Связь формационного и цивилизационного подходов к исследованию общества.
Рассмотрим два основных подхода к развитию общества - формационный ицивилизационный.
В основе формационного подхода лежит марксистское учение об общественно-экономических формациях (ОЭФ) как ступенях исторического процесса, по которым последовательно восходит все человечество.
ОЭФ – тип общества, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. О-ЭФ = способ производства (=базис) + соответствующая ему надстройка (=политическая структура + духовная сфера общества). Способ производства = производительные силы + производственные отношения. Производительные силы = средства производства + рабочая сила. Согласно этому подходу, движущей силой исторического развития являются противоречия между динамичными, постоянно развивающимися производительными силами и не склонными к изменениям производственными отношениями. Противоречия приводят к социальной революции. Происходит слом старого базиса (старые производственные отношения заменяются новыми) и переход к новой ступени общественного развития - к новой ОЭФ.
Высшая ступень развития общества в данном подходе – коммунизм – общество, в котором не будет социального неравенства, лозунгом которого станет: “От каждого - по способностям, каждому – по потребностям”. Всего К. Маркс выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (её первая стадия – социализм).
|
|
Недостатки: не выявлено прямой зависимости между базисом и надстройкой; не работает схема пяти ОЭФ; она не применима к восточным странам.
Духовная сфера жизни. Общественно сознание.
Существующее в обществе длительное время разделение труда, которое связано с
разными уровнями отражения людьми их деятельности, приводит к делению
общественного сознания на два уровня — теоретический и обыденный. Впервые
такое деление появляется в рабовладельческом обществе, когда производством
идей, выработкой представлений и норм начинают заниматься особые группы людей
(попы, идеологи, учёные и др.). С развитием общества развиваются и уровни
общественного сознания, однако между ними сохраняется существенное различие.
Теоретическое сознание является продуктом сознательного творчества и по
определённой логике систематизированно выражает то или иное понимание
природных или социальных явлений, формирует требования, задачи и цели
деятельности. Обыденное сознание не является результатом специальной
деятельности, оно отражает бытие через повседневный, практический опыт людей.
«Обыденное сознание, — пишет В. С. Буянов, — это такой уровень сознания (и
|
|
общественного, и индивидуального), для которого во многом характерно
сравнительно неглубокое проникновение в суть явлений природного и социального
мира, недостаточная систематизированность, оно складывается на основе
житейского опыта людей». Неправильно было бы считать, что обыденное сознание
всегда отставало от теоретического — достаточно вспомнить средневековую
католическую церковь или современных буржуазных идеологов. В связи с этим из
теоретического иногда выделяют научное сознание, которое подтверждается
естественной и общественной практикой.
Формы общественного сознания: мораль, религия, политика, наука
Общественное сознание неоднородно по содержанию и форме. Выделяются такие
виды общественного сознания, как научное. религиозное, нравственное,
эстетическое, политическое, правовое, философское. Они различаются по
содержанию тех явлений, которые в них отражаются, по форме материализации, по
социальным функциям. Виды, или формы, общественного сознания представляют
собой многоуровневые образования, включающие обыденный и теоретический
уровни, общественную психологию и идеологию.
|
|
Целостная характеристика общественного сознания выражается в понятиях
состояния общественного сознания, таких как массовое сознание и общественное
мнение. Состояние общественного сознания определяется тем, какие идеи и взгляды
доминируют в данный исторический период, какие формы общественного сознания
оказывают наиболее эффективное воздействие на общественное мнение и настроение,
каково место науки, религии, политики и права среди инструментов формирования
общественного мнения. Серьезное значение в характеристике состояний
общественного сознания имеет определение соотношения научных и вненаучных
представлений.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 739; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!