РЕВОЛЮЦИОННАЯ ГРОЗА НАД РОССИЕЙ 15 страница
Натуру менее стойкую, чем Плеханов, эти несколько листков почтовой бумаги, исписанных Энгельсом, могли бы повергнуть в полное смятение и растерянность. Но он хорошо понимал, что суждения «Фридриха Карловича» (как называли между собой Энгельса члены группы «Освобождение труда») базируются на далеко не полной и во многом односторонней информации, которую он получал от русских народовольцев, в частности от Гартмана, а также от Лаврова и Даниельсона. Жгучая ненависть Маркса и Энгельса к царизму как оплоту европейской реакции, их преувеличенные представления о возможностях и степени влияния «Народной воли» на русское общество, тот ореол жертвенности и мученичества, который окружал тогда на Западе русского революционера-террориста, наконец, здоровый прагматизм, заставлявший иногда основоположников марксизма жертвовать «чистой» теорией ради интересов европейской революции, — все это вместе взятое во многом объясняет позицию Маркса, а затем и Энгельса в первой половине 1880-х годов. В этой связи стоит напомнить и слова Эдуарда Бернштейна, который вспоминал: «Из моих устных бесед с Энгельсом я вынес такое впечатление, хотя и не могу подтвердить
101
его вполне определенными, подлинными выражениями, что Маркс и Энгельс сдерживали временами выражение своего скептицизма (по вопросу о «социалистической потенции русской крестьянской общины») просто из уважения к идеологии русских революционеров» 1.
|
|
В дальнейшем ситуация стала меняться. В начале 90-х годов Энгельс признал, что развитие капитализма и распад общины в России шагнули так далеко вперед, что возможность миновать капиталистическую стадию развития здесь практически исчезла. Не благоприятствовала социалистическим экспериментам в России и международная обстановка: на Западе повсюду пышным цветом расцветала капиталистическая промышленность, а у власти прочно стояла буржуазия. Сама же по себе община, по мнению Энгельса, была обречена на гибель, ибо «нигде и никогда аграрный коммунизм, сохранившийся от родового строя, не порождал из себя самого ничего иного, кроме собственного разложения» 2. При этом ближайший соратник Маркса был убежден в том, что без победы западноевропейского пролетариата социалистическое переустройство российского общества ни на основе общины, ни на основе капитализма будет невозможно 3.
Значительно изменилось к лучшему и личное отношение Энгельса к Плеханову, с которым он познакомился в 1889 г. Я знаю лишь двух людей, которые вполне поняли учение Маркса, говорил Энгельс: Меринга и Плеханова. Известна и другая оценка Энгельсом Плеханова: не ниже Лафарга или даже Лассаля 4. И хотя сегодня кое-кому такое сравнение по «патриотическим» соображениям может показаться недостаточно лестным для Плеханова, несомненно одно: в устах Энгельса, при жизни которого Плеханов еще не достиг пика своей славы, оно звучало как явная похвала русскому марксисту.
|
|
Но вернемся к событиям середины 80-х годов. Хотя обе первые большие марксистские работы Плеханова «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия» безусловно носили программный характер, возвещая о рождении нового, социал-демократического направления в русской революционной мысли, это не снимало с повестки дня вопроса о подготовке специального программного документа группы «Освобождение труда». За выполнение этой ответственной задачи и взялся Плеханов, составивший, по мнению
1 Бернштейн Э. Карл Маркс и русские революционеры // Минувшие годы. 1908. № 11. С. 17.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22. С. 444.
3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22. С. 449-453.
4 См.: Воспоминания о К. Марксе и Ф. Энгельсе. 3-е изд. М., 1988. Ч. 2. С 82, 104.
102
специалистов, в 1883— 1885 гг. целых три проекта программы группы «Освобождение труда» 1.
Над проектом Георгий Валентинович работал очень долго и упорно, обсуждал написанное с товарищами, учитывал их замечания. К сожалению, этот сложный, кропотливый процесс не нашел отражения в дошедших до нас документах: налицо лишь его конечный результат — «Программа социал-демократической группы «Освобождение труда» (лето 1884 г.) и «Проект программы русских социал-демократов» (конец 1884 — начало 1885 г.). Что касается первоначального проекта программы группы «Освобождение труда» (август — октябрь 1883 г.), то он до настоящего времени не найден. Поскольку принципиальной разницы между проектами 1884 и 1885 гг. нет, но во втором Плеханов сам снял некоторые, признанные им ошибочными, положения и уточнил формулировки, в исторической литературе обычно анализируется проект 1885 г.
