Изучение объектов в позитивистской 13 страница



ности в любой сфере деятельности.

__                                                                                                          >_________                                                                                                              _ _________

Эстетическое воспитание через воспитание худо_

жественное оказывается неразрывно связанным не

только с личностным ростом человека, но и с его про_

фессиональными достижениями. Чем более высокий

уровень развития художественного вкуса демонстри_

рует данный человек, тем больше появляется основа_

ний говорить о его более высоком уровне интеллекту_

ального развития. Исследования, проведенные не_

мецким психологом А. Эрком среди представителей

науки — физиков, химиков, математиков, — показали,

что чем значительнее достижения ученых в своей об_

ласти, тем больший интерес проявляют они к искусст_

ву. На вопрос, какой вид искусства они предпочитают,

почти все ученые поставили на первое место симфо_

ническую и камерную музыку. Далее следовали лите_

ратура, театр, изобразительное искусство.

Другой известный ученый, американский психо_

лог Фрэнсис Бэррон, при обследовании различных

групп творческих работников — писателей, художни_

ков, архитекторов, физиков — обнаружил, что лица с

более высокими творческими способностями предпо_

читают сложные асимметричные рисунки, требующие

определенных усилий для восприятия. При этом эсте_

тические предпочтения художников и ученых высоко_

го ранга оказались сходными. И те и другие сошлись

в симпатиях к творчеству Пикассо, Модильяни, Сезан_

на, Тулуз_Лотрека, чьи произведения отличаются вы_

сокой степенью структурной сложности и требуют со_

ответствующей подготовки, развитого когнитивного,

т. е. познавательного, стиля.

Известно, что Эйнштейн в своем творчестве делал

попытки найти такие музыкальные и цветовые образы,

которые соответствовали бы его физическим и геомет_

рическим идеям1.

1 Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия,

язык и творчество // Бессознательное: природа, функции, методы

исследования. Т. IV. Тбилиси, 1985. С. 259.

$____                                                                                                   __ >_________                                                                                        #___-____  _                                                                                                            __ ___) _ _-6_______4                                                                                       _____

!_

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

!,

Свою знаменитую формулу теории относительно_

сти Эйнштейн представлял в виде причудливой рако_

вины, как бы соединяющей воедино пространство и

время.

Отсюда вывод — сложные по своей когнитивной

структуре произведения искусства в чем_то сродни

сложным когнитивным построениям современной на_

уки. Потребность в восприятии сложных произведений

искусства есть отражение сложной когнитивной орга_

низации человека. Художественное и эстетическое

воспитание, развивая чувственную сферу растущего

человека, исподволь подготавливает его творческие

достижения в зрелом возрасте в самых разных облас_

тях, в том числе и тех, которые далеки от искусства.

В исследованиях американского психолога Х. Шро_

дера и его сотрудников было установлено, что индивиды,

менее развитые в когнитивном отношении, в сложной

ситуации чаще склонны во взаимоотношениях с другими

людьми к «контратаке», чем индивиды с высокой когни_

тивной сложностью. Говоря проще, чем человек умнее,

тем чаще он и добрее. Исследования на материале дело_

вых игр показали, что те участники, для которых харак_

терна простая когнитивная структура, не способны рас_

сматривать ситуацию с точки зрения другого человека,

изменять восприятие ситуации и предвидеть ее исход.

Они скорее действуют, чем пытаются предварительно

проанализировать создавшуюся ситуацию.

Была обнаружена связь между типом когнитив_

ной структуры и иррациональным поведением. Для

людей со сложной когнитивной структурой их поведе_

ние всегда служило средством достижения поставлен_

ных целей, в то время как у лиц с простой когнитивной

структурой их агрессивное поведение являлось обыч_

ной реакцией на стрессовую ситуацию.

На основании этих исследований мы можем сказать,

что сложный когнитивный стиль жизни является благом

как для отдельного человека, так и для всего общества в

целом. Именно люди с развитой когнитивной сферой и

в науке, и в искусстве являются двигателями прогресса.

Без них общественная жизнь хиреет, замирает, топчется

на месте и не может двигаться вперед.

Эстетическое воспитание, нацеленное в том числе

и на развитие художественного вкуса, способствует

развитию и формированию у членов общества слож_

ного когнитивного стиля. На начальных этапах разви_

тия художественные предпочтения оказываются сдви_

нутыми в сторону тех произведений искусства, кото_

рые имеют простую форму, яркие краски и выражают

понятные эмоции, будь то радость или печаль.

На стадии развитого вкуса предпочтения оказыва_

ются сдвинутыми в сторону произведений искусства,

обладающих сложной структурой, для понимания ко_

торых оказывается необходимым сложный когнитив_

ный стиль. Таковыми чаще всего оказываются класси_

ческие произведения искусства.

