Теория диалектики как учение о всеобщей связи бытия, его движения и



Рзвитии

Исторические формы диалектики:

Первоначально термин диалектика раскрывался как «искусство вести спор».

Диалог Сократа строился по принципу диалектики. Уже в античности складывается

диалектический подход к миру. Нынешнее рассмотрение термина диалектики

раскрывается как учение о развитии и всеобщих связях

Стихийная форма диалектики. Гераклит не мог доказать, что мир находится в

постоянном развитии, однако он высказал ряд гениальных догадок.

Аристотель понимал метафизику иначе, чем мы. Его основной философский трактат

назывался «метафизика». Однако со времен Гегеля под метафизикой понимается

метод познания, метод подхода к действительности, противоположный диалектике.

Пьер Абеляр «Да и Нет».

Систему диалектики создал Гегель «Логика». Для Гегеля развитие присуще не

миру, а идее мира и т.д. Существует диалектика процесса не в мире, а в нашем

сознании.

Гегель: разработка основных законов и категорий диалектики с идеалистической

точки зрения. Середина 19 века ознаменовалась такими открытиями в области

естествознании, которые сделали возможным диалектически рассмотреть мир.

Природа есть камень диалектики. Основываясь на идеалистической диалектике

Гегеля, марксисты создали материалистическую диалектику.

ДИАЛЕКТИКА: стихийная, идеалистическая, материалистическая

С точки зрения материалистической диалектики, развиваются не понятия, а

окружающий человека мир. Понятия являются отражением мира, не являясь при

этом самостоятельными.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ:

1. развития, 2. всеобщей связи

Принцип развития заключается в таком подходе к миру, при котором он

рассматривается как система, находящаяся в состоянии постоянного развития.

Согласно принципу всеобщей связи, в мире нет  явлений и процессов, которые

не были бы связаны друг с другом, причем эта связь может носить различный

характер.

Классики марксизма, материалистически изучив учение Гегеля, сформулировали

учение о законах и категориях. Закон - отражение определенной связи между

явлениями, объектами, процессами. Связь внутренняя, существенная,

повторяющаяся, необходимая связь между явлениями и объектами материального

мира. Законы могут быть самыми различными. Частные (специфические) законы

используются в ограниченной сфере деятельности. Сфера применения законов

диалектики практически безгранична. Они находят проявление в природе,

обществе, человеческом сознании

Законы диалектики

·                 Закон единства и борьбы противоположностей

·                  Закон взаимоперехода количественных и качественных

изменений

·                 Закон отрицания отрицания

1.                вскрывает проблему источника, причины развития.

Существовали теория первоидеи, первотолчка, однако, в конце концов, эти

идеи приводили к Богу. В диалектике признается саморазвитие и самодвижение,

т.е. каждый объект мира развивается не в силу каких-либо внешних причин, а

в силу наличия в себе противоположных процессов.

2.                вскрывает механизм диалектического развития, т.е.

отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие в природе и в

человеческом сознании. Согласно этому закону, развитие происходит путем

постепенных количественных изменений, а затем скачкообразного перехода к

новому качеству.

3.                показывает направленность развития. Согласно этому

закону, развитие представляет собой процесс бесконечных отрицаний, в

результате которых происходит поступательное развитие от простого к

сложному, от низшего к высшему.

Эти три закона диалектики достаточно раскрывают принцип диалектического

развития, охватывая его со всех сторон. Категории диалектики. Каждый из

законов формулируется посредством ряда категорий. Понять закон - это, значит,

раскрыть понятие тех категорий, через которые этот закон раскрывается. Первый

закон: тождество, различие, противоречие, противоположность.

Тождество - совпадение, сходство одного объекта с другим или состояний

одного и того же объекта по отношению друг к другу. Существует тождество,

которое всегда включает в себя развитие тождества, приводит его в состояние

противоположности. Отношения между ними составляют диалектическое

противоречие.

Диалектическое противоречие - это такое отношение противоположных моментов

внутри системы, которое делает ее (систему) самодвижущейся и которое

проявляется через взаимообусловленность этих моментов и одновременно их

взаимоотрицание.

