Изучение объектов в позитивистской 7 страница



в христианском сознании российского общества тор_

жествовал принцип «теодицеи», который утверждал

законченность мира, завершенность его творения как

божьего откровения. Н. Бердяев же в своем творчестве

утверждал отказ от традиционализма и от «теодицеи»

как главного принципа христианского сознания. Цен_

тральной идеей книги «Смысла творчества» стала идея

творчества как откровения человека, как совместно с

Богом продолжающегося творения. Н. Бердяев говорит

о тварности бытия, о совершающемся в нем приросте,

в котором достигается прибыль без всякой убыли. О

творящем и творчестве говорит тварность самого бы_

тия в двух смыслах: есть Творец, сотворивший тварное

бытие, и есть возможности для творчества человека в

самом тварном бытии, поскольку человек был сотво_

рен по образу и подобию Божию. Мир сотворён не

только тварным, но и творческим. И поэтому человек

вынужден быть творцом. Потому что «творчество есть

ответ человека на призыв Бога… Творчество есть про_

должение миротворения»1.

Творчество в мире возможно потому лишь, пишет

Н. Бердяев, что мир творим, т. е. тварен. Мир не сотво_

ренный, не знавший творческого акта прибыли и при_

роста бытийственной мощи не знал бы ничего о твор_

честве и не был бы способен к творчеству. Проникно_

вение в тварность бытия приводит к осознанию

противоположности между творчеством и эманацией.

Если мир творится Богом, то творческий акт присут_

ствует и творчество оправдано. Если же мир лишь

эманирует из Бога, то творческого акта нет и творче_

ство не оправдано. В подлинном творчестве ничто не

убывает, а все лишь прибывает, подобно тому как в

Божьем творчестве мира не убывает Божественная

мощь от своего перехода в мир, а прибывает мощь

новая, не бывшая.

Творчество есть дитя свободы. Его тайна в том, что

«в нем есть новизна, не детерминированная миром. Это

и есть тот элемент свободы, который привходит во

всякий творческий акт… В этом смысле творчество есть

творчество из ничего» (С. 199).

Современная гуманистическая психология вслед

за Н. Бердяевым говорит о трансцендентной сущно_

сти человека, т. е. генетически заложенной в нем спо_

собности постоянно выходить за пределы своего соб_

ственного существования, невозможностью человека

ограничиться удовлетворением только своих биологи_

ческих потребностей, касающихся еды и продолже_

ния рода. С той же природной необходимостью, с

которой из маленького семечка вырастает большое

1 Бердяев Н. Самопознание. М., 1990. С. 200.

$____                                                                                                   "_ %__________                                                                                        &_#'   __________                                                                                        #____________

_!

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_

дерево, человек вынужден постоянно расти и изме_

няться сначала в биологическом, а затем и в социаль_

ном плане.

/_<_                                                                                                      _'_____4     _                                                                                                            _____________                                                                                  ________

Основатель отечественной школы психологии

Л.С. Выготский рассматривал жизнь как непрерывный

процесс творчества, «постоянного напряжения и пре_

одоления, постоянного комбинирования и создания

новых форм поведения. Таким образом, каждая наша

мысль, каждое наше движение и переживание являет_

ся стремлением к созданию новой действительности,

прорывом вперед к чему_то новому»1.

Предшественниками Л.С. Выготского в исследо_

вании проблем художественного творчества в отече_

ственной психологии были А.А. Потебня и Д.Н. Овся_

нико_Куликовский, которых он часто упоминает в свой

работе «Психология искусства».

А.А. Потебня, изучая процессы творчества, устано_

вил, что движущей силой развития личности и причи_

ной всякого творчества является стремление человека

к истине и самовыражению, а окристаллизованная

духовность в произведениях искусства снабжает лю_

дей силой, освещающей человечеству путь к самосо_

вершенствованию.

Д.Н. Овсянико_Куликовский отмечал, что искусст_

во способствует интимному пониманию людей друг

друга, помогает объяснять жизнь, возбуждает вопросы

нравственного сознания и дает представление о чело_

веческих идеалах. Социальные эмоции, опосредован_

ные интеллектуально_нравственными эталонами, появ_

ляются в произведениях искусства как воплощения

Совести. Именно она, бодрствующая в душе художни_

ка, является критерием гуманности и человечности и

призвана оценивать и направлять жизнь людей в пра_

вильном направлении.

Творческой деятельностью всегда создается «не_

что новое, все равно, будет ли это созданное... какой_

нибудь вещью внешнего мира или... построением ума

или чувства, живущим и обнаруживающимся только в

самом человеке» (Там же).

Детальный анализ психологии художественного

творчества был сделан в работе Л.С. Выготского «Пси_

хология искусства».

Признавая заслуги Фрейда в области раскрытия

им бессознательных механизмов художественного

творчества, Л.С. Выготский далеко уходит от пансексу_

ализма основателя психоанализа и предлагает совер_

шено новую концепцию искусства и природу его воз_

действия на человека.