|
|
В течение длительного времени у нас преобладало несколько снисходительное отношение к этим плехановским документам, которые на фоне программы РСДРП, принятой на II съезде партии и созданной коллективными усилиями Плеханова, Ленина и других членов редакции «Искры», действительно могут показаться местами расплывчатыми, а в чем-то даже наивными. При этом всегда указывалось на наличие в проектах программы группы «Освобождение труда» лассальянского по своему происхождению пункта о необходимости добиваться государственной помощи производственным ассоциациям трудящихся в городе и деревне, а также тезиса о замене парламентаризма прямым народным законодательством. В вину Плеханову ставили, кроме того, условное признание возможности террористических методов борьбы, отсутствие термина «диктатура пролетариата» и расплывчатость требования «радикального пересмотра наших аграрных отношений», т. е. условий выкупа земли и передачи ее крестьянским обществам 2.
|
|
Будем, однако, справедливы в наших оценках и подойдем к этим первым программным наброскам Плеханова с учетом той конкретной исторической ситуации, в которой они родились. Не надо забывать, что в середине 80-х годов российский капитализм находился еще, в сущности говоря, на начальной стадии своего свободного развития, осложненного наличием множества крепостнических пережитков. Процесс формирования основных классов буржуазного общества был далеко не завершен, либеральное движение оставалось еще крайне слабым, пролетарские стачки носили спорадический характер, а деревня в основном просто спала. Нельзя абстраги-
1 См.: Жуйков Г. С. Группа «Освобождение труда». М., 1962. С. 62 — 64; Курбатова И. Н. Начало распространения марксизма в России. С. 108—112; История марксизма-ленинизма. М., 1990. Т. 2. Ч. 2. С. 111 — 113.
2 Плеханов Г. В. Избр. философск. произв. Т. 1. С. 380.
103
роваться и от уровня теоретической зрелости программных документов социал-демократических партий других европейских стран, в частности Готской программы германских социал-демократов (раскритикованной Марксом), на фоне которой проекты Плеханова выглядели в общем и целом совсем неплохо. При этом их достоинства явно перевешивали отдельные просчеты и пробелы. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и стремление Плеханова привлечь на сторону марксистов народническую интеллигенцию, для которой террористическая тактика народовольцев еще была окружена в то время романтическим ореолом.
Вряд ли была бы оправдана и излишняя придирчивость к Плеханову. Так, например, он действительно не упоминал в программе группы «Освобождение труда» о диктатуре пролетариата, хотя в «Социализме и политической борьбе» о ней говорилось вполне определенно. Однако Плеханов писал в программе о «захвате рабочим классом политической власти» и о «временном господстве рабочего класса», которое позволит парализовать сопротивление контрреволюционных сил, а в перспективе положит конец существованию классов и классовой борьбы 1. И, право же, в 80-х годах прошлого века да еще применительно к такой стране, как Россия, где пролетариат делал на арене освободительного движения лишь свои первые шаги, этого было вполне достаточно, тем более что о диктатуре пролетариата не говорилось и в программах других социал-демократических партий той поры.
Хотелось бы подчеркнуть, что, работая в 1899 г. над собственным проектом программы российской социал-демократии, Ленин обратился прежде всего к плехановским программным документам 80-х годов и дал им очень высокую оценку. «Несмотря на то, что он (плехановский проект. — С. Т. ) издан почти 15 лет тому назад, — писал Ленин, — он в общем и целом вполне удовлетворительно, по нашему мнению, разрешает свою задачу и стоит вполне на уровне современной социал-демократической теории» 2.
В рассматриваемых нами программных документах группы «Освобождение труда» Плеханов провозглашал, что конечная цель социал-демократов состоит в коммунистической революции и полном освобождении труда от гнета капитала, которое может быть достигнуто лишь путем перехода всех средств производства в общественную собственность. Коммунистическая (т. е. социалистическая, выражаясь современным языком) революция, писал он, будет возможна только при участии в ней всех или, по крайней мере, нескольких цивилизованных обществ. Что касается России, то здесь трудящиеся массы находятся под двойным гнетом развивающегося (но не ставшего еще господствующим) капитализма и отживающего
1 Плеханов Г. В. Избр. философск. произв. Т. 1. С. 378.
2 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 216-217.
104
патриархального хозяйства. Поэтому ближайшей целью рабочей партии, которую предстоит создать в России, явится завоевание демократической конституции, введение всеобщего избирательного права, бесплатного и обязательного светского образования, свободы слова, печати, собраний, ассоциаций, передвижений и занятий, уничтожение сословного строя, замена постоянной армии всеобщим вооружением народа 1.
