Ценности. Их природа и пинципы классификации



Аксеология - раздел философии, посвященный учению о ценностях. Преобразую

окружающий мир, люди создают матер. и духовн. ценнсти. Среди них

производственно-бытовая техника, здоровье, семья, нравственные нормы,

художественные произведения. В контакте с ними проходит жизнь индивида и для

него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом в его

жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и красота.

Религиозно-христ. мысль в качестве незыблемой основы ценностей предложила Бога,

а главной ценностью - спасение души. Критика религиозных догматов

способствовала возрождению науки и искусства и завершиласть разработкой новой

системы ценностей, в которой должное место заняли труд, здоровье, просвещение,

познание и техника, гос-во и социальная справедливость.

Ценность всегда для кого-то. Ценности нельзя понимать натуралистическими, как

нечто независимое от человека. Ценности это выражение

определенного общественного отношения, определенной ориентации человеческого

сообщества, его целей и идеалов.

Иерархия ценностей.

1.Наслажд. чувства – весельчак

2. Комфорт - буржуй

3.Героическая ценность – герой

4.Наука, искусство – гений

5. Святости – святой

Ценностные ориентации человека и «смысл жизни»

Как писал французский философ Камю, есть только один фундаментальный философский

вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой. Каждая философская система,

обосновывая определенные ценности, предлагает свою версию ответа на вопрос о

цели и смысле жизни. Проблема смысла жизни возникает из осознания человеком

своей смертности. Человек – единственное существо которое знает о границах

своего существования. На фоне смерти ценность жизни и ответственность за нее

осознается еще более отчетливо. Философия не занимается умозрительным

конструированием смысла жизни, но она обнаруживает эту проблему и предлагает

спектр ее решений. Все многообразие ответов на вопрос о смысле жизни можно

объединить в 2 группы: Религиозные и светские версии. Религия и религиозная

философия связывают смысл индивидуального бытия с богом, предлагая искать

цель и оправдание жизни в потустороннем мире. ИЗ обещания вечной жизни

выводится абсолютность нравственных постулатов, поскольку их нарушение обрекает

человека на вечные страдания. Религиозный смысл жизни заключается в служении

богу, выполнении религиозных заповедей, приготовлении к переходу в вечность.

Земная жизнь сама по себе оказывается лишенной смысла. Она дана человеку в

качестве испытания. Для того кто выдержит испытание, уготовано бессмертие в

потустороннем. Религиозная цель жизни спасение бессмертной души. Светская

философия отрицает идею бога , отказывается от поиска смысла в

потустороннем, но при этом либо подчиняет индивидуальную жизнь надличностным,

внечеловеческим целям, либо пытается обнаружить смысл в самой жизни. Например,

смысл индивидуальной жизни может напрямую выводиться из общего исторического

смысла и подчинять жизнь личности задачам общества. Такой ответ о смысле жизни

дает Платон, Гегель, марксисты и др. С другой стороны, экзистенциалисты и

персоналисты настаивают на первичности индивидуального бытия, ищут смысл жизни

в ней самой. По мнению их философов, человек сам хозяин своей судьбы, его

сознание и воля позволяют обрести твердую основу без обращения к надличностным

и потусторонним силам. Как выразил эту мысль Камю, «либо мы не свободны, и

ответ за зло лежит на всемогущем боге, либо мы свободны и ответственны, а бог

не всемогущ».  

Сознание, его происхождение и сущность, общественная природа

Сознание как высшая форма отражения действительности

Отражение - уникальное свойство мира. Любой процесс в момент взаимодействия

с другим процессом порождает отражение, как например следы на песке или

отражение в зеркале. Сознание занимает самую высшую ступень формы отражения

действительности. Испокон веков философы стремятся дать определение сознанию,

но по сей день нет универсального определения которое было бы окончательным,

абсолютным. Потому что сознание лишь приоткрыло тайну человеку, но это не

значит, что он до конца постиг природу сознания. Сознание характеризуется еще

тем что оно способно к саморефлексии, мысль сознания о себе самом (я не

просто мыслю, а я знаю что я мыслю – факт самосознания). Далее возникает

вопрос: А откуда вообще берется сознание? Оно дано человеку от рождения? Или

приходит с первым вздохом (криком) ребенка? Нет. Сознание по своей природе

социально, и формируется в процессе воспитания (социализации). Сознание можно

разделить на виды: индивидуальное сознание, групповое, коллективное,

общественное. Каждая ступень организации порождает свой вид сознания, но

общественное сознание не есть сумма индивидуальных. Оно иное по своей

природе, оно вырабатывает формы, которые становятся достоянием всех и

каждого. Общественное сознание также представлено различными формами:

политика (отражено отношение правящей элиты к тем проблемам, которые

имеются), религия (отражено отношение определенной части общества к миру с

позиции религиозное веры).


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 146; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