Средневековая философия. Аврелий Августин



Религиозный характер философии средневековья объясняется двумя причинами:

– идеологическим диктатом христианской церкви;

– глубоко религиозным мировоззрением интеллектуальной элиты того времени.

Церковь в средние века стремилась к единовластному управлению обществом и

выполняла множество функций, которые лишь гораздо позже перешли к государствам.

В этих условиях философия хоть и была разрешена Церковью, но разрешена с

единственным условием – философия должна была служить задачам богословия,

то есть должна была использовать всю мощь своего рационального аппарата только

для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название

«схоластика» (латинское «scholastica» – школьный, ученый). Принципы

схоластики: 1. Вечная Истина уже дана человеку в библейских текстах, но

она дана ему откровением, то есть нелогическим актом сознания, и задача

философии состоит в рассудочном её обосновании, а не в поиске

какой-то новой истины. 2. Всякое знание имеет два уровня. Один верхний –

откровение Библии, полученное сверхъестественным путем. Другой низкий – это

знание, полученное естественным путем человеческого разума. Оба этих уровня не

противоречат друг другу, но низкое человеческое знание подчиненно

верхнему, и предназначено для того, чтобы сделать

сверхъестественное содержание веры доступным человеческому уму, как это

сделано в догматах, разработанных Отцами Церкви. 3. Человеческое знание

основывается на логическом рассуждении. Но доступная человеческому знанию

истина может постигаться, не каким угодно, а только правильным логическим

рассуждением. А правильное логическое рассуждение только то, которое

подтверждает Вечную Истину библейских писаний. 4. Человеческое знание

ограничено, философия может достичь лишь его предела, но не достичь Вечной

Истины. Поэтому познать Бога можно только сверхъестественным откровением,

которое изложено в богословии, а философия нужна только для того, чтобы

придать богословию научный характер.

В условиях обязательного единодушия философов относительно христианских

догматов, единственной отдушиной для философии в средние века был спор об

универсалиях, то есть о природе так называемых общих понятий,

представляющих собой обозначения родов или видов тех или иных единичных

элементов бытия (деревья, животные, растения, водоёмы, птицы и т.д.).

Патри́стика (лат. pater - отец) философия и теология отцов

церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Учения,

выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского

религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование

этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.

Аврелий Августин(святой Августин Блаженный). Один из Отцов

Церкви. Участник нескольких вселенских соборов. Августин настоял, чтобы в

Библии были сохранены 2 книги: ветхий завет (основа иудаизма ) и новый завет

(основа христианства). Его основной ф/труд «О граде Божьем». Люди: Град Божий,

живут по установленным Богом законам, и Град Земной - по законам,

установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога.

Принадлежность к граду определяет , будет ли человек спасён после Страшного

суда. По Августину, каждому человеку заранее определено, к какому Граду он

принадлежит, но никто не может узнать свою судьбу до Страшного суда. Он считал,

что светская государственная власть дана людям свыше, чтобы в мире был хоть

какой-то порядок.

Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати

и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного

характера. Августин первый сформулировал социальные положения христиан:

1.     Как человек живет – такие социальные качества в нем формируются.

2.     Какие перспективы видит человек, так он и видит себя. (Поменяйте

перспективы – поменяете поведение).

3.     Человек видит и слышит только то, что готов видеть и слышать.

4.     Людей (детей) можно спаси любовью.

“Быть свободным – значит покорить свою волю воле Бога”.

    

    

10. Реализм (Ф.Аквинский) и номинализм (У.Оккам) в средневековой философии.

Полемика реалистов и номиналистов происходила по вопросу об универсалиях – общие

понятия. Понятия – это формы мысли, отражающие предметы в их

существенных признаках. Понятия бывают единичные и общие. В единичном

мыслится объект. В общем понятии – мыслится род объектов. По поводу

природы общих понятий средневековые философы выдвинули две концепции: 1)

Реализм; 2) Номинализм.

Проблема универсалий была очень актуальной для средневековых философов, это

было связано с философской проблемой общего и единичного. Для церкви это

имело значение, так как соотносилось с проблемой единства Бога, поэтому

позиция крайних реалистов, отрицала единичное и крайних номиналистов,

отрицания общие церковь не устраивали. Ближе всего ей была позиция умеренного

реализма.

