А) Философы физиса (природы) (VII—V вв. до н. э). Первые греческие



натурфилософы ("досократики") не касались или почти не касались вопросов

этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и

заложив основу для последующего развития точных наук. Основные школы: 1)

Милетская школа. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Ксенафан. 2) Элеаты.

Парменид, Зенон (из Элеи). 3) Пифагорейцы. 4) Гераклид 5) Демокрит

б) Гуманисты (Сократ, софисты). (V—IV вв. до н. э.) проблемы добра и зла,

этики поведения человека

в) Академия Платона и Аристотеля. (IV—III вв. до н. э.)

г) Эллинисткий период. (IV—I вв. до н. э.) Период завоевания Греции сначала

Македонией, а потом Римом. Поскольку в период оккупации на первый план встали

вновь проблемы человека, данный период характеризуется этико-философией.

д)Неоплатонизм. е) Патристика. Попытка объединить античную философию с

социальным философствованием христианства.

Философы «физиса» в АФ.

Милетская школа.

Фалес - считается первым античным известным философом. Милетцы пытались

решить вопрос – что является субстанцией основания мира и различия процессов.

Основное достижение: первый вывод о том, что многообразие мира возникло из

одного источника – из некоего первоэлемента, изначальной стихии, первоначала,

архэ. Фалес: основа всего вода. Фалес был очень авторитетным ученым того

времени, за ½ года предсказал солнечное затмение. Анаксимен: основание

всего воздух. Рассуждения Анаксимена в последствии использовали Демокрит и

Лефкип – основатели атомистического учения.

Анаксимандр – субстанция всего – апейрон (из него все выходит и в него все

входит). Апейрон – нечто неопределенное, пронизывающие весь мир, из него все

возникает и в него все входит. Идея Анаксимандра очень точно отражает

некоторые проблемы современной физической науки. Физика элементарных частиц

(во всех ее моделях) исходит из того, что все элементарные частицы связаны

друг с другом, все влияют на структуру каждой, а каждая на структуру всех.

Правда, физика не может предложить правдоподобную модель. В рамках концепции

апейпона это получается. Апейрон – аналог всеобщей универсальной связи.

Не относятся к милетской школе: Ксенофан - основа всего земля, Гераклит – огонь.

Элеаты.

Основная изучаемая проблема: что есть истинное бытие? В чем критерий

истинности познания бытия?

Представители: Ксенофан, Парменид, Зенон

Основные достижения: учение об истинном бытии; попытка сделать познание

предметом философского анализа

Парменид – первым в четкой форме сформулировал проблему бытия. Бытие – все

что было, есть и будет и их единстве. Именно на единстве бытия основывался

Парменид. У Парменида фактически не было доказательств единства бытия, они

были получены только в прошлом веке в трех великих открытиях: клетки –

единства всего живого; учение Дарвина (Менделя) – механизм саморазвития всего

живого; закон сохранения и превращения энергии, – которые подтвердили наличие

всеобщей взаимосвязи. Парменид поставил проблему обсуждением которой явилось

все развитие истории философии. Для того чтобы обсудить проблему бытия

потребовалось строительство следующих звеньев философского знания – теории

диалектики(Зенон), субстанции и т.д. Отсутствие защитного пояса у данной идеи

привлекло критиков. Ученик Парменида – Зенон вступился за своего учителя.

Суть рассуждений Зенона: Парменид не может объяснить движение, но это не его

вина, а беда всего познания того времени, поскольку понятия того времени были

настолько не гибкими, что не могли выразить обычного механического движения.

И в доказательство этого он привел несколько противоречий: Ахилл и черепаха,

летящая стрела, шум кучи песка (падение одной песчинки не слышно, а падение

горсти – слышно). Первым в строгой форме противоречия Зенона решил Лейбниц в

XVII в.

Зенон фактически заглянул в проблему диалектики понятий, поэтому он считается

основателем теории субъективной диалектики. Под диалектикой понимают

движение и развитие неживой, живой, социально организованной материи, процесса

познания и духовного горизонта людей. Основанием такого движения и развития

является всеобщая универсальная связь.

Выделяют диалектику объективную (диалектика материального мира и общества) и

субъективную (диалектика процесса познания и духовного горизонта людей).

Выделяют теорию объективной и субъективной диалектики. Не следует путать

диалектику и теорию диалектики. Теория диалектики совершенствуется с

развитием современной науки. Зенон считается основателем теории субъективной

диалектики.

Гераклит (философ-одиночка) из Эфеса – считал субстанцией всего – огонь.

Основные достижения: вывод о постоянном становлении мира, о его всеобщей

изменчивости; вывод о том, что причина всеобщей и постоянной изменчивости мира

(становления) – это борьба противоположностей. В современной синергетической

науке (наука о самоорганизации) есть различные концепции самоорганизации. В

России сложилось 2 синергетических центра: школа Андронова (специализируется на

исследовании самоорганизации на основе волновых процессов) и школа

Самарского-Курдюмова (мат. фак. МГУ). В рамках школы Самарского-Курдюмова

получена сложная компьютерная модель конвекции горения на большой территории. В

свете работ Самарского-Курдюмова становится понятной теория Гераклита, что

субстанцией всего является огонь. Гераклит считал, и первым это заявил, что

основа движения – противоречие. Идеи о противоречивости развития движения были

и в Даосизме. Одна из основных идей Гераклита – все познается в сравнении.

Пифагор и пифагорейцы. (отличались вегетарианством)

Основная изучаемая проблема: первоначало всех вещей; из чего произрастает

гармония мира?

