ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ» 1 страница
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Курск 2008
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Курский государственный университет»
Факультет философии, социологии и культурологии
Кафедра философии
Учебно – методический комплекс
по изучению курса для студентов
Специальность 030101 (020100) – философия
Специализация – социальная философия
Факультет философии, социологии и культурологии
Очная форма обучения
Курск 2008
Утверждено на заседании кафедры философии
Курского государственного университета
Рецензенты:
докт. филос. наук, проф. С.П. Щавелев (КГМУ)),
докт. филос. наук, проф. Ю.Л. Воробьев (КГСХА им. И.И.Иванова)
История философии эпохи Возрождения: учебно - методический комплекс / составитель Т.В.Торубарова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. - 118 с.
Учебно-методический комплекс содержит введение к тематической экспликации курса, программу учебного курса «История философии эпохи Возрождения», планы и контрольные вопросы к семинарским занятиям, список литературы, вопросы для повторения курса и самоконтроля знаний, примерные темы рефератов, методические рекомендации по написанию реферата и организации самостоятельной работы студентов. Главная цель - привить навык вдумчивого усвоения проблематики ренессансной философии. Развитие диалогической сущности сознания, связанной с полифонией словесного выражения мысли. Развитие способности к самостоятельному анализу, формирование осмысленной позиции. Реализация поставленной цели предполагает обязательное посещение студентами лекций, изучение источников и дополнительной литературы на семинарских занятиях под руководством преподавателя.
|
|
Ó Торубарова Т.В., 2008
ã Курский государственный университет, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка 5
2. Философия эпохи Возрождения 7
3.Программа курса «История философии эпохи Возрождения» 93
4.Учебно - тематический план 101
5.Содержание семинарских занятий 104
6.Рекомендации по организации самостоятельной работы 107
7.Методические рекомендации по написанию реферата 107
8.Примерные темы рефератов 108
|
|
9. Примерный перечень вопросов к экзамену 109
10. Учебно - методическое обеспечение дисциплины 111
Пояснительная записка
«История философии эпохи Возрождения» является фундаментальным курсом в структуре преподавания дисциплины «История зарубежной философии». Ренессанс кажется уже хорошо изученным культурно–историческим феноменом, однако как нечто вполне завершенное он существует лишь в нашем воображении. Ренессанс присутствует в современности не только как историко–культурная тематика, но и как укоренившееся активное отношение к природе, истории и миру в целом. Эпоха Возрождения XIV–XVI вв. является началом исторического процесса, который, безостановочно ускоряясь, захватил в наши дни всю планету, позволив человечеству обрести небывалые возможности как для созидания, так и для разрушения, как для добра, так и для зла. С Ренессансом связывают формирование философского и научно–технического рационализма XVII в., а также основные этапы первой промышленной революции. В наступившем тысячелетии уже намечается глобальная архитектоника возможного в планетарном измерении социума, претендующего на гармонизацию основных тенденций и противоречий нашей цивилизации. Возрождение в таком горизонте глобализма оказывается образцом для осознавания нынешнего социокультурного, философского и научно–технического мышления; именно в этом выражается его непреодолимая многозначность. Ренессанс оказывается лабораторией для осмысления перспектив и тенденций нашего времени. Возрождение является не только основой картезианского рационализма, но и условием его отрицания в лице метафизического волюнтаризма Шопенгауэра и сверхчеловеческой воли к могуществу Ницше. Ренессанс имеет для нас не меньшее значение, чем «древнегреческое чудо», которое завершается именами Платона и Аристотеля. Отсюда необходимость и настоятельность изучения данного курса. Роль его особенно возрастает в связи с переживаемой в современном мире гуманитаризацией образования.
|
|
Цель курса «История философии эпохи Возрождения» состоит в том, чтобы привить навык вдумчивого усвоения проблематики ренессансной философии. Развитие диалогической сущности сознания, связанной с полифонией словесного выражения мысли. Развитие способности к самостоятельному анализу, формирование осмысленной позиции.
|
|
Приоритетные формы, методы, технологии обучения
При изучении курса истории философии эпохи Возрождения применяются различные виды учебных занятий: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, индивидуальные занятия, консультации, контрольные работы.
