Изучение объектов в позитивистской 11 страница



4. Ямвлих. Жизнь Пифагора. Изд 2_е. М. 1998. С. 53.

5. Эстетика. Словарь. М., 1989. С. 413.

6. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1967.

С. 139.

7. Берк Э. Философское исследование и происхожде_

нии наших идей о возвышенном и прекрасном //

История эстетики. Памятники мировой эстетичес_

кой мысли. Т. 4. С. 105–106.

8. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М.,

1976.

9. Психология и лечение зависимого поведения. М.,

2000.

10. Психология художественного творчества. Минск,

1999.

11. Мэй Р. Искусство психологического консультиро_

вания. М., 1994.

_"____,

%_______$______ _*___________ __-

___*+________.___/__

"_                                                                                                          >_________                                                                                                              #___-____

Согласно академическому определению эстетичес_

кой потребности, она проявляется в заинтересованно_

сти человека в эстетических ценностях, являясь исход_

ным моментом в освоении и создании им тех предме_

тов искусства, которые в общественном мнении

именуются прекрасными. Говоря проще, эта потреб_

ность проистекает из стремления человека переживать

при встрече с прекрасными явлениями положитель_

ные эмоции действительности, которые наиболее пол_

но проявляются в момент восприятия произведений

искусства и их создания.

Наиболее весомой причиной для существования

эстетической потребности является генетически при_

сущая человеку потребность в духовном личностном

росте, расширении пространства своей личности. Не_

достаток ярких духовных переживаний в обыденной

жизни, не дающей ярких впечатлений органам чувств,

препятствует такому росту.

Потребность в переживаниях может быть удовлет_

ворена по_разному, не только через общение с произ_

ведениями искусства и их созданием, но и через уча_

стие в разного рода играх — развлекательных, позна_

вательных, спортивных.

Элемент неожиданности и непредсказуемости в

жизни всегда вызывает много переживаний. Получе_

ние поражения и провала вместо ожидаемых удач и

выигрышей вызывают и в жизни, и в процессе учас_

тия в играх или наблюдения за ними всю гамму чувств,

на которые способен человек. Здесь всегда можно

найти страх и гнев, отчаяние и радость, разочарование

и надежду. Без этих переживаний человек превраща_

ется в бездушный механизм и не может нормально

существовать. Но определение «прекрасных» пережи_

ваний, отвечающих именно духу человеческой приро_

$____                                                                                                   __ >_________                                                                                        #___-____  _                                                                                                            __ ___) _ _-6_______4                                                                                       _____

_!

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_

ды, в полной мере может быть применимо только к тем

из них, которые относятся к искусству, потому что

только оно непосредственно занимается миром чело_

веческих отношений, связанных с тончайшими духов_

ными переживаниями.

В одной из наиболее удачных и широко известной

ныне иерархической классификации потребностей

американского психолога Абрахама Маслоу все суще_

ствующие потребности человека располагаются следу_

ющим образом. В основании предложенной им пира_

миды лежат биологические потребности, связанные с

выживанием и продолжением рода, далее идут потреб_

ности в безопасности, в личном и социальном статусе.

На верху этой пирамиды находятся потребности в са_

мореализации, которые подразумевают творческую

деятельность и реализацию природных способностей.

Но еще выше, на самой вершине своей пирамиды,

А. Маслоу расположил предельные ценности жизни,

среди которых — истина, добро, справедливость, кра

сота. Стремление к их переживанию и есть духовные

и эстетические потребности. Их А. Маслоу считал наи_

более человеческими, именно с ними он связывал так

называемые «пиковые (высшие) переживания», возни_

кающие в момент созерцания произведений искусства

и творений природы, совершения прекрасных челове_

ческих поступков.

В теории эстетики эстетическое чувство рассмат_

ривается как бескорыстное и свободное от грубых

материальных потребностей. Оно развивается в ходе

духовной работы человека над самим собой, на основе

его внутренней, генетически предопределенной по_

требности к росту и к развитию, в его стремлении к

самосовершенствованию.

Точно так же, как в любом желуде или в семечке

подсолнуха в свернутом виде существует будущее

взрослое растение или дерево, в человеке самой при_

родой заложены те задатки, которые в дальнейшем

должны развиться в разнообразные человеческие спо_

собности. И главной жизненной потребностью челове_

ка, как справедливо утверждает современная гумани_

стическая психология, является самоосуществление,

его потребность стать в реальности тем, кем он явля_

ется в потенции.

Чувство прекрасной формы является ведущим

фактором в удовлетворении эстетической потребнос_

ти. Она включает в себя, как верно отмечают Е.М. Тор_

шилова и Т.В. Морозова, «способности воспринимать,

отстранять и означивать (придавать значение. — В.П.)

форму с помощью воображения и эмпатии. Таким об_

разом, — пишут далее авторы, — это интегральная

когнитивно_эмоциональная способность, являющаяся

аспектом освоения человеком мира в процессе позна_

ния, творчества, поведения и общения»1.

