Изучение объектов в позитивистской 9 страница
_,
Мы не можем, однако, обойти и тот факт, что ис_
кусство, используемое в идеологических целях, может
не только освобождать человека, но и закрепощать его.
В годы Советской власти многие художники претерпе_
вали гонения на свое творчество, которое не уклады_
валось в догмы социалистического реализма.
В 1962 г. на художественной выставке в Манеже,
посвященной 30_летию МОСХа, побывал тогдашний
лидер партии Н.С. Хрущев и жестко раскритиковал
ее. Известный российский художник Элий Билютин,
участник той знаменитой выставки, вспоминает, как
много позже, в 1991 г., в том же Манеже к нему по_
дошел один важный партийный деятель и спросил его:
«“Элий Михайлович, вы знаете, почему партия всегда
выступает против непривычной живописи и музыки?”
И пояснил: “Живопись, как и музыка, — выражение
духовной свободы человека. А это опасно, потому что
духовно свободный человек неуправляем”. Я возразил:
“вы же разрушаете творческую личность”… На что по_
лучил ответ: “Лучше разрушить личность, чем дать ей
свободу”»1.
__ $_____________ .___0__
Hedone в переводе с греческого означает «наслаж_
дение». Рассмотрение искусства как удобного и до_
ступного способа развлечения имеет очень давнюю
|
|
традицию, уходящей своей историей в давние време_
на. Об этой функции искусства писали еще Платон и
все тот же Аристотель, указывавшие в своих тракта_
тах, какое искусство может быть полезно для воспита_
ния молодежи, а какое вредно.
В Средние века, в эпоху Возрождения ориентация
на развлечение при помощи искусства возникла как об_
щественная реакция в ответ на суровые и аскетические
требования церкви, требования с ее стороны отноше_
ния к жизни как к юдоли скорби и страданий. Воспева_
ние чувственных радостей жизни, приходящихся на ту
эпоху, мы можем видеть на картинах Рабле и Рембран_
дта, в повествованиях Боккаччо, Свифта и Казановы, в
музыке для праздников Вивальди и Генделя.
Использование искусства в целях развлечения не
противоречит его природе. В современной жизни
огромное количество людей — рабочие на фабриках и
заводах, служащие различных банков и фирм вынуж_
дены заниматься из дня в день стереотипной, моно_
тонной и далеко не всегда интересной работой. Такая
серая и скучная жизнь требует своей компенсации в
виде развлекательного искусства, позволяющего от_
влечься от монотонности будней и хотя бы в воображе_
нии погрузиться в другой мир полный ярких эмоций и
|
|
переживаний. Причем в качестве развлечений сегод_
ня все чаще выступают не только развлекательные
музыкальные телешоу, но и фильмы, в которых оказы_
вается много агрессии и жестокости.
Но если публика требует от художника только
развлечения, то это оказывается губительным как для
нее, так и для художника. Наглядным примером слу_
жит судьба талантливого художника Чарткова из пове_
сти Гоголя «Портрет». Погнавшись за деньгами и на_
чав рисовать портреты богатых клиентов, этот худож_
ник со временем потерял свое дарование. Когда он
решил написать что_то стоящее, он не смог этого сде_
лать. Его рука, привыкшая совершать только стерео_
типные движения, несовместимые с передачей тонких
оттенков красок и линий, оказалась непослушной для
воплощения его замысла.
Стремление к удовольствию и обратное стремле_
ние — избежание наказания в виде какого_либо страда_
ния по человечески очень понятны и без всяких психо_
логических теорий. Заметим, однако, что на этом простом
правиле выживания строится концепция современной
так называемой поведенческой психотерапии.
Многие философские концепции и теории прошло_
го строились на этом нехитром допущении, гласящем, что
|
|
главная цель человека в жизни — получение им как
можно большего количества удовольствий. Современная
психология после достижений психоанализа и гумани_
стической психологии далеко ушла от этих примитивных
взглядов на природу человеческого поведения. Но они
оказались достаточно живучи в сфере эстетики. Прекрас_
ным и красивым долгое время объявлялось то, что до_
1 Белютин Э. Искусство — это восстание. Материал журнали_
ста Евгения Крушельницкого. Газета «Московская среда».
№ 14(20). 20–26 апреля 2005 г.
$____ ,_ =___0__ ________ _ ______________ ________ _ _-6____
__
(__) *_ _________ ______________ ________
|
|
__
ставляло приятность, наслаждение и ощущения удоволь_
ствия. Подобное отношение мы часто можем увидеть у
подростков и у взрослых людей с неразвитым вкусом.
Но высшие достижения в любом виде искусства
становятся возможными только тогда, когда достигает_
ся необходимое равновесие между прекрасной внеш_
ней чувственной формой и воплощаемым в этой фор_
ме духовным содержанием. Соответствие прекрасной
формы глубокому содержанию, их уравновешенность,
целостность и единство рождают ту самую гармонию,
которая составляет тайну высокого искусства, делая его
«классическим».
В античном мифе Гармония — дочь Афродиты и
Арея. Афродита, согласно канонам греческой мифоло_
гии, — богиня любви и красоты, Арей — бог войны.