Студенты должны освоить ряд специальных понятий, дающих возможность работать с концепциями и положениями философии. От них требуется овладение исследовательскими навыками, умение использовать теоретический материал для понимания соответствующего этапа развития философии.
На семинарских занятиях предполагается выработка навыков чтения научных текстов, умений выражать и доказывать свою позицию по обсуждаемым проблемам.
Ставится также задача овладения навыками написания научных текстов, равно как знакомство со стилистикой современной гуманитарной культуры. В самостоятельную работу студента входит чтение учебной и научной литературы, выполнение заданий для самоконтроля (в том числе тестовых), написание рефератов, а также научных и литературных произведений (эссе, критический очерк и т.д.).
Темы для самостоятельной работы определены тематическим планом изучения дисциплины. К каждой теме предлагаются вопросы для проработки материала учебников и учебных пособий, для повторения, дискуссии, темы рефератов, указана обязательная и дополнительная литература. Часть самостоятельной работы осуществляется под руководством преподавателя в аудитории.
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является экзамен. Экзаменационный билет включает два теоретических вопроса.
Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:
– оценка «отлично» выставляется студенту, если он правильно и полно ответил на вопросы, выбрал правильный вариант ответов в тестовых заданиях и дал корректный комментарий;
– оценка «хорошо» выставляется студенту, если он недостаточно полно ответил на один вопрос или сделал ошибку в выборе одного или двух вариантов ответа на тестовое задание;
– оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент выбрал неверные варианты ответа на тесты либо не дал ответа на один вопрос;
– оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент неверно выполнил три тестовых задания и не дал ответа на один вопрос.
Программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Специальность 030101 (020100) Философия. – М., 2000.
Сергеев К.А., Торубарова Т.В.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Ренессанс кажется уже хорошо изученным культурно-историческим феноменом, однако как нечто вполне завершенное он существует лишь в нашем воображении. Ренессанс присутствует в современности не только как историко-культурная тематика (как гуманизм, индивидуализм, возрождение античности, расцвет изобразительного искусства и прочее), но и как укоренившееся активное отношение к природе, истории и миру в целом. Это отношение стало теперь настолько естественным, что нам уже трудно представить себе такие времена, когда история воспринималась как судьба или игра случая, когда обитаемый мир мыслился как малая часть неведомо огромной земли и безбрежного океана и тем не менее предельно близкий небу со всеми его влияниями и гармоническими порядками.
Эпоха Возрождения XIV-XVI вв. является началом исторического процесса, который, безостановочно ускоряясь, захватил в наши дни всю планету, позволив человечеству обрести небывалые возможности как для созидания, так и для разрушения, как для добра, так и для зла. В силу этого обстоятельства нам приходится осознавать, что начиная с периода Возрождения человеку уже не дано повернуться спиной к истории. Принимаем ли мы современность, относимся ли к ней с тревогой или же полностью ее отвергаем - в любом из этих случаев мы вынуждены делать усилие, необходимое для понимания того, что человек не отделим от окружающих его условий и истории как реальности. Обличитель технологической цивилизации называет Ренессанс истоком и главной причиной нынешних глобальных процессов (А.Тойнби). С Ренессансом связывают формирование философского и научно-технического рационализма XVII в., а также основные этапы первой промышленной революции. Как в особенном историческом периоде в нем даже усматривают причины нагромождения чуть ли не всех фундаментальных проблем современной цивилизации. Отсюда расхождения в понимании Возрождения. С одной стороны, это светлый, лучезарный и легко узнаваемый образ «великого обещания» в исследованиях, которые осуществлялись под лозунгами восстановления благостной древности, гуманизма, возвеличивания человеческого назначения и достоинства. Такого рода образ квалифицируется как всемирно-исторический, присущий не только западной, но и восточной цивилизации (Н. И. Конрад). С другой стороны, полное отрицание этого образа. Ренессанс рассматривается как период тотальной секуляризации и релятивизации фундаментальных ценностно-смысловых ориентаций человеческого бытия, имевших ранее священный характер (П.А.Флоренский); как период атомизации и распыления в индивидуализме и своеволии органических начал «всеединой» человеческой личности, в силу чего единство уже строится сугубо механистически, а потому механизм машины становится не только символом, но и действенным заданием изобретательности, которая определяет теперь удел человеческого существования (Н.