Человек как «житель двух миров». Тройственная сущность человека и



Основные течения философской антропологии.

мир "вещей сам по себе" закрыт для чувственности, и, следовательно, он закрыт

для теоретического разума, науки. Однако это еще не значит, что этот мир

недоступен человеку. Человек, по Канту, житель двух миров: чувственно-

воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно-воспринимаемый мир - это мир

природы. Умопостигаемый мир - это мир свободы. Свобода, по Канту, - это

независимость от определяющих причин чувственно-воспринимаемого мира. В сфере

свободы действует не теоретический, а практический разум (руководит

поступками человека). Движущей силой этого разума является не мышление, а

воля. Кант называет человеческую волю автономной. Автономия воли состоит в

том, что она определяется не внешними причинами - природной необходимостью

или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит над

собой. Законы практического разума это нравственные законы. "Знания"

умопостигаемого мира - это определенные требования к человеку, как ему вести

себя в этом мире. поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы

они поступали по отношению к тебе. Кант фактически определил проблему, как

человек в ходе своей жизни должен найти гармонию между этими двумя мирами.

Эта проблема и сейчас очень актуальна. Гармония внешнего мира находит либо

правильное, либо неправильное отражение духовного горизонта.

Тройственность человека. Здесь необходимо обратить внимание, что человек

есть дух. Сущность человека - в его духе. Дух человека принадлежит духовному

миру. Дух человека вечен. Именно дух определяет глубинную сущность человека. И

эта глубинная сущность состоит в том, что человек создан по образу и подобию

Бога. Как и Бог, человек имеет тройственную природу. Дух, душа, тело. Но дух

первичен, тело и душа - вторичны.

Соприкоснувшись друг с другом, дух и плоть образуют человека. Здесь

появляется душа. И дух и плоть сами по себе жизнью в нашем физическом мире

не являются. Душа обладает уникальными свойствами. Она имеет свойства как

духа, так и плоти. Дух принадлежит духовному миру, плоть, тело, принадлежит

нашему физическому миру. Душа же является неким пограничным состоянием, неким

очень эфемерным образованием между духом и телом. Но именно она, душа, есть

жизнь и именно она определяет личностные особенности человека. Душа - это

разум, эмоции и воля человека. Душа уникальна и неповторима. Душа существует,

пока дух и тело образуют человека. В процессе жизни дух влияет на тело, а

тело влияет на на дух. Это взаимное влияние происходит всегда только через

душу. Таким образом, после смерти человека, после разделения духа и тела,

каждый из этих компонентов несет в себе отпечаток прожитой жизни. Дух уносит

на себе в духовный мир отпечаток души, и тело также имеет на себе следы

прожитой жизни. Практически, по внешнему виду человека можно с достаточной

долей точности определить его образ жизни.

Филосо́фская антрополо́гия - философское учение о природе и

сущности человека. В человеческой природе Шелер насчитывает два основных

начала: это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога.

Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два

основных: биологическое и функциональное. Разделяются эти направления

философской антропологии по следующему критерию: познание человека или по его

сущности, или по его проявлениям.

Биологическое направление философской антропологии

 

Человек — это прежде всего начало жизненное (но не следует сводить его только

к животному началу). Арнольд Гелен. Согласно этому направлению, человек — это

животное, но животное особое в силу своего биологического и социального

предназначения. Это животное, способное создавать совершенно особые творения.

Поэтому человек отличается от других животных, и это свое отличие от них он

ощущает как некоторую ущербность. Описывая человека при помощи Гердеровской

метафоры «человека ущербного», Гелен задается вопросом: как вообще такое

существо как человек способно выжить? По мнению Гелена, человек (в отличие от

животного) не может выжить в природной среде, у него редуцированы инстинкты.

Он перегружен избытком информации («избыточная нагрузка»). Человек —

действующее существо, активно формирующее свою среду обитания. В этой

активности человек и создает культуру, как средство собственного выживания.

