Общество как развивающаяся система.



Термин "общество" может употребляться в двух значениях. В широком смысле -

это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой

исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком смысле - это

определенный этап развития человеческой истории. Общество понимается как

продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности

больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договора.

В своем первоначальном значении термин "общество" обозначал общность, союз,

сотрудничество людей. Аристотель-назвал человека "политическим животным",

подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединиться

в общество. Однако в "современном понимании термины "общность" и "общество"

не тождественны. Общность определяется как форма совместного бытия или

взаимодействия людей, связанных общим языком, происхождением, Судьбой; в

качестве таковых, выделяются семья и народ. Не всякая "общность людей

является обществом, но любое общество - это так или иначе самоуправляющаяся

общность. Философия акцентирует внимание на таких понятиях, как цель,

движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский

смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов

в единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные (Августин,

Фома Аквинский), конвенциальные (философы XVII - XVIII вв.), материальные,

основанные на взаимодействии людей (К. Маркс). Философский взгляд на общество

неотделим от философских проблем личности человека- Для понимания феномена

общества необходимо уяснить противоречия человека как "социального атома" и

разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в некое единое

целое, в общественный организм. В принципе выделяются три основных подхода к

объяснению этих связей и закономерностей. Первый подход - натуралистический,

согласно которому человеческое общество рассматривается как естественное

продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге -

Космоса.

Другой подход - идеалистический, согласно которому сущность связей,

объединяющих людей в единое целое, усматривается в 'комплексе тех или иных

идей, верований, мифов. Согласно атомистической теории общество есть сумма

индивидов, связанных тем или иным взаимным договором. Хотя в “естественном

состоянии "человек человеку - волк",люди, следуя гражданским Законам, идеям

свободы и равенства, могут обеспечить свое существование.

    

Материальная сфера общества. Способ производства (экономика).

Экономическая подсистема представляет собой совокупность форм

производственной деятельности и отношений людей в этом процессе. Каждое

общество располагает необходимыми для его существования и развития природными

благами. Однако общественное богатство создается трудом человека. Сохранение

и использование созданного предшествующими поколениями достояния и

развитие производительных сил общества приводит к росту общественного

богатства, в результате чего возникает институт собственности как важнейший

инструмент и стимул общественного производства. Отношения собственности,

первоначально опирающиеся на право силы, авторитет и обычай в дальнейшем

приобретают юридическую форму. В развитом виде собственность означает право

владения, распоряжения и использования некоторой доли общественного

богатства. Она существовала и существует в различных формах, что решающим

образом определяет и саму форму общественного производства. Экономическая

система включает в себя материальное и духовное производство и производство

материальных и духовных услуг. Важнейшими факторами производства являются

работники, их труд и средства производства + предметы и средства труда.

Совокупность материально-технических средств производства и людей, способных

приводить их в действие, составляет производственные силы общества.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 593; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!