Поспозитивизм или методология науки (Кун, Поппер).



Постпозитивисты согласны со своими предшественниками неопозитивистами прежде

всего в стремлении четко уяснить себе и другим содержание научного знания.

Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века

знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что

человек - существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не

может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить

рост научного знания. Неопозитивисты полагали, что достижение знания имеет

определенный конечный пункт ("все ясно, дальше идти некуда"). Постпозитивисты

настаивают на развитии знания, причем посредством коренных преобразований,

научных революций. Неопозитивисты упорствовали в непризнании философии

наукой, постпозитивисты ставят проблему по-другому: между наукой и философией

нет жесткой границы, но философствовать надо научно.

Постпозитивизм связан с неопозитивизмом ? проблематикой, методологией и людьми.

В рамках постпозитивизма происходит три великих отказа: от чистого

фактуального базиса науки (признание того, что он недостижим); от

демаркационизма между наукой и философией (эта проблема становится вторичной,

а главной - выбор теории); от представлений о чисто линейном поступательном

развитии науки.

Отличия постпозитивизма от неопозитивизма:

1) постпозитивисты проводят анализ истории науки (логическая реконструкция

истории науки), возникает стремление найти универсум - основу человеческого

разума через историю науки;

2) в рамках постпозитивизма ставится вопрос - каковы главные факторы развития

науки: внешние или внутренние?

3) Постпозитивистами проводится анализ динамики, а не статики науки. Если

неопозитивисты ставили вопрос о том, как провести грань между философией и

наукой, то постпозитивистов интересует вопрос реального движения науки, какие

факторы влияют на науку.

    

Неокантианство, его осн. идеи и представители.

Неокантианство, течение идеалистической философии конца 19 - 1-й трети 20

вв., пытавшееся осмыслить основные проблемы философии на основе обновленной

интерпретации учения И. Канта. Значительную роль в подготовке Неокантианства

сыграл Ф. А. Ланге. Отрицая "метафизику" и пропагандируя эмпиризм, Ланге

одновременно отвергал и материализм; априорные категории значимы только в

пределах опыта, их источник - наша умственная организация, "вещь в себе" (это

нечто, сущность и смысл которого известны только ему самому.) - только

"пограничное понятие" нашего мышления.

Основателем и главой марбургской школы Неокантианства был Г. Коген.

"Исправляя" Канта, он попытался обосновать идеализм более последовательный,

чем кантовский, представляя его как логическое и гносеологическое учение,

якобы необходимое для объяснения возможности науки высшего типа - математики

и математического естествознания. Бытие для Когена - не ощущаемое, а

категориально мыслимое бытие; пространство и время - не формы чувственной

интуиции, а категории логического мышления. Отсюда - тезис об "имманентности"

бытия сознанию.

Неокантианцы отрывают понятия от отражаемой ими действительности и изображают

их как продукты спонтанно развивающейся деятельности мышления. Поэтому

неокантианцы утверждают, что предмет познания не дан, а задан, что он не

существует независимо от науки, а создается ею как некая логическая

конструкция. Основная идея неокантианцев состоит в том, что познание есть

логическое построение, или конструирование, предмета, осуществляемое по

законам и правилам самого мышления. Мы можем познать только то, что сами же

создаем в процессе мышления. С этой точки зрения истина — это не соответствие

понятия (или суждения) предмету, а, напротив, соответствие предмета тем

идеальным схемам, которые устанавливаются мышлением.

Второй - наряду с логикой - основной философской наукой является для

марбургской школы этика, которая опирается на учение о праве и государстве.

"Истинный" человек предстаёт у Когена в его общении с людьми как юридическое

лицо; государство - высшая форма юридического лица. В когеновской концепции

так называемого этического социализма движение к социалистическому идеалу

признаётся вечным, а реальное достижение этого идеала - фактически

неосуществимым

    

    

Волюнтаризм» Шопенгауэра

Одной из самых ярких фигур иррационализма является Артур Шопенгауэр.

Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное,

абсолютизирование понимаемой им воли, он оспорил само понятие разума как

области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в

него бессознательно-иррациональные моменты.

Интеллект, согласно Шопенгауэру, сам того не сознавая, функционирует не по

своему рациональному плану, но по указаниям воли, которая признается единой

энергийной основой всех личных воль и самого объективного мира: для него

интеллект — это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект

утомляется, а воля неутомима. Таким образом, Шопенгауэр, с одной стороны,

стремился, как и Фейербах, к расширению наших представлений о мире

человеческой психики, сводимой ранее преимущественно к рациональному началу,

а с другой — он остался на позициях объективного идеализма Гегеля, заменив на

«посту» первопричины мира рациональную абсолютную идею на иррациональный

момент человеческой психики — метафизическую первоволю. Реальна только одна

космически громадная воля, которая проявляется во всем течении событий

Вселенной: мир — только зеркало этого воления, выступающее как представление.

Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира — это история бессмысленной

флуктуации волевых искр, когда воля вынуждена пожирать самое себя, так как,

кроме нее, ничего нет и она к тому же — голодная и жестокая, постоянно ткущая

паутину страдания. Отсюда травля, боязнь и страдание. Точно так же и буддизм

провозглашает земное бытие в психофизической оболочке человеческой личности

неискоренимым страданием.

Отстаивая примат воли по отношению к разуму, философ высказал немало тонких и

оригинальных идей относительно особенностей волевых и эмоциональных

составляющих духовного мира человека и их жизненной значимости. Он подверг

критике ошибочную позицию сторонников крайнего рационализма, согласно

которому воля являет собой простой придаток разума или просто отождествляется

с ним. По Шопенгауэру, воля, т.е. хотения, желания, мотивы побуждения

человека к действию, и сами процессы его осуществления специфичны: они в

значительной степени определяют направленность и характер реализации

действия, и его результат. Однако Шопенгауэр превра-1ил волю в совсем

свободное хотение, т.е. он абсолютизировал нолю, превратив ее из составляющей

духа в самодостаточное начало. Более того, Шопенгауэр рассматривал волю как

нечто родственное «неисповедимым силам» мироздания, считая, что всему сущему

свойственны «волевые порывы». Воля для Шопенгауэра — абсолютное начало,

корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление. Таким образом,

волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии

мыслителя.

    

Философия Ницше.

Фридрих Ницше — немецкий философ и филолог, яркий проповедник

индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник

направления, именуемого философией жизни. В человеке он подчеркивал принцип

телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть

лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в

первую очередь инстинктов. По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует

мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление —

метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью. Каждый

человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных

особенностей: у каждого в голове — своя индивидуальная мифология в условиях

его стадного бытия.

Теория познания в ее классическом смысле не была предметом особого внимания

мыслителя. А некоторые его высказывания по этим вопросам проникнуты

субъективизмом и агностицизмом.

Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он

противопоставляет ему любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и

справедливости как разлагающие цельность человеческой природы.

По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы

человеческого поведения маскируют волю к власти. У людей слабых она

проявляется как воля к «свободе», у более сильных — как воля к большей власти

или, если это не приводит к успеху, как воля к «справедливости», у самых

сильных — как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к подавлению

чужой воли. Наконец, представление о хаотичности мира, об отсутствии в нем

закономерного развития означает и бессмысленность морали. Для Ницше как

философа жизни критерием оценки всех явлений духа служит степень

автоматической включенности человека в стихийный и нерасчлененно-целостный

поток бытия.

Ницше не только характеризовал «волю к власти» как определяющий стимул поступков

человека, как главную особенность его деяний, но простирал этот принцип на всю

«ткань бытия». Чтобы понять, что такое «жизнь» и какой род стремления и

напряжения она представляет, эту форму в одинаковой мере следует отнести как к

дереву и растению, так и к животному. Характеризуя жизнь как специфическую волю

к аккумуляции силы, Ницше утверждает: жизнь как таковая стремится к

максимуму чувства власти.

    


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 669; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!