Русская религиозная философия XIX (Соловьев, Бердяев)



В философии Соловьева, как и в учении Гегеля, онтология и гносеология, бытие

и познание неразделимы и опираются на единую основу.

Идея всеединства является центральной в философии В. Соловьева, поэтому всю

его систему часто называют философией всеединства.

В философии всеединства речь шла о единении Бога и человека; идеальных и

материальных начал; единого и множественного; рационального, эмпирического и

религиозно-мистического знания; нравственности, науки, религии, эстетики.

Создавая новую синтетическую философию, Соловьев обратился к анализу

предшествующей философской.

Философия, по мнению Соловьева, возникает в период напряженного кризиса,

когда религиозная социальная роль не разрывает человеческое общество,

сознание. Идея всеединства есть та цементирующая основа, которая предает

целостность всей философии, несмотря на ее бесконечную вариативность и

разнообразие.

Его философия начинается с понятия не бытия, а сущего. Абсолютном сущем, по

мысли Соловьева, содержаться два центра – абсолютное начало, как таковое, и

первоматерия. Для первоматерии, выражающей начало многообразия, вводится

понятие София (мудрость). В Философии Соловьева человек “совечен” Богу, он

говорит о человеке как идее бытия, которая заложена в самой основе мира в

целом. Софийный идеальный человек принадлежит вечности, а она ему, поэтому он

едино с Богом.

Принципы онтологии, которые лежат в основе философской концепции Владимира

Соловьева неразрывно вязаны с его гносеологическим учением. В своей основе

единство онтологии и гносеологии у Соловьева базируется на платоновской идее

единства истины, добра и красоты. На основе этой идеи Соловье разрабатывает

концепцию целостного знания, которое предполагает постепенный синтез религии,

философии, науки.

Познание у Соловьева связано с этикой, с эстетическими чувствами, но, главным

образом, с реальным “собирательным творчеством”. В реальном творчестве

преобразуются общество, земная природа, универсум. Средством для решения этих

колоссальных проблем Соловьев предлагает единение свободно-нравственного

человечества, развивающегося благодаря нравственному совершенствованию каждой

личности и всего общества.

Философия Бердяева впитала в себя множество разнообразных источников. Ранний

Бердяев пытался сочетать гуманизм Маркса с антропологическим социализмом

Михайловского и метафизикой неокантианства. Зрелые философские воззрения

Бердяева представляют собой одну из первых в Европе разновидностей

христианского экзистенциализма. Согласно экзистенциализму, задача философии -

заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия

(существования). Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою

судьбу, и он живет в чуждом ему мире: его бытие со всех сторон окружено

таинственными знаками, символами. Страх важнейшее понятие философии

экзистенциализма.

Большое место в экзистенциализме занимает проблема свободы, определяемая как

выбор человеком самого себя: человек таков, каким он себя свободно выбирает.

“Чувство вины за все совершающееся вокруг него - чувство свободного человека”

(Бердяев).

Экзистенциализм различают религиозный и атеистический. Именно к религиозному

- и относится Бердяев. Философия Бердяева антропоцентрична - проблема

духовности, свободы и творчества, судьбы, смысла жизни и смерти всегда были в

центре его философских размышлений. По Бердяеву “личность вообще первичнее

бытия”, бытие - воплощение причинности, необходимости, пассивности, духовное

начало свободное, активное, творческое. Понятие объективного мира Бердяев

заменяет термином “объективированный мир”, интерпретируя его как

“объективацию реальности”, порожденную субъективным духом. Частично признавая

социальную обособленность бытия личности, он вместе с тем считает главным в

человеке то, что определяется его внутренним миром, а не внешним окружением.

Личность, по Бердяеву прежде всего категория религиозного сознания, и поэтому

проявление человеческой сущности, ее уникальности и неповторимости может быть

понято лишь в ее отношении к богу.

Бердяев рассматривая три типа времени (космическое, историческое и

экзистенциальное или мета историческое), он главным образом озабочен

предсказанием того, как “мета история входит в историю”, обоснованием

приближения конца истории. Эти мотивы особенно сильно проявились в его

последних работах. Бердяев считал, что философия хочет не только познания

мира но и улучшения его. Мораль и нравственность Бердяев строит на

христианских заповедях

    

Философия русского космизма.

Русский космизм делится на две ветви: 1) Атеистический космизм

(Циолковский, Вернадский, Чижевский, Лев Гумилев); 2) Религиозный космизм

(Федоров, Флоренский).

Федоров автор теории общего дела, таким общим делом является борьба со

смертью. Человек - элемент космоса и можно с помощью науки повлиять на космос

так, чтобы люди не умирали. Ф.: на Земле есть практически бессмертные живые

организмы (амебы – размножаются не полов. путем) и он считал, что человек

просто заражен вирусом смерти. Работы Федорова активизировали проблематику

смерти и бессмертия. Выяснилось, что все развивающееся половым путем быстро

развивается, а неполовым путем вообще не развивается. Смерть является как бы

естественным ускорителем живого, развивающегося половым путем. В настоящий

момент люди вплотную подошли к бессмертию человека. Проблема бессмертия сейчас

получает неожиданное освещение в концепции .. полей, идеях клонирования.

Флоренский как философ обсуждал разведение след. проблемы (космист).

Вместе в Сергеем Булгановым обсуждал антиномизм познания

(антиномия – противоречие) “Люди очень редко мыслят дихотомией и поступают так”

(кто не считается с другими (да или нет)), обычно мышление людей троично и “да”

и “нет”. На работы Флоренского в свое время обращали внимание математики и

Брауэр.

