Различия в восприятии серьезных (академических) 3 страница



из известных литературных произведений.

9. Изобразить в «скульптурной композиции» сюже_

ты известных художественных картин: «Охотники

на привале» А. Перова, «Переход Суворова через

Альпы» В. Верещагина.

10. Определять выражение эмоций персонажей худо_

жественных картин по их мимике и пластике. На_

пример, в картине Решетова «Опять двойка» или в

картине А. Иванова «Явление Христа народу».

11. Подбирать стихотворения и музыкальные произ_

ведения к произведениям изобразительного ис_

кусства. Здесь могут быть использованы картины

Левитана, Айвазовского, Шишкина, других худож_

ников. Стихи — из произведений Пушкина, Тют_

чева, Лермонтова, Фета. Музыку можно брать из

произведений Чайковского, Скрябина, Шопена,

обращая при этом внимание на общность эмоци_

онально_образного состояния картины, музыки и

стихотворения.

12. Подбирать стихи и произведения живописи к му_

зыкальным произведениям. Сочинять для этого

свои собственные стихи.

__#___'                                                                                                ___     #________

1. На чем основан процесс восприятия произведения

искусства?

2. Каким свойствами характеризуется медитативное

восприятие искусства?

3. Как влияют социально_психологические факторы

на восприятие произведений искусства? Приведи_

те примеры из собственной жизни.

4. Какие существенные различия имеются между

восприятием серьезного академического искусст_

ва и массового?

5. Назовите компоненты грамотного восприятия ху_

дожественного произведения.

6. Каким образом собственное художественное творче_

ство влияет на восприятие произведений искусства?

__+

$____                                                                                                   !_ :______ ______________                                                                               ___________

__"

Проявление отчетливости — движение внутри

жанра от его размытости к упорядоченной форме,

например, движение от танцевальной сюиты в XV–

XVI вв. к форме сонаты и классической симфонии в

более позднее время.

Проявление гибкости вместо ригидности просмат_

ривается в разнообразии и вариативности жанров —

опера может быть героической, комической, героико_

патриотической, просто опереттой.

Движение от неустойчивости к стабильности про_

является в отходе от импровизационности фольклора к

твердо фиксированной записи текста музыки, песни,

драмы в творчестве профессиональных авторов.

Это единство многих искусств дает основания для

того, чтобы строить программу вхождения в мир ис_

кусства как в детском, так и во взрослом возрасте с

такого же синкретического действия. Этот подход мы

видим в лучших современных программах эстетиче_

ского воспитания.

Поэтому на ранних стадиях театрализованное му_

зыкально_хореографическое действо, включающее в

себя элементы всех видов искусств, является наиболее

адекватным методом приобщения ребенка к искусству.

Л.С. Выготский полагал, что «обучить творческо_

му акту искусства нельзя; но это вовсе не значит, —

добавлял он, — что нельзя воспитателю содействовать

его образованию и появлению»1. Привить и развить не_

которые приемы мышления и воображения — задача

для современной педагогики художественного творче_

ства вполне реальная и достижимая.

* * *

Предлагаемые далее методы развития художе_

ственного творчества нацелены на формирование на_

выков обращения с художественным образом на мате_

риале всех видов искусства. Разрушение барьеров,

которые имеются сегодня при подготовке артистов и

художников различных специализаций, — основа бу_

дущего профессионализма в любом виде искусства.

Разрабатывая основы своей системы, К.С. Ста_

ниславский видел залог ее успеха в самостоятельной

работе самих учеников. Сюда входили и самостоятель_

1 Психология искусства. М., 1965. С. 337.

_"____ 9

 !/______ ________________ ___ ____!

__ !/___&_____!____$_____!

"_                                                                                                          ___________                                                                                                            ______________                                                                                                              ________                                                                                                              @ .__)____

Сложно и невозможно представить себе народную

жизнь и все ее необходимые проявления без звуков,

без красок, без движений. Преломляясь через специ_

фическую форму художественного образа, эти есте_

ственные человеческие проявления создали фольклор.

История искусства говорит нам, что первоначально

все виды искусства в зачаточном виде существовали в

виде синкретизма фольклора, в котором музыка, пение,

танец и драма существовали и до сих пор существуют

вместе. Эти виды художественного творчества прини_

мали главным образом импровизационную форму.

В этой форме художественного творчества все участни_

ки народного действа знали в общих чертах сюжет об_

ряда или праздника и по ходу действия наполняли его

танцами, стихами, музыкой. Все они по своему со_

держанию и форме выполняли функцию регуляции

эмоциональной и социальной жизни в связи с:

– сменой времен года,

– началом и окончанием трудовых работ,

– вступления в брак,

– рождением детей,

– смертью близких.

Согласно теории ортогенетической концепции

развития, предложенной Х. Вернером, процесс любого

развития движется от синкретизма к дискретности, от

диффузности к отчетливости, от ригидности к гибкос_

ти, от лабильности (подвижности) к стабильности. Кон_

цепция Х. Вернера был предложена для объяснения

принципов развития живых систем. И фольклор, как

живое народное культурное образование, также под_

чиняется этим закономерностям.

