ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ» 10 страница



 

ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

Раздел 1. Введение

«Эпоха» и «эпохэ» – ретроспектива (взгляд итальянских гуманистов из золотого XV века на собственное темное прошлое, «мрачное средневековье», средний возраст: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу, утратив правый путь во тьме долины»). Крушение иерархии «метафизических мест» (держателей авторитета), расчет на себя (гуманисты о достоинстве человека), «выравнивание» хронотопа. Смысл ренессансного «разнообразия».

 

Раздел 2

Постепенное движение от иконы к картине (мир становится «картиной», но еще не стал). Меряние вещей бесконечностью – точкой на горизонте. Прямая перспектива. Чимабуэ (1240–1300) и Джотто (1276–1336). Данте (1265–1321) и Джотто. Джотто и культ Франциска Ассизского. Лавры Петрарки (1304–1374). Итальянские гуманисты XIV–XV веков: К. Салютати (1331–1406), Л. Бруни (ок. 1374–1444), Л. Валла (1407–1457).

 

Раздел 3

Европейское Возрождение как историческая эпоха. Формирование политико–экономической реальности. Ренессансный антропоцентризм и идея humanitas. Пико делла Мирандола о достоинстве и свободе человека.  «Речь о достоинстве человека».

Риторика свободы. Поэтическое слово (Данте, Петрарка, Боккаччо). Утопическое мышление эпохи Возрождения (Томас Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город солнца»). Универсализм философии Томмазо Кампанеллы (космология: Бог и природа, сенсуализм и проблема достоверности знания, практическая магия и ее роль в познании). Магическая тенденция ренессансной мысли. Платоновская академия М. Фичино. Социальная этика: Л. Валла, Л. Бруни. Зодческая мудрость Л. Б. Альберти. Феномен Леонардо да Винчи.  Риторический дискурс как выражение ренессансного исторического сознания. Риторико–политический дискурс Гвиччардини. «Наука политики» Н. Макиавелли «Государь», «История Флоренции».

 

Раздел 4

Концепция максимума как положительное обоснование бесконечности Н. Кузанского. «Об ученом незнании». Мир как explicatio Dei. Принцип coincidentia oppositorum. Проблема истины и концепция «ученого незнания» Н. Кузанского. «Онтологический аргумент» Н. Кузанского. Учение о бытии – возможности, о совпадении противоположностей. Н. Кузанский и традиция апофатического богословия. Устранение чиноначалия с помощью актуальной бесконечности. Всецентризм: Бог везде и надо всем. Кузанский: платонизм как метафизика. Ученое неведение Н. Кузанского как метафизическое основание новоевропейской механики (механики Галилея). Пантеизм Дж. Бруно. Дж. Бруно о бесконечности мира и бесчисленном множестве миров. Наука эпохи Возрождения studia humanitatis.

 

Раздел 5

Любовная философия: Л. Эбрео (между 1460 и 1463 – между 1520 и 1535) и Фр. Патрици (1529–1597). Аристотелики Возрождения: Э. Барбаро (1454–1493); «аверроисты» и «александрийцы», П. Помпонацци (Перетто, 1462–1524): рациональный порядок мира. Наука эпохи Возрождения как studia humanitatis.

Диалогичность как форма философствования и обучения. Художественная наука Возрождения. Архитектурная наука Л. Альберти.

 

Раздел 6

Магическая натурфилософия и ее принцип – всеобщее сочувствование как трансформация мифологический представлений о микро- и макрокосмическом параллелизме. Ученые и маги Возрождения: И. Рейхлин (1455–1522), К. Агриппа Неттесгеймский (1486–1535), Дж. Фракасторо (1483–1533), Дж. Кардано (1501–1571), Дж. Б. Ла Порта (1535–1615). Учение о природе «из естественных оснований» Б.Телезио (Козентинец, 1509–1588). Героический энтузиазм Дж. Бруно (Ноланец, 1548–1600). Бруно: религия природы. Искусство памяти Дж. Бруно. Метафизика Т. Кампанеллы (1568–1639) – реформированное августинианство.

 

Раздел 7

Гуманизм, Реформация и Контрреформация.