В том, что Гармония является дочерью богини красоты
и бога войны, нет случайности. В этом понятии отра_
жаются предоставления древних греков о гармонии
как единстве двух противоположных начал — любви и
ненависти, красоты и уродства, Космоса и Хаоса.
Любопытно, что в «Одиссее» Гомера слово «гар_
мония» употребляется в том же понятийном ряду, что
и «скрепы» и «гвозди». Так, Одиссей, строя свой ко_
рабль, сбивает его гвоздями и гармониями, т. е. скре_
пами. И поэтому слово «гармония» можно понимать и
как некое средство, помогающее достижению целост_
ности и единства предмета. В художественном произ_
ведении под подобной гармонией понимается единство
прекрасной формы и глубокого содержания.
Каждому художнику знакомы пресловутые «муки
творчества», связанные с тем, что то или иное содержа_
ние никак не может вылиться в прекрасную совершен_
ную форму либо прекрасная внешняя форма никак не
может наполниться достойным ее содержания. Воспри_
нимаемая при этом деформация убивает эстетическое
впечатление. Но когда же такое единство есть, возникает
та самая Гармония, которая является важнейшей харак_
теристикой совершенного произведения искусства.
В развлекательном искусстве, будь то комедия,
популярный шлягер, детектив или «дамский» роман
,красивая и броская внешняя форма часто превалиру_
ет над глубиной содержания. Сегодня это можно про_
следить на многих произведениях популярной культу_
ры (поп_культуры), в изобилии преподносимой совре_
менным шоу_бизнесом через средства массовой ин_
формации. Но такое искусство оказывается бесполез_
ным для осуществления личностного роста индивида.
А именно такой рост способен доставить человеку наи_
высшее счастье на земле.
__ 1_____________ .___0__
Эта функция искусства связана с одной из глав_
нейших для выживания человека, а именно с потреб_
ностью в общении. «Искусство, — говорил Л.Н. Тол_
стой, — вовсе не игра, как думают физиологи, не на_
слаждение, а это просто один из видов общения людей
между собой, и это общение соединяет их в одних и
тех же чувствах»1.
В исследованиях видных отечественных психоло_
гов — сначала Л.С. Выготского, а затем А.В. Запорож_
ца, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, многих зарубежных
психологов — неоднократно было отмечено, что пер_
вой потребностью ребенка на ранних этапах его раз_
вития после того, как его накормили, является потреб_
ность в общении с матерью. Полноценное или недо_
статочное общение фатальным образом может повлиять
на все его дальнейшее развитие. Но важность обще_
ния для развития человека и его выживания остается
очень значимой и в зрелом возрасте. Ведь общество,
как справедливо указывал К. Маркс, состоит не из ин_
дивидов, «а выражает сумму тех связей и отношений,
в котором все индивиды находятся друг к другу»
(Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений, М., 1956,
С. 592). В общении со взрослыми ребенок учится хо_
дить, овладевает речью, необходимыми символами —
буквой и цифрой, теми навыками и принципами пове_
дения, которые приняты в человеческом обществе. Су_
ровые эксперименты, поставленные жестокими случа_
ями, когда маленький ребенок попадал к животным и
вырастал среди них, наглядно доказывают, что пройдя
мимо человеческого общества, такой ребенок уже ни_
когда не сможет по_настоящему стать нормальным
32 Цит. по: Русанов Г.А., Русанов А.Г. Воспоминания о Льве Ни_
колаевиче Толстом. Воронеж, 1972. С. 186.
$____ ,_ =___0__ ________ _ ______________ ________ _ _-6____
__
(__) *_ _________ ______________ ________
__
членом человеческого общества — освоить язык, пря_
мохождение, культурные и социальные нормы.
Искусство — тот способ общения, при помощи
которого люди учились обмениваться друг с другом
своими мыслями и чувствами, передавая друг другу
социальный опыт, необходимый для жизни. Через кол_
лективные песни, танцы, магические обряды и закли_
нания искусство формировало коллективный дух, вос_
питывало навыки согласованных действий, необходи_
мых на охоте, строительстве домов и сборе урожая.
Искусство через магические обряды, песни и танцы
помогало объединению членов первобытного племени
в единую социальную общность, способную противо_
стоять всем трудностям существования. Через них
передавался необходимый жизненный опыт от стар_
ших поколений к младшему, формировались духовные
ценности, которые были необходимы для выживания
среди суровой природы.
Во многом все эти задачи искусства остаются в силе
и в наши дни, когда например, театры военных дей_
ствий артисты приезжают с концертами для поднятия
боевого духа воюющих.
Сегодня благодаря искусству и средствам массовой
информации — периодической печати, звуко_ и видео_
записи, кино, радио и телевидению, передающим ин_
формационные сообщения и художественные образы,
мы можем узнавать, живо представлять и чувствовать
жизнь многих людей и народов из самых разных стран.
Это расширяет жизненное пространство человека, де_
лает его «гражданином мира», укрепляет его нравствен_
ные силы и повышает его творческие возможности,
потому что он наполняется могуществом творческого
потенциала людей в самых разных точках планеты.
