РЕВОЛЮЦИОННАЯ ГРОЗА НАД РОССИЕЙ 9 страница



Не менее сложные чувства испытывала в то время и его жена, Розалия Марковна, которой предстояло скоро стать матерью. Если сам Плеханов смотрел на вещи достаточно трезво, то Роза еще находилась во власти романтических грез, к которым примешивал­ся и страх перед полной неизвестностью, опасения за мужа и будущего ребенка. Ей казалось, что поехать за границу значит сжечь все корабли, бросить любимую медицину, расстаться с рево-

1 Плеханов Г. В. Соч. Т. I. С. 117.

59

люционной работой. Короче говоря, высокая романтика революции грозила обернуться самым прозаическим и бесславным бегством, продиктованным страхом перед арестом и ссылкой.

Однако чернопередельцы, особенно О. В. Аптекман, продолжали настаивать на отъезде. В конце концов Плеханов сдался и даже стал находить в поездке за границу некоторые положительные стороны — возможность пополнить знания и проверить правиль­ность своих революционных убеждений. В итоге в январе 1880 г. он вторично — и, как оказалось, на целых 37 лет — стал политэми­грантом, хотя тогда ему казалось, что совсем скоро он сможет вернуться на родину.

Уезжал Плеханов с тяжелым чувством. В Петербурге оставались жена и крошечная дочь, товарищи по революционному делу, а где-то на Тамбовщине — больная, слабеющая мать 1. Душу мучили сомнения, невеселые житейские думы. Впрочем, никто, в том числе и сам Плеханов, не мог бы сказать тогда, что ждет его впереди.

1 М. Ф. Плеханова умерла от туберкулеза в возрасте 49 лет. Георгия она не видела с 1879 г., когда приезжала навестить его в Петербург и жила тогда у Н. А. Смирновой, хотя сын к тому времени с ней уже расстался. После 1 марта 1881 г. она пережила несколько поистине страшных недель, пока не узнала, что царя убил не Георгий (см.: Френчер A. A. Указ. соч. С. 40). В завещании, разделив наследство поровну между дочерьми Александрой, Клавдией и Варварой, Мария Федоровна сделала следующую оговорку: «Если возвратится из неизвестной отлучки сын мой, Г. Валентинов Плеханов и будет прощен правительством, то дочери мои, получившие в силу этого завещания в свое вечное владение все мое имение, должны будут выплатить ему, Г. Плеханову четвертую часть стоимости всего полученного ими недви­жимого имения моего». Таким образом, мать до последней минуты не забывала своего первенца, которому, однако, так и не суждено было получить прощение правительства, на что надеялась Мария Федоровна (см.: РЦХИДНИ. Ф. 264. Оп. 1. Д. 202. Л. 3. ).

ГЛАВА II

ОТ НАРОДНИЧЕСТВА К МАРКСИЗМУ

 

В январе 1880 г. Плеханов покинул Россию, а недели через три жена получила от него известие, что он благополучно добрался до Женевы. Точный маршрут этой поездки остается до сих пор неиз­вестным, но есть основания полагать, что путь Плеханова лежал через Молдавию и Румынию, где он провел некоторое время в колонии русских политических эмигрантов в селе Армаклия близ Бабадага 1.

Что касается Розы, то она с дочкой Верочкой временно задержа­лась в России. Девочка с кормилицей жила на квартире Теофиллии Полляк, а сама Роза скрывалась сначала у писателя Н. Н. Златов­ратского, затем в Петергофе, а потом вернулась к дочери в Петер­бург. Несмотря на болезненное состояние и душевное смятение, она решила продолжить занятия медициной и стала готовиться к экза­менам на Высших женских медицинских курсах. Однако на экзаме­нах ее «срезали» (надо полагать, совершенно сознательно), и Роза решила заняться практической революционной работой в петербург­ской организации чернопередельцев, которую возглавил теперь П. Б. Аксельрод.

Тем временем Плеханов настойчиво звал жену в Швейцарию. И снова в ее душе вспыхнули сомнения, нашедшие отражения в позд­нейших воспоминаниях: «Если бы любимый мною человек, — ду­мала я, — был сослан в каторгу, я считала бы своей обязанностью последовать за ним, так как моя близость нужна была бы ему для поддержки его моральных и физических сил. За границей он на свободе, поддержка моя ему не нужна, и, как бы слабы ни были мои силы, я их должна отдать народу и революции». Кроме того, Роза уже хорошо знала по рассказам товарищей, как горька судьба русского эмигранта-революционера: чужая страна, вечные заботы о хлебе насущном, отсутствие работы, друзей... Нужно было решать: либо посвятить всю себя любимому человеку, жить только для него и «при нем», либо остаться на родине и целиком переключиться на занятие революционным делом.