В вопросах творчества Л.С. Выготский был не со_

гласен с Фрейдом и критиковал его за приверженность

к комплексу Эдипа, из которого, по мнению основате_

ля психоанализа, берет свое начало природа искусст_

ва. У общественного человека, по убеждению Л.С. Вы_

готского, существуют и разного рода другие влечения,

которые не менее, чем сексуальные, могут определять

его поведение. «Искусство, — писал Л.С. Выготский,—

никогда не сможет быть объяснено до конца из малого

круга личной жизни, но непременно требует объясне_

ния из большого круга жизни социальной. Искусство

как бессознательное есть только проблема; искусство

как социальное решение бессознательного — вот ее

наиболее вероятный ответ»1.

Самой важной отличительной особенностью ис_

кусства, согласно представлениям Л.С. Выготского, яв_

ляется то, что оно своей волшебной силой может пре_

образовывать темные стороны жизни в светлые про_

изведения искусства, приносящие его поклонникам

чувство высокого духовного эстетического наслажде_

ния. «Чудо искусства, — писал Л.С. Выготский, —

напоминает евангельское чудо претворения воды в

вино.... Искусство всегда несет в себе нечто, преодо_

левающее обыкновенное чувство. Боль и волнение,

когда они вызываются искусством, несут в себе нечто

большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Пе_

реработка чувств в искусстве заключается в превра_

щении их в свою противоположность, т. е. положи_

тельную эмоцию, которую несет в себе искусство».

Искусство не может возникнуть там, где есть только

1 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрас_

те. М., 1991. 1 Л. С. Выготский. Психология искусства, М. 1986. С. 110.

$____                                                                                                   "_ %__________                                                                                        &_#'   __________                                                                                        #____________

_"

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_+

простое и яркое чувство, указывал Л.С. Выготский.

Даже чувство, выраженное техникой, никогда не соз_

даст ни лирического стихотворения, ни музыкальной

симфонии; для того и другого необходим еще и твор_

ческий акт преодоления этого чувства, его разреше_

ния, победы над ним, и только когда этот акт является

налицо, только тогда осуществляет искусство1. «Эмо_

ции искусства суть умные эмоции. Вместо того чтобы

проявляться в сжимании кулаков и в дрожи, они раз_

решаются преимущественно в образах фантазии» (там

же. С. 201.)

Важнейшим приемом, при помощи которого ху_

дожник добивается катарсической разрядки аффекта,

является прием уничтожения содержания формой.

«…Всякое произведение искусства, — писал Л.С. Вы_

готский, — таит в себе внутренний разлад между со_

держанием и формой, и... именно формой достигает ху_

дожник того эффекта, что содержание уничтожается,

как бы погашается» (Там же. С. 273).

На примерах «Гамлета», «Евгения Онегина», рас_

сказа И. Бунина «Легкое дыхание» Л.С. Выготский

показывает, как писатель повествует о мрачных сторо_

нах жизни, но при помощи выразительных средств

искусства — композиции, поворотов сюжета, автор_

ских отступлений, сопоставлений и других приемов

художник достигает того, что после общения с его

произведением читатели, зрители, слушатели испыты_

вают необыкновенное душевное просветление, имену_

емое катарсисом. «В этом превращении аффектов, в их

самосгорании, во взрывной реакции, которые тут же

были вызваны, и заключается катарсис эстетической

реакции» (Там же. С. 274).

Творчество — создание новых комбинаций на

основе элементов прошлого опыта. В работе «Психо_

логия искусства» Л.С. Выготский приводит мысль

А.Ф. Лазурского о том, что уже во время чтения и тот_

час после него «наступает в уме распадение прочи_

танного отрывка, комбинация различных его частей с

находившимся ранее в уме запасом мыслей, понятий

и представлений». И здесь, как справедливо полагает

Л.С. Выготский, видна огромная роль работы созна_

ния. Сводить все творчество только к игре бессозна_

тельных, на чем настаивал З. Фрейд, сил было бы

неправильно.

__-___'                                                                                                 ________   _                                                                                                            _________'_ _____________

В отечественной психологии разработка проблем

творчества помимо Н. Бердяева и Л.С. Выготского свя_

зана с именами С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова,

Я.А. Пономарева, А.М. Матюшкина, А.А. Мелик_Паша_

ева, Н.А. Дружинина, Д.Б. Богоявленской, А.Л. Гройс_

мана. В этих исследованиях отмечается интегративный

характер творчества, в котором присутствует нераз_

рывность творческого, эмоционального, интеллектуаль_

ного и личностного начала.

Подход к творчеству как к интегральному явле_

нию в полной мере был осуществлен в исследованиях

А.М. Матюшкина, выдвинувшего концепцию одарен_

ности как общей психологической предпосылки для

творческого развития. В соответствии с этой концеп_

цией наиболее важной характеристикой творческого

человека является его огромная потребность в позна_

нии, которая превосходит все его другие потребности

и виды мотивации. И у детей, и у взрослых это про_

является в неустанной поисковой активности, в высо_

кой чувствительности ко всему новому, что помогает

обнаружению нечто нового в обычном. Эта ненасы_

щаемая духовная потребность в новизне и в новых

знаниях далеко превосходит по своей силе активность,

направленную на удовлетворение материальных по_

требностей.

