Изучение объектов в позитивистской 3 страница



_________                                                                                          -_________)____                                                                                ______ _ _________                                                                                          #__0____

Большой вклад в развитие психологии художе_

ственного творчества внес психодинамический подход,

разработанный в рамках психоанализа. Фрейд оказал_

ся первым исследователем, который обратил внимание 1 Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. 1451 а.

$____                                                                                                   "_ %__________                                                                                        &_#'   __________                                                                                        #____________

"!

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

"

на значение бессознательной сферы для творческого

процесса. Бессознательные мотивы, связанные со

стремлением к власти, деньгам и славе, любви и смер_

ти, на неосознаваемом уровне прорываются в художе_

ственное произведение, создавая при этом его глав_

ный выразительный художественный эффект.

Одной из тайн искусства и его загадочным пара_

доксом является то, что в нем часто отражаются те

события ситуации и явления, которых человек в жизни

стремится избежать. Драмы личной жизни, несчастные

случаи и природные катаклизмы, катастрофы и войны,

потери близких и предательства близких друзей состав_

ляют содержание многих произведений искусства.

Объяснение этим загадочным выборам может быть

дано, как считал Л.С.Выготский, только на основе ана_

лиза сферы бессознательной душевной жизни.

Детские игры, а также фантазии и мечты взрослых

людей являются, согласно психоанализу, формами

проявления бессознательного начала, в которых про_

являются любимые человеком эротические, влас_

толюбивые или либо какие_то иные влечения.

Согласно Фрейду, художественное творчество есть

особая сублимация (т. е. перевод в другую форму) сек_

суального влечения, не находящего возможности для

своего прямого удовлетворения в реальной жизни. Суб_

лимация, по мнению автора психоанализа, — универ_

сальный механизм психологической защиты, благодаря

которому были созданы многие открытия в науке, ис_

кусстве, в общественных движениях и реформах.

Фрейд полагал, что по своей природе художествен_

ное произведение выполняет ту же функцию, что и

сновидения человека. Если человек не находит возмож_

ности удовлетворить свои потребности (главным обра_

зом эротического характера) в реальной жизни, то он

начинает удовлетворять их в своих снах и фантазиях.

Известно, что после хороших снов настроение челове_

ка в состоянии бодрствования днем значительно улуч_

шается. В сновидениях и фантазиях происходит раз_

рядка накопившихся напряжений и проработка внут_

ренних конфликтов, в результате которых человек

чувствует себя лучше. Это оказывается возможным

благодаря снятию внутриличностного напряжения,

вызванного неудовлетворенными желаниями и суро_

вой жизнью. Аналогичная картина наблюдается и пос_

ле создания художественных произведений. Только в

одном искусстве еще бывает, отмечал Фрейд, что то_

мимый желаниями человек создает нечто похожее на

их удовлетворение, и что эта игра воображения —

благодаря иллюзиям — вызывает такое же действие

аффектов, как если бы она была чем_то реальным.

Фантазии и мечты художника, выраженные при

помощи художественных образов — это его своеобраз_

ные сны, которые погружают воспринимающих их

зрителей и слушателей в подобие мягкого наркоза,

отодвигающего от них на некоторое время трудности

жизни и дающие силы для поддержания надежды. За

то удовольствие, которое зрители и слушатели получа_

ют от художественного произведения, они одаривают

художника своим благосклонным вниманием, и он

получает в конце концов то, что хотел — деньги, славу

и любовь. Искусство в данном случае выступает как

способ добиться желаемого через художественное

творчество, через которое осуществляется компенса_

ция неудовлетворенных желаний.

Благодаря своим компенсаторным функциям на

весь мир прославились голливудские и индийские

фильмы, в которых основным сюжетом был рассказ о

том, как чистильщик сапог или продавщица цветов

становятся богатыми и преуспевающими людьми.

