Основные идеи французского просвещения XVIII.



В одно время в одной стране жили не менее 10 гениальных людей мира (Вольтер

, Дидро, Руссо, Ламетри, Кандильяк, Кабанис

). Этих философов называли просветителями и энциклопедистами. Выступая

против теологического объяснения общественных процессов, французские

просветители утверждали доминирующую силу просвещенного человеческого разума в

истории. Из этого принципа они выводили главный идеал «просвещенного

правления». Они сделали: учебники для всех уровней учебных заведений Франции,

французскую энциклопедию (когда дело дошло до описании народа, все кроме Дидро,

это дело забросили). Они целый век расслаивали национальное сознание французов

улучшение жизни народа. Именно под их влиянием революция стала пермоментной (

перманентной, что ли??). Энциклопедисты подвергли очень жестокой критике

религию, правда, здесь было большое передергивание фактов. Критиковали они не

столько религию, а их религиозных деятелей, уповая на их не чистоплотность. Они

считали, что человек от природы добр, но обстоятельства делают его злым. Но в

отличие от Макиавелли они считали, что эти обстоятельства нужно силой изменять.

Очень известной является работа Руссо "Общественный договор" и "Право

народа на восстание". Фактически государства формируются не на принципе

договора, но аналогия договора вполне приемлема и люди в принципе соглашаются

терпеть ту власть, которая дает более или менее сносное существование. На этой

аналогии Руссо строит работу "Право народа на восстание". Идея: если правители

не обеспечивают интересы народа, то народ вправе расторгнуть договор и

восстать.

После падения "Бастилии" в конституции Франции была статья: "Если

правительство не слушает народ, то каждый француз обязан участвовать в

свержении этого правительства".

В нынешней конституции Франции такой статьи нет, но аналог есть – доступное

народу право импичмента.

Французская философия представленная названными людьми была либо

материалистическая, либо отражала прицеп деизма, – бог создал мир и больше не

вмешивается. Такую позицию занимал Тейяр де Шарден (основатель "

Тейярдизма").

Предлагая преобразовать общество на принципах разума и справедливости,

французские просветители отстаивали в целом пути мирного реформирования

общества, идущего сверху от «просвещенных правителей». Революционный путь

преобразования общества признавался ими как крайний случай для свержения

власти, которая отказывается от просвещенного правления и делает общество

несчастным.

    

    

Философские взгляды И.Канта.

Иммануил Кант. Сын небогатых людей, окончил Кембриджский университет,

естественный факультет. Работал в школе. Будучи учителем пытался написать

книгу, которая не вышла, но при ее написании Кант явно повысил свой уровень,

что дало ему возможность поступить на работу в Кембриджский университет.

Обсуждая эти проблемы он написал 3 основные работы (критики): "Критика

практического разума", "Критика чистого разума (рассудок)", "Критика

способности суждений".

В критике чистого разума Кант определил влияние воспитания и образования

на познание. "Критика практического разума" – осмысление основания интуиции и

соотношение практического разума с чистым. «чистый» означает «неэмпирический»,

то есть такой, к которому не примешивается ощущение. По Канту:

Практический разум - основа интуиции. Дается человеку богом.

Рассудок. Присутствует у всех. Формируется воспитанием и образованием.

Чувственное. Присутствует у всех.

"Критика способности суждений" – в этой работе он рассматривает проблему

эстетического сознания (эстетического отношения человека к миру и

выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу

прекрасного). Кант подчеркнул, что практический разум фактически командует

чистым разумом. По Канту практический разум ставит перед рассудком проблемы

которые надо решить. Иногда рассудок просто не в состоянии решать некоторые

проблемы, которые ставит практический разум. У Канта одной из таких проблем

стала проблема ноуменов и феноменов – именно в этом соотношении сложилась

тематика по которой Кант известен многим – вещь в себе.

Ноумен – объект, который человек хочет понять. Этому ноумену в духовном

горизонте должен соответствовать феномен. Если он есть, то человек хоть что-то

может сказать про объект, иначе – нет.

Идеи о феноменах и ноуменах перешли с феноменологией Гусерля. По нему –

феномен составляем основу духовного горизонта. А феномены в каждом духовном

горизонте формируются жизненным опытом.

Проблема феноменов в духовном горизонте людей, а так же их содержание

является одной из наиболее актуальных в современной философии -

антропологии.

По Канту в духовном горизонте человека лишь некоторые участки освещены

"постоянным светом разума".

Это та же проблематика, которую в свое время поставил Фрейд и

неофрейдисты, говоря о сознании, бессознательности и подсознании.

Из сказанного следует, что Кант, более чем за 100 лет, стал обсуждать

проблемы современной философской антропологии. Такие как структура духовного

горизонта в виде феноменов и содержания этих феноменов; единство в духовном

горизонте разума и других составляющих в виде бессознательного и подсознания.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 803; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!