Но все_таки не столько освоение мира в процессе

его познания является главным источником эстетичес_

кой потребности, сколько потребность самого челове_

ка становиться суверенной личностью.

Согласно христианской антропологии, потенциаль_

но каждый человек несет в себе Образ Божий, кото_

рый в гуманистической психологии ассоциируется с

образом Высшего Я. Предназначение каждого челове_

ка — успеть воплотить за свою жизнь этот образ в

реальности, приблизиться к образу и подобию Божье_

му. В прорыве к этому Высшему Я, его утверждению

через преодоление разнообразных сопротивлений

внешней среды человек становится самим собой, по_

добно тому, как вопреки погодным ненастьям малень_

кое семечко становится большим подсолнухом, гусе_

ница становится бабочкой, а невзрачный желудь со

временем становится развесистым дубом. В таком по_

нимании человек — не пассивный объект, отвечающий

на воздействие внешних условий. Он активен и творит

сам себя, исходя из своих внутренних природных сил.

Этот процесс личностного роста сопровождается

различными переживаниями, ибо в нем обязательно

присутствуют свои достижения и поражения, и, соот_

ветственно, свои радости и огорчения. Эти пережива_

ния человек старается отразить и закрепить в художе_

ственных образах, создавая для этого произведения

искусства. Для выражения своих душевных пережи_

ваний художник прибегает к помощи линий и красок,

мелодий и гармоний, метафор и сравнений, аналогии

и гиперболы пластики и мимики.

1 Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способ_

ностей детей 3–7 лет. М., 2001. С.14–15.

$____                                                                                                   __ >_________                                                                                        #___-____  _                                                                                                            __ ___) _ _-6_______4                                                                                       _____

 "

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

 +

Созерцая красоту необъятной широты моря или

океана, человек бессознательно соотносит эту широту

с величием и широтой собственного духа. Волны над

поверхностью моря легко ассоциируются с житейски_

ми трудностями, а путь, который корабль прокладыва_

ет сквозь гряды волн, воспринимается человеком как

его собственный, полный всяческих волнений и бес_

покойства. Ощущения и восприятия при созерцании

вызывают мысли, а работа воображения вместе с чув_

ством формы облекает все эти переживания в художе_

ственную форму.

В этом случае эстетическим отношением, как спра_

ведливо указывает А.А. Мелик_Пашаев, становится «та_

кое отношение к миру, когда человек воспринимает не_

повторимый чувственный облик предметов и явлений как

прямое выражение внутреннего состояния характера,

судьбы, родственной ему самому внутренней жизни и

благодаря этому более или менее осознанно переживает

свою сопричастность всему в мире, онтологическое един_

ство с ним, универсальность собственного существа.

Эстетическое переживание в этом смысле — всегда

неожиданный опыт обновленного, расширенного само_

ощущения, опыт иного, большего Я, хотя сознательное

внимание художника может быть обращено не на себя,

а на мир, преобразившийся в его восприятии»1.

Проявление такого отношения в активном действии

можно считать эстетической потребностью художе_

ственно образованного человека.

Подводя итоги всему сказанному, мы можем заклю_

чить, что в эстетической потребности удовлетворяется

потребность индивида быть Человеком в высоком смыс_

ле этого слова, стремление становиться Личностью во

все более широких ее проявлениях. В удовлетворении

этой потребности рождается сам человек, когда он ос_

тавляет удовлетворение только материальных потреб_

ностей и совершает переход к потребностям духовным.

В христианской антропологии, по свидетельству А.А. Ме_

лик_Пашаева, такое развитие человека и его движение

к своему Высшему Я ассоциировалось с движением к

образу Христа. Христианские подвижники называли его

художеством из художеств и сравнивали с расчисткой

святого лика на потемневшей иконе.

Впрочем, эстетическая потребность, взятая как

потребность в чувственных переживаниях, может быть

удовлетворена грубо и в некоторых случаях даже бес_

человечно.

Как существуют бессмысленные и грубые игры,

как существуют жестокие и бесчеловечные спортивные

состязания, точно так же существуют грубые, вызываю_

щие примитивные инстинктивные влечения произведе_

ния искусства. Фильмы, воспевающие жестокость, или

романы, смакующие патологические извращения, к

сожалению, находят спрос у некоторых людей. Рок_

музыка, звучащая на уровне болевого порога и вызыва_

ющая клинические судороги организма, образцы ком_

мерческого кино и телевидения, желтой прессы и буль_

варной литературы говорят сами за себя.

В последнем случае говорят о низком и невзыска_

тельном художественном вкусе. Это те произведения

художественного творчества, в которых отсутствуют

тонкие переходы красок, нюансы звуков и тембров, где

художник ориентирован на восприятие его творений

людьми с неразвитыми чувствами, для чего при созда_

нии произведения очередного «художества» в первую

очередь акцентируются мотивы агрессии и эротики.

Преобладание животного начала в творчестве прини_

жает духовную сущность человека и не ведет его к

личностному росту.