Плеханов подчеркивал, что усилия революционной интеллигенции должны быть направлены в первую очередь на организацию и повышение уровня сознательности промышленных рабочих. «Заручившись сильной поддержкой со стороны этого слоя, — писал он, — социал-демократы могут с гораздо большей надеждой на успех распространить свое воздействие и на крестьянство, в особенности в то время, когда они добьются свободы агитации и пропаганды. Само собой, впрочем, разумеется, что даже в настоящее время люди, находящиеся в непосредственном соприкосновении с крестьянством, могли бы своей деятельностью в его среде оказать важную услугу социалистическому движению в России» 2. Вместе с тем Плеханов констатировал, что русское революционное движение, торжество которого пошло бы прежде всего на пользу крестьянству, «почти не встречает в нем ни поддержки, ни сочувствия, ни понимания. Главнейшая опора абсолютизма заключается именно в политическом безразличии и умственной отсталости крестьянства» 3. И хотя последний тезис можно отнести к числу некоторых публицистических преувеличений, Плеханов в целом справедливо отметил здесь те трудности, с которыми неизбежно должна была столкнуться рабочая партия в российской деревне.
Вновь коснулся Плеханов и вопроса о судьбе крестьянской общины. «Патриархальные, общинные формы крестьянского землевладения, — писал он, — быстро разлагаются, община превращается в простое средство закрепощения государству крестьянского населения, а во многих местностях она служит также орудием эксплуатации бедных общинников богатыми. В то же время, приурочивая к земле интересы огромной части производителей, она препятствует их умственному и политическому развитию, ограничивая их кругозор узкими пределами деревенских традиций». Исходя из этого, Плеханов предлагал предоставить право отказа от надела и выхода из общины тем крестьянам, которые найдут это для себя удобным. Тем не менее, — и это очень важно подчеркнуть, — пролетарская революция, как считал Плеханов, может радикально изменить судьбу общины и крестьян-общинников. «Ее разложение, — заключал он, — неотвратимо лишь до тех пор, пока само это разложение не
1 Плеханов Г. В. Избр. философск. произв. Т. 1. С. 379-380.
2 Там же. С. 381.
3 Там же. С. 378.
105
создаст новой народной силы, могущей положить конец царству капитализма. Такой силой явится рабочая партия и увлеченная ею беднейшая часть крестьянства» 1.
Не будет преувеличением сказать, что первая половина 80-х годов была ознаменована подлинным взлетом творческой активности Плеханова, хотя сегодня в исторической ретроспекции к его ранним марксистским работам можно было бы предъявить и определенные претензии: отсутствие четкой постановки вопроса о типе капиталистического развития России и сведение ее отсталости от Запада к чисто количественным показателям без достаточного учета особого места нашей страны в мировой цивилизации; абсолютизация на этой почве идеи «догоняющего развития» России; не всегда оправданные восторги перед российским пролетариатом, большинство которого в то время представляло из себя еще полукрестьян-полурабочих; явно недостаточное внимание к теории аграрно-крестьянского вопроса и т. д.
Наверное, можно было бы пожелать молодому Плеханову большей широты взглядов, лучшего знакомства с Россией и ее народом, меньше прямолинейности в его неукротимом западничестве. Но не будем забывать о его молодости и о том, что в России, говоря словами Л. Н. Толстого, все еще только начинало «укладываться» после реформ 60—70-х годов на новый, буржуазный лад и что она всегда была страной крайностей во всем, включая ее революционную мысль и революционное дело. А если это так, то будем справедливы к нашему герою, который при всех своих выдающихся способностях оставался сыном своей страны и своего времени.
Но остается еще один важный вопрос. А что же произошло с народничеством после разрыва с ним Плеханова и его товарищей? Идейный крах, полное разочарование в крестьянском социализме его прежних сторонников, уход в историческое небытие? Нет, все было гораздо сложнее. Кризис 1880—1890-х годов действительно оказался очень глубоким, но не смертельным для народнического движения, хотя оно сильно пострадало после драмы 1 марта 1881 г. от преследования властей, внутренних неурядиц и критики со стороны бывших товарищей, в том числе и Плеханова. За убийством Александра II последовало крушение надежд на введение конституции, разочарование в эффективности народовольческого террора, рост сомнений в правильности самой народнической доктрины. Однако на позиции марксизма перешла лишь небольшая часть народников. Большинство же уцелевших от арестов и каторги либо затаилось до лучших времен, либо занялось «малыми делами» в земствах и различных культурно-просветительных обществах, либо предпринимало иногда отчаянные попытки продолжить борьбу с самодержавием прежними методами (самым ярким примером такого
1 Плеханов Г. В. Избр. философск. произв. Т. 1. С. 378, 380-381.
