РЕВОЛЮЦИОННАЯ ГРОЗА НАД РОССИЕЙ 10 страница
Каждый проведенный здесь день был заполнен у Плеханова до предела: работа в библиотеке, изучение немецкого и английского языков, посещение лекций в Сорбонне и рабочих собраний, встречи с интереснейшими людьми — П. Л. Лавровым, немецким социал-демократом Георгом Фольмаром, французским социалистом Жюлем Гедом. Особенно сильное впечатление произвел на Плеханова Гед. Сначала он услышал несколько его публичных выступлений, затем Роза познакомилась с женой Геда, Марией, которая была эмигранткой из России, и стала регулярно навещать ее в качестве врача, а в новогодний вечер 31 декабря 1880 г. к Плехановым заглянул и сам Гед, чтобы поблагодарить за заботу о жене. Оживленная беседа затянулась за полночь. Оказалось, что Гед в прошлом тоже очень увлекался бакунизмом, был знаком с работами Чернышевского, а затем стал одним из первых пропагандистов идей марксизма во Франции. Это знакомство заставило Плеханова еще раз задуматься и о своей собственной судьбе, в которой было немало интересных совпадений с судьбой Геда. Наверняка говорили они и о Марксе, в лондонском доме которого недавно побывал Гед. Навсегда остались в памяти Плеханова и два других очень ярких события, связанных с той парижской зимой 1880—1881 года: выступление известной коммунарки Луизы Мишель и похороны выдающегося французского революционера Огюста Бланки.
А 1 марта 1881 г. в Петербурге произошло событие, которое всколыхнуло всю Европу: «Народная воля» казнила, наконец, Александра II. Убийство царя вызвало у Плеханова противоречивые чувства: склоняя голову перед народовольцами, которые пожертвовали собой, чтобы «подтолкнуть» народную революцию, он в то же время не мог не чувствовать всей бессмысленности этого шага, который не только не разбудил народ, но и отодвинул намечавшиеся политические реформы. Позже Плеханов вспоминал, что и в письмах к друзьям, и на собраниях русской колонии в Париже он не раз высказывал глубокое убеждение в том, что, покончив с Александром II, «Народная воля» нанесла себе непоправимый удар и поэтому на 1 марта 1881 г. нужно смотреть как на конец народовольчества 1.
|
|
Оправившись от шока, вызванного гибелью отца и страхом за свою собственную жизнь, новый русский император Александр III поставил крест на конституционных проектах М. Т. Лорис-Меликова
1 Плеханов Г. В. Соч. Т. XIII. С. 27.
67
и начал решительное наступление на революционеров. 26 апреля в Петербурге состоялась последняя в истории России публичная казнь. За организацию убийства Александра II при большом стечении народа были повешены Софья Перовская, Андрей Желябов, Николай Кибальчич, Тимофей Михайлов и Николай Рысаков. Тем не менее «Народная воля» как бы по инерции еще продолжала свое существование: готовила новые террористические акции, вела работу среди молодых офицеров, печатала прокламации. Это была затяжная, многолетняя агония, не обошедшая стороной не только прямых, но и косвенных участников драмы, в том числе и Плеханова.
|
|
Между тем весной 1881 г. в жизни эмигрантов-чернопередельцев произошло еще одно событие, которое стало важной вехой в истории их взаимоотношений с Марксом. Оно неоднократно привлекало затем внимание историков и сравнительно недавно вновь получило довольно широкий общественный резонанс. Напомним, что летом 1990 г. на обложке седьмого номера российского общественно-политического журнала «Диалог» появился интригующий и броский заголовок: «Плеханов, Засулич и вся группа «Освобождение труда» пошли на нравственное преступление, спрятав письмо Маркса». По утверждению автора статьи «Утаенное письмо» Г. И. Куницына, Г. В. Плеханов и В. И. Засулич совершили неблаговидный поступок, скрыв от общественности письмо Маркса к Засулич от 8 марта 1881 г., где речь шла о судьбе русской крестьянской общины. Тем самым они сознательно дезориентировали участников революционного движения в России, направив их по ложному, тупиковому пути.
|
|
Маленькая сенсация вызвала оживленные толки, комментарии и отклики специалистов, позволившие пролить свет на эту мнимоде-тективную историю 1. Мы уже говорили о том, что для Плеханова и других народников вопрос об общине был одним из краеугольных камней их тогдашней концепции русской революции. Правда, к тому времени, когда Плеханов оказался в эмиграции, его вера в жизнеспособность общинных порядков в России, уже дала глубокую трещину и потускнела под напором неопровержимых фактов, говоривших о проникновении в деревню капиталистических отношений. Плеханов сомневался, мучился, верил и уже не верил в то, что община поможет русским революционерам вывести свою страну на путь социалистического развития.