«Разнообразие» в этике и политике. Игровой характер гуманистической культуры: «культура общения культур» и убийственная серьезность проповеди Савонаролы. Идеал придворного Кастильоне (1478–1529). Апофеоз искусства и культ творца в эпоху Возрождения. Бытовые типы Возрождения. Охота на ведьм. Деятельность инквизиции.

Христианский гуманизм Эразма Роттердамского. Мартин Лютер и Реформация в Германии. Принцип sola fide (спасение только верой). Феномен религиозности Протестантизма. Спор М. Лютера и Э. Роттердамского о свободе воли и предопределении. Риторика свободы. Теология труда. Идея прав личности, вытекающая из невозможности добровольного рабства на земле, в свою очередь обусловленной провиденциальным предопределением. Меа culpa: избегание добра и принятие зла, бессмысленность добрых дел. От монастырской аскезы к мирской. Призвание и профессия. Католическая реформа: У. Цвингли и Ж. Кальвин.   Протестантская этика и дух капитализма.

Гуманисты и скептики. Критика аристотелевой логики: Петр Рамус (1515–1572), Л. Вивес (1492–1540). Ф. Рабле и П. Аретино (1534): непристойность как лекарство от идейности. Скептицизм М. Монтеня (1533–1592). «Опыты».

 

Библиографический список

1. Аверинцев С. С. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. – М.: Наука, 1984.

2. Алеш Г. фон. Ренессанс в Италии / Пер. Е. Ю. Григорович. – М., 1916.

3. Алпатов М. В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. – М.; Л., 1939.

4. Алпатов М. В. Всеобщая история искусств: В 3 т. Т. 2. – М.; Л., 1949.

5. Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. – М., 1976.

6. Альберти Леон Батиста. Десять книг о зодчестве. В 2 т. // Пер. и коммент. В. П. Зубова и А. Г. Габричевского. – М., 1935–1937.

7. Аникст А. А. Творчество Шекспира. – М., 1963.

8. Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. – М., 1974.

9. Антология мировой философии. Т.2. – М., 1970.

10. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. – М., 1963.

11. Баткин Л. М. Ренессанс и утопия // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. – М., 1976.

12. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. – М., 1978.

13. Баткин Л. М. Онтология Марсилио Фичино в связи с общей оценкой ренессансного неоплатонизма // Традиция в истории культуры. – М., 1978.

14. Баткин Л. М. К истолкованию итальянского Возрождения: антропология Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола // Из истории классического искусства Запада. – М., 1980.

15. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. – М., 1990.

16. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975.

17. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979.

18. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1990.

19. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями / Пер. Н. А. Белоусовой. Общая ред. и предисловие В. Н. Гращенкова. – М., 1973.

20. Бибихин В. В. Слово Петрарки // Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. – М., 1982.

21. Бибихин В. В. От поэтической философии к художественной науке // Ренессанс: образ и место Возрождения в истории культуры. – М., 1987.

22. Бибихин В. В. Новый Ренессанс. – М., 1998.

23. Боккаччо Дж. Генеалогия языческих богов // Эстетика Ренессанса. – М., 1981.

24. Боргош Ю. Фома Аквинский / Пер. М. Гуренко. – М., 1975.

25. Брагина Л. М. Этические взгляды Джованни Пико делла Мирандола // «Средние века». Вып. 28. – М., 1965.

26. Бруно Дж. О бесконечности, Вселенной и мирах // Дж. Бруно. Диалоги. – М., 1949.

27. Бруно Дж. О героическом энтузиазме / Пер. прозаич. текста Емельянова, стихотв. – Ю. Верховского и А. Эфроса. – М., 1953.

28. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения: В 2 т. / Пер. С. Бриллианта. – СПб., 1905–1906.

29. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии.– М.: Юрист, 1996.

30. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – СПб., 1992.

31. Вала Л. Рассуждения о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина // Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. – М., 1963.

32. Вала Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М., 1989.

33. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. – М., 1990.

34. Веселовский А. Н. Петрарка в поэтической исповеди Canzoniere (1304–1904): Избранные статьи. – Л., 1939.

35. Виллари П. Джироламо Савонарола и его время: В 2 т. / Пер. Д. Н. Бережкова, под. ред. А. Л. Волынского. – СПб., 1913.

36. Гадамер Х. – Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. –М.: Прогресс, 1988.