106
рода было дело Александра Ульянова и его товарищей). Что касается плехановской критики народничества, то она убеждала далеко не всех, да и сам тон и приемы полемики Плеханова коробили очень и очень многих.
Как бы стремительно ни развивался в России капитализм, но молодой рабочий класс оставался еще во многом «вещью в себе» и таил не меньше загадок, чем крестьянство, на идеализации которого обожглись в свое время многие народники. Поэтому восторги марксистов перед новым социальным кумиром — пролетариатом — казались части народников лишь очередным романтическим увлечением русской интеллигенции. Наконец, и само народничество обладало еще значительными резервами для своего обновления и развития с учетом тех изменений, которые вносил в жизнь российского общества капитализм. Не случайно на рубеже XIX —XX вв. в России возникло непрерывно набиравшее силу неонародническое движение, а в начале 1902 г. оформилась партия социалистов-революционеров, скорректировавшая свою платформу с учетом новых реалий и сделавшая несколько шагов навстречу марксизму, но оставшаяся тем не менее прямой наследницей революционных народников 1870 —начала 1880-х годов. Больше того, социал-революционаризм стал высшим этапом в развитии народничества, которое за полвека своей эволюции превратилось из сравнительно узкого, в основном интеллигентского течения во влиятельное, достаточно массовое радикальное движение, в идеологии которого представления о российской самобытности тесно переплетались с мечтой о будущем демократическом социализме без диктатуры какого-либо одного класса, перманентного насилия над большинством народа и отрицания любого плюрализма.
Интересно отметить, что и сам Плеханов, продолжавший на протяжении многих лет критиковать народнические и неонароднические взгляды, пришел в конце концов к выводу, что рано или поздно после острейшей идейной борьбы эсеры и социал-демократы сольются в одну партию, еще раз продемонстрировав на собственном примере, что такое ирония истории.
ГЛАВА III
ГОДЫ НУЖДЫ И СКИТАНИЙ
Огромное напряжение всех физических и интеллектуальных сил Плеханова, увы, не прошло даром. Незаметно к нему подкралась тяжелая, перешедшая затем в хроническую болезнь — туберкулез. Плеханов начал подозрительно покашливать еще в 1883 г. Настораживало и то, что родители его умерли от чахотки (в 1922 г. та же участь постигла и сестру Георгия Валентиновича, Варвару). Но поглощенный работой Плеханов и слышать не хотел о докторах. С большим трудом жене удалось заставить его показаться тогдашней женевской знаменитости, профессору Цану, который не нашел, однако, у больного ничего серьезного и посоветовал бросить курить (что он и сделал), больше бывать на воздухе и хорошо питаться. Но выполнить эти рекомендации было тогда очень трудно: говорить с Плехановым об отдыхе было бесполезно, а в материальном отношении семья Плехановых стояла буквально на грани нищеты.
На протяжении первых двух лет эмиграции Розалия Марковна получала от отца ежемесячную помощь в размере 50 руб., однако затем отношения между ними были прерваны: Марк Соломонович Боград проклял дочь, променявшую родных и свою религию на русского мужа-безбожника, да вдобавок еще и революционера, и вплоть до 1908 г. прекратил с ней всякие отношения. Постоянного заработка у Р. М. Плехановой тоже не было: иногда она дежурила по ночам у постели больных или переписывала какие-нибудь бумаги, но платили за это мало. Кроме того, ей приходилось разрываться между учебой (без диплома работать врачом было нельзя) и двумя маленькими дочками — Лидой и родившейся в июле 1883 г. Женей.
Сам Георгий Валентинович порывался писать для какой-нибудь солидной газеты или для всемирного географического словаря, который редактировал бывший парижский коммунар, географ и социолог Элизе Реклю, близкий одно время к Бакунину. Но Розалия Марковна категорически воспротивилась этому, опасаясь, что муж начнет размениваться на мелочи и не сможет безраздельно отдаваться главному делу своей жизни — революции. В итоге семья буквально не вылезала из долгов, и если бы не молоденькая служанка Филомена Боссети, всем сердцем привязавшаяся к Плехановым и их детям, — им, вероятно, пришлось бы совсем туго.
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!