Академия Платона и Аристотеля.



Платон – ученик Сократа. Основатель объективного идеализма. Все работы Платона

написаны в форме диалогов или мифов, образов. Испытывал учения Сократа,

пифагорейцев, Гераклита, Парменида, боролся против материалистического учения.

Основная идея: Бог создал самые прекрасные идеи. Он расположил их в

определенном согласии друг с другом. Получилась самая прекрасная в мире долина

идей – эйдосовГиперурания. Далее уже другой персонаж –

Демиург (творец) – стал творить мир по этим идеям. Из рассуждений Платона

следует, что любому объекту в мире соответствует своя идея, и она представляет

собой сущность этой вещи. Платон считал, что душа человека бессмертна.

Нахождение в теле человека - мука для души. Душа, освободившись от тела,

поднимается в Гиперуранию и созерцает при этом сущность мира. По Платону, душа

каждого человека владеет сущностью мира. Объективный идеалист. Платон считал,

что сущность мира познаваема. Он – противник агностицизма. /* В настоящий

момент антропология рассматривает не столько человека, сколько весь его

духовный горизонт. Считается, что духовный горизонт человека имеет свою

структуру. Ее элементами являются феномены. Феноменология

Гуссерля. */

Долина эйдосов Платона выглядит как духовный горизонт Бога, а каждая душа,

видевшая его духовный горизонт, является его аналогом. Духовный горизонт

человека аналогичен духовному горизонту Бога. Душа человека, после вселения в

нового человека все забывает. Человек начинает вспоминать то, что видела

душа, когда начинает учиться.

В человеческом сознании два уровня: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это первая его навигация (хождение под парусом).

Рациональное – вторая навигация (на веслах) – более тяжелая.

Миф о пещере. Люди видят и слышат только то, что они готовы услышать. В

дальнейшем эти вопросы были подняты копенгагенской школой как методологические

проблемы физики:

-      проблема физической реальности

-      проблема наблюдаемости параметров

Платон первым дал определение материи – это строительные леса, из

которых Демиург создал мир. В Гиперурании идеи Бога располагаются не как

попало, а в определенном порядке. Связи самые разные – от прямых до

коррелятивных. Связи между идеями – аналог всеобщей универсальной связи.

По-видимому, это и аналог той цели, к которой должна стремиться наука в

отражении этой связи.

Платон – настоящее имя Аристокл. Богатый землевладелец. Три вида любви:

-      как физиологическое влечение “с первого взгляда”

-      при сохранении первого – влюбленная очарованность душой

-      при сохранении двух первых – жажда красоты и добра (эрос).

Эти идеи были развиты религиозными русскими космистами Федоровым и

Флоренским: Любовь – космическое творение. Из учения этих граждан следует,

что люди влюбляются в собственные идеалы в другом человеке.

Платон: “женщина должна быть красивой, умной и доброй”.

Платон – автор многих работ по этике и устройству государства. Считал самым

высшим уровнем правления аристократию, самым низшим – демократию

. Карл Поппер “Открытое общество и его враги” - критикует работу Платона

“Государство” как основание тоталитаризма.

Аристотель. – сын придворного врача Македонии (Филиппа). Учитель

Александра Македонского. Родился во Фракии, обучался в Афинах, в академии

Платона. Философия Платона – образная, Аристотеля – понятийная.

Аристотель – великий древнегреческий философ и ученый, создатель науки логики,

основатель физики, психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных

наук. Самый универсальный ум античности. В своём учении о материи и форме

Аристотель пытается ответить на вопрос «почему существуют вещи?».

Создатель и систематизатор целой системы категорий философии и вообще

науки. Система эта держалась до Гегеля. Энгельс назвал по этому поводу

Гегеля Аристотелем нового времени. По Аристотелю:

                           

Форма человека – его душа. По способу, в котором существует данный человек,

можно судить о его душе. Материя мертва, но ей придает жизнь форма.

Философские учения Аристотеля:

- Физика - наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому

различию между силой и энергией.

- «Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение

о 4 основных принципах бытия.

