Изучение объектов в позитивистской 8 страница



хуже решают задачи на репродуктивное мышление

(к ним относятся практически все тесты интеллекта),

чем все прочие испытуемые.

Поскольку креативность противоположна интеллек_

ту как способности к универсальной адаптации именно

по этому критерию (творчество антиадаптивно!), — то

на практике возникает эффект неспособности креати_

вов решать простые интеллектуальные задачи.

В исследованиях Д.Б. Богоявленской было установ_

лено, что наиболее важной характеристикой творче_

ского процесса является интеллектуальная инициати_

ва. Под ней понимается продолжение интеллектуаль_

ной активности за пределами ситуативной заданности,

не обусловленное ни практическими нуждами, ни

внешней или субъективной отрицательной оценкой

работы.

В исследования В.А. Просецкого имеется важная

для понимания психологии творчества мысль о том, что

на начальном этапе развития творчества оно часто

оказывается подражательным. «Творческая деятель_

ность, имея на первоначальных стадиях в значитель_

ной мере подражательный характер, постепенно осво_

бождается от власти подражания и становится в под_

линном смысле творчеством». Линия развития твор_

чество имеет следующие этапы.

1) Подражание, копирование.

2) Творческое подражание.

3) Подражательное творчество.

4) Подлинное творчество2.

В исследованиях В.С. Ротенберга творчество рас_

сматривается как разновидность поисковой активно_

сти, направленной либо на изменение ситуации, либо

на изменения отношения субъекта к этой ситуации.

При этом отсутствует определенность прогноза в по_

лучении желательного результата такой активности.

Поисковая активность значительно повышает устойчи_

вость организма к воздействию самых разнообразных

вредных факторов. Отказ от поисковой активности,

которая не удовлетворяет субъекта, значительно снижает

сопротивляемость индивида и может даже закончиться

его гибелью. С биологической точки зрения наличие или

отсутствие поисковой активности более существенно,

чем эмоциональная оценка ситуации. Такое большое

значение поисковой активности для выживания опре_

деляется ее важной биологической функцией. Она пред_

ставляет собой движущую силу саморазвития каждого

индивида. Прогресс общества в целом в большей степе_

ни зависит от выраженности поисковой активности у

отдельных его членов. Поэтому биологически целесооб_

разно выживание через естественный отбор именно тех

особей, которые не склонны реагировать на трудные

ситуации отказом от поиска1.

В.А. Моляко, обобщая данные многих исследова_

ний, выявила следующие составляющие творческой

личности (даем их общий перечень):

–задатки, склонности, проявляющиеся в повышен_

ной чувствительности, определенной выборочно_

сти, предпочтениях, а также в динамичности пси_

хических процессов;

–интересы, их направленность, частота и система_

тичность проявления, доминирование познаватель_

ных интересов;

–любознательность, стремление к созданию нового,

склонность к решению и поиску проблем;

–быстрота в усвоении новой информации, образо_

вание ассоциативных массивов;

–склонность к постоянным сравнениям, сопоставле_

ниям, выработке эталонов для последующего отбора;

–проявление общего интеллекта — схватывание,

понимание, быстрота оценок и выбора пути реше_

ния, адекватность действий;

1 Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

2 Цит. по: Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личност_

ного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4.

С. 20–27.

1 Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения

творчества // Художественное творчество. Вопросы комплексно_

го изучения. М., 1982.

$____                                                                                                   "_ %__________                                                                                        &_#'   __________                                                                                        #____________

__

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

__

— эмоциональная окрашенность отдельных процес_

сов, эмоциональное отношение, влияние чувств

на субъективное оценивание, выбор, предпочте_

ние и т. д.;

— настойчивость, целеустремленность, решитель_

ность, трудолюбие, систематичность в работе, сме_

лое принятие решений;

— творческость — умение комбинировать, находить

аналоги, реконструировать; склонность к смене ва_

риантов, экономичность в решениях, рациональ_

ное использование средств, времени и т. п.;

— интуитивизм — способность к сверхбыстрым оцен_

кам, решениям, прогнозам;

— сравнительно более быстрое овладение умениями,

навыками, приемами, овладение техникой труда,

ремесленным мастерством;

— способности к выработке личностных стратегий и

тактик при решении общих и специальных новых

проблем, задач, поиске выхода из сложных, нестан_

дартных, экстремальных ситуаций и т. п.

В работах Е.С. Громова, А.А. Мелик_Пашаева,

З.Н. Новлянской успешно исследуется процесс пре_

образования духовного и житейского опыта челове_

ка в художественные образы произведений искус_

ства. Особые состояния сознания, возникающие при

этом, имеют не мистические, а вполне объяснимые

с точки зрения современной психологии закономер_

ности, имеющие основания в комбинаторике, ал_

легории, гиперболе, метафоре, типизации, агглюти_

нации.