Проявление дискретности развития можно видеть в

выделении из фольклора самостоятельных видов искус_

ства — музыки, театра, живописи, хореографии и т. д.

$____                                                                                                   !_ :______ ______________                                                                               ___________

___

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

__,

способления к нему. Поэтому можно утверждать, что и

развитие творческого потенциала любой модальности

должно начинаться с развития экспрессивных движе_

ний тела.

Искусство танца отражает особенности духовной

жизни любого народа. Оно связано с глубинными и

естественными потребностями человека выражать

свои чувства и мироощущения в движениях тела. По_

этому танец присутствует во всех известных мировых

культурах. Легенды свидетельствуют, что древние гре_

ки могли выражать при помощи танца эпические по_

вествования и даже целые философские трактаты.

Аналогичные свидетельства помимо Древней Греции

мы находим и в Индии, которая исторически славится

своими хореографическими достижениями. Многие

обряды первобытных народов первоначально осуще_

ствлялись в форме ритуальных танцев.

Как свидетельствуют современные исследования

в области телесно_двигательной терапии, результатив_

ность творческих поисков оказывается напрямую свя_

занной с общей психической свободой человека. А она

в свою очередь зависит от разнообразия и гибкости

физических движений человека. Физически скованные

индивиды часто оказываются ригидными и в области

мыслительных процессов. Они, как правило, тяготеют

к однообразным и шаблонным подходам к действитель_

ности и не склонны к оригинальным и творческим

решениям, в области как своих личных, так и профес_

сиональных проблем. То, как двигается человек, как он

держит свое тело, во многом определяет его характер,

уровень самооценки, стиль жизни и способ общения с

окружающими.

Танец позволяет человеку на внешнем невербаль_

ном уровне через движение выразить все то, что он

чувствует и ощущает внутри себя. Через танец возмож_

но выражение морально_этических понятий — добро

и зло, справедливость и неравенство, низость и благо_

родство. Занятия танцами, как показывает практика,

углубляют самопознание, меняя восприятие человеком

самого себя и отношение к своему собственному телу

в лучшую сторону. Танец способен освободить созна_

ние от негативных переживаний и наполнить его по_

ложительным мироощущением. Увеличивая в танце

ный тренинг дома, и создание собственных этюдов, и

устранение недостатков под контролем педагога. Им

был разработан специальный «Задачник» для актера,

куда входили упражнения на развитие органов чувств,

а также речи, пластики, ритмики. По этому же прин_

ципу составлены приводимые далее упражнения.

Психологическую основу всех предлагаемых ниже

методов развития художественно_творческих способ_

ностей составляет развитие у учащихся навыков эмпа_

тии и идентификации, которые представляют собой

суть целостного художественного восприятия и пере_

живания действительности. Эти психологические ме_

ханизмы на ранних стадиях развиваются главным об_

разом на основе копирования и имитации движений и

действий, выполняемых на основе наблюдения и пос_

ледующего воспроизведения с соответствующим внут_

ренним настроем. Как правило, при выполнении уп_

ражнений допускается и приветствуется импровиза_

ция, которая проявляется в самостоятельном поиске

наиболее выразительных средств.

Исходя из основных положений психологии твор_

чества, разработанных в работах Гилфорда и Торрен_

са, для развития творческих навыков, а также навыков

концентрации внимания, воспитания тонкости ощуще_

ний и восприятий при выполнении упражнений необ_

ходимо обращать внимание на:

·умение видеть в предмете или в ситуации как

можно больше различных признаков;

·развитие чувствительности к мельчайшим деталям;

·умение видеть предмет с иной точки зрения, для

чего необходим отказ от эгоцентричной установки;

·умение видеть и воссоздавать целое из отдельных

его частей.

Главное при выполнении упражнений — не столько

их техническое совершенство, сколько способность

показать через внешнюю форму — движение, позу,

интонацию, пластику и мимику, краски и композицию—

внутреннее содержание и состояние человека.

,_                                                                                                           8___0

Тело человека — его самый первый инструмент

познания, преобразования окружающего мира и при_

$____                                                                                                   !_ :______ ______________                                                                               ___________

___

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

___

оставаться максимально свободным, чтобы руки, голова,

плечи, таз могли двигаться независимо друг от друга.

Помимо этого, современный танец обогащается

многими специализированными спортивными движе_

ниями, взятыми из восточных боевых искусств и оздо_

ровительных гимнастических комплексов – ушу, аэро

бики, акробатики и калланетики. Легко заметить, что

репертуар движений в современном танцемодерн на_

много разнообразнее, чем в классическом.

Прежде чем приступить к приобретению творче_

ских навыков в области хореографии, надо постарать_

ся освоить большое количество элементарных движе_

ний, выполняемых отдельно каждой частью тела. Все

движения, которые свойственны человеку, можно клас_

сифицировать следующим образом. Это движения:

– вверх_вниз;

– вперед_назад;

– вправо_влево.

