Изучение объектов в позитивистской 12 страница



 _

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

 _

Аналогичные результаты были получены исследо_

вателями из Германии, Франции, Польши и Японии1.

Добавим к этому, что особенность нынешних учеб_

ных программ заключается в том, что школьники и

студенты по большей части имеют дело с внешним

предметным миром и очень мало — с самим собой.

После получения образования они знают, как вычис_

лить бином Ньютона, но не знают, как справляться со

своими чувствами — обидой, ревностью, гневом, кото_

рые в молодом возрасте, как известно, часто выходят

из под контроля. Поэтому нахождение социально при_

емлемых способов выражения сильных эмоций и обу_

чение этому подрастающего — важная педагогическая

задача. Занятия искусством предоставляют такую ре_

альную возможность.

Если говорить о занятиях живописью, то они раз_

вивают тонкость зрительных ощущений, чувство кра_

соты и пропорций в создаваемых вещах, их тонкую

отделку, благодаря чему создаваемый за пределами

искусства в процессе труда какой_либо продукт отли_

чается своими эстетическими свойствами, его прият_

но созерцать и брать в руки.

Если говорить о практической пользе занятий танца_

ми, то здесь мы увидим улучшение осанки, выправле_

ние деформаций позвоночника, стоп и ног, нормализа_

цию веса, развитие координации движений. Все это

положительно сказывается как на освоении тонких и

сложных двигательных навыков (обучении письму, игре

на музыкальных инструментах), так и на умственных

способностях детей. Свобода движений, приобретаемая

на занятиях хореографией, их разнообразие и коорди_

нированность оказывается тесно связанной со свободой

мысли, а отсюда — с необходимой свободой и раско_

ванностью творческого мышления. Улучшение коорди_

нации и владения телом положительно сказывается на

самооценке и общем психическом самочувствии.

Занятия музыкой развивают слух. На первый взгляд

может показаться, что практической пользы от этого нет.

Однако вспомним, к примеру, тех, кто начинает изучать

иностранные языки. Интонации разговорного языка

имеют много общего с музыкальными интонациями.

И те, кто обладает развитым слухом и хорошим чувством

музыкальной интонации, осваивают трудности произ_

ношения иностранного языка намного успешнее тех, у

кого музыкальный слух по каким_либо причинам ока_

зался неразвитым.

Опытные механики, наладчики станков, летчики и

шоферы по мельчайшим нюансам работающего двига_

теля, которые ничего не говорят непосвященным, мо_

гут с уверенностью сказать, что, где и когда в работа_

ющем двигателе неисправно. Восточные врачи по од_

ним только звукам и ритмам пульса и простукивания

грудной клетки могут поставить диагнозы более двух

десятков сложнейших болезней. Какой для этого надо

иметь изощренный слух!

Занятия пением положительно влияют на интона_

ционное богатство разговорной речи, ее выразитель_

ность, тонкость и четкость в передаче соответствую_

щих настроений. Следует обратить внимание на то, как

говорят актеры и певцы с хорошо поставленными го_

лосами, обученные искусству голосового интонирова_

ния. Их речь отличается богатством модуляций и пере_

ходов, фразы звучат убедительно, точно и весомо.

Ораторское искусство древних, ныне, к сожалению,

мало культивируемое, также включало в себя занятия

пением для придания голосу бóльшей силы, вырази_

тельности и убедительности.

Умение владеть своим голосом необходимо каждо_

му человеку. Помимо актеров оно особенно необходимо

учителям, лекторам — всем тем, кому по роду деятель_

ности приходиться много говорить. Но в умении краси_

во говорить и иметь звучный голос многое зависит от

того, насколько правильно человек может пользоваться

своим артикуляционным аппаратом, дыханием, умени_

ем посылать звук в брюшные, грудные и головные ре_

зонаторы. А этому умению можно научиться только в

процессе занятий пением.

Учебный процесс в современных школах и вузах

преимущественно индивидуален. Каждый в учебном

процессе отвечает только за себя, а не за общий ре_

зультат. В коллективных танцах и хоровом пении оце_

нивается успех всей группы. Участие в групповых

танцах учит человека соотносить свои собственные

1 Кирнарская Д.К. Психология музыкальных способностей. М.,

2004.

$____                                                                                                   __ >_________                                                                                        #___-____  _                                                                                                            __ ___) _ _-6_______4                                                                                       _____

 _

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

 _

действия с действиями тех, кто работает рядом. А это

необходимое качество характера для умения жить сре_

ди людей.

Великий педагог А.С. Макаренко говорил о том, что

ничто так не объединяет коллектив, как совместное

движение его членов к единой цели. Такой целью при

исполнении музыкального произведения в хоре, ан_

самбле или оркестре является создание общими уси_

лиями прекрасного художественного образа. Каждый

участник музыкального коллектива должен уметь по_

стоянно соразмерять свои собственные действия с

действиями своих коллег. Без развитого чувства испол_

нительской дисциплины, чувства коллективизма и от_

ветственности за дело и за все, что делается в оркестре

или в хоре, трудно достичь сыгранности и силы худо_

жественного воздействия на слушателей. Недостаток

многих самодеятельных музыкальных коллективов за_

ключается в том, что в них каждый из участников счи_

тает себя главным и потому старается играть громче

всех. Именно потому известные персонажи из басни

Крылова «Квартет» — осел, козел, мартышка и косо_

лапый мишка, не смогли ничего сыграть.

