Пантеизм и рационализм Б.Спинозы.



Рационализм - философское направление, признающее разум основой

познания и поведения людей. Классический рационализм исходил из идеи

естественного. Научное (объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно

рационализму, достижимо только посредством разума — одновременно источника

знания и критерия его истинности.

Пантеизм - философское учение, отождествляющее Бога и мир.

Голландец, еврей.(был изгнан из еврейской общины из-за проповедей). Спиноза был

пантеистом и на ее основе выдвинул ряд философских положений. “Природа –

причина самой себя” “Свобода есть осознанная необходимость”. Природу он

рассматривал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, являющуюся причиной

самой себя. Субстанция обладает бесконечным количеством неотъемлемых свойств,

составляющих ее сущность, но человеческому уму доступны только два:

протяженность и мышление.

Он повторил в научном виде Августина: “Свобода – это покорить свою волю – воле

Бога”. Если под Богом понимать природу. Эту же мысль повторил Гегель,

Маркс – развил – Свобода действие со знанием дела. Особенно интересно этика

Спинозы. Сократ в своё время был автором рационалистической этики

античности, Спиноза выдвинул рациональную этику нового времени. (Каббала

– политика ситуативного видения мира, например, через математику. Этим же

занимались пифагорейцы. Каббалистика - это строительство

виртуального мира на фоне своего духовного горизонта; мистическая традиция

иудаизма, связанная с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца,

природы человека, смысла существования). Спиноза пытаясь применить

геометрические теоремы для доказательств в сфере этики (этических предложений).

То, что было сделано Спинозой в сфере математического анализа этики не имеет

большого значения, но сама попытка обращения к математике – правильная. Этим в

своё время занимались пифагорейцы и каббалисты. Современная математическая

картина мира имеет очень высокий уровень и на базе ЭВМ можно получить целостное

видение мира и всех его подсистем. Один из первых шагов – был второй доклад

римскому клубу Пестеля-Месоровича. Гегель в своё время

обращался к проблеме поведения людей заметил, что если противоречия не решаются

в пределах одной системы, то необходимо выйти за рамки этой системы. Это хорошо

видно в геометрии. Самая главная идея в этики Спинозы может быть выражена

словами Альберта Камю: “Если хотите удержаться в жизни – найдите

человеческие ценности”. Спиноза отразил именно эти идеи, потому как был очень

часто гоним. Он говорил, что надо это делать хладнокровно, без горячности, на

основе разума. Спиноза так же как Декарт и Лейбниц – считал, что основа

познания – интуиция. Знавшие Спинозу люди, оценивали его как умного,

спокойного, рассудительного, который даже умирал спокойно.

    

Философские взгляды Гоббса и Локка.

Джон Локк. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей

Просвещения и теоретиков либерализма. Его влияние также отражено в американской

Декларации независимости. Локк был первым философом, который выражал личность

через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой

доской», то есть вопреки декартовской философии Локк утверждал, что люди

рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только

опытом, полученным чувственным восприятием. Принцип эмпирии: первичность

ощущения перед разумом.

Практически один из самых первых кто ввёл понятия: ощущение, восприятие,

представление (чувственное) с последующим переходом в понятия: суждения,

умозаключение (рациональное), рассуждение. Таким образом Локк выдвинул теорию

(концепцию) первых и вторичных качеств человека. Первичные качества определяет

человек с помощью чувственного познания. Фактически Локк говорил о явлениях

. Явления, на самом деле видимая часть сущности. Вторичные (глубинные)

качества (структура сущности) человек познаёт разумом. В настоящее время это

классическая схема познания. Не редко на этом пути возникает проблемы. Кант

, например, считал, что человек никогда не может познать сущности, поскольку

разум слаб. Отсюда и возникает концепция вещь в себе. В действительности

явление – это поверхностная часть сущности. Таким образом, человек видит

сущность. В зависимости от жизненного опыта, человек по поверхностным частям

сущности может (или не может) судить о глубинной структуре сущности. У Локка

получается, что нет разрыва между первичными и вторичными качествами.

Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического

государственного устройства. Его идеал – английская конституционная монархия,

в которой воплощено равновесие интересов личности и государства (Локк первым

сформулировал принцип "Разделения властей). Свои политические взгляды и

установки Локк обосновывал при помощи философии истории, ядром которой были

учения о естественном праве и общественном договоре. По мнению Локка,

изначально существовало естественное состояние людей. В этом состоянии

царила взаимная доброжелательность. Иначе говоря, частная собственность

существовала задолго до установления государственной власти и независимо от

её возникновения.

Томас Гоббс – автор книги “Левиафан”, теории общественного договора.

Левиафан – мифическое животное смесь крокодила и змеи. В роли левиафана в

этой книге было государство. Гоббс делал не просто заявления о паразитности

государства, он предлагал выход из этой ситуации. В частности он предлагал

разделить власть на 3 ветви. Гоббс подчеркивал, что государство не может жить

иначе чем на налоги (поэтому в основе своей оно паразитично), но чтобы оно не

было паразитом, оно должно направлять свои усилия на проблемы людей (болезни,

врагов). Это основная идея Гоббса. Государство Гоббс рассматривает как

результат договора между людьми (ограничение своих прав и свободы в пользу

государства), положившего конец естественному догосударственному состоянию

«войны всех против всех».

Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а

как формы их восприятия.

Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой

нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к

самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены

разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению

блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими

обязанностями, вытекающими из общественного договора.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1606; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!