Причины бытия: 1) формальная («то, что». Сущность, стимул, цель, а также

причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает

формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель)), 2)

материальная (потому что материя составляет из себя всё, из чего состоит мир,

не было бы материи, не было бы и мира), 3) движущая (мир находится в

постоянном движении и должно существовать нечто, что производит это движение,

например, Бог), 4) конечная (то, ради чего всё в мире осуществляется, ибо

бесцельное не может быть осмысленным и гармоничным).

Бытие: 1) неживого, 2) живого, 3) человека, 4) общества. 5) .. ?, 6)

Бога, как единства всего бытия. Такое деление бытия – основания классификации

движения по Энгельсу. Аристотель: вероятность – мера действительности в

возможном, мера необходимости в случайном. Аристотель начал обсуждать

качество, количество, меру. Мера – единство количества и

качества. Нарушение меры обращает вещь в собственную противоположность

(софисты).

Аристотель критиковал теорию эйдосов (э. - это тот предмет, на который на

самом деле направлена постигающая способность человека), однако сам колебался

между материализмом и идеализмом.

    

    

8. Этико-философские учения эллино-римского периода античной философии.

 

Своеобразие философии эллинизма определяют те философские школы, которые

обращаются, прежде всего, к проблемам личной жизни человека: скептицизм,

стоицизм, неоплатонизм.

Противоречивость взглядов разнообразных школ в самых важных вопросах жизни

приводила к разочарованию в возможностях познания, к скептицизму. Учение

скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания. Основатель

скептицизма Пиррон утверждал, что единственный подобающий философу способ

отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было

суждений.

Большим авторитетом пользовалось также учение стоиков, основателем которой

был Зенон. Высшей целью человека стоики считали достижение счастливой жизни.

Высшее человеческое счастье – это жизнь, согласная с природой человека как

существа духовного, разумного, способного осуществлять свой выбор. Путь к

счастью лежит через апатию, т. е. через искоренение страстных чувств,

аффектов. Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так

и невзгоды. Если на его долю выпали какие-то испытания, то сделать он с этим

ничего не может. Есть 2 выхода:

1.     сломаться ( потерять к себе уважение, а трудности так и останутся)

2.     не сломаться, выстоять, не согнуться. (правильный путь).

Наиболее яркое и глубокое учение поздней античности – неоплатонизм выразил

глубочайшие характеристики своей эпохи: ее универсализм и катастрофизм.

Катастрофизм последних веков Римской империи вызвал настойчивые попытки уйти,

отрешиться от всего земного, что было характерно для философского учения

неоплатонизма.

Неоплатонизм. Выразил глубочайшие характеристики своей эпохи. «Назад, в милую

общину!» - восклицал величайший мыслитель не только позднего эллинизма, но и

всей античной философии, Плотин (204-270 н.э.) имея в виду небеса, вечное

божественное бытиё. Плотин был последователем философии Платона, но не

простым его эпигоном, а творческим мыслителем, обогатившим платонизм новыми

идеями. Высшей ступенью бытия по Плотину, его субстанцией являются не идеи,

как у Платона, а божественное Первоеденение или Единое, которое может быть

определено только как самовладеющее первоначало, лишённое всяких свойств.

«Стержень» неоплатонизма составляет разработка диалектики триады Платона:

Единое-Ум-Душа. Неоплатонизм устанавливает иерархию Бытия по нисходящим

ступеням. Над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое (Благо). Оно

эманирует в Ум, где происходит его дифференциация на равносущее множество

идей. Ум эманирует в Душу, где появляется чувственное начало и образуются

иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются

умственный и чувственный Космос. Первая онтологическая субстанция этой

триады, Единое — непознаваема; вторая, Ум — познаваема. Его философская

задача заключалась в том, чтобы последовательно вывести из божественного

первоединства градацию всего существующего в мире. В философии Плотина

продуктивными с культурно-исторической точки зрения были основаны его идеи, а

не сама философская схема. Наиболее значимые из философских идей Плотина

следующие:

- ценностный подход к бытию на основе его иерархизации;

- признание высшего бытия как творческого начала;

-идея творения высшим бытием низшего, понимаемая как его эманация.

    


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 754; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!