А.Бердяев). Но даже такая двойственность Ренессанса оказывается весьма многозначной. Несомненно то, что ренессансная тематика восстановления прошлого присутствует и в нашем времени. Тематика гуманизма в культурологической перспективе так называемых общечеловеческих ценностей, поиска индивидуальности и утверждения достоинства человеческой личности, выяснения необходимых и достаточных условий для свободного проявления предприимчивости, изобретательности и т. п. - все это есть не что иное, как поиск новой формы социальности, новых измерений человеческой общности. Ясно также и то, что присущий Ренессансу расцвет оккультизма и магии как таковой возобновляется и получает широкое распространение в массовом сознании благодаря средствам массовой коммуникации. Данное положение вещей, видимо, связано с поиском нового идеала рациональности, поскольку классическая, то есть картезианская рациональность, в своих основах оказывается лишенной фундаментального значения. Об этом свидетельствуют не только теория относительности и квантовая механика, но и характерные тенденции нынешнего философского мышления. Мало того, в наступившем тысячелетии уже намечается глобальная архитектоника возможного в планетарном измерении социума, претендующего на гармонизацию основных тенденций и противоречий нашей цивилизации. Возрождение в таком горизонте глобализма оказывается образцом для осознавания нынешнего социокультурного, философского и научно-технического мышления; именно в этом выражается его непреодолимая многозначность. Ренессанс и в самом деле оказывается лабораторией для осмысления перспектив и тенденций нашего времени. Поскольку Возрождение является не только основой картезианского рационализма, но и условием его отрицания в лице метафизического волюнтаризма Шопенгауэра и сверхчеловеческой воли к могуществу Ницше, Ренессанс имеет для нас не меньшее значение, чем «древнегреческое чудо», которое завершается именами Платона и Аристотеля. Отсюда попытки нахождения «формулы» Ренессанса, сравнения его с «культуротворческим» усилием в Элладе VIII—IV вв. до н. э. Однако выяснение сущности древнегреческого чуда начинается именно с эпохи Ренессанса. Эту эпоху трактуют ныне как кризисную (X. Ортега-и-Гассет) и переходную (А.Ф.Лосев). Советуют также искать смысл в ней самой и выяснять ее особую самодовлеющую структуру (Л.М.Баткин).
Внутренняя логика и смысловая сущность Возрождения не исчерпываются ориентацией на античное классическое наследие. Это есть переходный период, то есть период становления новой формы социальности, которая в духовном плане формировалась в непрерывном диалоге языческой античности и христианского средневековья; в этом диалоге ренессансный человек осознавал себя в качестве арбитра данных исторических периодов, определяя тем самым эти периоды и. предвосхищая первую форму новоевропейского исторического сознания. Происходило высвобождение человеческого бытия в направленности на самого себя. Ренессансный антропоцентризм в его первом приближении заключался в перенесении на человеческое существо тотальных свойств и сил мироздания, которое постепенно утрачивало иерархическую вертикаль, располагаясь в горизонтальной земной плоскости. Человек обретал непомерное, загадочное величие в качестве своей собственной и неисчерпаемой возможности. В неясном горизонте формирующегося антропоцентризма образ человека получал преимущественно магически-символическое измерение. Ренессансный склад личности, как и свойственное ему мировосприятие в целом, Л.М. Баткин предлагает определить через категорию «варьета». Итальянское слово varieta и латинское varietas (разнообразие) позволяют, согласно этому пониманию, раскрывать логику и внутреннюю сущность Возрождения, истолковывать важнейшие ренессансные коллизии, а именно: коллизии между умозрительным единством божественной Вселенной и наглядным многообразием вещей, между родовой сущностью человека и отдельным человеческим индивидуумом, между постоянством слагаемых исторического процесса и необходимостью каждый раз сообразовываться с конкретными обстоятельствами, между нормативными иконографическими и риторическими требованиями, с одной стороны, и творческой оригинальностью - с другой. В контексте этих и других коллизий формировался присущий ренессансному мышлению риторический дискурс, имеющий решающее значение и использующий такие термины, как «доблесть» (virtu), «фортуна», «грация» и, особенно, «человечность» (humanitas). Идея «варьета» строится на идеи грации, но наиболее полно она раскрывается в ренессансном образе мира и человека, в котором всеобщее подменяется всем, а всякая единичная «этость» становится то средоточием, то актуализацией всеобщего.
