ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ» 7 страница



Мудрость греков, имеющая двойственный характер и связанная с притязаниями философии и риторики, составляет существо пай­дейи, которая исключает из своей сферы «ремесло» Фидия и Поликлета, Мирона и Праксителя. Лоренцо Валла, рассуждая о красотах латинского язы­ка, говорил, что свободным искусствам наиболее близкими являют­ся художества живописи и ваяния в камне и бронзе, а также зодче­ство. Но еще Данте, подчеркивая божественное достоинство поэзии и рассматривая поэзию как основу свободных искусств, отмечал необходимость геометрии и астрологии для постижения всех тайн космографии, когда он проводил сопоставление «между порядком небес и порядком наук»; причем в этом сопоставлении упоминается искусство, «именуемое Перспективой», которое становится веду­щим в произведениях ренессансной живописи. Для Петрарки живо­пись и поэзия - это «дар всемогущего Бога», хотя из мира книг, из мира словесной культуры он исключал технэ в смысле «ручного» ремесла и ручного труда. Боккаччо уже напрямую при­равнивал в божественном достоинстве поэта и живописца, а Фи­липпе Виллани подчеркивал, что правила своего искусства худож­ники извлекают не из книг, но из глубины ума и присущей им цеп­кости памяти. Наконец Полициано, первый поэт Кватроченто, со­чиняет эпиграмму на могилу Джотто, которая начинается словами: «Я есть тот (Illе ego sum), через кого ожила угаснувшая живопись». Через поэзию и риторику создавался дискурс для нового изобрази­тельного и архитектурного искусства, для обоснования вовлекаемости человека в мир, осмысливаемый в перспективе нарождающего­ся антропоцентризма.

Раскрывая сущность ренессансной революции в культуре как таковой, необходимо обратить внимание на следующий аспект под­линно художественного произведения, причем независимо от того, к какому виду искусства принадлежит это произведение. Если мы говорим, что искусство есть исток художественного творения, то это означает, что созидание и сохранение, присущие изначально произведению, проистекают из сущности искусства и в его сущно­сти осуществляются. В творении происходит свершение истины, то есть истина созидается по способу творения и как художественное произведение. Поэтому сущность искусства следует с самого нача­ла определять так: оно есть «творящая в творении истина, пола­гающаяся вовнутрь творения. Но это определение сознательно дву­смысленно. Оно, во-первых, гласит: искусство - это упрочение ис­тины, устрояющейся в устойчивый облик. Это совершается в сози­дании - произведении несокрытности сущего. Но полагать во­внутрь творения - вместе с тем значит давать самим творениям ход бытию творения, давать творением совершаться бытию творения. А это совершается как охранение. Следовательно, искусство есть со­зидающее охранение истины в творении. Тогда искусство есть ста­ новление и совершение истины» (Хайдеггер М. Исток художест­венного творения // Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. С.101-102). Все это, разумеется, требует разъяснения.

Истина сущего в художественном произведении полагает себя в творение. Что это значит? Как вообще бытийная истина полагает себя в художественное произведение, если с давних времен было известно и до сих пор считается непререкаемым, что искусство все­гда имеет дело прежде всего с прекрасным и с красотой, но отнюдь не с истиной как таковой? «Искусства, художества, производящие творения такого рода, именуют изящными искусствами, или искус­ствами прекрасного, в отличие от ремесел, от ремесленной искус­ности, занятой изготовлением изделий. В таких искусствах не само искусство прекрасно, но оно называется искусством прекрасного, поскольку производит прекрасное. А истина, напротив, относится к логике. А красота оставлена за эстетикой» (Там же, с.69). Отметим здесь как бы между прочим, что слово романа, повести и рассказа, говоря короче «беллетристика», увековеченное в английском язы­ке, ныне наиболее распространенном, характеризуется как фикция или просто как вымысел (fiction); есть даже «научная фантастика» (science fiction), а в лице X. Файхингера в последней трети XIX сто­летия была разработана концепция фикционализма, «философии как бы» или «как если бы» (Philosophie des als ob). В силу вышеска­занного возникает такого рода вопрос: как красота соотносится с истиной, коль скоро речь идет о постижении сущности художественного произведения? Раскрывая этот вопрос, который имеет не­посредственное отношение к ренессансному мировосприятию, важно еще отметить, что это мировосприятие, во-первых, характе­ризуется концепцией недифференцированного эстетического кон­тинуума как такового; во-вторых, образность изначально свойст­венна самому мышлению, которое принадлежит более или менее определенному кругозору, то есть мышление в присущей ему об­разности стремится обрести единство своего кругозора; в-третьих, именно логика кругозора, имманентная логика художественного образа, создает и движет в весьма существенных аспектах ренессансную философию.

