Необходимость и случайность, возможность и действительность как категории
Диалектики
Детерминизм от лат determino – определяю, филос учение об объективной
закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений
реального мира. Д предполагает наличие разнообразных объективно существующих
форм взаимосвязи явлений, многие из к-ых выражаются в виде соотношений, не
имеющих непосредственно причинного характера, т е прямо не содержащих в себе
моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространств и
врем корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии,
взаимодействия частей в системах, взаимодетерминация частей и целого, связь
состояний в движении и развитии и др. (пример теория Дарвина).
Необходимость и случайность. Каков характер бытия? В бытие все необходимо или
случайно? Эта проблема пост-на еще в античности. Сложилось твердое убеждение,
что в мире действуют силы, которые вызывают определенные следствия. Появился
Лопласовский детерминизм. Лаплас заявил, что если появится обширный ум,
который может учесть все действующие силы, то он может написать
дифференциальное уравнение с помощью которого можно знать и прошлое и
будущее. Это делает бытие чудовищным. Лаплас верил что мир это “паровая
машина” все движение которой можно описать. Т о человек попадает в ужасный
мир, в кот-м ничего изменить нельзя. Этот взгляд наз-ся фатализмом когда все
фатально предопределено.
|
|
Приминение статистики в физике стало менять представление о бытие, стат-а
опред-т случ события, кот-е носят вероятностный характер и ничего в сущности
не меняют. Многие стали говорить, что мир – это океан случайности (так
говорил Гипс). Бытие – это случайности и делать ставку на необходимости – это
ошибка.
В трактовке необходимости и случайности удачно высказался Гегель. Они
взаимодополняющие характеристики бытия по Гегелю. Ф Э продолжая эту линию дал
ряд удачных характеристик: случ-ть это форма проявления и дополнения
необходимости. Значит необходимость существует но обнаруживает себя в
случайности. Наполеон случайность но в нем необходимость революции обнаружила
себя. Необходимость в чистом виде не выступает, случ-ть воздействует на
необходимые закономерности.
Возможность и действительность. Эти категории ввел Аристотель. Он различал
актуальное и потенциальное бытие, т к любой объект – это не только
актуальность, но это и определенные тенденции изменения, т е способность вещи
изменить свое состояние, качественно измениться. Столкновение тенденций
определяет изменение вещи. Превращение возможности в действительность есть
эволюция.
|
|
Цель один из элементов поведения и сознательной деят-ти человека, к-рый хар-
ет предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с
помощью определ средств. Ц выступает как способ интеграции различных действий
человека в некоторую последовательность или систему, как одна из форм
детерминации человеч деятельности. Анализ деятельности как целенаправленной
предполагает выявление несоответствия м/у налиной жизненой ситуацией и Ц;
осуществление Ц является процессом преодоления этого несоответствия. Ар-ль
толковал Ц как “то, ради чего” нечто существует.
Причина и следствие, сущность и явление, форма и содержание
Детерминизм от лат determino – определяю, филос учение об объективной
закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений
реального мира. Д предполагает наличие разнообразных объективно существующих
форм взаимосвязи явлений, многие из к-ых выражаются в виде соотношений, не
имеющих непосредственно причинного характера, т е прямо не содержащих в себе
моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространств и
врем корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии,
|
|
взаимодействия частей в системах, взаимодетерминация частей и целого, связь
состояний в движении и развитии и др. (пример теория Дарвина).
Причина и следствие. Категория причинности раскрывает причинно-следственную
связь. Для определения что такое причина надо сопоставлять: причину, повод,
условие. Очень важно соотношение причина и условие. Говоря о причине нужно
иметь в виду, что причины имеют свои проявления, т е различают формы причин.
Причины существенные и несущественные. Все причинно обусловлено и ни что не
проходит без следствий. Различие м/у сущностью и не сущностью условно. Но это
надо доделать, сохраняя единый контекст причины.
Причины различают как объективные так и субъективные. Есть причина и
функциональная зависимость. Мат модел привело к понятию функциональной
зависимости. Для ученого важно не только качественная зависимость м/у
причиной и следствием, важно и количественное, которое выражается в
функциональной зависимости. Когда говорят о причинности имеют в виду явление
которое порождает следствие, а когда говорят о функциональной зависимости
гинетическая связь стирается. В функциональной зависимости можно менять
местами аргумент и функцию. Последние годы стали говорить что понятие
|
|
причинности устарело и достаточно владеть функциональной зависимостью.
Появилась теория факторов, когда какая-то величина ставиться в зависимость от
ряда факторов. Проблема причинности стала еще более запутанной в связи с
проникновением в микромир. В статист-й закономерности работает вероятность, в
ней нет ссылки на причинность. Многие ученые пытаются сохранить понятие
причины, говорят что есть многообразие причинно следственных связей. Это
приемлемо, т к иначе можно допустить наличие чудес.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 737; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!