Философская проблематика экзистенциализма.



Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) – философия,

Которая в качестве подлинного изначального бытия признает только само

Переживание человеком своего существования.

Переживание человеком своего существования есть бесспорная и подлинная

непосредственная данность, присущая ему в качестве экзистенции – ощущения

человеком своего живого присутствия в мире и в отношениях с миром.

Поскольку экзистенция есть непосредственная данность, то её основная

особенность, в таком случае – это не выводимость из каких-либо объективных

причин (биологических, физиологических, духовных, бессознательных и т.д.), и

не сводимость к ним.

Вследствие этого экзистенция рационально не познаваема никакими

рациональными средствами (ни наукой, ни философией) и также ни в каком виде

не объективируема (не может быть представлена в виде объекта познания): ни

в практическом (в виде предметов или физических объектов), ни в теоретическом

(в виде идей или рассудочных моделей). И только в моменты глубочайших

Потрясений, в условиях пограничной ситуации (перед лицом смерти) человек может

прозреть и постичь экзистенцию, как стержень своего существа и как способ

своего существования.

Человек – своего рода «проект», который реализуется всю жизнь. Трагедия

человека в том, что он свободен и может выбирать.В конечном итоге, идеальная

свобода человека — это свобода личности от общества. Мир бессмыслен, но сама

жизнь – ценность, ради которой стоит жить. Угроза смерти заставляет

задуматься о смысле и содержании прожитой жизни.

Атеистические экзистенциалисты боролись за автономную личность, находящуюся

вне социальных и культурных структур, т. е. за личность ради нее самой.

Религиозные экзистенциалисты самыми разными путями искали утраченную связь с

Богом.

    

30. Основные течения русской философии XIX.

Русская философия возникла в XI в. (Илларион Митрополит и т.д.), но

особый расцвет она получила в XIX в. Русская философия – она гуманистична

. В центре обсуждения человек. Основные этапы и их представители в русской

философии названного периода:

Славянофилы (Кириевский, Самарин, Хомяков, Аксакова).

Основная идея: Россия имеет собственную, отличную от других культуру,

цивилизацию и духовный горизонт людей.

Западники (Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Герцен, Писарев и др.)

очень патриотично настроенные люди. Считали, что Россия из-за

татаро-монгольского ига отстала от Европы лет на 200 и поэтому нужно у нее все

брать, но западники загибали палку.

Почвенники исследовали основание и почву русской цивилизации, культуры ,

в чем особенность и сделали на таком высоком уровне, что открыли 2 новых

направления в мировой философии: 1) Цивилизационный подход (Данилевский,

Брянский “Россия и Европа”); 2) Русский экзистенционализм (Толстой Л.Н.,

Достоевский, Страков).

Народники (Ткачев, Лавров, Бокушин, Кропоткин)

Русские консерваторы (Победоносцев, Леонтьев). Русская цивилизация тяжело

переносит инородные вкрапления и неумелое их проведение может ее разрушить.

Русский космизм делится на две ветви: 1) Атеистический космизм

(Циолковский, Вернадский, Чижевский, Лев Гумилев); 2) Религиозный космизм

(Федоров, Флоренский).

    

Славянофилы, западники и порчвенники

Направлением в русской философии явилось славянофильство, представителями

которого были Хомяков и Киреевский и др. В самобытности

исторического прошлого России славянофилы видели залог её всечеловеческого

призвания (они поставили ряд важных социально-политических и

философско-исторических проблем, связанных с крестьянской общиной, её прошлым и

будущем). Славянофилы, представляли свою западную как плод человеческого

злодейства. Они развивали основанное на религиозных представлениях учение о

человеке и обществе, проявившееся, например, в учении об иерархической

структуре и о её «центральных силах» (Хомяков) или о «внутреннем

сосредоточии духа» (Киреевский). Достижение целостности чел-ка

усматривали в идее общины, духовной основой которой яв-ся русская православная

церковь. Первоначало всего сущего, согласно Хом., - «волящий разум»,

или Бог. Отстаивая реформы «сверху», славянофилы объективно были выразителями

перехода России от феодально-крепостнического строя к буржуазной монархии.К

западникам относятся выдающееся мыслители —Белинский, Чернышевский,

Добролюбов, Писарев, Герцен. Западники прошли поучительную школу немецкой

классической философии и французского Просвещения. Они полагали, что сознание

есть свойство не всей, а лишь высокоорганизованной материи — мозга. Среди

западников в философском отношении особо выделяются Герцен и Чернышевский

. Черн. уделял большое внимание антропологической философии, дополняя её

социальными, этическими и, что очень важно, экономическими аспектами:

д/человека очень существенны реальные условия его бытия. В области этики Ч.

проповедовал знаменитую идею «разумного эгоизма», и поныне рождающую споры.

Герцен увлекался западноевропейскими философскими концепциями, выступал

против крепостничества и царизма, выдвигая общедемократические требования —

освобождение крестьян с землёй, отмечал, что природа и чел-ская история вечно и

непрерывно изменяются. Общефилософские проблемы, занимавшие интересы

Герцена, - это единство бытия и мышления, жизни и идеала, поиски метода, в

котором гармонично сочетались бы эмпирический и рациональные приемы чел-го ума.

Г. уделил особое внимание взаимоотношению личности и общества; он критиковал

как буржуазный индивидуализм, так и уравнительные коммунистические утопии.

Относительно России он считал, что д/нее наиболее приемлем крестьянский

социализм, т.к. русская деревенская община содержит его зачатки. Он пришел к

выводу о возможности д/России иного, отличного от западноевропейского пути

развития, рассматривая общину как основу д/такого развития, видя в мирской

сходке эмбрион, из которого должна произойти самая широкая общественность. Он

возвел фундамент д/позднейшего русского народничества.Почвенничество —

течение рус-й общ-ой мысли 60х гг. 19 века. Представители-Григорьев, братья

Достоевские, Страхов.Почвенники претендовали на создание органического

мировосприятия, выдвигая на первый план значение худ-го тво-ва в познании

явлений жизни и преумешая роль науки, придерживались идеи о «национальной

почве» как основе социального и духовного развития России, констатируя при этом

разрыв образованной части русс. об-ва с народной «почвой» и доказывая

необходимость его преодоления на основе духовного единения сословий как

единственно возможного способа сохранения самобытности страны и особого пути ее

развития; пытались обосновать мысль об особой миссии рус. народа, призванного,

по их мнению, спасти чел-во. Они критически относились к революц-м демократам,

западникам и славянофилам за их стремление идти к жизни, ее явлениям с позиции

искусственно созданной теории. «Не учить жизнь жить по-нашему, а учится у жизни

на ее органических явлениях—должны мы, мыслители»,- писал Григорьев.

Историософская концепция П. Строилась на противопоставлении Востока и Запада как

чуждых друг другу цивилизаций, каждая из кот-х развивается из имманентных и в

корне противоположных один др. принципов. В основе этой концепции лежала идея

«культурно-исторических типов», разрабатываемая Григорьевым и получившее свое

«классическое» завершение в философской истории Н.Я.Данилевского.

    

    


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 171; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