к творческим дей_

ствиям.

«Подробнее исследовав эти образы, — пишет

К.Юнг, — мы обнаружим, что в известном смысле они

являются сформулированным итогом огромного типи_

ческого опыта бесчисленного ряда предков: это, так

сказать, психический остаток переживаний одного и

того же типа… В каждом их этих образов — кристалли_

зировалась частица человеческой психики и человечес_

кой судьбы, частица страдания и наслаждений, несчетно

повторявшихся у бесконечного ряда предков и в общем

и целом принимавших один и тот же ход… Говорящий

праобразами говорит как бы тысячью голосов, он пленя_

ет и покоряет, он поднимает описываемое им из одно_

кратности и временности в сферу вечно сущего, он воз_

вышает личную судьбу до судьбы человечества и таким

образом высвобождает в нас те спасительные силы, что

извечно помогали человечеству избавляться от любых

напастей и превозмогать даже самую долгую ночь. Тако_

ва тайна воздействия искусства»1.

Через архетип, развертываемый художником, чело_

век получает возможность обрести доступ к глубочай_

шим источникам жизни, которые иначе остались бы для

него за семью замками. Здесь кроется социальная зна_

чимость искусства: оно неустанно работает над воспи_

танием духа времени, потому что дает жизнь тем фигу_

рам и образам, которых духу времени как раз всего

больше недоставало. От неудовлетворенности современ_

ностью творческая тоска уводит художника вглубь, пока

он не нащупает в своем бессознательном того праобра_

за, который способен наиболее действенно компенси_

ровать ущербность и однобокость современного духа.2

Далее мы покажем, как эти архетипы отражаются

в образах различных видов искусства.

Однако психоаналитический подход не смог пол_

ностью раскрыть всю истинную природу художествен_

ного творчества, хотя оказал очень большое влияние

на многих деятелей искусства, особенно западных.

Психологический механизм этого феномена в 30_е гг.

ХХ в. был детально исследован и логически объяснен

Л.С. Выготским в его классическом труде «Психология

искусства».

__#___'                                                                                                ___     #________

1. Как Фрейд объяснял феномены душевной жизни

человека?

2. Каким образом сфера бессознательного может

влиять на процессы творчества?

3. Как Фрейд объяснял природу искусства и меха_

низмы его воздействия?

4. Почему сновидения являются для многих худож_

ников источником для создания образов?

5. Что такое архетипы и в чем состоит их значение

для понимания культуры?

/_______

1. Юнг К. Подход к бессознательному. //Архетип и

символ. М. 1991

2. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев; М.,

1997.

3. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1998.

4. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

__                                                                                                          __-____                                                                                                              ________                                                                                                              _                                                                                                      __2__)3#_________

Способность к творчеству, будь оно научное или

художественное, современная психология относит к

функции правого полушария, которое способно охватить

предмет изучения целостно и во всем его единстве.

Долгое время в психологии творчества была очень

популярна ассоциативная теория, пока ее не сменила

другая, пришедшая из гештальт_психологии. Основная

идея этого подхода заключалась в том, что новая идея

и новое представление возникают на основе интуитив_

1 Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэти_

ко_художественному творчеству // Архетип и символ. М., 1991.

С. 283–285.

2 Юнг К. Г. Там же. С. 285.

$____                                                                                                   "_ %__________                                                                                        &_#'   __________                                                                                        #____________

_"

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_+

ного постижения проблемы, внезапного озарения —

инсайта. Она предстает как целостный образ, так на_

зываемый гештальт, в котором отдельные элементы—

мысли, идеи, образы — сливаются в единую целост_

ную композицию, имеющую четкую, определенную и

законченную структуру. Если изменить в структуре

какой_то один элемент, то образуется новый гештальт.

Так бывает, к примеру, когда мы смотрим на какой_

либо предмет или явление с другой точки зрения. Так,

одна и та же картинка в зависимости от угла зрения

может восприниматься то как лицо молодой женщины,

то как лицо старухи.