В свое время в нашем отечественном прокате огром_

ный успех имел фильм Владимира Меньшова «Москва

слезам не верит», сделанный по этим нехитрым голли_

вудским канонам. Многие современные отечественные

так называемые «дамские» романы, написанные по

этим же рецептам, повествуют о встрече Золушки с

богатым принцем, увозящем ее из тусклый обыденной

жизни в мир ярких красок и необыкновенных приклю_

чений. В жизни такое случается редко, поэтому недо_

стающая яркость впечатлений компенсируется воспри_

ятием соответствующих произведений искусства. Хо_

рошо об этом сказал Александр Блок:

Ты проклянешь в мученьях невозможных

Всю жизнь за то, что некого любить!

Но есть ответ в моих стихах тревожных:

Их тайный жар тебе поможет жить.

$____                                                                                                   "_ %__________                                                                                        &_#'   __________                                                                                        #____________

,"

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,+

Благодаря компенсаторной функции искусства

человек может проживать чужие жизни и переживать

чужие судьбы как свои собственные. Этим самым он

расширяет границы своей личности и границы своей

жизни до просторов всей Вселенной. Он может жить

событиями прошлых эпох, быть участником далеких

событий, переживать чувства, которые в обычной

жизни ему бывают недоступны. Компенсаторная функ_

ция искусства позволяет человеку жить в лоне Культу_

ры и чувствовать себя неотъемлемой частицей всего

Человечества.

В рамках психоанализа Фрейд много говорил и о

катарсисе, о котором речь шла выше. По Фрейду, это

просветленное состояние возникает, когда человек

очищается от груза тяжелого аффекта, вспоминая трав_

матический эпизод из своей жизни и повторно пере_

живая его. Если при компенсации художественное

произведение дополняет жизнь человека недостающи_

ми положительными переживаниями, то при катарси

се оно избавляет его от угнетающих и тяжелых пере_

живаний.

В катарсическом переживании имеющееся в со_

знании сильное аффективное переживание благодаря

восприятию произведения искусства усиливается и

доводится до такого состояния, когда оно естественно

разряжается в рыданиях и слезах, после чего на чело_

века нисходит состояние легкого оглушения и успокое_

ния. Американский психолог П. Фарнсуорт в работе

«Социальная психология музыки» сравнивал подобный

метод разрядки нервной энергии с тушением пожара

в американской прерии. Когда в прерии в результате

удара молнии возникает пожар, то, учитывая направ_

ление ветра, американские индейцы поджигают пре_

рию с другой стороны таким образом, чтобы два на_

правления огня могли двигаться навстречу друг другу

с тем, чтобы столкнуться в определенном месте. После

встречи двух потоков огня пожар быстро стихает, т. к.

гореть оказывается больше нечему.

Катарсическое очищение и просветленное состоя_

ние сознания может возникать не только при изжива_

нии травматических эпизодов жизни, но и при воспо_

минании приятных событий. Об этом — рассказ К. Па_

устовского «Старый повар». В нем содержится описание

воздействия игры и музыки Моцарта, благодаря кото_

рой старый повар, некогда служивавший в доме бога_

той графини, перед смертью смог вспомнить самые

прекрасные и волнующие моменты своей жизни.

Нечто похожее — в песне Аллы Пугачевой:

Нельзя вернуть любовь и жизнь,

Но я артист, я повторю.

* * *

Э. Хемингуэй сравнивал художественное произ_

ведение с айсбергом. Лишь небольшая часть его видна

на поверхности, а главное и существенное спрятано

под водой. И то, что находится под водой, у творцов

искусства ассоциируется с бессознательной сферой

психики.

Согласно современным данным в изучении созна_

ния, обычный человек осознает около семи процентов

своих действий. Все остальные лежат за пределами

сознания. «Объективными факторами, в которых бес_

сознательное проявляется всего ярче, являются сами

произведения искусства, и они_то и делаются исход_

ной точкой для анализа искусства», — отмечал Л.С. Вы_

готский1.

