Изучение объектов в позитивистской 2 страница
и враждебных племен. Впоследствии художественная
деятельность, как приносящая человеку духовную ра_
дость, не связанную с грубой материальной полезно_
стью, стала отделяться от практической, становиться
все более и более самостоятельной, пока, наконец, фан_
тазия художника не стала полностью независимой.
С этой независимостью она получила возможность це_
ликом отдаваться свободному творчеству в процессе
воплощения художественного образа.
Художники всех времен и народов при создании
своих произведений использовали свое дарование не
только как способ передачи образов окружающего их
мира, но и для выражения своего собственного внут_
реннего мира. В свою очередь созданные произведе_
ния искусства создавали публику — читателей, зрите_
лей и слушателей, способных их воспринимать и на_
слаждаться их формой, возбуждающей чувства при
помощи красок, звуков, движений, интонаций, линий и
форм. Через чувственные образы внешнего и внутрен_
него мира художника их созерцатели — зрители, слу_
шатели, а впоследствии и читатели — лучше могли по_
знавать самих себя. Чувства удовольствия от сопере_
живания, возникавшие при этом, стали называть
эстетическими, от греческого слова aisthetikos, что в
переводе означает «чувствующий, относящийся к чув_
ственному восприятию». Поэтому эстетику как науку
стали определять и как науку об эстетическом отноше_
нии к действительности, и как науку о творчестве по
|
|
законам красоты. Художественное творчество, генери_
рующее искусство, становится сердцевиной эстетичес_
кого отношения к действительности.
Сам термин «эстетика» был введен в XVIII в. не_
мецким философом Баумгартеном, который указывал на
то, что «цель эстетики — совершенство чувственного
познания как такового, и это и есть красота».1
Поначалу красота, привносимая человеком в свою
жизнь, была тесно связана с украшением конкретной
вещи, так или иначе ему служившей. Это могли быть не
только предметы домашней утвари, но и ритуальные
танцы перед трудной охотой, приводившие психику охот_
ников в надлежащее боевое состояние. Постепенно со_
здание этой красоты стало целью деятельности, которая
впоследствии получила название художественной.
* * *
Почему ни одно общество, даже самое простое и
примитивное, не может обходиться без искусства? За_
чем и почему огромное количество людей занимается
созданием произведений искусства, от которых на
первый взгляд нет никакой практической пользы, но
они тратят на это огромное количество усилий, време_
ни, материальных средств, а другие люди без этих
произведений искусства не могут обойтись? Ответ
|
|
будет такой — несмотря на кажущуюся непрактичность
искусства, оно удовлетворяет очень важные глубинные
общественные потребности, без удовлетворения кото_
рых люди просто не смогут жить. Эта потребность
получила название эстетической. Под ней понимает_
ся потребность бескорыстного созерцания красоты,
разлитой как в окружающей человека природе, так и в
создаваемых им предметах и вещах материального
мира. Эта потребность находит свое достойное объяс_
нение в современных психологических концепциях.
Обыденное сознание нередко утверждает прак_
тическую бесполезность произведений искусства и
1 Баумгартен А. Эстетика // История эстетики. Памятники ми_
ровой эстетической мысли. Т. II. C. 455.
$____ "_ %__________ &_#' __________ #____________
"_
(__) *_ _________ ______________ ________
|
|
",
с некоторой доли иронии относится к тем, кто тратит
на овладение искусством свое время и деньги. Вспом_
ним хотя бы хрестоматийную басню Крылова о По_
прыгунье_Стрекозе, которая все лето пела и пляса_
ла, и о ее антиподе — Труженике_муравье, который
в это же время упорно трудился, запасая пропита_
ние на зиму. Эту басню специалисты по воспитанию
в советское время трактовали как пример порица_
ния великим баснописцем Стрекозы за ее легкомыс_
ленное поведение. Но если представить, что Стреко_
за своим пением и танцами могла приносить тому же
Муравью какую_то духовную радость, отчего он на_
чинал лучше трудиться, то тогда жизнь Стрекозы
приобретает свой смысл, который заключается в
наполнении жизни простых тружеников красотой,
поэзией и радостью чувств. Хорошо об этом сказал
поэт Яков Полонский:
Сколько раз твердила чернь поэту:
Ты, как ветер, не даешь плода,
Хлебных зерен ты не сеешь к лету,
Жатвы не сбираешь в осень никогда.
Да,—
Дух поэта — ветер; но когда он веет,
|
|
В небе облака с грозой плывут,
Под грозой тучней родная нива зреет,
И цветы роскошнее цветут.
,_ _________ ________ _ __-___ _____'_ ._____.__
«Если бы человек не привык все усложнять, чело_
вечество бы до сих пор сидело бы в пещере с камен_
ным топором», — так сказал один проницательный
человек о природе творчества.
Откуда берется эта непонятная сила и тяга к изме_
нению и к совершенствованию всего и вся? Понять
природу и происхождение творчества люди пытались
с давних пор.