Фома Аквинский, кроме того, сумел синтезировать подходы реалистов и

номиналистов, по его словам, универсалии в трех смыслах:

1)     до вещей – в мысли Бога;

2)     в вещах – как их сущность;

3)     после вещей – в сознании человека.

Речь идет о двух основных направлениях схоластики. Реалисты считали, что

подлинной реальностью обладают только общие понятия – универсалии,

заключающие в себе сущность вещей. Другими словами, сначала идеи (добра,

красоты и т.д.), а потом вещи, чисто по Платону. Номиналисты считали, что

сначала существует вещь, а потом идея, т.е. из учения Аристотеля. Общие

понятия истолковывались ими как имена вещей (от лат. «nomen» - имя), не

обладающие самостоятельным существованием. Они образуются нашим умом путем

отражения отдельных вещей, выделения в них общих свойств. Таким образом,

номинализм обозначал близкий к материализму подход – явления природы,

общества и человека важнее идей.

Современная философия: общие понятия отражаю общие свойства предметов.

Конкретные понятия отражают отдельные вещи.

Номиналисты – в мире существуют отдельные вещи. И в человеческом познании

существует конкретные слова, которые отображают эти вещи. Общие понятия это

пустые имена.

Реалисты – общие понятия наиболее богаты содержанием, они отражают

главное в жизни, они глубоки. Конкретные понятия отражают только часть

реальности.

Реалисты Альберт Великий, Фома Аквинский (ученик Альберта Великого).

Фома считал, что есть бытие, а в нем есть процессы и события. События происходят

сразу и везде. Современная наука очень мало знает о событийном уровне

происходящих в мире явлений. Фома выдвинул 5 доказательств существования

Бога. Их повторил Лейбниц, а затем опроверг Кант.

Сущность этих доказательств:

1.     Все объекты и явления делятся на менее общие и более общие.

Значит есть нечто самое общее.

2.     -//- менее и более совершенные. Есть само совершенство.

3.     Всякому процессу есть свои причины, цепи причин. Есть причина

причин.

4.     Бог – самое общее, самое совершенное, причина причин.

Фактически Фома выступил как ведущий ученый, который развил науку логику. Он

предложил механизм событийного уровня происходящих явлений. “Вглядитесь в

окружающий мир и увидите Бога”.

Номиналисты («имя», подрывали догматы церкви) - (Дунс Скотт,

Оккам Уильям, Жан Буридан, Никола Аррем) – оппоненты Фомы и других реалистов.

Теория Фомы – логическое надувательство. Можно оперировать только конкретными

объектами.

    

Оккам. Английский теолог и философ-схоластик. Преподавал в Оксфорде, был

обвинен в ереси, бежал в Баварию. Идеолог феодалов в борьбе против папства.

Оккам не отрицал, что в языке есть понятия единичного, особенного и общего. Но

он говорил, что Аквинский не состоянии доказать, что есть нечто общее,

совершенное и причина причин – это всего лишь логические версии. Оккам выдвинул

логический принцип – “бритва Оккама” - “не следует умножать сущностей сверх

меры” («принцип достаточного основания»). Согласно Оккаму, единичное,

особенное и общее – это только  имена ??? в системно-подсистемной зависимости в

реальном мире. В основе полемики реализма (Фома Аквинский) и номинализма

(Оккам) лежит следующая научная проблема можно или нельзя основываться на

практике человека, которая слишком мала по сравнению с масштабами космоса,

распространять полученные человеком знания на весь космос – это проблема

аппроксимации (переноса одних знаний на другие). Наука корректно обсуждает

только те проблемы, которые входят в практику людей (A и B). Другие проблемы (C

и D) могут обсуждаться в рамках религии. С развитием общества и науки

расширяется сфера практики человека и науки. C и D становятся доступными.

Философия, глядя на события, “придумывала” процессы, которые образуют событие.

Наука, начав с мелких открытий, которые “попадали”, “совпадали” с событиями,

“открывала” процессы. Теперь у неклассической науки есть возможность видеть

сразу события. Синергетические исследования позволяют видеть достаточно большое

количество событий – это придало науке постнеклассический вид.

В настоящий момент можно сказать, что наука может переносить некоторые

полученные на Земле данные на весь космос. Складывается правдоподобная модель

всеобщей универсальной связи, наука уже знает серию промежуточных звеньев

между своей практикой и исследуемыми в космосе явлениями.

Жан Буридан (ректор Парижского университета, известный поэт, философ,

логик): буриданов осел – это его.

    


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 990; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!