Флоренский вместе с Федоровым осуждал проблему любви как космическое

явление. Они рассматривали не только биологические аспекты, но и духовный

космос. Если перевести философствование этих людей на современный язык, то

картина выглядит следующим образом: у каждого человека есть свой дух космос, в

котором складываются различного рода идеалы. Среди них есть идеалы

биологических ценностей и социальных и психических. Это проявляется как

влюбленность в собственные идеалы в другом человеке – любовь.

Атеистический космизм. (Циолковский, Вернадский)

Вернадский: В известном смысле Вернадский опирался на идеи французского

физика, философа Тейяр де Шардена (основатель философского течения –

тейярдизм) – Земля - особый космический объект вокруг которой сосредоточен

космический разум. Вернадский развил эту идею на материалистический манер:

Ноосфера – определенный разум человека и культура как определенные идей.

Элементом материалистической культуры является техносфера. Уровень

техносферы значительно превосходит разум при ее использовании, получается, что

ноосфера не совсем разумная. Вернадский т.о. стал одним из самых первых людей

предпринявших попытку анализа сразу нескольких глобальных проблем. При

обсуждении этой проблемы идея гармоничности, идеи природа – общество.

На какое-то время про эту грань работ Вернадского забыли, а при обсуждении

проблем информационной цивилизации про это вспомнили. Вернадский поддержал

принцип Реди: “живое от живого”. Вернадский считал, что жизнь на Земле

имеет космическое происхождение.

По видимому нет смысла противопоставлять идеи Реди и Вернадского. Наука не

отказывается от этих гипотез, а биоэнергетические модели построенные в

комических условиях могут дать жизнь. Вернадский также считал, что всему живому

свойственно не только соревновательность, но и на солидарности. На это впервые

указали русские: Кесслер (зоолог) и Кропоткин (социолог).

Чижевский считал, что такие мощные космические объекты как Солнце и Луна

безусловно влияют на здоровье человека. Чижевский вычислил период активности

человека в связи с фазами Луны. 23, 28, 33 дня. геологическое, психической и

интеллектуальной активности человека, начиная со дня рождения. Чижевский

заметил, что на интеллектуальную активность людей влияет активность Солнца.

Период активности Солнца 11 лет, именно с таким периодом делаются

фундаментальные открытия.

Лев Гумилев – автор концепции пассионарности, один из основателей

теории этносов.

Географам и историкам известны зоны геомагнитной активности Земли и время

этой активности. Если эта зона расположена на суше и на этой территории есть

люди, то у них генетически активные люди. Гумилев в своих работах приводит

примеры русской и римской империи. С его точки зрения обе империи имели людей

пассионариев (именно этим было обусловлено могущество). С точки зрения

Гумилева пассионарность проходит и они уже не могут сдержать такую империю.

Пассионарность основана на психических, биологических и социальных началах,

т.е. на одной биологии не все можно объяснить. Следовательно. очень важное

значение имеет система управления экономикой и политикой. С позиции Гумилева

этносы формируют пассионарии. Генетически активные люди (пассионарии) могут

быть разных национальностей, но они видят, что их что-то сближает друг с

другом и именно это отделяет их от своего народа.

    

    

Русский марксизм

Во второй половине XIX Россия сделала стремительный скачок в индустриальном

секторе экономики. Быстрыми темпами росли заводы и фабрики, росло и

количество рабочих, однако их соц. обеспечение оставляло желать лучшего.

Стали возникать рабочие протесты, забастовки и даже рев. выступления.

Интелегенция не оставалась в стороне, возникали народнические кружки и

группы. Первый русский марксист Плеханов был сначало организатором народнич.

организ «Земля и воля» и выделившегося из неё «Чёрного передела», но после

убийства Александра II был вынужден имегрировать за границу где он и

познакомился с трудами Маркса и Энгельса. Позднее создал первую российскую

марксистскую группу «Освобождение труда».

Занимался исследованием русского общества, доказал её вступление в

капитализм, изучал русскую общину, соц. состав населения. Выдвинул теорию о

передовой роли российского пролетариата в революционном деле и о решающей

роли масс в ист. и революции. Прич. движения – развитие производственных сил.

Вопросы материалистического понимания истории, ист. необходимости, свободы,

теор. классовой борьбы, взаимоотнош. обществ. бытия и обществ. сознания.

Сильное влияние на творчество В.И. Ленина оказали труды Георгия Валентиновича

Плеханова, Маркса и Энгельса. Постепенно антагонистические настроение в

обществе усиливались, империализм, милитаризм и капитализм не давали народу

спокойно жить и развиваться. Тогдашняя действительность полностью была

отражена и прокомментирована Лениным. Он «Чётко дал ответы на вопросы «Кто

виноват?» и «Что делать?». Разрабатывал вопросы соц. развития, практики рев.

деятельности, теории соц. гос. и общества, сущности, теор. и практики рев.,

демократии, диктатуры пролетариата, нац. вопрос (пр. нац. на самоопред.).

Проблемы диалектики природы, материи, гносеология, истины (относительна).

«Материализм и эмпириокритицизм» - атом не исчерпаем, неограниченность

познания материи, приёмы и методы познания.

Диалектика - – наука о наиб. общих закономерностях мира в целом: природы,

общ., чел., мышления. В античности –1. искусство ведения спора(Сократ), 2.

клсассификации вещей(Зенон), Гегель и Маркс - Зак. движения и борьбы

противоположностей» (Почему и происход. развитие?), Зак. прехода колич.

измен. в кач. (Как происходит развитие?), Зак. двойного отрицании (Куда идёт

развитие?). Пример с водой.

    


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1688; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!