После открытия Фрейда многие художники, музы_

канты, писатели, актеры при помощи различных спо_

собов стали внимательно исследовать возможности

этой сферы и пытаться проникнуть в нее, чтобы ис_

пользовать это для творчества. Многими мастерами

искусства здесь было найдены такие идеи и образы, до

которых они не могли дойти, находясь в своей созна_

тельной сфере.

Структура бессознательного имеет несколько ком_

понентов. На бессознательном уровне функциониру_

ют механизмы психологической защиты, когда человек

в своих действиях не видит того, что видит сторонний

наблюдатель. Один из наиболее известных механизмов

такой защиты — «рационализация», которая была опи_

сана Крыловым в басне «Лиса и виноград». Суть этого

способа психологической защиты заключается в том,

что когда человек не может чего_то добиться в жизни,

он обесценивает желаемую цель и объясняет свое

1 Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986. С. 92.

$____                                                                                                   "_ %__________                                                                                        &_#'   __________                                                                                        #____________

,_

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,,

слабое поведение вескими и сильными внешними

причинами.

На этом же уровне бессознательного функциони_

руют и многие двигательные автоматизмы, например

при письме, игре на музыкальном инструменте или

вождении автомобиля.

Процессы научного и художественного творчества

относятся к сфере высшего бессознательного. Они

проявляются в интуиции, вдохновении, творческих

озарениях. Художник часто не осознает до конца, от_

куда к нему приходят образы, звуки, краски и слова

для его воплощения, как возникают оригинальные

метафорические сравнения, как рука делает именно

это движение и голос воспроизводит именно такую

интонацию. Часто ему кажется, что все это за него

делает кто_то другой, тайный двойник, который сидит

в глубинах мозга и управляет творческим процессом.

Многие художники считают, что ими движет рука Все_

вышнего или какие_то могущественные волшебные

силы и что он сам является лишь простым исполните_

лем воли этих тайных сил.

К.С. Станиславский прикладывал большие усилия

к тому, чтобы помочь своим студийцам черпать твор_

ческие силы из подсознания. Он пытался это осуще_

ствить через большое количество психотехнических

упражнений, в которых главная роль принадлежала

предлагаемым обстоятельствам. После их выполнения

великий режиссер говорил: «Кажется, что мы делаем

глупости, а на самом деле мы делаем важнейшую вещь,

потому что благодаря этому мы заставляем вас встать

на берег океана подсознания, на самое трудное твор_

ческое место. Да, повторю, как на берегу океана. Бе_

жит первая волна, она смочила вам ступни, другая —

колени, а третья окатила вас всего, четвертая унесла

в море, побарахтала там и выкинула на берег. Вот что

происходит, когда действует подсознание. А есть та_

кие творческие приемы, психотехника, которые помо_

гают совсем уходить в океан. Вы, может быть, на це_

лый акт, на целую сцену уйдете в океан подсознания,

и после этого, если вас спросят, как вы играли, вы не

будете знать, что ответить. Это — минуты вдохнове_

ния… Тем, что мы делаем сейчас, мы только смачива_

ем пальцы в волнах. Но продолжайте еще много уп_

ражнений, доведите их до правды, смотришь – и ступ_

ни смочите.

Этим я вас приучаю через ощущения правды и

веры подходить к порогам подсознания, туда, где на_

чинается настоящая игра. Так что то, что мы делаем

сейчас, — очень важно!»1

А вот как известный отечественный драматург Вик_

тор Розов в одном из своих интервью раскрывал осо_

бенности своего собственного творческого процесса:

«Пьесу нельзя сочинить. Есть кукла. А есть живой ре_

бенок. Куклу может сделать почти каждый. А пьесу надо

рожать. Она приходит тебе в голову помимо воли и

сознания. Это совершенно поразительное состояние.