Только в процессе творчества человек может осу_

ществлять свой личностный рост, становиться как бы

выше себя и открывать в себе новые возможности.

В этом проявляется трансцендентальная сущность че_

ловека, его способность выходить за пределы самого

себя в процессе своего творчества.

__#___'                                                                                                ___     #________

1. На чем основывался Н. Бердяев, говоря о творче_

ской сущности человека?

2. Охарактеризуйте вклад Л.С. Выготского в разви_

тие психологии искусства и творчества.

3. Назовите имена ведущих отечественных психоло_

гов, занимающихся проблемами творчества

4. Что является ведущими показателями творческой

одаренности личности?

5. Как соотносятся творчество и подражание?

:____________                                                                                   ________

1. Аристотель. Поэтика / История эстетики. Памят_

ники мировой эстетической мысли: В 5 т. М.,1962–

1970. Т. 1. С. 78.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

3. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренно_

сти // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29.

4. МеликПашаев А.А. Об источнике способности

человека к художественному творчеству // Вопро_

сы психологии. 1998. № 1.

5. Моляко В.А. Творческая одаренность и воспитание

творческой личности. Киев, 1991.

6. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия,

1999.

7. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренно_

сти // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29–33.

8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышле_

нии и обучении. М., 1972.

9. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.

10. Пономарев Я. А. Психология творчества и педаго_

гика. М., 1976.

_

$____                                                                                                   ,_ =___0__ ________                                                                                             _ ______________                                                                               ________   _                                                                                                            _-6____

_!

_"____ '

(__$)_____$_____!__________________

___ ____!_ ___*+_____

Современные исследователи проблем искусства

находят свыше десятка функций, которые искусство

выполняет в обществе. Оно дает человеку новые знания,

подпитывает его нужными эмоциями, побуждает к твор_

ческой деятельности, агитирует и зовет к борьбе, проро_

чествует и утешает, развлекает и воспитывает. Среди всех

этих многогранных сторон и возможностей искусства все_

таки можно выделить несколько главных направлений,

которые определяют функции искусства в обществе. Мы

остановимся на познавательной, воспитательной, гедо_

нистической, коммуникативной и психотерапевтической

функциях. Все они согласованным действуют в единой

системе, но в каждом жанре и виде искусства с разным

удельным весом. Это и обеспечивает искусству такое

большое значение в общественной жизни.

"_                                                                                                          ________)___                                                                                                              .___0__

Первый из этих ответов связан с познавательной

функцией искусства. Познание мира через его образ и

представление — один из самых первых способов

познания человеком окружающей действительности.

Древние наскальные рисунки растений, животных и

птиц, их изображения, сделанные из глины и дерева,

представляли собой попытки передачи знаний и жиз_

ненного опыта от старшего поколения к младшему.

Известно, что Аристотель рассматривал искусство как

средство для приобретения и познания мудрости. То

удовольствие, которое испытывают люди, созерцая

произведения искусства, определялось им как «интел_

лектуальное развлечение», как «радость узнавания»,

ибо «приобретать знания весьма приятно не только

философам, но равно и прочим людям... На изображе_

ние смотрят (они) с удовольствием, потому что, взирая

на них, могут учиться и рассуждать, что ( есть что_либо)

единичное, например, что это — такой_то; если же

раньше не случалось видеть, то изображение доставит

удовольствие не подражанием, но отделкой, или крас_

кой, или какой_нибудь другой причиной того же рода»1.

Понимание искусства как особого способа мыш_

ления и познания жизни с помощью образов было

широко представлено в работах В.Г. Белинского, кото_

рый видел различие между наукой и поэзией «не в

содержании, а только в способе обрабатывать данное

содержание»2.

С нашей точки зрения, познание жизни через ис_

кусство дает человеку возможность расширить грани_

цы бытия, что позволяет ему проживание не только од_

ной своей жизни, но и жизни других людей, живших

в другие времена, в других странах и на других кон_

тинентах. Поэмы Гомера и трагедии Шекспира, лири_

ческие стихотворения японского средневекового поэта

Басё и американской поэтессы Эмили Дикинсон, орган_

ные хоралы Баха и симфонии Шостаковича входят в

его духовный мир как непременные спутники полно_

ценного существования. Это дает поклоннику искусст_

ва возможность чувствовать себя Гражданином мира,

вбирающим в себя все достижения человеческого духа

за всю историю его существования.

Однако познавательную парадигму искусства

нельзя считать истиной в последней инстанции, по_

скольку только познанием функции искусства никак

нельзя ограничить. В частности, с критикой познава_

тельной концепции искусства выступал Л.С. Выготс_

кий, потому что такая концепция, по его справедливо_

му замечанию, «несет в себе совершенное непонима_

ние формы художественного произведения, бьет мимо

цели и не дает разъяснение психологии искусства как

таковой»3.К тому же теории, объясняющие искусство

только как работу мысли, игнорирующие значение

переживаний и аффектов, вынуждены исключить из

своего объяснения такие важные области искусства,

как музыка, архитектура, поэзия. «Для нас, — писал

Л.С. Выготский, — совершенно очевидно, что те интел_

лектуальные операции, те мыслительные процессы,

1 Аристотель. Поэтика. М., 1957, С. 50

2 Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. Х. М., 1956. С. 3.