37. Гайдук В. П. К вопросу о цветовой символике «Божественной комедии» Данте // Дантовские чтения. – М., 1971.

38. Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М., 1967.

39. Гаспари А. История итальянской литературы / Пер. К. Бальмонта. Т. 1. – М., 1895.

40. Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. – М., 1971.

41. Горфункель А. Х. Джордано Бруно. – М., 1973.

42. Горфункель А. Х. Гуманизм натурфилософии итальянского Возрождения. – М., 1977.

43. Горфункель А. Х. Философия эпохи возрождения. – М., 1980.

44. Гращенков В. И. Книга О. Бенеша и проблемы Северного Возрождения // Бенеш О. Северное Возрождение. – М., 1973.

45. Гуковский М. А. Итальянское Возрождение: В 2 т. Италия с 1250 по 1380 год. Т.1. – Л., 1947.

46. Гулыга А. В. Эстетика истории. – М., 1974.

47. Данте Алигьери. Божественная комедия / Пер. М. Лозинского. – М., 1967.

48. Данте Алигьери. Монархия. Малые произведения / Изд. подготовил И. Н. Голенищев–Кутузов. – М., 1968.

49. Де Санктис. История итальянской литературы. – М., 1963.

50. Дживелегов А. К. Микеланджело. – М., 1938.

51. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времени Возрождения и Реформации. – М., 2000.

52. Зайчик Р. Люди и искусство итальянского Возрождения / Пер. Е. Герстфельд. – СПб., 1906.

53. Зубов В. П. Леонардо да Винчи. – М., 1962.

54. Йейтс Ф. Искусство памяти. – СПб., 1988.

55. Йейтс Ф. Джордано Бруно и герменевтическая традиция. – М., 2000.

56. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. Т. 1: Античность. Средние века. Возрождение. – М., 1962.

57. Кампанелла Т. Город Солнца / Пер. и коммент. Ф. А. Петровского, вступит. статья В. П. Волгина. – М.; Л., 1954.

58. Карелин М. Ранний итальянский гуманизм и его историография. Вып. 1. – СПб., 1892.

59. Карсавин Л. Джордано Бруно. – Берлин, 1923.

60. Конрад Н. И. Об эпохе Возрождения // Запад и Восток. – М., 1972.

61. Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. – М., 1952.

62. Лазарев В. Н. Микеланджело // Микеланджело. Жизнь. Творчество. –М., 1964.

63. Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения: В 3 т. Т. 1. – М., 1956; – Т.2. – М., 1959.

64. Леонардо да Винчи. Трактат о живописи / Пер. А. А. Губера и В. К. Шилейко, под ред. А. Габричевского, предисл. В. Н. Лазарева. – М., 1934.

65. Леонардо да Винчи. Избранные произведения: В 2 т. / Под ред. А. К. Дживелегова и А. М. Эфроса. – М.; Л., 1935.

66. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.

67. Лузина И. В. Религиозные искания в эпоху Возрождения. Вып. 1. – Берлин, 1923.

68. Лукач Д. Своеобразие эстетического. Т. 1. – М., 1985.

69. Лютер Мартин. Время молчания прошло. Избранные произведения. 1520–1526 гг. – Харьков, 1992.

70. Лютер Мартин. О работе воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М., 1986.

71. Лютер Мартин. Избранные произведения. – СПб., 1994.

72. Макиавелли Н. Сочинения. Т. 1. – М.; Л., 1934.

73. Макиавелли Н. История Флоренции / Пер. Н. Я. Рыковой. Общ. ред., послесл. и коммент. В. И. Рутенбурга. – Л., 1973.

74. Макиавелли Н. Избранные сочинения. – М., 1982.

75. Мастера искусства об искусстве. В 7 т. Т. 2: Эпоха Возрождения / Под ред. А. А. Губера и В. Н. Гращенкова. – М., 1966.

76. Мейстер Экхарт. Проповеди и рассуждения / Пер. М. В. Собашниковой. – М., 1912.

77. Михайлов А. А. Николай Коперник и развитие астрономии // «Николай Коперник. К 500-летию со дня рождения (1473–1973)».

78. Монтень М. Опыты / Послесл. Ф. А. Коган-Бернштейн. Т. 1–3. – М.; Л., 1954–1960.

