Тема 4. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ



План:

1. Понятие направленности. Потребности и мотивы.

2. Самосознание и самооценка. «Я-концепция» личности.

 

     1.Понятие направленности. Потребности и мотивы.В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию психологической структуры личности и вытекают они из специфики основных теорий личности. Психологическая структура личности в них в основном рассматривается, как относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности, как целостное образование.

Психологическую структуру составляют: направленность, потребности, мотивы, установки, деятельность.

 Несмотря на различность подходов, все теории в качестве ведущей характеристики личности выделяют направленность.

Направленность личности - психическое свойство личности - система потребностей-доминант, ценностных ориентаций, устремлений, смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. В ней также обычно выделяют мировоззренческую (общественно-политическую), профессиональную и бытовую направленности.

Одна из форм проявления направленности - особенности поведения личности в той или иной сфере жизнедеятельности.

Направленность личности, обусловливающая избирательность отношений и активность человека,  имеет определенные формы и характеризуется определенными качествами.

Качества направленности:

· Уровень -  это общественная значимость направленности человека.

· Широта -  направленности определяетсяколичеством интересов.

· Интенсивность - эмоциональная окраска направленности.

· Устойчивость - характеристика направленности во време­ни.

· Действенность - активность человека в реализации целей в деятельности.

Формы направленности:

· Влечение – явно не осознанное, смутное стремле­ние, направленное на какой-либо предмет или действие, дви­жимое маловыраженной потребностью.

· Желание -  недостаточно полное и глубоко осознанное стремление к чему - либо.

· Интерес - относительно высокая форма направленности на предмет (обычно социально обусловленный), являющаяся стремлением к его познанию.

· Склонность - эмоциональное предпочтение той или иной деятельности, 

ценности, базирующееся на глубокой устойчивой потребности в ней.

· Идеал - форма направленности, воплощенная в конкрет­ном образе, к которому стремится личность. Высшая цель стремлений человека.

· Мировоззрение - система взглядов, представлений и поня­тий о мире, его закономерностях, об окружающих человека яв­лениях, природе, обществе.

· Убеждения - форма направленности личности, выражающаяся в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, органически сливающейся с чувствами и волей человека и получившей для него личностный смысл. Система убеждений человека отражает его мировоззрение.

Мировоззрение и убеждения человека определяют его мо­ральные качества.

     Мораль - обобщающее понятие в общественном и индиви­дуальном сознании нравственные нормы и ценности, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности.

Совесть - нравственная самооценка человеком своих поступков.

Потребность - объективно испытываемая субъектом нужда в чем-то, которая отражается и субъективно, являясь источником активности и развития личности. Потребность выступает основной движущей силой развития человека. В самом общем виде потребности людей делятся на биологические (материальные) и социальные (духовные).

Потребности рассматриваются также как особые психические состояния - состояния "напряжения", " неудовлетворенности", "дискомфорта" и т.д., отражающие несоответствие между внутренними и внешними условиями деятельности. Данные состояния могут осознаваться, а могут проявляться в неосознанных влечениях, мотивах деятельности, установках и др. Потребности изменчивы, динамичны, биологически и социально обусловлены, их удовлетворение протекает в результате целенаправленной деятельности.

А. Маслоу представил базовые потребности личности в виде пирамиды:     1ступень – физиологические потребности (низшие, управляемые органами тела);

2 – потребность в безопасности;

3 – потребность в общении, социальных контактах;

4 – потребность в признании, уважении и одобрении, осознании собственного достоинства (престиж, социальный успех);

5 – потребность в самоактуализации и самореализации.

Важную роль играет процесс опредмечивания потребности, так как в этом акте рождается мотив. Вслед за определением деятельности и появлением мотива меняется тип поведения – оно обретает направленность, зависящую от мотива.

Мотив – конкретное побуждение к деятельности, субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека – психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению.

А.Маслоу, исследую мотивацию человека, отметил следующее:

· мотивы имеют иерархическую структуру; чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимы существующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;

· пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются относительно неактуальными; с момента удовлетворения потребности она теряет свою мотивирующую силу;

· с ростом потребностей повышается готовность к активности, т.е. стремление к удовлетворению высших потребностей является большим стиму-

лом активности, чем низших.

 Мотивы отличаются видом потребности, которая в них проявляется, формами, которые они принимают, широтой или узо­стью, содержанием деятельности, в которой они реализуются.