3 Выготский Л.С. Психология искусства. С. 57.

$____                                                                                                   ,_ =___0__ ________                                                                                             _ ______________                                                                               ________   _                                                                                                            _-6____

_"

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_+

которые возникают у каждого из нас при помощи и по

поводу художественного произведения, не принадле_

жат к психологии искусства в тесном смысле этого

слова. Это есть как бы результат, следствие, вывод, пос_

ледействие художественного произведения, которое

может осуществиться не иначе, как в результате его

основного действия» (Там же).

Этой критике познавательной концепции искусст_

ва противостоит другая, связанная с обоснованием

развлекательной функцией искусства, иначе называе_

мой гедонистической.

,_                                                                                                           ___#____)___                                                                                                              .___0__

Воспитательная функция искусства связана с по_

знавательной самым непосредственным образом. Поэто_

му рассмотрение искусства как одного из эффективных

способов воспитания на основе положительного или

отрицательного примера имеет такую же давнюю исто_

рию, что и отношение к нему как способу познания.

Часто одно оказывается неотделимым от другого. Это

вполне естественно, потому что знание о каком_либо

предмете или явлении всегда включает в себя и отно_

шение к нему — положительное или отрицательное.

Подлинное произведение искусства всегда включает в

себя оценку художником того, что он изображает и

выражает. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»,

многие люди впервые узнают не только от родителей,

но и из детских сказок, мультфильмов и песен. Зрители

и слушатели, созерцатели и потребители произведений

искусства через процессы сопереживания делают эти

оценки достоянием своего личностного опыта. Это и

используется идеологами, философами, политиками и

педагогами в воспитательных целях.

Эстетика — красота формы и этика — красота

содержания в классическом произведении искусства

выступают в единстве. Традиция опять_таки восходит

к Античности, когда Пифагор, Платон, Аристотель

утверждали это единство этического и эстетического,

прекрасного и нравственного в своих трактатах.

Вот, например, что писал античный историк Ямв_

лих о позиции Пифагора на этот счет: «Считая, что это

попечение о людях проще всего осуществлять через

органы чувств, с помощью которых можно созерцать

прекрасные формы и виды, слушать прекрасные пес_

ни и ритмы, он сделал музыкальное воспитание глав_

ным, прибегая к некоторым мелодиям и ритмам, по_

средством которых излечиваются человеческие нравы

и страсти и устанавливается изначальная гармония

душевных сил. Он также придумал средства сдержи_

вать и исцелять болезни души и тела». Для своих уче_

ников Пифагор упорядочил и привел в систему так

называемые «настраивающие» и «смягчающие» мело_

дии, «с божественным искусством придумав сочетания

некоторых диатонических, хроматических и энгармо_

нических мелодий, при помощи которых он легко об_

ращал и приводил страсти души (печаль, гнев, жалость,

глупую зависть, страх, различные влечения, ярость,

желания, пустые фантазии, низкие чувства, горяч_

ность), если они незадолго до этого беспорядочно воз_

никали и усиливались, в противоположное состояние,

восстанавливая добродетельные свойства каждой из

них с помощью нужных мелодий, словно с помощью

правильно смешанных лекарственных средств»1. По_

мимо музыки пифагорейцы использовали для исправ_

ления души избранные места из поэм Гомера и исто_

рических хроник Гесиода.

Наконец, А.С. Пушкин в своем знаменитом стихот_

ворении «Памятник» прямо говорит о том, что он долго

будет жить в народной памяти именно потому, что в

свой жестокий век он восславил свободу и «милость к

падшим призывал».

В истории искусства, однако, часто бывало и такое,

когда на него неправомерно возлагали всю ответствен_

ность за все то зло, которое имелось в обществе. Еще

Аристотель, признавая за искусством огромную нрав_

ственную силу, указывал на то, что оно тем не менее

не способно прямо и непосредственно превращать зло

в добро и делать из злодея и преступника добропоря_

дочного человека. Для того чтобы искусство морально

и нравственно смогло подействовать на человека, надо,

чтобы в самом человеке уже имелись какие_то зерна и

крупицы добра. А за это, в конечном счете, отвечает

все общество в целом.

1 Ямвлих. Жизнь Пифагора. Изд 2_е. М., 1998. С. 53.

$____                                                                                                   ,_ =___0__ ________                                                                                             _ ______________                                                                               ________   _                                                                                                            _-6____

__

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 313; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!