    

Функциональное направление философской антропологииОднако большинство представителей философской антропологии после Шелера (и

одновременно с Шелером) рассматривали человека с точки зрения не его

сущности, а с точки зрения его проявлений. Эрнст Кассирер (1874—1945). Он

утверждал, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно

через его проявления, через те функции, которые человек выполняет. Основное

отличие человека от животного — это его деятельный труд. Трудовая

деятельность может быть самой разнообразной. Поэтому познание человека

возможно через его функциональные проявления, то есть через его культурную и

творческую деятельность. Объединяет всю деятельность и все проявления

человека то, что все они — и язык, и наука, и религия — есть символы некоей

действительности. Но, в отличие от Шелера, Кассирер утверждает, что человеку

доступны только символы. Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны

человеку только они, и познание человека возможно только через познание

символов. В отличие от Шелера, Кассирер не призывает восходить через символы

к бытию Бога.

46.Концепция антропосоциогенеза как рационалистическая ветвь современной философской антропологии.

Антропосоциогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи и его социальное становление. Можно выделить несколько концепций антропосоциогенеза: креационистская, трудовая, игровая, психосоматическая, семиотическая и др.

Наиболее ранние подходы связаны с различными мифологическими концепциями чудесного рождения человека из земли, воды, воздуха или космоса.

На смену мифологическому мировоззрению приходит религиозное, в рамках которого была основана креационистская (от лат. сreatio – творение) модель происхождения мира и человека - создание человека Богом. Человек создан по образу и подобию Бога и по его всесильной воле. Человек, единственный, кто обладает бессмертной душой и свободной волей.

В соответствии с эволюционной теорией Дарвина («Происхождение человека и половой отбор») считается, что человек произошел от обезьяны. Считается, что 5-8 млн лет назад возникли первые гуманоидные существа, ставшие промежуточным звеном между обезьяной и человеком. Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens.

В 19 в. получила распространение трудовая теория Энгельса («Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»), которая дополняет эволюционную теорию: труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека. В результате глобального изменения климата и похолодания предки человека вынуждены были спуститься с деревьев и обеспечить себе условия выживания. В ходе труд. деятельности рука становится более гибкой и свободной, появл. прямохождение, увеличивается объем головного мозга и в результате появл. членораздельная речь. Труд стал не только биологической основой антропогенеза, но и источником социальности и культуры человека, способствовал регулированию брачных отношений, переходу от первобытного стада к обществу, появл. нравственности.

Существуют альтернативные трудовой концепции подходы, связывающие происхождение человека с возникновением культуры, т.к. она формирует человеческий разум и тело.

Игровая концепция (Человек играющий Хейзинга)- человеку, чтобы обосноваться в социальном обществе, необходимо постичь его законы и принципы, часто это наблюдается при игре (у детей, а также у взрослых). Игра – основа происхождения религии, искусства, права, философии, форма творческой деятельности человека. Она порождает культуру.

Согласно психосоматической модели (Фрейд), возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, фундаментальные основания которого – тотем и табу.

Семиотическая модель рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевиной которой явл. язык. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком. Язык определяет границы, свойства действительности и самого человека. Язык – творец культуры и человека, а не только средство общения.

Космогенетичекая концепция - на землю были занесены люди инопланетными цивилизациями, возможно для определенного опыта или еще по какому-то поводу.

Природа человека биосоциальна. Человека можно включить сразу в 2 мира - в мир общества и в мир органической природы. Аристотель называл человека «политическим животным», подчеркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального). Человек - часть природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а, следовательно, человек оказывается существом биологическим. Биологическую природу человека определяет совокупность видовых признаков, которые обеспечивают основные жизненные процессы: саморегуляцию, адаптацию, продолжение рода. Биологически обусловлена продолжительность детства, зрелого возраста и старости человека; усваивание пищи, осваивание языка в раннем возрасте, появление вторичных половых признаков и т.п. Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих индивидов является уникальным, единственным, ибо неповторим набор генов, получаемых им от родителей.

Социальное в человеке – орудийно-производственная деятельность, язык, мышление, обществ. и политич. деятельность. Маркс, подчеркивал, что определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны: только в обществе, в рамках конкретных социальных образований, он реализуется как человек. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и, следовательно, оказываются вторичными по отношению к его общественному бытию.

Биологичесое и социальное должны быть в единстве. Без биологич. предпосылок невозможно представить появление человека, а без социального нельзя представить становление человека.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 366; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