Однако для понимания ренессансного мировосприятия не менее фундаментальной является категория humanitas. И здесь следует сразу же напомнить, что история никогда не в прошлом, поскольку она всегда впереди любой современности, и как процесс она несет на себе и определяет собой всякую человеческую участь и ситуацию. Если Ренессанс начинается с возвращения человека к своему собственному «естеству», то это означает стремление возвратить человеку (homo) надлежащую ему человечность (humanitas). Коль скоро humanitas есть мысль, которая волнуется насчет человечности как таковой, то гуманизм означает раздумье о том, как человеку быть подлинно человечным, а не бесчеловечным, то есть отпавшим или отчужденным от своей сущности. Человечность человека раскрывается в его сущности, и тогда возникает следующий вопрос: из чего и как определяется сущность человека? Христианин рассматривает его сущность, humanitas в свете отношения к Богу; в плане истории спасения человек есть такое «дитя Божие», которое слышит и воспринимает зов Божий в лице Иисуса Христа. Человек не от мира сего, поскольку «мир» является лишь эпизодическим преддверием потустороннего плана существования. Наиболее отчетливо и под своим собственным именованием идея humanitas впервые была продумана и поставлена как цель человеческой жизни в эпоху республиканского Рима. «Человечный человек» (homo humanus) противопоставляет себя «варварскому человеку» (homo barbarus), это есть, прежде всего, римлянин, совершенствующий и облагораживающий надлежащую «добродетель» (virtus) путем «усвоения» перенятой от греков «пайдейи». Речь идет о греках позднего эллинизма, которые получали образование в философских школах; образованность охватывала определенный круг знаний, а также «наставления в благородных искусствах». Таким образом, понятие «пайдейя» переводится на латинский язык как humanitas. Именно в таком понимании humanitas состоит «римскость» homo romanus. В Риме, согласно М. Хайдеггеру, мы встречаем первую форму гуманизма. Гуманизм оказывается специфически римским явлением, возникшим в результате встречи римского латинства с позднеэллинистической образованностью. Ренессанс в Италии вдохновлялся в XIV-XV вв. именно «возрождением римской добродетели». Поскольку возрождается romanitas, в которой речь идет о humanitas, то речь идет также и о греческой пайдейи.. Нельзя не отметить, что греческий мир до сих пор воспринимают в его сравнительно позднем облике, причем, как правило, в свете римской организации общества. Ренессансный homo romanus есть также противоположность homo barbarus, но бесчеловечность теперь есть мнимое варварство средневековой готической схоластики.
К гуманизму в его историографическом понимании всегда относится «культивирование человечности», и при этом он тем или иным образом обращается к греческой и римской древности. Если же под гуманизмом понимать озабоченность тем, чтобы человек был свободен для осуществления своей человечности и именно в ней обретал бы свое достоинство, то гуманизм будет различным в зависимости от того, как мы трактуем свободу и природу человека; различными будут и пути к его осуществлению. Одно дело, скажем, гуманизм Маркса, который не нуждается ни в каком возвращении к античности, и другое дело - гуманизм Винкельмана, Гете и Шиллера. Христианство тоже есть гуманизм, понимаемый в самом широком смысле, поскольку, согласно его учению, все сводится к спасению человеческой души, поэтому и вся история человечества развертывается в рамках истории спасения. Уже первый римский гуманизм и все его виды, возникшие с тех пор и вплоть до нашего времени, предполагают в качестве само собой разумеющейся обобщенную «сущность человека». Человек до сих пор определяется как разумное живое существо (animal rationale). Сколь бы различными ни были любые виды гуманизма по их конечной цели и обоснованиям, по способам и средствам своего осуществления и по форме выражения в тех или иных учениях, все они сходятся на том, что humanitas искомого человечного человека определяется в контексте уже так или иначе утвердившегося истолкования природы, истории и мира как такового, то есть истолкования всего сущего в целом. Всякий гуманизм основан на определенной метафизике или он сам делает себя основой какой-либо метафизики. Во многом из этого следует исходить, когда мы изучаем и выясняем философию Возрождения.
Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!