Но чем больше в обществе людей, наделенных

развитыми эстетическими потребностями, тем более

совершенным и гармоничным выглядит это общество

среди других обществ, тем лучше и комфортнее чув_

ствует себя в нем человек.

Эстетические потребности удовлетворяются глав_

ным образом через зрение и слух, через восприятие

красоты природы, ее естественных шумов и звуков.

В произведениях искусства — через восприятие и пе_

реживание художественного образа, выраженного в

красках и линиях, в пропорциях и соразмерностях

формы, в гармониях и тембрах звуков. Этим искусство

и отличается от научного познания, связанного с по_

знанием действительности через понятия, суждения и

логические умозаключения.

1 МеликПашаев А.А. Об источнике способности человека к ху_

дожественному творчеству // Вопросы психологии. 1998. №1.

$____                                                                                                   __ >_________                                                                                        #___-____  _                                                                                                            __ ___) _ _-6_______4                                                                                       _____

 _

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

 ,

В статье «Что такое искусство» Л. Толстой это зна_

чение раскрывает следующим образом: «Вызвать в себе

раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посред_

ством движений, линий, красок, звуков, образов, выра_

женных словами, передать это чувство так, чтобы дру_

гие испытали то же чувство, — в этом состоит деятель_

ность искусства. Искусство есть деятельность чело_

веческая, состоящая в том, что один человек сознатель_

но, известными внешними знаками передает другим ис_

пытываемые им чувства, а другие люди заражаются

этими чувствами и переживают их1.

Л.С. Выготский дал словам Л. Толстого академичес_

кую трактовку, определив искусство как систему раз_

дражителей, сознательно и преднамеренно организо_

ванных с таким расчетом, чтобы вызвать эстетическую

реакцию.

Способность заражать других людей своими пе_

реживаниями — через слово, если художник — писа_

тель, через звуки, если он музыкант, через движение,

если он танцовщик, через краски, если он живописец—

составляет суть любого таланта.

Потребность в этом эмоциональном заражении и

его переживании составляет суть эстетических потреб_

ностей.

,_                                                                                                           ?                                                                                                              __0_____)_'_                                                                                                              _'_____                                                                                                              &__________

___#_____

И сегодня все еще немало можно встретить таких

людей, которые близоруко полагают, что занятия ре_

бенка искусством не имеют никакой практической

пользы, кроме как приятного для него времяпровож_

дения. То, что в процессе общения ребенка с искусст_

вом в его психике происходят положительные и не_

обратимые психологические изменения, как правило,

в расчет не принимается. Однако современные иссле_

дования в области обучения и воспитании решительно

опровергают эти заблуждения. В вышедшей во всем

мире большими тиражами книге австралийских пси_

хологов Гордона Драйдена и Джанетт Вос «Революция

в обучении» приводится большое количество фактов,

показывающих, как включение в учебный процесс на

уроках математики, физики и других дисциплин, дале_

ких от искусства, музыки, цвета и движения приводит

к поразительным результатам в умственном развитии

и успехам как детей, так и взрослых.

В современных школьных и вузовских учебных

программах процесс обучения связан главным обра_

зом с запоминанием и обработкой линейной логической

информации. Учебная нагрузка при этом ложится пре_

имущественно на левое полушарие головного моз_

га, обрабатывающее такого рода информацию. Но, как

показывают многочисленные исследования, подключе_

ние к учебному процессу правого полушария дает

поразительные результаты.

В книге Д.К. Кирнарской «Психология музыкаль_

ных способностей» на этот счет приводится много ин_

тересных фактических данных, взятых из материалов

зарубежных источников. Так, например, результаты

десятилетней работы 25 тысяч учащихся по программе

«Чикагская Программа Партнерства Искусства и Об_

разования» показали, что дети экспериментальных

групп обгоняли по успеваемости учащихся контрольных

групп по многим предметам. Особо высокие темпы роста

академической успеваемости были отмечены у учащих_

ся из семей с низкими социально_экономическими по_

казателями.

По данным ученых из Колумбийского универси_

тета в Нью_Йорке, исследовавших влияние музыкаль_

ных занятий на развитие личности, участвовавшие в

их эксперименте дети стали более творческими: они

предлагали несколько решений для каждой пробле_

мы, их решения были более оригинальны, они умели

лучше выражать своим мысли, не боялись риска,

умели обобщать разнообразную информацию и хоро_

шо взаимодействовать с учителями и с товарищами.

Учеными был сделан вывод, что «узко сфокусирован_

ная программа, в которой нет предметов искусства

или им уделяется недостаточное внимание, где уча_

стие искусств ограничено и проявляется спорадиче_

ски, оказывает негативный эффект на развитие ког_

нитивной компетентности и мыслительных навыков,

а также на развитие личности и ее отношение к жиз_

ни в целом». 1 Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 30. С. 65.

$____                                                                                                   __ >_________                                                                                        #___-____  _                                                                                                            __ ___) _ _-6_______4                                                                                       _____


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 302; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!