Виды мотивов: осознанные и неосознанные, побудительные, смыслообразующие.

К осознанным мотивам относятся: желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение.

К неосознанным мотивам относятся: установки и влечения.

Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.  

Влечение – неосознаваемая по содержанию и цели потребность.

    Не все мотивы, побуждающие к некоей деятельности, равнозначны по своей роли: один из них, как правило, главный, называется ведущим мотивом и выполняет смыслообразующую функцию, а второстепенные – мотивами-стимулами.

Большинство мотивов не осознанны. Осознание мотивов происходит в процессе самопознания и нравственного самосовершенствования. К осознаваемым мотивам относятся также большие жизненные цели, направляющие деятельность человека в течение длительного периода времени. Это - мотивы-цели. Они присущи только зрелой личности.

Важную роль для самореализации личности играет соотношение мотивов достижения и избегания. Они являются устойчивой мотивационной чертой.

Мотив достижения успеха (мотив достижения) – потребность добиваться успеха в различных видах деятельности. Это устойчивая личностная мотивационная черта.

Мотив избегания неудачи (мотив избегания) – стремление во всякой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно, если результаты деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми.

 Для «успешной» личности характерно преобладание мотива достижения.

 Совокупность стойких мотивов, образует мотивацию– систему побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. От мотивации следует отличать мотивировку.

Мотивировка– это вербальное объяснение, иногда оправдание тех или иных действий. Она может не совпадать с истинным мотивом, в случае сознательного или бессознательного искажения его. С помощью такой мотивировки человек старается сохранить свой статус, свое "Я", удовлетворить актуализированную потребность, сохранить цельность своего "Я", выглядеть лучше среди окружающих, нередко и в своих глазах, при совершении неблаговидных, аморальных поступков. Стремясь тем самым избежать или уменьшить степень психотравмирующего влияния на свою личность тех или иных факторов.

При рассмотрении личности в контексте социума, важным является знание и учет социальной установки.

Социальная установка - готовность субъекта к той или иной деятельности, актуализирующаяся при предвосхищении им появления определенного объекта, явления и несущая на себе черты целостной структуры личности с постоянным набором характеристик.

Основными компонентами социальной установки являются:

Когнитивный компонент - совокупность знаний, оценочных суждений и убежде­ний об объекте.

Эмоциональный компонент включает систему чувств, связанных с соответствующим объектом или событием.

Поведенческий компонент - предрасположенность к реаль­ным, положительным или отрицательным, действиям по отноше­нию к объекту.

На формирование и изменение социальной установки оказывает влияние целый ряд факторов: новизна информации, исходящей из доверительных источников; индивидуальные особенности субъекта социальной установки; порядок поступления информации; система социальных установок (стереотипы), уже имеющихся у индивида, и др.

2.Самосознание и самооценка. «Я- концепция» личности.Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых индивид познает себя в качестве субъекта жизнедеятельности, что происходит по мере приобретения им жизненного опыта.

Ответы на вопросы: «кто я?», «какой я?», «к чему стремлюсь?» и др. дают возможность сформировать:

 во-первых, самосознание (целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков – основу для последующего целенаправленного самосовершенствования и самовоспитания);

во-вторых, собственное мировоззрение (целостную систему взглядов, знаний, убеждений, жизненной философии);

в-третьих, самоутверждение своей самостоятельности (стремление заново осмыслить окружающее, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья и т.д.).

Самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своих качеств (внутренних и внешних), осознание своих недостатков и достоинств, определение путей самосовершенствования и самовоспитания.

Структура самосознания включает в себя: мировоззрение, эмоциональное отношение к самому себе, осознание своих достоинств и недостатков, самооценка личностных качеств, определение путей самосовершенствования.

Выделяют три основных пласта самопознания: отношение к себе, отношение к другим людям, ожидания отношения других к себе.

Ключевой категорией самосознания является мировоззрение – целостная система взглядов на самого себя и окружающую действительность, опирающаяся на накопленные знания.

Формирование мировоззрения тесно связано с самоутверждением личности. Самоутверждение предполагает создание собственной теории смысла жизни, любви и счастья.

К основным направлениям становления и формирования самосознания следует отнести:

- открытие своего внутреннего мира;

- осознание необратимости времени (осознание смысла жизни, ее перспектив, целей, бренности человеческого тела);

- формирование целостного представления о самом себе (от внешних факторов - к внутренним морально-психологическим, характеризуется полярностью и противоречивостью);

- формирование самоуважения;

- осознание и формирование отношения к сексуальной чувствительности (следует учитывать гендерные различия в ее формировании);

- осознание любви как сложного социально-физиолого-психологических и физиологических отношений.