Единство противоположностей, как правило, временно, преходяще, а борьба

противоположностей абсолютна в том плане, что возникают все новые

противоположности по отношению друг к другу.

Мир соткан из противоположностей Этапы развития диалектического противоречия

1.                зарождение различия между противоположностями

2.                развертывание противоположностей. Поляризация сторон в

рамках единого целого

3.                его разрешение

Второй закон: качество, количество, мера, скачок - форма перехода из одного

качества в другое.

Третий закон: Необходимо выяснить саму суть диалектического отрицания

Метафизика: отрицание является полным и абсолютным

Диалектика: характеризуется преемственностью. Любое отрицание предполагает

удержание в самом себе самое главное и ценное, что может быть в

развивающемся объекте.

 

42. Наиболее общие и общие законы диалектики, их взаимосвязь.

Диалектика— признанная в современной философии теория развития всего сущегои основанный на ней философский метод.
Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, соз­нания, познания и других аспектов действительности через:

• законы диалектики;

• категории;

• принципы.

Главная проблема диалектики — что такое развитие?

Развитие— общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов,причем не про­стое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую сту­пень организации.

Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движе­ние — основа развития.

Движениетакже является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одно­временно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент дви­жения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

2. Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.

Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физи­ки, математики и др.)своей всеобщностью и универсальностью,поскольку они:

• охватывают все сферы окружающей действительности;

• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;

• переход количества в качество;

• отрицания отрицания.

3. Закон единстваи борьбы противоположностейзаключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бе­лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия —"тождество"и "различие"и пока­зан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главны­ми качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Примеры: существует идея, тождествен­ная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точ­ки зрения идеализма). Или: существует общество, тождествен­ное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, посто­янное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражи­телями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сто­рона переходит на более высокую ступень развития;

• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

• содействие (когда обе стороны оказывают встречную по­мощь друг другу без борьбы);

• солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и дей­ствуют в одном направлении);

• нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содей­ствуют друг другу, но и не борются между собой);

• мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

4.Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные.

Качество— тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество— исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера— единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше проис­ходило изменение качества под влиянием количественных из­менений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как"скачок".

Можно привести некоторые примеры действия закона пере­хода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — темпе­ратуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же темпе­ратуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система свя­зей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет уско­рять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Пе­реход количества в принципиально новое качество может про­изойти:

• резко, одномоментно;

• незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстра­цией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лы­сый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превра­тится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса чело­века можно считать лысым?". То есть грань конкретного изме­нения качества может быть и неуловимой.

5. Закон отрицания отрицаниязаключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

• смена общественно-экономических формаций (при форма­ционном подходе к историческому процессу);

• "эстафета поколений";

• смена вкусов в культуре, музыке;

• эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникно­вение новых.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм по­ступательного развития. Однако вопрос о направленности разви­тия - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

• развитие — только поступательный процесс, переход от низ­ших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее

близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисхо­дящее развитие);

• исторический процесс идет по восходящему направлению раз­вития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитиескорее идетне линейным образом (по прямой), а по спирали,причем каждый виток спирали по­вторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 6. Основными принципами диалектикиявляются:

• принцип всеобщей связи;

• принцип системности;

• принцип причинности;

• принцип историзма.

Всеобщая связьозначает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

• внешние и внутренние;

• непосредственные и опосредованные;

• генетические и функциональные;

• пространственные и временные;

• случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи — внешниеи внут­ренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системностьозначает, что многочисленные связи в окру­жающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагают­ся в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность— наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутрен­нюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзмподразумевает два аспекта окружающего мира:

• вечность, неуничтожимость истории, мира;

• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

7. Категория диалектики- наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических про­блем.

К основным категориям диалектики относятся:

• сущность и явление;

• форма и содержание;

• причина и следствие;

• единичное, особенное, всеобщее;

• возможность и действительность;

• необходимость и случайность.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 415; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