Для раннего периода Ренессанса, скажем для эпохи Петрарки, Ци­церон был не столько политиком и блестящим оратором, «вообще не столько самим собой, Цицероном, сколько зеркалом, в котором созерцали пока еще недоступного, но такого привлекательного Платона» (Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культу­ра Возрождения. С. 142). Лактации называет Цицерона первейшим подражателем Платона, а потом Августин в своей «Исповеди» рас­сказывает, как он под действием цицероновского диалога «Гортен­зий» обратился к философии неоплатонизма и затем к христианст­ву. Петрарка замечает, что Платона восхваляют лучшие авторите­ты, то есть прежде всего Цицерон и Августин, тогда как Аристотеля восхваляет большинство. «Культ Цицерона взят у Петрарки за одни скобки с культом Платона и вместе с ним противопоставлен культу Аристотеля - комбинация, столь характерная для Ренессанса в це­лом и универсальная по своему историко-культурному значению» (Там же). В 1468 году Марсилио Фичино осуществляет полный пе­ревод сочинений Платона, пишет «Комментарий на "Пир" Плато­на», в котором он излагает учение о любви и красоте, а затем созда­ет свое главное сочинение «Платоновская теология, Или о бес­смертии души», в котором мы находим учение о человеке как мик­рокосме. Вероятно, сторонники Савонаролы пустили слух о том, что Фичино, почитая Платона, возжигал перед его бюстом лампаду. Данте в «Пире» говорил, что Платон, будучи идеальным воплоще­нием мудреца, являл собой совершенный образец человеческого существа. Следуя за античными биографами, Фичино в «Жизнеописании Платона» рисовал философа так: он был «величав об­личьем и необыкновенно крепок... имя ему было дано за широкие плечи, широкий лоб и великолепную внешность. Попробовал я ... написать идею философа Платоновыми красками. Однако если бы я представил ясно самого Платона, я указал бы перстом на саму идею истинного философа» (Цит. по: Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. М.; СПб.: Универ­ситетская книга, 2001. С. 69, 161). В противовес античному образу мудреца получает распространение и свой, «современный». Во вто­рой половине XV столетия Аристотель изображается в обличив «мага», с бородой и длинными волосами, падающими на плечи и грудь. Он олицетворял «достоинство знания», и его величествен­ный образ, возможно, послужил образцом, на который хотел похо­дить Леонардо да Винчи. Платона мыслили задумчивым красавцем с белокурыми вьющимися волосами. О Платоне заговорили как о маге и целителе, провозвестнике Троицы и основателе метафизики, что позволяло изображать его на картинах в честь Фомы Аквинского вместе с Аристотелем. Вскоре Платон становится учителем «бо­жественного», а Рафаэль стремился тщательно разработать живо­писные образы мудрецов, в которых их духовность могла бы ком­позиционно соответствовать их выразительной внешности и позе. В композиции «Афинской школы» он «согласует» Аристотеля и Пла­тона, причем ведущая роль принадлежит Платону. Аристотель дер­жит «Этику», согласно описанию Вазари, а протянутая ладонь Ари­стотеля символизирует устройство земного, здешнего мира, тогда как указующий вверх перст Платона - это направление метафизи­ческой мысли, восходящей от зримого и земного мира к его иде­альному первоначалу, коль скоро Платон держит в руке «Тимея». Рафаэль изобразил себя у правого края фрески, Платон внешне по­ходит на Леонардо, а задумавшийся Гераклит, скорее всего, на Микеланджело. Художники, таким образом, включают себя в лик фи­лософов и мыслителей. И суть дела здесь не просто в стремлении ренессансного человека к прославлению самого себя и в желании сохранить свой образ среди современников и потомков. Гораздо важнее здесь убеждение в том, что художественный образ и красота как таковая суть один из тех способов, каковыми существует и яв­ляет себя истина. В диалоге Платона «Пир», комментарий к кото­рому писал М. Фичино, речь идет об Эросе и красоте, о красоте в ее эросном измерении. Впрочем, метафизика Платона как раз и есть прежде всего «эротософия». Это следует разъяснить в лекциях и на семинарских занятиях по ренессансной философии. Но особое вни­мание, раскрывая ренессансную метафизику любви и красоты, нужно уделить диалогу Платона «Федр», в котором одной из важ­нейших является тема соотношения красоты и истины. Тем самым также выясняется и то, каким образом античность в целом и мысль Платона и неоплатоников, в частности, обретают жизнь и, можно сказать, живут в эпохе Возрождения, в ее настоящем и в ее подлин­ной настоятельности.

