Личность и общество. Идеи свободы личности в ходе общественного развития
Индивид (атом) – неделимый, единый, - человек как часть коллектива,
совокупности рода человеческого.
В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная
(ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика.
Первая коцепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция однако
не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее
поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Сущностная концепция явл
более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций
людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических,
эстетических и всех иных соц норм. Личностные кач чел в таком случае есть
производное от его соц образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому
есть всегда общественно развитый человек. Личность есть совок трех ее
основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и
ее психосоциального ядра - “Я”. Главным результирующим свойством личности явл
мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей
жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в
жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя
свою сущность. Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е.
силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности
|
|
нет личности.
Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связа
не солько с внешним видом челов, сколько с его внутренним дух миром.
“Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с
головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я
индивидуальное существо”. У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь
свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и
себя в ней. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно
остается неизменной на протяжении жизни человека.
Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально
правовое отношение личности к обществу, к-ое характеризуется выполнением своего
нравственного долга и правовых норм.
Необходимость и свобода. Вопрос о отношениях своб и неоходимости извечен.
Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для
достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как
осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Своб воли -
это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим
|
|
интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной
деятельности, основанной на познанных им объективных свойствах и отношен вещей,
законом связей явлений и событий объективного мира. Т.о. каждое действие чел
есть сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл не в воображ
независим от объект хаконов, а в способности выбирать, принимать решения.
Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стор своб присутствует в
необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в виде бескон цепи
выбора в деятельности людей, кот, однажды начавшись, привела к данному общ
состоянию. Это означает, что в истор процессе необход не только сознается, но
и создается. С др стороны необход содержиться в своб в виде объективно даных
истор обстоятельств, объек условий деят людей. В общем свобода есть
осознанная необходимость.
Природа и общество.
В философии под природой понимается вся совокупность естественных условий
существования человека и человеческого общества Человек, а следовательно и
человеческое общество, вышли из природы и связаны с ней нерасторжимыми узами.
Живая природа – тот базис, без которого не было бы ни человечества,
|
|
происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на смену
первобытному стаду этих предков. В мире идет процесс обмена веществ между
человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы.
Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается уже в
том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей
степени овладевает силами природы и ее богатствами. Все это реализуется в
развитии производственных сил. С другой стороны, чем больше человек подчиняет
себе природу, тем больше он от нее зависит. Из этой усиливающейся зависимости
на горизонте просматриваются мысли о грядущих экологических проблемах. Даже
если к примеру выключить электричество в городе(которое появилось в
человеческом обществе нет так давно), то не известно сколько человеческих
смертей понесет этот инцидент. Человек на протяжении развития отношений между
природой и обществом относился к природе главным образом как кладовке нужных
материалов и материальных благ. Но остро вопрос о регенерации природы встал в
нашем веке. Так к примеру 1/5 мирового океана покрыта нефтяной пленкой,
появляются последствия катастрофы в Чернобыле.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 682; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!