79. Монье Ф. Опыт литературной истории Италии XV века. Кватроченто / Пер. К. С. Шварсалона. – СПб., 1904.

80. Мор Т. Утопия / Пер. А. И. Малеина и Ф. А. Петровского. Вступит. статья В. П. Волгина. – М.; Л., 1953.

81. Мор Т. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III. – М., 1978.

82. Морозов М. М. Шекспир. – М., 1956.

83. Немилов А. Грюневальд. – М., 1972.

84. Николай Кузанский. Апология ученого незнания. Т.2. – М., 1980.

85. Николай Кузанский. О возможности бытии // Соч. в 2 т. Т.1. – М., 1979.

86. Николай Кузанский. О предложениях // Соч. в 2 т. Т.1. – М., 1979.

87. Николай Кузанский. Простец об уме // Соч. в 2 т. Т. 1. – М., 1979.

88. Нуцубидзе Ш. И. Восточный Ренессанс и критика европоцентризма. –М., 1941.

89. Нуцубидзе Ш. И. Руставели и Восточный Ренессанс. – Тбилиси. 1967.

90. Орсье Ж. Агриппа Неттесгеймский, знаменитый авантюрист XVI в. / Пер. Б. Рунт. Ред., введ. и прим. В. Брюсова. –  М., 1913.

91. Ортега–и–Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

92. Осокин Н. Х. Савонарола и Флоренция. – Казань, 1865.

93. Патер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии / Пер. С. Г. Займовского. – М., 1912.

94. Петрарка Ф. Автобиография. Исповедь. Сонеты / Пер. М. Гершензона и Вяч. Иванова. – М., 1915.

95. Петрарка Ф. Избранное. – М., 1974.

96. Петрарка Ф. Книга писем о делах повседневных // Эстетические фрагменты. – М., 1982.

97. Пико дела Мирандола. Речь о достоинстве человека // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1. – М., 1962.

98. Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1961.

99. Пинский Д. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. – М., 1971.

100. И. В. О религиозно-философских воззрениях Марсилио Фичино // Исторические известия. 11. – М., 1917.

101. Рабле Франсуа Гаргантюа и Пантагрюэль / Пер. Н. Любимова. – М., 1961.

102. Ревякина Н. В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV–первой половины XV в. – М., 1977.

103. Роттердамский Эразм. Гипераспистес I // Философские произведения. –М., 1986.

104. Роттердамский Эразм. Диатриба, или рассуждение о свободе воли // Философские произведения. – М., 1986.

105. Роттердамский Эразм. Философские произведения. – М., 1987.

106. Сказкин С. Д. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма // Средние века. Вып. 11. – М., 1958.

107. Смирнов А. А. Шекспир. – Л.; М., 1963.

108. Смирнова И. Сандро Боттичелли. – М., 1967.

109. Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас // Очерки по истории философии и культуры. – М. , 1991.

110. Сунягин Г. Ф. Промышленный труд и культура Возрождения. – СПб., 1987.

111. Утопический роман XVI–XVII веков: Томас Мор. Утопия; Кампанелла. Город Солнца; Френсис Бэкон. Новая Атлантида. – М., 1989.

112. Фичино Марсилио. Комментарий на «Пир» Платона // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1. – М., 1962. – С. 497-507.

113. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Работы и размышления разных лет. – М.: Гнозис, 1993.

114. Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. – М., 1974.

115. Цветочки святого Франциска Ассизского / Пер. А. П. Печковского. Вступит. статья С.Н. Дурылина. – М., 1913.

116. Ченнини Ченнино. Книга об искусстве, или Трактат о живописи / Пер. А. Лужецкий. – М., 1933.

117. Честертон Г. К. Франциск Ассизский // Вопросы философии, 1989. – № 1.

118. Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. – М.; СПб.: Университетская книга, 2001.

119. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. – М.: Госполитиздат, 1950.

120. Эстетика Ренессанса. Антология в 2 т. / Сост. В.П.Шестаков. – М.: Искусство, 1981.