В диалоге Платона «Федр» речь идет о душе и любви, о красо­те и истине. Уделяется внимание также искусству и логосу, идеям и пониманию бытия. Фр. Шлейермахер полагал, что это ран­ний диалог Платона; другие считают его поздним диалогом, но, скорее всего, он относится к периоду зрелой мысли Платона. Сущ­ность красоты рассматривается не в рамках вопроса о сущности искусства и не в явной связи с проблемой истины, а в горизонте вопроса об отношении человека к сущему как таковому. Именно в силу того обстоятельства, что Платон размышляет о прекрасном в сфере указанного вопроса, на первый план выдвигается проблема связи прекрасного как с истиной, так и с искусством. Важно обра­тить внимание на вторую половину диалога, где данная проблема раскрывается. Красота, говорит Платон, окрыляет нас потому, что когда человек воспринимает красоту в здешнем мире, то есть в ми­ре чувственно постижимых и преходящих вещей, он припоминает при этом подлинную красоту, небесный план идеальной красоты. «Ведь ... всякая человеческая душа по своей природе бывала созер­цательницей подлинного сущего, иначе она не вселилась бы в это живое существо» (Платон. Федр. 249d). Речь идет о том, что каждая человеческая душа, выходящая из самой себя в силу воздействия чувственно воспринимаемой красоты, уже ранее созерцала сущее в его подлин­ном бытии. Если бы не было этого более раннего созерцания, то душа никогда бы не вошла именно в человеческую форму жизни. Чтобы человеку быть особенным живым существом, ему нужно уже иметь созерцаемым когда-то подлинное бытие всего сущего. Почему это происходит так, и что вообще есть человек в силу тако­го положения вещей? Платон мало рассуждает о том, что есть чело­век, поскольку для него не существовала проблематика так называемой философской антропологии. Однако относительно сущно­стной природы человека он мысленно допускает следующее: чело­век в мысли и бытии призван соотносить и согласовывать себя с сущим как таковым. Человек не мог бы иметь свою собственную природу, которая позволяет ему воспринимать сущее так, как оно раскрывает ему себя, если бы до всякого отдельного момента вре­мени в здешнем мире он, благодаря теории в смысле созерцания, не имел бы заранее в своем созерцании и кругозоре истинно сущее, то есть бытие как таковое. Бытие не может быть постигаемым в сфере сугубо чувственного восприятия, поэтому человеческая душа при­звана уже всегда иметь его созерцаемым, иметь в присущем ему изначально кругозоре. Созерцанием бытия в этом надлежащем кру­гозоре человеческая душа «себя питает». Бытие и распо­знающее к нему отношение обеспечивают человеку наиболее под­линную воспринимаемость всего сущего. В силу такого отношения необходимо знать заранее, что есть в своей сущности различие и подобие, поскольку вне такого рода знания мы никогда не могли бы воспринимать различные вещи, мы не могли бы воспринимать ве­щи вообще в присущих им особенностях. Если бы мы не знали из­начально, что есть «тожесть» и «противоположное», мы не могли бы тогда согласовывать себя даже с самим собой как «то-же-самостью» в каждом отдельном случае. Никакой человек тогда не мог бы быть самим собой; он тогда был бы вообще лишен своей собственной самости. Он не мог бы иметь в своем опыте узнавания и постижения всего того, что противоположно ему, то есть все не­что иное, в отличие от того, что есть человек сам по себе. Если бы человек ничего не знал относительно тождества, различия и подо­бия, гармонического строя, порядка и симметрии, тогда он был бы не способен что-либо познавать, устраивать и конструировать, что- либо устанавливать как сущее. Была бы невозможной просто-напросто сама форма жизни, присущая человеку и называемая че­ловеком, если бы в ней созерцание подлинного бытия не имело бы характера изначально правящей и определяющей человека силы.