__ 1__#_________ .___0__
Эта функция возникает из потребности человека в
переживаниях, которых ему в силу каких_либо причин
недостает, но которые жизненно необходимы челове_
ку, так же как физические и умственные занятия и
упражнения. Значение этой функции можно лучше
понять, рассмотрев ее с точки зрения теории вчув
ствования.
Эта теория, родившаяся в середине XIX в., оказала
очень большое влияние как на развитие эстетики, так
и на психологию художественного творчества. Она
разрабатывалась в трудах живших в то время немец_
ких психологов Р. Фишера, Т. Липпса, И. Фолькельта.
Основу теории составляло понятие эмпатии (от грече_
ского empatheia — сопереживание), под которым по_
нималась способность человека сопереживать друго_
му человеку в его радостях и печалях.
Современная психология позволяет описывать
механизм эмпатии как «объективный процесс мотор_
но_кинестетической идентификации — неосознаваемо_
го уподобления мышечных и тонических состояний
субъекта выразительным особенностям объекта вос_
приятия»1. Другое, более простое, определение эмпа_
тии мы находим у американского социального психо_
лога Т. Шибутани, который определил ее как «спо_
собность проникать в психику другого человека, со_
чувствовать ему и принимать его чувства в расчет»2.
В дальнейшем мы будем рассматривать эмпатию как
процесс вчувствования человека в эмоциональный мир
другого человека, а идентификацию – как сходный
процесс отождествления человеком самого себя с
окружающими его природой и предметным миром. Бла_
годаря этим двум механизмам, общим у которых явля_
ется способность человека настраиваться на эмоцио_
нальную волну другого, человек может получать необ_
ходимую ему эмоциональную подпитку как через вос_
приятие произведений искусства, так и через воспри_
ятие образов живой и неживой природы.
Благодаря эмпатии люди оказываются эмоциональ_
но связаны и небезразличны друг другу. В процессе
восприятия произведений искусства эта способность
развивается, благодаря чему человеческое общество
консолидируется и приобретает больше возможностей
для успешного взаимодействия.
Благодаря идентификации человек может мыслен_
но перенестись в воспринимаемые им предметы и
образы природы и пережить их внутреннее состояние
как свое собственное. Это тонко подметил армянский
1 Эстетика. Словарь. М., 1989. С. 413.
2 Шибутани Т. Социальная психология. М., 1967. С. 139.
$____ ,_ =___0__ ________ _ ______________ ________ _ _-6____
_!
(__) *_ _________ ______________ ________
_
художник М. Сарьян, который говорил о том, что ему
для творческого состояния необходимо раствориться в
природе и растворить ее в себе. «Ты должен увидеть
себя в этом мире и в то же время поселить его в себе,—
говорил он в одном из своих интервью. — Ты должен
жить, как он, а он — как ты»1.
Английский философ Э. Берк, раскрывая психоло_
гический механизм эмпатии, писал: «Мы относимся с
участием к делам других; мы тронуты, когда они трону_
ты, и почти никогда не остаемся безразличными зрите_
лями того, что люди делают или испытывают. Ибо эмпа_
тию следует рассматривать как своего рода замену,
вследствие которой мы оказываемся на месте другого
человека и подвергаемся во многих отношениях тем же
воздействиям, что и он. Таким образом, эта страсть либо
может... быть обращена к страданию, и в этом случае
она становится источником возвышенного, или же она
может обратиться к понятиям наслаждения... Именно
благодаря этому главным образом поэзия, живопись и
другие изящные искусства переносят свои страсти из
одной груди в другую и часто способны вплести утеху
в бедствие, несчастье и даже самую смерть»2.
Окружающие нас предметы вещного мира, явле_
ния природы своими формами и красками могут ассо_
циироваться с внутренним миром человека. Этот про_
цесс во многом интуитивен, и ему бывает трудно дать
логическое объяснение. Но мы говорим «грустный» или
«веселый» пейзаж или «очаровательная» шкатулка.
«Эстетически ценное прежде всего представляет со_
бою не чувственное, как таковое, — пишет Т. Липпс, —
а только то чувственное, в которое я вчувствую себя и
поскольку я вчувствую себя в него положительным
образом. Эстетическое чувство ценности есть непос_
редственное радостное переживание меня самого в
чувственном предмете»3.
При помощи игры воображения и фантазии чело_
век, воспринимающий эстетический объект, переносит
на него свой внутренний мир, видит в этом объекте
отражение своего духовного мира и переживает это
как эстетическое наслаждение. Как говорит арабская
пословица: «Красота пустыни — в глазах бедуина».
К рассматриваемой теории вчувствования весьма
положительно относился Л.С. Выготский, который по_
лагал, что в некоторой части она непременно войдет в
состав будущей объективной психологической теории
эстетики.
Общение с искусством основано на этом вообра_
жаемом перенесении в его образы и переживании
судеб и жизненных коллизий героев как своих соб_
ственных. Эмпатия и идентификация, развитые в про_
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 298; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!