Надо учитывать, что то, что может быть признано

простительным в предпочтениях детского и подрост_

кового возраста, оказывается мало симпатичным на

этапе взрослости. Обладание грубым или тонким вку_

сом неминуемо сказывается как на отдельном типе и

характере личности, так и на нравах всего общества в

целом.

__                                                                                                          >_________                                                                                                              _                                                                                                              ___________

Античные легенды донести до нас рассказ о том,

как однажды греческого философа Диогена пригласи_

ли послушать игру на кифаре некоего молодого чело_

века. К сожалению, молодой человек играл довольно

плохо. Однако, когда он закончил свою игру, Диоген

стал ему аплодировать.

— За что ты ему аплодируешь, — спросил Диогена

его друг, который привел его, — ведь он так плохо

играл?».

— Я за то ему и аплодирую, — отвечал Диоген, —

что, не умея играть, он все же играет, а не насильни_

чает, не грабит и не убивает». Искусство таким обра_

зом, по мнению античного философа, является сред_

ством, которое предохраняет молодых людей от предо_

судительных проступков, увлекая их в другую сторону.

В двадцатом веке эта мысль Диогена была под_

тверждена многими исследователями, в том числе и

американским социальным психологом Мартином

Гардинером, который исследовал лиц, состоящих на

учете в полиции штата Род_Айленд. Анализируя дан_

ные о многих тысячах жителей штата в возрасте до

$____                                                                                                   __ >_________                                                                                        #___-____  _                                                                                                            __ ___) _ _-6_______4                                                                                       _____

!_

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

!_

30 лет, он сопоставлял их приводы в полицию с уча_

стием в музыкальной деятельности. Выводы Гардине_

ра свелись к следующему: чем больше и активнее че_

ловек занимается музыкой, тем менее вероятны его

трения с законом. Лиц, умеющих играть с листа по

нотам, в полиции вообще не знали, настолько они были

чисты в криминальном отношении. Наиболее интерес_

на в этом исследовании своеобразная «восходящая

кривая музыкальности»: обычное музыкальное обра_

зование лишь уменьшало вероятность антисоциаль_

ного поведения, музыкальное образование, включаю_

щее самостоятельное музицирование, уменьшало эту

вероятность очень сильно, а овладение сложными

музыкальными навыками исключает всякий крими_

нальный опыт1.

Таков один из самых простых ответов на вопрос о

благотворном влиянии на человека занятий музыкой.

Но есть и другие, более сложные, о которых речь пой_

дет ниже.

__                                                                                                          %___  /_                                                                                                              1__-____

В среде специалистов, как занимающихся пробле_

мами эстетического воспитания, так и просто образо_

ванных людей, существует твердое убеждение в том,

что «прекрасное пробуждает доброе». Однако специ_

альных исследований, которые могли бы связать эсте_

тическое и нравственное и доказать это как на теоре_

тическом уровне, так и при помощи специальных эк_

спериментов, существует очень мало.

В этом плане представляют большой интерес ис_

следования американского психолога Лео Колберга,

всю жизнь изучавшего закономерности нравственно_

го поведения людей во многих странах мира.

Л. Колберг выявил, что дети по мере свого разви_

тия движутся от более низкого уровня нравственного

развития к более высокому. При этом в самых разных

культурах, несмотря на то, что они имеют разные цен_

ности, при решении нравственных проблем оказыва_

ется много общего.

Нравственное поведение человека, согласно

Л. Колбергу, можно, исходя из его уровня, условно раз_

бить на три ступени — предсоциальный, социальный

и постсоциальный. Каждая ступень разделяется на два

уровня, и таким образом получается шесть уровней

нравственного развития человека.

На предсоциальной ступени люди ведут себя мо_

рально и не нарушают правила социального общежи_

тия потому, что опасаются наказания со стороны внеш_

ней авторитарной среды. При этом чувства другого

человека и его переживания в расчет не принимаются.

В другом случае люди следует правилам поведения и

ведут себя хорошо, если им это выгодно, и они могут

таким образом достигнуть своих собственных целей. На

этом уровне правильным считается то, что честно, т. е.,

если есть равноценный обмен — «как ты ко мне, так и

я к тебе». Таким образом, у человека, находящегося на

первой ступени нравственного развития, преобладает

эгоцентрическая установка по отношению к другому.

На второй, социальной ступени человек строит свое

поведении в соответствии с ожиданиями близких ему

людей, с которыми у него сложились отношения дове_

рия, уважения и взаимности. Здесь появляются потреб_

ность быть хорошим человеком в глазах значимых

других людей и так называемая «перспектива третье_

го человека» — умение смотреть на себя со стороны и

оценивать свое поведение с позиции стороннего на_

блюдателя. На этой ступени начинает звучать знаме_

нитое евангельское «золотое правило нравственнос_

ти» — «поступай по отношению к другому человека так,

как бы ты хотел, чтобы он поступал по отношению к

тебе». И в обратной формулировке — «не делай ниче_

го другому такого, чего бы ты не хотел по отношению

к самому себе». Человек на этой ступени может рас_

сматривать ситуацию, учитывая как свою точку зре_

ния, так и ту, которой придерживается его собеседник.