Однако, когда душа, имевшая чистое созерцание идей в небес­ном плане бытия, изгоняется в тело, она вследствие этого уже не способна созерцать сущее в его незамутненном свете. Относитель­но созерцания бытия, присущего душе в ее человеческом воплоще­нии, истинно теперь следующее: душа «с трудом созерцает сущее» (248а). Многим душам не удалось уподобиться божественному. Вот почему познание сущего для большинства людей оказывается крайне затруднительным. «Несмотря на крайние усилия, все они не достигают созерцания сущего...» (248в). Для них созерцание сущего  осуществляется лишь вполовину того, каким оно в яр­ком и солнечном свете могло бы быть подлинно раскрываемым. Созерцание оказывается таким, как если бы человек пребывал в пещере, как если бы он был совершенно нетрезвым. Большинство людей являются «пещерными» и совершенно нетрезвыми прежде всего потому, что они сами отклонились от того надлежащего пути, на котором реализуется стремление и усилие достичь чистого со­зерцания бытия всего сущего. Но они, отклонившись, «довольст­вуются мнимым пропитанием» (248в). Не питаемые более чистым созерцанием бытия, они довольствуются тем, что им перепадает благодаря лишь тому или иному мнению. Они питаются всего лишь преходящими явлениями вещей самих по себе. В обыденном и обычном мире люди в большинстве своем «скованы» широко рас­пространенными и преходящими явлениями. И чем более бытие и бытийность «скрывают себя» от людей, тем более они становятся согласуемыми с обычными явлениями и заурядными мнениями, в которых они находят подтверждение своей сущности и соответст­вующему ей кругозору. Такого рода сокрытием бытия, порождаю­щим все возможные заблуждения и иллюзии, человек отчуждается от своей природы, от своей внутренней сущности. Он оказывается брошенным в безжизненную пустошь, где царит забвение и где человек в его истинной сути и подлинном предназначении про­сто устраняется. Люди имеют дело, как правило, с непосредственно воспринимаемыми вещами, о которых и говорят, что только они подлинно есть. В состоянии забвения бытийной сути вещей люди даже не замечают явлений, имеющих характер феноменов. Но и в мимолетных явлениях, пусть даже лишь «едва-едва», бытие все же выдвигается на первый план. Понимание этого позволяет выходить из состояния забвения в сферу припоминающего мышления, но слишком мало тех, кто способен к надлежащему припоминанию. «Мало остается таких душ, у которых достаточно сильна память» (250а). И даже эти немногие, способные в силу своей памяти вос­принимать в являемом истинную суть вещей, даже они могут ви­деть эту суть только при осуществлении особого рода условий. Бы­тие есть сила, притягивающая и связующая все сущее воедино. В идее обнаруживается мощь само-раскрытия бытия. Как только че ловек вовлекается в своем созерцании в сферу бытия-как-идеи, он тут же выходит за пределы своего телесного естества. Он оказыва­ется в сфере между самим собой и притягивающей его идеей, кото­рая и есть подлинное бытие, и, таким образом, он есть уже вне себя. Такого рода трансцендирование, возвышение над самим собой и стремление к подлинному бытию, - это и есть та сила, которую Платон называет эросом. Человек причастен к бытию всего сущего. И человек способен мыслить и осмысливать бытийную суть вещей и преодолевать «оглушенность» телом и забвение в той мере, в ка­кой само бытие-как-идея в отношении к человеку в его телесном естестве способно извлекать из присущей ему природы «эросную» мощь, которая позволяет ему возвышаться над самим собой и вос­ходить к идеальному порядку вещей.