В античной философии Платон представлял творче_
скую силы как плод божественного волеизъявления.
Творческое деяние человека было возможно только в
условиях «умного» созерцания, которое являлась че_
ловеку как божественная одержимость животворяще_
го духа.
Такие понятия, как симметрия, гармония, пропор
ция, мера, ритм, были неотрывно связаны с представ_
лением древних греков о красоте. Согласно Платону,
идея прекрасного имеет свою иерархию, которая дви_
жется от материального начала к духовному. С помо_
щью эроса человек в познании прекрасного поднима_
ется от красоты отдельного тела к красоте тела вообще;
затем от физической, телесной красоты осуществляется
переход к красоте идеальной, духовной. Затем человек
в своем развитии поднимается еще выше — до способ_
ности познания красоты нравов и правовых законов. Все
это находит свое отражение в искусстве, но тот же
Платон в диалоге «Ион» отмечал, что сами поэты мень_
ше всего знают, каким способом они творят.
Создание произведений искусства на основе обоб_
щения многих наблюдений было проницательно под_
мечено еще Сократом.
По описанию его биографа Ксенофонта, в молодо_
сти Сократ был скульптором. Он часто заходил в мас_
терские художников, скульпторов, ремесленников и вел
с ними беседы по разным вопросам искусства. Из его
разговоров с ними, дошедших до нас благодаря Ксено_
фонту, видно, что Сократ прекрасно разбирался как к
эстетических проблемах, так и в профессиональных
тонкостях художественного мастерства. Так, в разго_
воре с художником Паррасием Сократ высказывает
следующее суждение, говорящее об обобщенности
художественного образа: «так как нелегко встретить че_
ловека, у которого одного все было бы безупречно, то,
рисуя красивые человеческие образы, вы берете у
разных людей и соединяете вместе, какие есть у кого,
наиболее красивые черты и таким образом достигаете
того, что все тело кажется красивым»1.
Другой выдающийся философ античности — Ари_
стотель — вошел в историю как основоположник тео_
рии искусства. Он подчеркивал в своих трудах твор_
ческую изготовленность искусства, которое «изобража_
1 Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М., 1938.
Цит по: Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1984.
С. 22.
$____ "_ %__________ &_#' __________ #____________
"_
(__) *_ _________ ______________ ________
"_
ет не то, что есть и было, но только то, что может быть
по вероятности или по необходимости». В произведе_
нии искусства Аристотель видел идею перехода мате_
рии от бесформенности в нечто целостное и упорядо_
ченное, из потенциальных возможностей в реальное су_
ществование. Этот переход он определял через термин
«энтелехия», что в переводе с греческого означает
«имеющее цель в самом себе». В сегодняшней практи_
ке эстетического воспитания этот термин приобретает
новое значение и новое истолкование. Им можно обо_
значить развитие человека и его личностный рост, по_
нимаемые как переход от необразованного, полудико_
го способа существования к образованному и цивили_
зованному, от существования биологического к
существованию социальному, от животного к челове_
ческому.
Для характеристики сущности искусства Аристо_
тель помимо термина «энтелехия» использовал также
понятие «мимесис» (подражание), благодаря которому
зрители и слушатели, созерцая трагедию или комедию
и мысленно подражая их героям, могут испытывать
различные чувства. В современной психологии приня_
то говорить об эмпатии и идентификации зрителя и
слушателя с героями художественного произведения,
благодаря чему они могут жить одной жизнью с жиз_
нью героев художественных произведений.
Аристотель — автор и создатель концепции катар
сиса — (от греч. katharsis — очищение). Этим терми_
ном обозначается очищение человека от тяжелых ду_
шевных переживаний в результате восприятия произ_
ведений искусства или специально организованных
психотерапевтических процедурах. Он и сегодня ши_
роко используется в искусствоведении и медицине.
Развивая идеи Пифагора, Аристотель в трактатах
«Поэтика» и «Политика» на примере исполнения ре_
лигиозных песнопений так объясняет действие меха_
низма катарсиса: «Аффекту, сильно действующему на
психику отдельных лиц, подвержены, в сущности, все,
причем действие отличается лишь степенью своей
интенсивности; например [все испытывают] состояние
жалости, страха, а также энтузиазма. И энтузиастичес_
кому возбуждению подвержены некоторые лица, впа_
дающие в него под влиянием религиозных песнопений,
когда все песнопения действуют возбуждающим обра_
зом на психику и приносят как исцеление и очищение.
То же самое, конечно, испытывают и те, кто подвер_
жен состоянию жалости и страха и вообще всякого
рода прочим аффектам.<...> Все такие лица получают
своего рода очищение, т. е. облегчение, связанное с
наслаждением. Эти песнопения действуют возбужда_
ющим образом на душу и приносят как бы исцеление
и очищение людям, подверженным энтузиастическо_
му возбуждению»1.