 Основные критерии самосознания: способность выделять себя из общего окружения, осознание своей активности, осознание себя через другого, рефлексия.

Соответствующий уровень самосознания позволяет человеку играть определенную социальную роль в жизни общества и занимать определенный социальный статус, добиваясь при этом наивысших результатов.

Социальная роль – относительно устойчивый шаблон поведения человека для выполнения определенной социальной функции с целью реализации социального статуса. Отвечает на вопрос: «Что он делает?»

Социальный статус – совокупность прав и обязанностей человека,

обусловленных его положением в определенном социальном окружении и иерархии общественных отношений. Отвечает на вопрос: «Кто он?»

В конце XIX- начале XX века были предприняты первые попытки научного обоснования «Я-концепции».

«Я-концепция» - относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе чего он строит взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе.

Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного «Я», выступает в качестве установки по отношению к самому себе.

Структура «Я-концепции» включает три компонента: знание себя (познавательный – когнитивный - компонент), оценку себя (эмоциональный – аффективный - компонент) и отношение к себе (поведенческий– оценочно-волевой – компонент).

Когнитивный (познавательный) – это образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, социального статуса, социальной роли (самопознание).

Аффективный (эмоциональный) – самоуважение, себялюбие, самоунижение, самобичевание, самолюбование и др.

Оценочно-волевой (поведенческий) – стремление повысить самооценку, завоевать уважение окружающих, авторитет, самоутвердиться и пр.

«Я-концепция» - предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом. Её составляющими являются:

1) физическое «Я» - представление о собственном теле;

2) реальное «Я» - представление о себе в настоящем времени;

3) динамическое «Я» - представление о себе в будущем (каким намерен стать);

4) социальное «Я» - соотнесение со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и др.;

5) экзистенциальное «Я» - оценка себя в аспекте жизни и смерти;

6) идеальное «Я» - представление о том, каким должен стать, с учетом моральных норм;

7) фантастическое «Я» - представление о том, каким желал бы стать, будь это возможным;

8) будущее или возможное «Я» - представление о том, каким можно стать при том или ином развитии событий, при том или ином условии.

Формирование «Я-концеции» происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Одним из важных условий воспитания сознательного члена общества является формирование адекватной «Я-концепции».

Виды «Я-концепций»: социальные, идеальные, личные, личностно-идеальные, идеально-социальные, социально-идеальные.

     Личные «Я-концепции» - это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, каким он их видит. Эти характеристики могут варьироваться от сравнительно специфических до весьма обобщенных. Личная «Я-концепция» включает не только физические, поведенческие и внутренние характеристики, но и половую идентичность, расовую и этническую, возрастную и др.

 Социальные «Я-концепции» - это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, как они, по его мнению, видятся другими. Социальные «Я-концепции» либо соответствуют, либо не соответствуют характеристикам собственного «Я» индивидуума.

Целиком «Я-концепция», как правило, востребована лишь в исключительных случаях, в кризисные периоды жизни, так называемые пограничные ситуации. В обычное время включается лишь какая-то из граней. Механизм, который активизирует какие-либо аспекты «Я-концепции», ориентируясь на признаки ситуации, получил название в социальной психологии прайминга. 

Следует отметить, что расхождение, например: между актуальным «Я» и долженствующим порождает чувство вины, тревоги, беспокойства; между актуальным и идеальным – приводит к возникновению уныния, чувства подавленности, депрессивного состояния.

В качестве главной функции «Я-концепции» называют самооценку. Под самооценкой понимается оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей: ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам.

Самооценка, относясь к ядру личности, является важнейшим регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она оказывает влияние на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

Основные функции самооценки: регулятивная, обеспечивающая решение задачи личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Самооценка может быть как положительной, так и отрицательной, но в любом случае она, как правило, довольно устойчива.

У большинства людей самооценка завышена. Немного завышенная самооценка рассматривается как хороший признак, указывает на нормальное психическое состояние человека. Очень завышенная самооценка оборачивается для человека серьезными как социальными, так и психическими проблемами. Явно заниженная самооценка нередко является основной причиной тяжелых психических и психосоматических заболеваний. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностей и достижения индивида.

ВВВАМИИИ ООООООООООООООООООООООО

ОР


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1008; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!