Ренессанс «грезил» идеей восстановления доблестной древно­сти, идеей возвращения к начальным истокам истинной веры и мудрости, к подлинной красоте и достойной человека жизни. Почти каждый мыслитель и ученый, поэт и художник не столько приоб­щались к тому, что уже было сказано, написано и сделано предшест­венниками, - хотя этот момент, разумеется, присутствовал в процессе образования, - сколько стремились создать новую и свою «собствен­ную науку», поскольку в деле познания истины, красоты и блага все подлежит восстановлению. Таков проект Данте и Петрарки, Леона Альберти и Леонардо, создателей политологии Макиавелли и Гвиччардини. Уже Данте и Петрарка были уверены в том, что прежде всего и важнее всего прозреть себя в истине и вызвать ее на божий свет посредством надлежащего именования и глагола, нежели по­стоянно о ней спорить или всякий раз ее оспаривать. Только таким образом истина сама проложит себе путь. А живописцы, ваятели и архитекторы полагали, что важнее всего прозреть себя в красоте и гармонии, коль скоро как раз это и есть тот способ, каким истина существует и сама себя раскрывает. Вот почему Леонардо называет живопись не только «истинной философией», но и такой «всеобъ­емлющей наукой», которая, в отличие от всего словесного, включая теологию и философию, способна охватывать исходную и «первую истину», поскольку живопись имеет дело не с «бесцветной» и по­этому всегда оспариваемой истиной, а с такой неоспоримой исти­ной, которая изначально являет себя в красочной и прекрасной вы­разительности.

Сущности человека, говорит Платон, присуще созерцание бы­тия-как-идеи. Однако это созерцание не есть простая и неизменная принадлежность человека как разумного существа. Оно присуще человеку как его наиболее сокровенная суть, которая, тем не менее, может быть легко деформирована и рассеяна, поэтому она каждый раз должна быть воссоздаваема заново. Необходимо все то, что де­лает возможным такого рода возрождение. А это тем самым есть непрерывное сохранение, обновление и раскрытие бытийной сущ­ности вещей. Таковым как раз может быть все то, что встречается в непосредственно воспринимаемых вещах и даже в мимолетных яв­лениях, хотя в них бытие оказывается нередко всецело скрытым и наиболее от нас удаленным. Именно все то, что особенно просто и явно и что одновременно выдвигает на первый план бытийную или идеальную суть вещей, - это как раз, согласно Платону, и есть кра­сота. И когда мы пытаемся выяснить ту сферу, в которой красота достигает своего подлинного сказывания, тогда мы также стано­вимся подлинно сказывающими относительно того, что есть красо­та, причем прежде всего в связи с возможностью созерцания истин­ной сути вещей. Нам необходимо выяснить сущностное определе­ние красоты, чтобы подготовить путь к обсуждению вопроса о со­отношении красоты и истины. В диалоге Платона о государстве раскрываются метафизические основания полисной жизни. В этом диалоге устанавливается собственно образец действенного и согла­сованного порядка бытия. В той мере, в какой сущностный порядок бытия раскрывает себя в многообразии различных вещей, этот по­рядок в эмпирически прилегающих к человеку обстоятельствах весьма трудно распознать. Поэтому незамечаемыми оказываются даже обычные явления, а все то, что предстает как сущностное, ед­ва ли для нас становится обязывающим. В этой связи Платон в «Федре» говорит: «В здешних подобиях вовсе нет отблеска спра­ведливости, благоразумия и всего другого, ценного для души, одна­ко кое-кому, пусть и очень немногим, подходя к этим изображени­ям … все же удается, да и то с трудом, разглядеть при по­мощи наших несовершенных органов, к какому роду относится то, что изображено» (25 lb).


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!