Открытие нового в любой сфере жизни выражает_

ся в преодолении сложившихся привычных стереотип_

ных подходов к решению проблемы. Решение «нере_

шаемой» проблемы составляет подлинный акт творче_

ства. Он характеризуется проявлением оригинальности

и необычности, составляющих непременный структур_

ный элемент подлинного творчества.

Оригинальность и необычность выражают сте_

пень непохожести, нестандартности, неожиданности

предлагаемого решения среди других, привычных и

стандартных способов решения задачи. Это опреде_

ляется: 1 Л. С. Выготский. Психология искусства. М., 1967. С. 318–325.

$____                                                                                                   "_ %__________                                                                                        &_#'   __________                                                                                        #____________

__

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_,

–преобразованием заданной творческой проблемы

в собственную личностную проблему;

–новой собственной позицией по отношению к ре_

шаемой проблеме;

–отказом от стандартных, «очевидных» гипотез.

Творческая одаренность помимо оригинальности

выражается и в более быстром обнаружении правиль_

ного решения. Большую роль в этом играет способ_

ность к предвосхищению и прогнозированию, хоро_

шее предвидение каждого последующего шага ре_

шения, четкое прогнозирование его последствий.

Дальновидность такого прогнозирования обеспечивает

возможность более быстрого решения. Поэтому не

случайно, что и концепциях зарубежных исследова_

телей творческой одаренности, в частности американ_

ского психолога Е. Торренса, прогнозирование явля_

ется интегральной характеристикой творческого про_

цесса.

В отечественной психологии универсальное зна_

чение прогнозирования было впервые открыто

Н.А. Бернштейном по отношению ко всем целенаправ_

ленным актам поведения. Благодаря открытой им зна_

чимости способности человека к прогнозированию в

современной психологии было разработано большое

число диагностических методов для изучения способ_

ностей.

Другим важным показателем творческой одаренно_

сти является способность к оценке. Принципиальное

значение оценочной функции на основе формирования

перцептивных, интеллектуальных, эмоциональных эта_

лонов было сформулировано А.В. Запорожцем. Все слож_

ные психологические структуры выполняют роль изме_

рителей, мерок, с помощью которых человек оценивает

окружающий мир, других людей и самого себя.

Со времен Протагора и Аристотеля человек опре_

делялся в качестве меры всех вещей. Эти оценки вы_

ражены в эмоциональных эталонах (плохо — хорошо,

нравится — не нравится) и определяют эстетические

и нравственные предпочтения, в перцептивных и ин_

теллектуальных оценках, определяющих степень зна_

чимости или обоснованности мысли. На основе спо_

собности оценки делается выбор и принимаются ре_

шения.

Способность к оценке включает и возможность

понимания в развитии как собственной мысли, так и

чужих мыслей, действий и поступков. Она же обес_

печивает возможности самодостаточности, самокон_

троля, уверенности творческого человека в самом

себе, в своих способностях, в своих решениях, опре_

деляя этим его самостоятельность, неконформность

и многие другие интеллектуальные и личностные

качества.

Таким образом, согласно исследованиям А.М. Ма_

тюшкина, для творческой личности оказались свой_

ственны такие черты, как:

1) доминирующая роль познавательной мотивации;

2) исследовательская активность, выражающаяся в

стремлении к обнаружению нового, в постановке

и решении проблем;

3) способность к достижению оригинальных ре_

шений;

4) способность к прогнозированию и предвосхи_

щению;

5) способность к созданию идеальных эталонов, обес_

печивающих высокие эстетические, нравственные,

интеллектуальные оценки.

Все вместе эти способности составляют единую

структуру творческой одаренности, проявляющуюся на

всех уровнях индивидуального развития человека1.

В исследованиях другого ведущего отечественного

психолога в области творчества — Я.А. Пономарева на

основе обзора большого количества отечественных и

зарубежных исследований была представлена класси_

фикация последовательности этапов творческого про_

цесса. Несмотря на различия в подходах, эти этапы

выстраиваются в следующей последовательности.

1. Сознательная работа, связанная с накоплением

фактов, наблюдений, впечатлений.

2. Инкубационный период, связанный с созреванием

идеи в сферах бессознательного.

3. Вдохновение — процесс, связанный с переходом

бессознательного решения в сферу сознания. Сна_

чала — в виде гипотезы, принципа, замысла.

1 Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Во_

просы психологии. 1989. № 6. С. 29.

$____                                                                                                   "_ %__________                                                                                        &_#'   __________                                                                                        #____________

__

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

__

4. Сознательная работа, связанная с развитием идеи,

ее окончательным решением, вербализацией,

оформлением и проверкой1.

В исследованиях, проведенных сотрудниками ла_

боратории психологии способностей ИП РАН под ру_

ководством В.Н. Дружинина, была выявлена парадок_

сальная зависимость: высококреативные личности


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 326; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!