Античная философия, ее характерные черты. Основные этапы развития и их



Философия, ее специфика, предмет, структура и функции. Взаимосвязь ф. и

Частных наук.

Место и роль философии в системы духовной культуры.

Термин “философия” происходит от греческих слов philio-любовь и Sophia-

мудрость и означает любовь к мудрости. А на вопрос, что такое философия,

каждый философ отвечал по-своему. Итак, для Пифагора и Гераклита, смысл

философии – в поиске истины. Главная задача философа у софистов (Формально

кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на

преднамеренном, сознательном нарушении правил логики; законность

противоречий) - научить своих учеников мудрости. Платон полагал, что задача

философии заключается в познании вечных и абсолютных истин. По мнению

Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее

предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является

единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет

«знание и понимание ради самого знания и понимания». В итоге, одни мыслители

видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы её утаить,

приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу,

другие - на землю. Таким образом, сформировалось философии - особая форма

общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об

основных и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих

сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и

духовной жизни.

Философия - это такая область духовной деятельности, которая основывается на

особом, философском типе мышления, лежащем в основе философии познания, и на

самостоятельности предмета философии. Философия не обладает таким же

предметом как, например естественные науки, в том смысле, что предмет

философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания

как, например биология, геология... Однако предмет у философии есть, и

принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его

специфическую особенность. Что именно является предметом философии, зависит

от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. «Что такое философия?» “что

первично: дух или материя?”

Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки.

Философия, как более высокий уровень мировоззрения, а именно выраженный в

системе понятий взгляд на мир (миропонимание) возникла в древних обществах

(Индия, Китай, Греция) на рубеже 7-6 вв до н.э. Основной ее культурно-

исторической предпосылкой явилось Общественное Разделение Труда, и

непосредственное отделение умственного труда от физического. Появился слой

людей, которые могли заниматься специально проблемами духовной культуры:

религии, искусства, науки, философии. Другой важнейшей предпосылкой появления

и развития философии был достаточно высокий уровень развития рационального

(логического) мышления. Основной формой первобытного мышления был миф, в

котором примитивные знания людей о мире сочетались с их вымыслом и верой. С

разложением первобытно-общинного и появлением рабовладельческого строя, что

сопровождалось отделением умственного труда от физического, все более

развивалось рациональное мышление. Это достигло своих вершин в математике

Пифагора, философии Фалеса, Гераклита, Протагора и др. Они размышляли о

проблемах мира, космоса, человека, а также о морали, искусстве и религии. Их

размышления, сначала чисто умозрительные, все более опирались на элементы

научных знаний и положили начало различным философским концепциям (теориям),

направлениям и школам. Нечто подобное происходило и в других странах, в том

числе на Древнем Востоке. В дальнейшем философия развивалась под влиянием

научных знаний, искусства, политических отношений, всей человеческой

культуры.

Предмет и структура философского знания (онтология, гносеология, логика

И др.)

Выступая как общий взгляд на мир, философия ставит и решает прежде всего

проблемы мировоззренческого характера. Вот лишь некоторые, наиболее

фундаментальные: 1. Существует ли окружающий нас мир вечно, или он кем-то

создан. 2. Существует ли бог как всевышний и как творец мира. 3. Имеются ли в

самом мире причинные и закономерные связи, или все идет от Бога. 4. Можем ли

мы познать мир. 5. Есть ли границы научного познания мира и каковы они, то

есть где они кончаются. 6. Существуют ли иные, кроме научного способы и формы

познания. Например, насколько верно говорить о художественном или религиозном

познании мира и человека. 7. Что представляет собой человеческое мышление и

как оно соотносится с действительностью и Богом.

Перечисленные вопросы прямо касаются философии. Философия выступает как

система взглядов на мир, его познание и человеческое мышление.

Виды философии: 1. Научная – формулирует свои выводы на основе научного

знания. 2. Художественная философия, когда видение мира выражается

средствами искусства. 3. Религиозная – дает философское толкование

религиозных проблем.

VI в. до н.э. в трех центрах древних цивилизаций: Др. Китай, Др. Индия, Др.

Греция практически одновременно возникает философия.

Структура философского знания. Общими для всех философских систем являются:

проблема бытия – как существует мир; из чего все состоит; Онтология

учение о бытии – центральный раздел философской системы. Система взглядов на

мышление, его формы и законы называется логикой.