Вращательные движения всего тела вокруг своей

оси, выполняемые как в вертикальном положении, так

и в горизонтальном и в каждой его отдельной части:

круговое по часовой стрелке;

– круговое против часовой стрелки.

– в виде лежащей цифры восемь (знак бесконечности).

Движения могут быть прямые, совершаемые в

одной плоскости, и перекрестные, совершаемые в раз_

ных плоскостях. Вращения могут выполняться на но_

гах, на руках, на голове, на спине и на животе.

Каждый вид движения выполняется каждой час_

тью тела, которая может двигаться:

–пальцами рук;

– кистями;

– локтями;

– предплечьями;

– плечами;

– головой;

– глазами;

– нижней челюстью;

– тазом;

– бедрами;

– коленями;

– ступнями;

– пальцами ног.

свою подвижность, гибкость, репертуар привычных

движений, человек устраняет не только двигательные

блоки и мышечные зажимы, но и психологические

барьеры, стоящие на его пути к счастью, что делает

его жизнь более радостной. Предлагая человеку дви_

гаться несколько по_другому, нежели привычным спо_

собом, танец через движение изменяет направление и

строй мыслей человека.

Таким образом, представление человека о самом

себе, его образ самого себя оказываются самым тес_

ным образом связаны с его телом. Тот, кто отвергает

свое тело и не любит его, часто отвергает и самого себя,

нередко загоняя себя в апатию и депрессию. Интегра_

ция тела с «Я_концепцией» личности приводит к повы_

шению самооценки и улучшению состояния внутрен_

него мира.

В современной хореографии отчетливо прослежи_

ваются две тенденции развития.

Первая из них связана с классической французской

балетной школой, сформировавшейся во второй поло_

вине XIX в. благодаря творчеству Мориса Петипа и его

последователей. Эти традиции классического танца

прочно живут до сих пор в мало изменяемом виде.

Вторая тенденция берет свои истоки в обобщении

искусства танца различных народов мира. Это так

называемый современный танец, танецмодерн, в

котором мы видим причудливое соединение классичес_

кого балета с элементами танца негритянских, араб_

ских и индийских традиций. Огромный вклад в это

направление внесли такие выдающиеся хореографы,

как Айседора Дункан, Рут СенДени, Марта Грэхэм,

Мэри Вигман, Мэрианна Чейс, Петра Клейн.

Особенностью классического танца является тре_

бование к танцовщику держать тело строго вертикаль_

но, для чего необходим высокий тонус мышц брюшно_

го пресса и ягодиц. Благодаря этому все движения

выполняются как бы из единого динамического цент_

ра, что создает целостность и законченность каждого

движения.

В современном неклассическом танце, основанном

на обобщении многих фольклорных танцев, существен_

ным является принцип организации движения из раз_

ных центров тела. Тело в современном танце должно

$____                                                                                                   !_ :______ ______________                                                                               ___________

___

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

___

Вес — насколько я чувствую свой вес? А следова_

тельно — опору, поддержку, связь с землей? Могу ли

я доверить свой вес, свое тело в его взаимодействии с

гравитацией другим людям?

Течение — насколько направленны мои движения?

Насколько я могу «держать» цель, определенный ритм

и стиль движения? Как часто и какие части тела «вы_

падают» из направленного движения? Как много нео_

сознанного хаоса в моем теле?1

На основе системы Р. Лабана может быть создано

большое количество разнообразных тематических

танцев, а также упражнений, развивающих как лич_

ность, так и технику движений.

Почти все танцы всегда сопровождаются музыкой

и ритмом, задающими скорость и структуру движений.

Ритмические танцы помогают восстанавливать функ_

ционирование в организме процессов торможения и

возбуждения и тем самым оздоравливают человека,

поскольку любое заболевание означает сбой ритмиче_

ских процессов в организме. Ритмические танцы спо_

собны вводить человека в двигательный транс, связан_

ный с измененным состоянием сознания, который

сродни ощущению, возникающему в момент двигатель_

ной медитации, имеющей богатую традицию исполь_

зования в различных религиях.

Далее мы приводим примеры тематических танцев,

разработанных в рамках направлений танцевально_

двигательной терапии и ритмической терапии. Испол_

нять их следует в свободной форме. Главное в испол_

нении – не техническое совершенство движения, а

свобода и спонтанность выражения самых разных

чувств, возникающих в связи с переживанием как

радостного, так и травматического опыта. Таким обра_

зом, благодаря танцу жизнь проживается как бы дваж_

ды — в реальности и на уровне ее символического

выражения в танце. Это придает жизненному опыту

необходимую законченность, полноту и осмысленность.

Музыку для предлагаемых ниже танцев можно

взять из репертуара эстрадно_симфонических оркест_

ров под управлением Поля Мориа и Джеймса Ласта.

1 См. об этом: МалкинаПых И.Г. Телесная терапия. Справоч_

ник практического психолога. М., 2005. С. 535–536.

Освоив эти элементарные движения, в современ_


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 326; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!