Представители: мощное религиозное движение, община, ученая каста, орден со

сложными ритуалами и строгой системой посвящения. Полный покров тайны над

обрядами и положениями для чужих, и такая же закрытость особо важных тайн

даже от множества своих. Элита ордена – математики. Основатель – Пифагор,

математик, астроном и духовный наставник многих ученых того времени.

Основные достижения: первое формулирование математики, как способа описания

бытия; попытка разработать концепцию универсального применения числа к

познанию мира.

Архэ – это число. Известно, что Пифагор руководил школой, где математические

исследования были открытыми, а философские – закрытыми. Математика формирует

ситуативное мышление. Эзотерика Пифагора была направлена на духовные

горизонты людей. Пифагорейцы на высоком уровне развили математические

исследования. Математика дала им возможность развивать ситуативное мышление,

а именно это мышление позволяет людям заглянуть в духовный горизонт других

людей, глядя на их поступки. Пифагорейцы, таким образом, увидели в духовном

горизонте человека, много такого, что нельзя было говорить всем.

Примерно тем же занимались каббалисты в иудаизме и, очевидно, что уровень

пифагорейцев был не ниже каббалистического.

Свои знания пифагорейцы обнаруживали в написанных ими законах. Современники

отмечали, что правление по этим законам было почти аристократическим, чего не

скажешь про законы Платона. После сожжения школы пифагорейцев, последние

начали продавать свои исследования, например Архид считал, что земля – шар.

Демокрит и Левкипп – основатели материалистической и атомистической

теории строения мира (учения о прерывном строении материи). У Демокрита масса

работ. Основная – "Великий мирострой". С их точки зрения мир состоит из атомов.

Атомы имеют разное строение, вес, ввели понятие свободы воли атомов. Под волей

в неживой природе можно понимать тенденцию развития объекта. Но в этой

тенденции есть веер возможных вариантов. По какому именно пути пойдет развитие

предугадать заранее невозможно. "Выбор" атомов варианта поведения Демокрит

назвал свободой воли. Демокрит - автор понятий “необходимость” и “случайность”.

Демокрит сын очень богатого купца, все деньги истратил на поездки и на учение

молодежи. А в Афинах был закон против растратчиков. На суде он защитил себя,

прочитав трактат об устройстве мира, который произвел впечатление, и был

оправдан.

Гуманисты

Названы так потому, что в центр их философии положено исследование человека.

Сократ. Произвел поворот античной мысли от прежней натурфилософии к

человеку и к моральной философии. Сократ не искал натурфилософских истин,

потому что натурфилософия, по его мнению, не решает главного вопроса – откуда

взялись сами первовещества? А без ответа на этот вопрос натурфилософия

исследует только следствия, но не сами причины, что ошибочно как метод.

Говорил: “Я знаю только то, что я ничего не знаю”. Добавлял: “Некоторые не

знают и малую долю того, что знаю я”. На вид был невзрачен. Был простолюдин,

сын каменотеса. Ничего не писал. Все его идеи известны из работ его учеников –

Платон и Диоген (из Синопа). Сократ считал, что сущность человека –

его душа. Она формируется всей жизнью, большое значение здесь имеют образование

и воспитание. Сократ считал, что не следует сразу говорить ученикам выводы.

Идея должна зародиться в сознании ученика, сформироваться и им же быть

высказана. Это майевтика. Сократ – автор метода иронии (метод

вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям,

что мешает думать обязательно предопределенным образом) или ученого

незнания. Также автор рационалистической этики античности. Считал,

что причина зла – незнание, и если люди знают, что это зло, то они так

поступать не будут. Общество долго не сможет обойтись без насилия, но насилие

должно быть в рамках закона. Смерть Сократа (суд за «развращение молодежи» и

«непочитание богов»), помимо известных вещей показала, что у людей, играющих

грязными методами, чисто выиграть нельзя. Учение Сократа – поворот от

материалистической натурфилософии к идеализму. Агностицист, знать

можно только самого себя: “Познай самого себя”. Задача знания – не

теоретического, а практического – искусство жить.

Софисты. (София – мудрость). V в. до н.э. Это мудрецы в

философии. древнегреческие платные преподаватели красноречия. Протагор

– желая заработать деньги, повторил мысль Сократа о том, что душа человека

формируется, воспитывается. Его поддержали купцы. Он был одним из первых

платных учителей философии. “Человек есть мера всех вещей, и в том, что они

есть, и в том, что их нет”. Вещи – это не природные, а созданные людьми. "Все

есть таким, каким оно кажется нам." Протагор хотел научить своих учеников

выигрывать полемику (политически, юридически). Разработал целую систему

эзотерических (только для своих) методов приемов ведения полемики:

-      самая изощренная ложь – полуправда

-      вещь, доведенная до крайности, становится своей противоположностью

-      правильный ответ есть только у правильно поставленного вопроса

-      очернить человека проще, чем ему оправдаться

-      ответ вопросом на вопрос

Протагор заметил то, что сейчас называется экзистенциальным (э-м:

признается индивидуальная духовная жизнь и стремление доказать бессмысленность

жизни, бесплодность общественной деятельности), или субъективным, аспектом

истины. Обычно, обсуждая проблему истины, выделяют грани:

-      объективность

-      конкретность

-      абсолютность

-      относительность

Сейчас выделяют еще субъективность истины.

Протагор создал 1-е поколение софистов: Гиппий, Антифон и др.

Это были уважаемые люди, юристы. 2-е поколение – спорщики: Горгий

и другие граждане. (Горгий - софист, агностицист. Известен в изложении Платона и

др.). Спорщики вызывали нелюбовь народа, поскольку их выступления были

издевками. 3-е поколение – политики. Они считали, что политика и этика

несовместимы. И политики должны упражняться в нарушении норм этики.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1036; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!