В. И. Засулич прекрасно знала об этом, да и сама находилась в состоянии душевного смятения, которое особенно усилилось после знакомства с опубликованной в журнале «Отечественные записки»
1 См.: Конюшая Р. П. Утаил ли Плеханов письмо Маркса?; Филимонова Т. И. Так создаются легенды // Диалог. 1990. № 11, 12; Твардовская В. А., Итенберг B. C. Завершен ли диалог в «Диалоге»? // Коммунист. 1990. № 18 и др.
|
|
68
статьей В. П. Воронцова «Судьбы капитализма в России». Он утверждал, что в России происходит лишь «игра в капитализм», который насаждается по прихоти правительства, но не имеет глубоких корней в народной жизни, иронически называл буржуазный строй «трактирной цивилизацией», а пролетариат — людьми без будущего. Вокруг статьи Воронцова сразу же вспыхнули жаркие споры, захватившие и русскую эмиграцию. В Женеве ее горячо обсуждали Засулич, Кравчинский, Стефанович, Дейч, польские социалисты Варыньский и Дикштейн. Мнения разделились, и товарищи попросили Веру Засулич написать Марксу с просьбой разрешить их сомнения.
Письмо Засулич Марксу от 16 февраля 1881 г., направленное в Лондон, было очень искренним, по-женски эмоциональным и просто не могло оставить адресата равнодушным. Засулич ставила вопрос, что называется, ребром: либо-либо. Либо сельская община, освобожденная от чрезмерных налогов и полицейского произвола, способна постепенно организовать производство и распределение продуктов на коллективистских началах, — и тогда революционеры должны отдать все свои силы делу освобождения таящихся в ней могучих сил. Либо она, наоборот, обречена на гибель, и революционерам остается лишь заниматься подсчетами: через сколько десятков лет крестьянские земли перейдут в руки буржуазии и через сколько сотен лет (обратите внимание на эти цифры!) капитализм в России, может быть, достигнет такого же уровня развития, как в Западной Европе. В этом последнем случае, писала Засулич, русским революционерам-социалистам пришлось бы вести пропаганду только среди городских рабочих, которые постоянно «затоплялись» бы массой крестьян, выбрасываемых разлагающейся общиной на улицы больших городов в поисках заработка. Засулич просила Маркса изложить его взгляды на русскую общину, а также на приписываемую ему теорию, согласно которой «в силу исторической необходимости все страны мира должны пройти все фазы капиталистического производства». Кроме того, она просила дать разрешение на публикацию ответа Маркса на русском языке 1.
Незадолго до этого почти с аналогичной просьбой к Марксу обратился другой русский революционер, народоволец Николай Морозов. Вот почему Маркс, которого уже давно интересовала Россия, ее социально-экономический строй, культура и общественное движение, с интересом и сочувствием встретил послание Засулич и решил подготовить развернутый ответ. Им было составлено несколько черновых вариантов, представляющих огромный интерес для любого историка, социолога или экономиста, но в Женеву было отправлено 8 марта 1881 г. довольно лаконичное и несколько суховатое письмо, содержавшее тем не менее ответы на оба поставлен-
1 См.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. М., 1924. Кн. 1. С. 269-270.
69
ных Засулич вопроса. Причиной немногословности Маркса, видимо, было его плохое самочувствие и тяжелое душевное состояние после смерти жены, а также известные события 1 марта 1881 г. в Петербурге, которые могли круто изменить положение дел в России и требовали отложить до лучших времен чисто теоретические дискуссии.
Как свидетельствуют документы из архива Маркса, в последние годы своей жизни он уже достаточно скептически относился к социалистическим потенциям русской крестьянской общины, однако предпочитал не делать пока каких-либо окончательных выводов о ее будущей судьбе. Против этого решительно восставали и его совесть ученого, и элементарное чувство такта по отношению к революционерам-народникам, которые придавали вопросу об общине огромное значение 1. Поэтому Маркс ограничился тем, что указал на отсутствие в «Капитале» — а именно на этот фундаментальный труд ссылалась Вера Засулич — доводов за или против жизнеспособности русской общины. Вместе с тем он признал возможность ее сохранения при условии устранения различных «тлетворных влияний, которым она подвергается со всех сторон», и обеспечения ей нормальных условий для свободного развития. В этом случае, по мнению Маркса, община может стать «точкой опоры социального возрождения России». Важно также подчеркнуть, что Маркс счел нужным специально оговорить сугубо частный характер своего письма, которое не предназначалось им для печати 2.