В то же время музыканты и хористы, которые дол_

го играют и поют вместе, приобретают чувство коллек_

тивизма, создающего благоприятную атмосферу для

развития личности. Вот что сказал по поводу оркестро_

вых музыкантов великий Чарли Чаплин в своей авто_

биографии: «Если бы меня спросили, в каком мужском

обществе я предпочел бы вращаться, наверное, я выб_

рал бы людей своей профессии. Однако Дуглас Фер_

бенкс был единственным актером, который стал мне

близким другом. Встречаясь на голливудских приемах

со звездами, я стал относиться к ним скептически —

может быть, попросту нас было там слишком много.

И атмосфера там бывала не столько дружеской, сколь_

ко вызывающей на соревнование; стремясь привлечь

к себе внимание, человек шел, словно сквозь строй,

подвергаясь язвительной критике. Нет, звезды среди

звезд дают мало света и еще меньше тепла.

Писатели — милые люди, но они не из тех, кто

охотно что_то дают что_то другим. Они не любят делить_

ся тем, что знают сами. Большей частью они прячут

свое богатство в переплеты своих книг. Ученые могли

бы быть чудесными друзьями, но одно их появление в

гостиной парализует все ваши мысли. Художники

обычно ужасно скучны — большинство из них стре_

мится вас уверить, что они больше философы, чем ху_

дожники. Поэты, несомненно, являются существами

высшего класса — они приятны, терпимы и прекрас_

ные товарищи. Но мне кажется все_таки, что легче

всего дружить с музыкантами. По_моему, нет ничего

теплее и трогательнее зрелища симфонического орке_

стра. Романтический свет пюпитров, настройка инст_

рументов и внезапная тишина при появлении дириже_

ра словно утверждают общественный, основанный на

тесном сотрудничестве, характер их искусства».

Общение с музыкой совершенствуя духовную орга_

низацию человека, повышает его эмоциональность.

А ведь это, как сейчас точно доказано психологами по_

ложительно сказывается на творческом потенциале че_

ловека.

Недавние исследования ученых Гонконгского уни_

верситета выяснили, что уроки музыки в раннем воз_

расте способствуют развитию вербальной памяти.

Серия тестов на запоминание слов показала, что среди

студентов, хотя бы недолго занимавшихся музыкой в

детстве, гораздо выше процент успешного запомина_

ния текстов, чем в группе их сверстников без музы_

кального прошлого. Полученные данные сходятся с

выводами этой же группы ученых, сделанными по ре_

зультатам исследования, проведенного три года назад

с применением метода сканирования головного мозга.

Оно показало, что определенные участки мозга в ле_

вой височной долей у музыкантов увеличены по срав_

нению с немузыкантами. Это навело на мысль, что

занятия музыкой приводят к изменению в деятельно_

сти и структуре мозга. Поскольку та же часть мозга

отвечает за вербальную память, доктор Агнес С. Чан и

ее коллеги предположили, что люди с музыкальным

образованием имеют лучшую память на слова, что и

удалось доказать1.

Уместно вспомнить физика Альберта Эйнштейна,

который утверждал, что в научном мышлении всегда

1 Андреева А. Неожиданные последствия уроков музыки //

Коммерсант. № 228. 5 декабря 1998 г.

$____                                                                                                   __ >_________                                                                                        #___-____  _                                                                                                            __ ___) _ _-6_______4                                                                                       _____

 !

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

 

присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и на_

стоящая музыка, по мнению великого ученого, требу_

ют однородного мыслительного процесса.

Острыми проблемами современной жизни стали

разрушение экологии и национальные конфликты. Мы

можем сказать, что здесь тоже прослеживается недо_

статок эстетического развития личности. Если у чело_

века развиты механизмы эмпатии, идентификации с

природой и с другим человеком, то он не сможет вести

себя по отношению к ним хищнически и агрессивно.

При переживании природы как продолжения соб_

ственного «Я», при восприятии другого человека как

самого себя подобное отношение означало бы созна_

тельное причинение вреда самому себе.

Автор исследования о музыкальных вкусах амери_

канский социолог Бентани Брайсон пишет: «Полити_

ческая толерантность ассоциируется с музыкальной

толерантностью». Люди, обладающие высокой музы_

кальной культурой, легко принимают «чужое» и не

склонны отталкивать и отрицать его. Они и в полити_

ке, и в социальной жизни чаще придерживаются либе_

ральных воззрений. Исследователи под руководством

Дональда Фуччи, изучавшие музыкальные пристрастия

поклонников рок_музыки, джаза и классики, пришли к

выводу, что поклонники классической музыки за счет

большого ее разнообразия терпимо относятся к року и

джазу, в то время как любители рока и джаза оказа_

лись более избирательны и строги, предпочитая толь_

ко «свою» музыку. Авторы исследования утверждают,

что одним из кирпичиков прочного социального мира

может быть широкое и всеобщее музыкальное образо_

вание, психологически сближающее людей1.