проблема познания (окружающего мира и человека) – познаваем ли мир, который нас

окружает; как складывается процесс познания; из чего он состоит; что есть

истина; Гносеология – философское учение о познании (эпистемология).

проблема человека – философская антропология – свободен ли человек в своей

деятельности; смысл жизни человека; подчиняется ли жизнь человека каким-либо

законам;

проблема общества – социальная философия;

Разделы философии. Этика – наука о морали. Эстетика – наука об искусстве.

Логика – наука о законах и формах правильного человеческого мышления.

Аксиология – теория ценностей. Философия – учение о наиболее общих принципах

бытия, познания и отношения человека к миру. Герменевтика – философское учение

о понимании. Герменевтический круг – для того чтобы понять часть чего-то, нужно

знать целое, но не существует другого способа узнать целое иначе как изучать

его по частям.

Философия и наука.

Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без

внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый

наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений,

никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и

близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно

хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для

“производства” философской мысли, но это является хорошим подспорьем.

Необходимо отметить, что слово “хороший” имеет сугубо индивидуальное,

зависящее от конкретного человека, значение. И в самом деле, вряд ли

первобытный человек, живя в пещерах и постоянно охотясь за животными, не имея

в своем распоряжении никаких “благ цивилизации” (сейчас я имею ввиду не то,

что подразумевают обычно под благами цивилизации, но к своему сожалению не

могу найти достойный эквивалент этому), был способен философствовать. И дело

здесь не только в его недостаточно адаптированном для этого мозговом

аппарате.

И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как

научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать,

осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая

механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний.

Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому

настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем

естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком.

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется три

аспекта:1)Является ли философия наукой - многие крупные ученые в области

конкретных наук являются и виднейшими представителями

философии.2)Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; Конкретные

науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой

уровень обобщения знания. Однако философия не только испытывает влияние со

стороны частных наук, но и сама оказывает влияние на их

развитие.3)Соотношение философии и вненаучного знания. Игнорирование научного

миропонимания может повлечь за собой опасные социальные последствия. Эта

опасность возрастает во много раз, когда наблюдается союз политической власти

и паранауки (инквизиция, фашизм)

Философия имеет сходство и с религией, и с наукой, хотя её нельзя

приравнивать ни к одной, ни к другой.Сходство: Они изучают природу и

человека, опираются на разум, но наука помимо разума основывается на опыте,

поэтому полученное знание достоверно. Научные знания узко специализированы, а

философские напротив максимально обобщённо.

Функции философии.

На значение философии лучше всего указывают ее функции:

1. Мировоззренческая(онтологическая). Суть ее в

том, что философия выступает как система взглядов на мир, общество и человека.

Формируя мировоззрение людей, философия помогает им ориентироватся в сложном

природном, информационно-техническом мире. В зависимости от того, научной или

ненаучной является философия, определяется и характер мировоззрения. Оно также

может быть научным или ненаучным. 2.Познавательная функция

. (гносеологическая функция) Философия решает проблему познаваемости мира,

раскрывает процесс его познания; то как он совершается, а также решает вопрос о

границах познания мира.

3.Методологическая функция. Заключается в том, что

философия выступает в качестве метода познания мира, общества, человека. В

качестве такого метода выступает, например, диалектика как учение о развитии

мира и его познании. Методологическая и познавательная функция философии

органически связаны.Методология: а) учение о методах научного познания –

философия создает учение о методах познания. б) система наиболее общих методов,

применяемых во всех областях научного познания.

Раз у философии предельно-широкая область изучения, то и методы имеют широкое

(универсальное) значение, применяемых во всех областях научного познания

человеческого знания. 4.Прогностическая функция. Создавая

целостную картину мира во взаимодействии всех его сторон, философия помогает

выявить источники и направления тех или иных явлений природы и общества. Этим

она помогает предвидеть ход событий и сознательно прогнозировать их. 5.