Когда оно возникает, надо немедленно писать. Немед_

ленно!.. У Гете в его кабинете в Веймаре стояли три стола

и, кажется, три конторки. И Гете, этот олимпийский орел,

кружил по кабинету, как вдруг что_то влетало в его го_

лову, и он скорее бросался на ближайшую конторку,

чтобы успеть это записать… Есть знаменитое стихотво_

рение Алексея Константиновича Толстого — “Тщетно,

художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель.

Вечно носились они над землей...” И дальше: “Нет, не

Бетховен сочинил свой марш похоронный. Он же, глу_

хой, для земли неземные подслушал рыдания”. Это сти_

хотворение абсолютно точно раскрывает процесс твор_

чества. Я все это знаю. Я всегда писал, когда в голову

“что_то” влетало, и я себе говорил: “Ай!” И бежал к

письменному столу»2.

К.С. Станиславский рекомендовал своим студий_

цам пользоваться практическим советом индийских

йогов, идя от области сверхсознательного: «возьми

некий пучок мыслей, и брось их в свой подсознатель_

ный мешок, и жди готового результата от подсознания».

Часто художники, как и ученые, за возможность

создания своих художественных произведений и науч_

ных открытий благодарят свои сны, которые сам Фрейд

называл не иначе как «королевской дорогой в бессозна_

тельное». История искусства и науки предоставляет на

этот счет огромное количество разных свидетельств.

1 Станиславский К.С. Стенограмма занятий с оперными и дра_

матическими отделениями 5 декабря 1935 г. Музей МХАТа. К.С.

№ 6501/2.

2 Розов В. Газ «Московская среда» № 31. Август 2003. С. 19.

$____                                                                                                   "_ %__________                                                                                        &_#'   __________                                                                                        #____________

,_

(__)                                                                                                       *_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

,_

Так, итальянскому композитору Джузеппе Тарти_

ни однажды приснился дьявол, которого композитор

попросил поиграть на его скрипке. К его удивлению,

дьявол исполнил восхитительную мелодию, которую

Тартини, проснувшись, тотчас же записал, назвав свою

сонату «Дьявольские трели», и она до сих пор входит

в репертуар многих концертирующих скрипачей.

Известно, что многими своими стихами Данте обя_

зан ночным видениям, которые приходили ему во сне,

а днем он стихами записывал и передавал то, что ви_

дел ночью. Благодаря снам Данте предсказал смерть

сначала отца Беатриче — своей возлюбленной, а затем

и ее самой, что говорит о поразительной интуиции и

даре предвидения поэта.

Франц Шуберт оставлял на ночь у своего изголо_

вья нотную бумагу и карандаш, чтобы записывать те

мелодии, которые ему приходят во сне. Их он называл

не иначе как «вести с небесной родины». Итальянский

композитор Россини увертюру к опере «Шелковая

лестница» тоже сочинил во сне.

Немецкий физик Фридрих Август Кекуле открыл

во сне формулу бензольного кольца, когда ему присни_

лась змея, кусающаяся себя за хвост.

Менделеев во сне увидел свою периодическую

систему элементов. Вот как он сам об этом написал:

«Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены так,

как нужно, проснулся, тотчас записал на клочке бума_

ги, — только в одном месте впоследствии оказалась

нужна правка». Открытие не было признано сразу, и

около шести лет академические ученые считали его

чепухой, не заслуживающей внимания. Сомнения были

развеяны, когда французский ученый Лекок де Буабод_

ран открыл новое вещество — галлий, которое было

предсказано Менделеевым исходя из его периодиче_

ского закона.

Физиологическое объяснение активизации твор_

ческого процесса во сне объясняется торможением

контролирующей и сдерживающей силы сознания.

Тогда возникает возможность абсолютной свободы

самовыражения и беспрепятственного удовлетворения

желаний на уровне образов и представлений.

Еще одним способом активизации бессознательно_

го, если говорить об исполнительском искусстве, явля_


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!