Психологи, работающие в рассматриваемом на_

правлении, любят приводить в качестве примера му_

зыкальное произведение, в котором отдельные сред_

ства музыкальной выразительности — мелодия, гармо_

ния, ритм, фактура, тембр и громкость звука — создают

целостный музыкальный образ, передающий опреде_

ленное настроение. Изменится какой_то из этих эле_

ментов и возникнет новый образ, новый гештальт.

В гештальт_психологии большое значение придает_

ся умениям, навыкам и способностям воссоздавать цело_

стный образ на основе реконструкции и развития какой_

либо одной мысли, наблюдения, фразы, линии или инто_

нации. В биологии и антропологии ученые на основании

всего лишь одной_единственной кости могут воссоздавать

целостный облик как животного, так и человека.

Знаменитый автор детективов английский писатель

Конан_Дойль устами своего героя Шерлока Холмса так

раскрывает эту способность: «Идеальный мыслитель,

рассмотрев со всех сторон единичный факт, может

проследить не только всю цепь событий, результатом

которых он является, но также и все вытекающие из

него последствия. Подобно тому, как Кювье мог правиль_

но описать целое животное, глядя на одну кость, наблю_

датель, досконально изучивший одно звено в цепи со_

бытий, должен быть в состоянии точно установить все

остальные звенья, и предшествующие, и последующие».

В современных психологических тестах на выяв_

ление способностей к творчеству широко использует_

ся прием воссоздания целостной картины на основе

дорисовки незавершенных фигур или окончания ка_

кой_либо фразы.

В искусстве мастером такого воссоздания целост_

ного образа на основе одной его детали были Чехов,

Бальзак, Паустовский. Чайковский на основе короткой

попевки, взятой из русской народной песни «Во поле

береза стояла», создал грандиозный финал своей Чет_

вертой симфонии. Великий русский музыкальный кри_

тик Владимир Стасов говорил про музыку «Камарин_

ской» Глинки, что в ней заключена вся русская музы_

ка, как дуб в желуде.

Еще одним важным элементом гештальт_психо_

логии является включение в нее феномена незакон_

ченного действия. Открытие было сделано в 1927 г.

российским психологом Б.В. Зейгарник. Его суть за_

ключается в том, что человек лучше запоминает те дей_

ствия, которые по каким_либо причинам остаются не_

завершенными. Это объясняется тем, что напряжение,

которое возникает в начале действия, требует своей

разрядки в завершении. Если человек задумал совер_

шить некоторое действие, но по каким_либо причинам

не смог его выполнить, то в коре головного мозга у

него образуется застойное возбуждение, которое с не_

обходимостью требует своего завершения. Это состо_

яние вызывает сильное беспокойство, которое прохо_

дит только тогда, когда действие завершено. Напри_

мер, необходимость кому_то срочно позвонить по

телефону при невозможности это сделать по каким_

либо причинам знакома каждому человеку. Поэтому не_

счастная любовь, в которой происходит разрыв отно_

шений на пике страсти, помнится очень долго, как дей_

ствие, которое не получило своей завершающей

разрядки.

У людей искусства, занимающихся художествен_

ным творчеством, богатство фантазии вызывает огром_

ное количество образов людей и ситуаций, которые

настойчиво требуют своего запечатления и заверше_

ния в разнообразных образах – литературных, поэти_

ческих, изобразительных, сценических, музыкальных,

хореографических. Если этого не происходит, то про_

исходит включение эффекта незавершенного действия

и художник становится больным в буквальном смысле

этого слова. Этим и объясняется его неудержимая тяга

к творчеству, столь характерная для всех выдающихся

мастеров художественного творчества.

$____                                                                                                   "_ %__________                                                                                        &_#'   __________                                                                                        #____________

__

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_,

__#___'                                                                                                ___     #________

1. Что такое «гештальт» и как это понятие может быть

связано с художественным творчеством?


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!