Очень важным учением в философии Аристотеля
было представление о калокагатии. Этим термином обо_
значалось слияние нравственных и эстетических свойств
человека — этически «хорошего» и эстетически «пре_
красного». Аристотель вслед за своим учителем Плато_
ном понимал калокагатию как гармонию внутреннего и
внешнего. Под внутренним понималась мудрость и рас_
судительность, под внешним — эстетическое совер_
шенство физического облика. В античности это находило
свое выражение в совершенных по форме скульптурах
Фидия и Поликлета, в трагедиях Софокла и Эврипида.
Аристотель разрабатывал также закономерности
творческого мышления в рамках предложенного им
учения об ассоциациях, связи явлений между собой.
В ассоциациях конец одной мысли является началом
другой. Например, дерево — скрипка — оркестр —
дирижер — публика — концерт. Ассоциативные связи
образуются на основе сходства, контраста, близости
двух явлений в пространстве и во времени. Согласно
Аристотелю, именно ассоциации являются основой
любого мышления, в том числе и творческого.
Задолго до Баумгартена Аристотель, раскрывая
свойства прекрасных предметов, говорил о наличии и
присутствии в них меры, пропорции, гармонии и це_
лостности. «Прекрасное, — отмечал он, — и животное,
и всякая вещь, состоящее из известных частей, долж_
но и не только иметь последние в порядке, но и обла_
дать не какою попало величиной: красота заключается
в величине и порядке, вследствие чего ни чрезмерно
малое существо не могло бы стать прекрасным, т. к.
1 История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли:
В 5_ти т. М., 1962–1970. Т. 1. С. 78.
$____ "_ %__________ &_#' __________ #____________
"_
(__) *_ _________ ______________ ________
"_
обозрение его, сделанное в почти незаметное время,
сливается, ни чрезмерно большое, т. к. обозрение его
совершается не сразу, но единство и целостность его
теряются для обозревающих, например, если бы жи_
вотное имело десять тысяч стадий длины»1. Возникаю_
щая при этом красота предмета радовала зрение, слух,
ум и выражала отношение человека к окружающему
его миру и к самому себе.
Древняя Греция была страной веселого и образо_
ванного народа, что проявлялось в многочисленных
праздниках, бытовавших в народной жизни. Основные
праздники творчества происходили на двух больших
событиях — в честь покровителя всех муз Аполлона и
в честь бога виноделия Дионисия.
Праздники в честь Дионисия происходили осенью,
после сбора урожая винограда и приготовления моло_
дого вина. Дионисий, как свидетельствуют легенды и
мифы, играл на авлосе — так называли деревянный
духовой инструмент типа гобоя, который издавал рез_
кий и пронзительный звук. Праздничные шествия в
честь Дионисия совершались после значительного
возлияния молодого вина, под грохот барабанов и прон_
зительные звуки авлосов. Под эту музыку больше дви_
гались и танцевали, чем пели.
Аполлон играл на кифаре — прародительнице
нынешней гитары, которая была ему подарена самим
Гермесом, посланником богов. Своей музыкой, строгой
и возвышенной, Аполлон исцелял людей и предсказы_
вал им их будущее. Музыку в честь Аполлона больше
слушали и пели, под нее редко танцевали.
В результате этих двух праздников впервые в ис_
тории произошло разделение музыки на два разных по
своему характеру жанра — авлетику и кифаристику.
Как мы можем видеть, уже в древние времена музыка,
а вместе с ней и другие искусства начали обслуживать
две разные сферы жизни. С течением времени это
закрепилось в развитии соответствующих музыкаль_
ных и театральных жанров — музыки легкой и музыки
серьезной, комедии и трагедии, пантомимы и драмы.
В Древней Греции все жители полиса должны были
регулярно принимать участие в хорейе. Этим словом
именовалось сложное музыкально_драматическое дей_
ство, наполненной игрой на музыкальных инструмен_
тах, пением и танцами. Участие в этом действе было
обязательным для свободных граждан. Оно объединя_
ло присутствующих на нем сильными коллективными
переживаниями.
Если человек не мог участвовать в хорейе, то его на_
зывали словом «achoreutos» (ахореутос), что можно пе_
ревести как «Человек, не умеющий принимать участие в
хорейе». Синонимом слова achoreutos у древних греков
было слово «необразованный». Время, конечно же, изме_
нило значение слова «необразованный». Теперь так го_
ворят о человеке, который не умеет читать и писать. Но
забывать о его происхождении, думается, не стоит.
__#___' ___ #________
1. Как возникло понятие «искусство»?
2. Что означает понятия «эстетика»?
3. Раскройте содержание понятий «энтелехия», «ка_
локагатия», «мимесис», «хорейя».
4. Что такое авлетика, кифаристика, каково проис_
хождение этих терминов и чем они отличаются
друг от друга?
/_______
1. Антология мировой философии. М., 1967–1971.
2. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.,
1984.
3. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. От
Сократа до Гегеля. М., 1979.
__ __-____ ______________ ________
_ #___________
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!