Существует функция логотерапия («смыслолечение»). Речь

идет о лечении смыслом. Задача философии усматривается в том, чтобы помочь

человеку справится с теми страданиями, которые вызваны непониманием того, что

происходит в его жизни и жизни общества. Из-за тех или иных социальных причин у

отдельных людей наступает духовный или душевный кризис, и человек «мучается

вопросом о том, имеет ли смысл его дальнейшая жизнь». Речь идет о

фундаментальных проблемах бытия, о смысле жизни, религиозных проблемах и т.д. В

данном случае встает вопрос выбора ценностей – религиозных или каких-то других,

которыми должен руководствоваться человек, чтобы выйти из душевного кризиса и

утвердить себя в обществе. В этом ему должна помочь философия. 6)

аксиологическая функция – "учение о ценностях" – обоснование и

критика систем ценностей.7) критическая функция

критический анализ структур нашего мышления – почему сейчас мы думаем так, а не

иначе. Принцип “подвергай все сомнению”, со времен античности проповедуется

многими философами. 8)Школа теоретического мышления и мудрости

. Особенно это касается изучения истории философии.9)Социальная

функция. Задача – объяснить социальное бытие и

способствовать его материальному и духовному изменению. Прежде чем пытаться

изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить.

10)Гуманитарная функция. Философия должна играть

жизнеутверждающую роль для каждого индивида.

Все функции философии взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и,

так или иначе, включает их.

    

    

Античная философия, ее характерные черты. Основные этапы развития и их

Представители.

Подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец 7 в. до н.э. – 2 в.

н.э.). Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним —

Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием

предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как

ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта,

Месопотамии, древневосточных стран.

Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии, было

стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм –

характерная черта греческой философии. Человек рассматривался в его отношении

к космосу, как элемент космоса. Космос же понимался как бесконечная и

упорядоченная природа. За этими пределами хаос во Вселенной. При этом

рассуждения о космосе носили чисто умозрительный характер, то есть не были

основаны на научных данных. Ранние греческие мыслители искали материальное

начало мира и космоса, его первоначало – праматерию. Фалес считал такой

праматерией воду, Анаксимен воздух, Гераклит – огонь. Назывались также четыре

стихий – вода, земля, воздух, огонь, из сочетания которых якобы состоят все

тела. Обращение к данным стихиям есть материалистический подход, ибо оно

ориентирует на познание реальной действительности – природы, космоса, всей

вселенной. Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции

связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп

высказал идею, что мир состоит из атомов. В мире есть только атом и пустота,

атомы объединяются в пустоте, создавая тела и даже души. Атомы неделимы и

универсальны.

Идеи атомизма способствовали установлению принципа материального единства мира.

Рассматривая вопрос о движении и покое, сформировались две точки зрения:

1. Покоя не существует – в мире все движется. (Гераклит) 2. Не существует

движения.

Наряду с материалистическим развивалось и идеалистическое направление

античной философии. Оно было представлено многими философами, среди которых

выделялся Платон.

Основным содержанием античной философии был космоцентриз - особый подход в

постижении природы и человека (мировоззренческая установка) – это восприятие

и признание совершенства, гармоничности, разумности и одушевленности, природы

(космоса).

Понятие «космос» рассматривалось в двух значениях:

1. Порядок, противоположность хаосу. 2. Красота.

Человек признавался неотъемлемой частью космоса. Разум человека считался

вторичным по отношению к космическому уму.

Космоцентризм определял основную проблематику философских исследований:

1. Проблема бытия и небытия, материи, душа и Бог - из чего состоит мир?

Движется ли он или покоится? Как соотносится материя и форма? строения материи

души? 2. Права человека – что такое добродетели? Как они формируются? В

чем смысл и цель человеческой жизни? Какое государство является наилучшим? 3.

Проблема воли и свободы человека - Выдвигались идеи ничтожности человека

перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его

могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к

познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур);

Цель философии определяется как свободное познание истины, исключающее всякую

выгоду. Важной задачей философии является нравственное совершенствование

человека. Методом античной философии было рациональное познание природы и

человека.

Характерные черты античной философии: 1. АФ возникает и в значительной мере

развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира. 2.

Изначальная нерасчлененность знаний в АФ. возникла как учение о природе,

космосе (натуралистическая философия). Позднее с середины 5-го века до н. э.

(Сократ) возникает учение о человеке с этого момента две тесно связанные

линии: Постижение природы и Постижение человека. 3. космоцентризм - понимание

космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым

духовным началом (душа, мировой разум). 4. АФ многого достигла на понятийном

уровне - концепция идей Платона, понятие формы (Эйдоса) Аристотеля, понятие

смысла слова у стоиков. Однако она почти не знает законов. Логика античности

- это преимущественно логика общих имен, понятий. 5. Обращает на себя

внимание поразительное умение античных философов находить ответы на

кардинальные вопросы бытия. АФ по-настоящему функциональна, она призвана

помочь людям в их жизни.

Основные этапы:


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1715; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!