Мы не знаем, как отреагировала на все это Засулич. Может быть, авторитет Маркса на время приглушил ее сомнения, хотя большой пищи для ума она, скорее всего, в ответе из Лондона не нашла. А что же Плеханов? Напомним, что он был в то время в Париже и узнал о письме Маркса от Дейча, который скопировал для него и весь текст ответа 3. Это было в марте 1881 г., и с тех пор следы письма на долгие годы затерялись.
Что касается взглядов Маркса и Энгельса на общину, то они очень скоро стали достоянием гласности. Это произошло после публикации в 1882 г. авторского предисловия к сделанному Плехановым переводу «Манифеста Коммунистической партии» на русский язык. В нем, в частности, говорилось: «Если русская революция послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они дополнят друг друга, то современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом комму-
1 Об этом со ссылкой на Э. Бернштейна, который часто общался с Энгельсом, рассказывал в предисловии к публикации письма Маркса Засулич тогдашний директор Института Маркса и Энгельса Д. Б. Рязанов // Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Кн. 1. С. 267.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 420.
3 См.: Группа «Освобождение труда». М. -Л., 1924. Сб. 2. С. 218-219.
70
нистического развития» 1. Добавим, что еще за три месяца до появления в Женеве самой брошюры с переводом «Манифеста» текст предисловия Маркса и Энгельса в конце февраля 1882 г. был опубликован в Петербурге в нелегальном революционном журнале «Народная воля». Конечно, количество людей, познакомившихся тогда с мыслями Маркса и Энгельса, было очень невелико, но для нас важно другое: никакой особой тайны здесь не существовало, и если бы даже Засулич, вопреки воле Маркса, немедленно опубликовала его письмо, это мало что изменило бы, особенно если принять во внимание предельную осторожность марксовых формулировок и крайнюю гипотетичность всей ситуации.
В самом деле, Маркс явно предпочел воздержаться тогда от каких-либо жестких выводов относительно судеб российского капитализма и крестьянской общины. В одном из черновых вариантов своего ответа на письмо Веры Засулич он подчеркивал, что врожденный дуализм общины, в которой сосуществуют общественная и частная собственность, совместный и индивидуальный труд, допускает альтернативное решение вопроса о направлении ее дальнейшего развития: либо частнособственническое начало возьмет в ней верх над началом коллективистским, либо победу одержит последнее 2. Говоря о факторах, которые благоприятствовали бы сохранению общины, Маркс отмечал привычку русских крестьян к артельным отношениям, например, совместный труд на общинных лугах. Упоминал он и о физическом рельефе русской равнины, позволявшем применять на полях машины. Однако Маркс не закрывал глаза и на факты разложения общины, на рост в ней имущественного неравенства. В конечном счете свои надежды на возрождение и спасение общины он связывал с радикальным изменением социально-политических условий ее существования: «Чтобы спасти русскую общину, — писал Маркс, — нужна русская революция» 3. Вот почему можно сказать, что вопрос о некапиталистическом пути развития России все время ставился Марксом в сослагательном наклонении, в зависимости от возможности соединения русской и европейской революций.
Как бы то ни было, легенда об «утаенном» письме Маркса, возникшая еще в 80-х годах прошлого века, оказалась очень живучей. Когда в 1923 г. оно неожиданно было обнаружено за границей в личном архиве П. Б. Аксельрода и в 1924 г. опубликовано в Берлине Б. И. Николаевским, на эту публикацию немедленно откликнулся едва ли не самый крупный в то время советский специалист по истории марксизма Д. Б. Рязанов. Он опубликовал переводы черно-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 305.
2 Там же. С. 419.
3 Там же. С. 410. Подробнее об этом см.: История марксизма-ленинизма. М., 1990. Т. 2. Ч. 2. С. 69-82.
71
вых вариантов ответа Маркса Засулич, обнаруженные им еще в 1911 г., когда, находясь в эмиграции, он разбирал у Лафаргов архив Маркса, а также перепечатал обнародованный Николаевским окончательный текст этого важного письма. Рязанов сообщил, что в свое время обращался с соответствующими запросами к Плеханову и Засулич, а возможно, и к Аксельроду, но те в один голос заверили его, что о письме Маркса, датированном мартом 1881 г., им ничего не известно. Рязанов не преминул при этом бросить двусмысленную фразу о «странной забывчивости» основателей группы «Освобождение труда» и добавил, что еще в 1889 г., будучи в Швейцарии, слышал самые фантастические рассказы о переписке между членами группы и Марксом по вопросу об общине и даже о каком-то личном столкновении на этой почве между Марксом и Плехановым 1.