__                                                                                                          >_________                                                                                                              _                                                                                                              _____________

Способность эмоционально отзываться на окружа_

ющий мир заложена в человеке на основе генетичес_

кой способности к сочувствию и к сопереживанию.

Однако полноценное бытование искусства в обществе

невозможно без наличия достаточного количества пуб_

лики, заинтересованной в общении с искусством. Та_

кую публику создает художественное воспитание, ко_

торое помогает подрастающему поколению понимать

как форму произведений искусства, так и их нрав_

ственное содержание.

Красота восходящего солнца, бескрайняя равнина

морской дали почти всегда вызывает чувство естествен_

ного восторга у человека, в первый раз увидевшего

прекрасные явления природы. Поэтому восприятие

окружающего мира на эстетическом уровне вроде бы и

не нуждается в специальной подготовке. Но для воспри_

ятия сложных явлений действительности, где красота

заключена в тонких переходах красок, линий и звуков

и не так бросается в глаза, например, в тех же сложных

произведениях искусства или в неброских картинах

природы, такая специальная подготовка необходима.

Эта подготовка начинается c развития органов

чувств и повышения их чувствительности, в первую

очередь зрения и слуха, как основных источников эс_

тетических переживаний. Ребенка приучают к рассмот_

рению, разглядыванию и вслушиванию в то, что он

видит и слышит. В процессе такой работы происходит

повышение чувствительности анализаторов к тонким

дифференцировкам, малейшим отличиям в оттенках

красок, звуков, движений. Без хорошо развитой чув_

ствительности слуха и зрения невозможно прийти к

тонкому пониманию как окружающего мира, так и мира

искусства. Но не это главное в художественном воспи_

тании. Главное — это создание при помощи искусства

условий для личностного роста человека, постоянного

расширения границ его внутреннего мира за счет вклю_

чения в него опыта осмысления и переживания жизни

прошлых поколений. В идеале этот процесс не должен

прекращаться, пока человек живет.

Эстетическое воспитание необходимо, чтобы чело_

век смог подняться до уровня понимания достижений

мировой культуры и стать полностью очеловеченным.

Ценители искусства в виде эстетически образованной

публики необходимы для художников всех мастей и

всех рангов. В противном случае им будет отведена роль

жалких комедиантов, развлекающих недалеких людей,

ищущих в искусстве не столько глубины познания

жизни и самих себя, сколько приятного досуга.

1 Кирнарская Д.К. Психология музыкальных способностей. М.,

2004.

$____                                                                                                   __ >_________                                                                                        #___-____  _                                                                                                            __ ___) _ _-6_______4                                                                                       _____

!"

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

!+

Важным отличием эстетического воспитания от

художественного является то, что в эстетической дея_

тельности в отличие от художественной нет своего соб_

ственного предмета. Поэтому понятие эстетическое

воспитание по своему содержанию гораздо шире по_

нятия художественное воспитание. Первое более уни_

версально и вбирает в себя любые аспекты человече_

ского существования, в которых присутствуют мера,

гармония, красота и целесообразность. Эстетическими

могут быть признаны социальные и политические дви_

жения, в которых народ добивается правды и справед_

ливости. Эстетическими могут быть названы юридиче_

ские законы и морально_нравственные нормы, отвеча_

ющие высшим идеалам и общечеловеческим нормам.

Ими могут признаны даже математические формулы и

уравнения. Поэтому и можно говорить о красоте поли_

тического закона, красоте научного и юридического ре_

шения, красоте общественных отношений.

Понятие художественное воспитание более кон_

кретно и связано с определенными видами деятельно_

сти — музыкальной, изобразительной, театральной,

литературной. Но вхождение в мир эстетических от_

ношений наилучшим образом начинается с художе_

ственного воспитания.

Через произведения искусства — поначалу это сказ_

ки, детские рассказы и песенки, а затем повести, рома_

ны и симфонии — растущий человек приобщается сна_

чала к культуре своего народа и социума, в котором он

живет, а затем приходит к пониманию жизни всего

Человечества, живущего в лоне мировой Культуры. Он

усваивает понимание того, «что такое «хорошо», и «что

такое плохо», т. е. те образцы нравственного поведения,

которые имеют общественную ценность.

Через произведения искусства и обучение навыкам

его восприятия, исполнения и творчества к человеку

впервые приходят чувства меры, гармонии, соразмер

ности и пропорции, о которых говорили еще античные

авторы. Далее на основании усвоенных через искусст_

во образцов прекрасного и безобразного к ребенку

приходит их понимание в отношениях между людьми, в

отношениях к труду, к природе и к обществу. Через

занятия художественным творчеством в ребенке начи_

нают пробуждаться и развиваться заложенные в нем от

природы творческие задатки, которые в период взрос_

лости могут проявиться как соответствующие способ_


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!