Схема распределения учебного времени по видам работы

Очная форма обучения

Вид работы Количество часов
Общая трудоемкость 96
Аудиторная работа 48
лекции семинарские занятия 16 32
Самостоятельная работа 48

 

Схема распределения учебного времени по семестрам

Очная форма обучения

Вид работы  сем. Всего
Общая трудоемкость 96 96
Аудиторная работа 48 48
лекции семинарские занятия 16 32 16 32
Самостоятельная работа 48 48
Вид итогового контроля экзамен  

 

 

Учебно-тематический план

Очная форма обучения

 

п/п

 

 

Наименование
разделов, тем

Всего

часов

в трудоемкости

В том числе

 аудиторных:

 

Сам.

работа

 

всего

из них:

лекции сем.
1 Европейское Возрождение как историческая эпоха. Формирование политико-экономической реальности. Ренессансный антропоцентризм и идея humanitas. Пико делла Мирандола о достоинстве и свободе человека. Утопические идеи и магия ренессансной мысли. Риторика свободы. Платоновская академия М. Фичино. Социальная этика: Л. Валла, Л. Бруни. Зодческая мудрость Л. Б. Альберти. Поэтическое слово (Данте, Петрарка, Боккаччо). 12 6 2 4 6
2. Риторический дискурс и политическая история (Н. Макиавелли, Гвиччардини). 12 6 2 4 6
3. Учение о бытии – возможности, о совпадении противоположностей. Кузанский об ученом познании. Н.Кузанский и традиция апофатического богословия. Устранение чиноначалия с помощью актуальной бесконечности. Всецентризм: Бог везде и надо всем. Кузанский: платонизм как метафизика. Ученое неведение Н. Кузанского как метафизическое основание новоевропейской механики (механики Галилея). Пантеизм Дж. Бруно. Дж. Бруно о бесконечности мира и бесчисленном множестве миров. Наука эпохи Возрождения studia humanitatis. 12 6 2 4 6
4. Любовная философия: Л. Эбрео (между 1460 и 1463- между 1520 и 1535) и Фр. Патрици (1529-1597).     Аристотелики Возрождения: Э. Барбаро (1454-1493); «аверроисты» и «александрийцы», П. Помпонацци (Перетто, 1462-1524): рациональный порядок мира. 12 6 2 4 6
5. Магическая натурфилософия и ее принцип - всеобщее сочувствование как трансформация мифологический представлений о микро- и макрокосмическом параллелизме. Ученые и маги Возрождения: И. Рейхлин (1455-1522), К. Агриппа Неттесгеймский (1486-1535), Дж. Фракасторо (1483-1533), Дж. Кардано (1501-1571), Дж. Б. Ла Порта (1535-1615). Учение о природе «из естественных оснований» Б. Телезио (Козентинец, 1509-1588). Героический энтузиазм Дж. Бруно (Ноланец, 1548-1600). Бруно: религия природы. Искусство памяти Дж. Бруно. Метафизика Т. Кампанеллы (1568-1639) – реформированное августинианство. 12 6 2 4 6
6. Гуманизм, Реформация и Контрреформация. «Разнообразие» в этике и политике. Игровой характер гуманистической культуры: «культура общения культур» и убийственная серьезность проповеди Савонаролы. Идеал придворного Кастильоне (1478-1529). Макиавелли (1467-1527) и макиавеллизм «Наука политики». Бытовые типы Возрождения. Охота на ведьм. Деятельность инквизиции. Инквизиционный процесс как форма исследования и прототип новоевропейского научного эксперимента. 12 6 2 4 6
7. Эразм Роттердамский (1466-1536) и М Лютер (1483-1546), требование реформы, спор о свободе воли и предопределении. Принцип sola fide (спасение только верой).   Идея прав личности, вытекающая из невозможности добровольного рабства на земле, в свою очередь обусловленной провиденциальным предопределением. Меа culpa: избегание добра и принятие зла, бессмысленность добрых дел. От монастырской аскезы к мирской. Призвание и профессия. У. Цвингли (1484-1531) и Ж. Кальвин (1509-1564). Протестантская этика и дух капитализма. 12 6 2 4 6
8. Гуманисты и скептики. Критика Аристотелевой логики: Петр Рамус (1515-1572), Л. Вивес (1492-1540). Ф. Рабле и П. Аретино (1534): непристойность как лекарство от идейности. Скептицизм М. Монтеня. (1533-1592). «Опыты». 12 6 2 4 6

ИТОГО

96 48 16 32 48

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!