В 1957 г. этот сюжет вновь возник на страницах меньшевистского эмигрантского журнала «Социалистический вестник», издававшегося тогда в Нью-Йорке. Е. Юрьевский 2 опубликовал там статью под названием «Мысли о Г. В. Плеханове», где со ссылкой на его вдову, Р. М. Плеханову, изложил уже откровенно антиплехановскую версию истории с письмом Маркса, согласно которой в марте 1881 г. Георгий Валентинович якобы уговорил Засулич никому пока не показывать этот документ, поскольку позиция Маркса не подкреплена там фактами и в то же время немилосердно «портит» все его, Плеханова, «теоретические чертежи». Позже, в 1885 г. Плеханов якобы пошел еще дальше, убедив Веру Ивановну, что лучше всего было бы вообще навсегда забыть об этом письме, поскольку оно только укрепляет народнические иллюзии и мешает марксистам.
Уже упоминавшийся выше Б. И. Николаевский, ставший к тому времени эмигрантом с тридцатилетним стажем, немедленно выступил с опровержением этого навета. Он сообщил читателям «Социалистического вестника», что сам спрашивал о письме Маркса у Р. М. Плехановой, но та сказала, что ничего об этом не помнит. Поэтому Николаевский в деликатной форме высказал предположение, что рассказ Юрьевского основан, вероятно, на недоразумении. По словам Николаевского, П. Б. Аксельрод высказал в свое время предположение, что Засулич оставила у него это письмо еще в 1884 г., причем он его тогда даже не читал. Никакого злого умысла со стороны членов группы «Освобождение труда» Николаевский во всей этой истории не обнаружил. Он соглашался с тем, что бывшим меньшевикам необходимо очень внимательно относиться к своему прошлому, но руководствоваться при этом сугубо принципиальными, а не конъюнктурными соображениями. В заключение Никола-
1 См.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Кн. 1. С. 266.
2 Это был один из литературных псевдонимов Н. В. Валентинова.
72
евский писал: «...Меньше всего мы должны останавливаться перед критикой отдельных лиц. В частности, я лично ни в коей мере не считаю моим героем в истории российской социал-демократии Г. В. Плеханова. У него, конечно, была не только «десница», но и «шуйца», даже не одна. Но мы должны быть не только смелы и идти до конца в критике. Мы должны быть и справедливы» 1. Прекрасные слова, к которым нечего добавить и сегодня.
И сколько бы ни говорили сегодня о том, что русский марксизм и лично Плеханов начали с обмана общественности и «утайки» письма Маркса, что марксизм изначально аморален, основан на лжи и т. д., факты не подтверждают эту версию. Мы еще вернемся к вопросу о судьбах крестьянской общины в России, но не будем забывать, что они зависели не от нескольких строчек Маркса и не от воли его русских учеников, а от объективного хода социально-экономических процессов, которые шли в нашей стране в конце XIX — начале XX в. и были сильнее любого идеолога и вождя. Да и что в данном случае мог сделать Плеханов? Закрыть шлагбаум перед русским капитализмом? Дать своим товарищам приказ денно и нощно охранять общину? Молиться о скорейшем приходе европейской революции?
Но вернемся к событиям 1881 г. В Париже Плехановы жили вместе с приехавшей из России Теофиллией Полляк. Главным источником их существования были разного рода случайные заработки. Георгий тоже стремился внести посильную лепту в скудный семейный бюджет, но ему классически не везло. Однажды он взялся за перевод романа, но издатель неожиданно исчез, не заплатив за работу ни гроша. Затем Плеханов за мизерную плату стал надписывать конверты, однако заказчик грубо оскорбил его, и он ушел, так и не взяв честно заработанных денег.
Между тем в мае 1881 г. на свет появилась Лидия-Софья Георгиевна Боград 2 (ее второе имя было дано в честь известной революционерки-народоволки Софьи Перовской, незадолго до этого казненной за участие в покушении на Александра II), а вместе с ней — новые хлопоты, тревога и, конечно, новые расходы. Поэтому Плеханов был несказанно рад, когда по рекомендации П. Л. Лаврова Н. К. Михайловский заказал ему статью для известного петербургского журнала «Отечественные записки», название которого ассоциировалось у каждого русского интеллигента с именами В. Г. Белинского, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Печататься в таком издании было для Плеханова большой честью. Темой статьи стал разбор книг двух экономистов — немца Морица Майера и
1 Диалог. 1990. № 12. С. 83.
2 В связи с тем, что брак Г. В. Плеханова с Р. M. Боград не был зарегистрирован, их дочери до официального развода Плеханова с его первой женой носили фамилию Боград (см.: РЦХИДНИ. Ф. 264. Оп. 1. Д. 201. Л. 14 об).
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!