На этой же ступени появляется понимание значимос_

ти общественных интересов и профессиональных обя_

занностей. При этом личные интересы могут отходить

на второй план и оказываться подчиненными этим ин_

тересам и обязанностям.

На третьей, постсоциальный ступени в отношени_

ях между людьми превалирует общественный договор,

1 См. об этом: Кирнарская Д.К. Психология музыкальных спо_

собностей. М., 2004.

$____                                                                                                   __ >_________                                                                                        #___-____  _                                                                                                            __ ___) _ _-6_______4                                                                                       _____

!_

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

!_

соблюдение которого выступает в виде чувства долга

перед законом, необходимости социальной защиты и

соблюдением перед законом равенства прав любого и

каждого. На этом уровне человек добровольно, без

принуждения со стороны берет на себя обязательства

по отношению к обществу, к семье, дружбе, работе и

стремится твердо их соблюдать. Правильность пове_

дения основывается на следовании общечеловеческим

ценностям, принципам справедливости, понимании

необходимости равенства прав человека перед зако_

ном и уважении к человеческому достоинству.

Эта ступень нравственного развития пронизана

человеколюбием и одухотворена эмпатией, которой

Л. Колберг в проблемах нравственного поведения при_

давал огромное значение. В одной из своих работ он

писал о том, что забота о благосостоянии других лю_

дей, «эмпатия», или «принятие на себя роли другого

человека», — необходимое условие предотвращения мо_

рального конфликта, это истоки морали и стимулы для

продвижения от одной ступени нравственного разви_

тия к другой. Стимулом в развитии морали является

моральная забота о других людях.

Таким образом, если мы сравним психологические

характеристики процесса восприятия искусства и сущ_

ность нравственного поведения, то без труда можно

видеть, что в обоих случаях присутствуют общие меха_

низмы эмпатии как основное условие успешности и

того, и другого. Поэтому, развивая эстетическую вос_

приимчивость, мы неминуемы развиваем не только

способность к художественному восприятию, но и

поведенческую эмпатию, а значит — и нравственное

поведение растущего человека.

__                                                                                                          _________                                                                                                              _______ _____

Последствия распространения в обществе грубо_

го или тонкого вкуса, их связи с общественными нра_

вами можно хорошо видеть на примерах того искусст_

ва, которое бытовало во времена античной Греции и

Древнего Рима.

Классическая античная трагедия — достижение

мировой культуры, безусловная общепринятая норма

хорошего и развитого эстетического вкуса. Но во вре_

мена ее расцвета, который был связан с именами Со_

фокла и Еврипида, в Риме процветало совсем другое

искусство. Здесь царствовали не серьезные драмати_

ческие спектакли и постановки, не трагики, а мимы и

пантомимисты, дававшие увеселительные представле_

ния в виде фарсов и фривольных танцев. Римская

публика не желала утруждать себя высокоумными

текстами греческих трагедий. Устроители зрелищ вме_

сто драматических спектаклей на сценах театров и

цирков предлагали публике помпезные представления,

которые заинтересовывали публику не глубиной мыс_

ли, а главным образом внешней броскостью и натура_

листичностью постановок. На сцену выводились насто_

ящие животные — лошади, медведи, на ней разыгры_

вались битвы и сражения, в которых актеры подвергали

себя большому риску.

Ради привлечения публики владельцы цирков шли

на самые дикие ухищрения вплоть до того, что в неко_

торых постановках совершались настоящие убийства.

Так, один из фарсов популярного мимографа (в совре_

менной трактовке — постановщика или сценариста)

тех времен — Лентула — заканчивался распятием на

кресте живого человека. Для этого, разумеется, брали

не актера, а настоящего преступника. Император До_

мициан, побывавший однажды на таком «спектакле»,

внес в него существенное дополнение — после снятия

еще живого «актера» с креста он рекомендовал отда_

вать его на растерзание медведю прямо на сцене.

Исторические хроники свидетельствуют, как од_

нажды на одно из представлений в цирк был пригла_

шен греческий певец_рапсод, который якобы должен

был петь торжественные гимны в честь римской пуб_

лики. Публика, однако, привыкшая к другим видам раз_

влечений, начала было выражать по этому поводу свое

негодование. Рапсод успел пропеть лишь несколько

нот, когда на сцену неожиданно были выпущены го_

лодные медведи. Присутствующие на представлении

тут же стали с интересом следить за происходящим

действием — погоней зверей за певцом, последующим

разрыванием несчастного рапсода на куски и актом его

съедения.

Мимы исполняли разного рода веселые сценки на

темы городской жизни. В промежутках между ними они

$____                                                                                                   __ >_________                                                                                        #___-____  _                                                                                                            __ ___) _ _-6_______4                                                                                       _____


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!