Сомнения разрешила Евгения Рубанчик, которая тоже участво­вала в работе кружка Аксельрода. «Плеханов стоит того, чтобы

1 См.: Гросул В. Я. Невыясненный эпизод из биографии Г. В. Плехано­ва // Кодры. 1970. № 12. С. 140-141.

61

отдать ему жизнь, — сказала она Розе. — Этим вы больше сделаете для революции и русского народа, чем покинув его и отдавшись общественному делу. Поезжайте, Розалия Марковна, и как можно скорее» 1.

Повидавшись в Одессе с родителями и получив от отца загра­ничный паспорт на имя своей двоюродной сестры и деньги, Роза в начале июня 1880 г. приехала в Швейцарию, оставив дочь в России на попечении верной подруги Теофиллии Полляк. Однако вскоре девочка заболела и умерла. Нетрудно представить, как казнила себя несчастная мать, которой казалось, что, будь она рядом, Вера могла бы жить и жить... А на сердце у Плеханова появился еще один рубец: ведь это был уже второй его ребенок, от которого он так и не услышал долгожданного слова «папа».

В Швейцарии Георгий и Роза обосновались в Женеве — спокой­ном университетском городе на берегах реки Рона и Женевского озера с видом на Монблан. Рядом со старинными зданиями X —XII веков здесь было много вполне современных домов, красивых пар­ков и набережных, а на окраинах сохранялись маленькие улицы и улочки, как будто сошедшие со средневековых гравюр. Женева была центром одноименного кантона и находилась во франкоязыч­ной части Швейцарии. Город славился своими демократическими традициями и издавна охотно принимал эмигрантов из других стран, находивших тут убежище от религиозных и политических гонений на родине. Здесь жили гарибальдийцы и участники поль­ского восстания 1863 г., немецкие социал-демократы, покинувшие бисмарковскую Германию в годы «исключительного закона против социалистов», и бывшие парижские коммунары. С 1864 г. в Жене­ве, которая быстро превращалась в один из промышленных центров Швейцарии, стали появляться секции I Интернационала, а в 1866 г. здесь состоялся один из его конгрессов.

С Женевой и ее окрестностями прочно ассоциировались такие знаменитые имена, как Кальвин, Руссо, Вольтер. Для русских революционеров здесь были свои памятные места. В 1865 — 1867 гг. в Женеве издавался «Колокол» Герцена и Огарева, а в 70-е годы — «Набат» Ткачева, народническая революционная газета «Работник» и журнал «Община». Здесь находили приют Бакунин и Кропоткин, члены русской секции I Интернационала.

Уезжая из России, Плеханов договорился с Засулич и Дейчем встретиться в Женеве. Теперь, когда они вновь были вместе, Геор­гий уже не чувствовал себя таким одиноким, как в первое время по приезде в Швейцарию. Кроме того, Плеханов и его друзья устано­вили очень хорошие отношения с польскими эмигрантами Л. Ва­рыньским, Ш. Дикштейном, С. Мендельсоном и их товарищами, ко­торые жили в Женеве коммуной и издавали на польском языке

1 Группа «Освобождение труда». Сб. 6. С. 111.

62

социалистический журнал «Равенство» («Równosć»). Гораздо слож­нее обстояло дело с другим новым знакомым — сорокалетним украинским ученым и публицистом М. П. Драгомановым, уволенным в 70-х годах из Киевского университета, где он преподавал литера­туру, за украинофильские тенденции и политическую «неблагона­дежность» и вынужденным эмигрировать в Швейцарию. Драгома­нов издавал журнал «Громада», часто выступал на эмигрантских собраниях и пользовался среди выходцев из России довольно боль­шим авторитетом. Это был высокообразованный, гостеприимный человек, который сначала отнесся к Плеханову, Засулич и Дейчу с явной симпатией. Однако царивший в его доме культ «самостий­ной» Украины, постоянные намеки на какой-то великорусский шо­винизм, которым якобы были заражены все русские революционе­ры-эмигранты, а также крайне недружелюбное отношение Драгома­нова и его сторонников к польским социалистам вскоре привели к охлаждению установившихся было добрых отношений.

Надо сказать, что чернопередельцы оказались за границей в очень сложном положении. Постоянная материальная нужда, явное недоброжелательство сторонников «Народной воли», деятельность которой была окружена за рубежом ореолом революционной роман­тики и героизма, прозрачные намеки на то, что отъезд из России накануне решающей схватки с самодержавием был в сущности дезертирством, — все это не могло не выводить Плеханова и его друзей из состояния душевного равновесия. Ведь сторонниками «Народной воли» были и находившийся в то время в Швейцарии С. М. Кравчинский, и старый последователь Бакунина Н. И. Жуков­ский, и П. Л. Лавров со своим парижским окружением, и анархист П. А. Кропоткин, и даже женевские поляки, с которыми так сбли­зился Плеханов. На еженедельных женевских собраниях, на кото­рые съезжались русские эмигранты из Цюриха, Берна, Кларана, Базеля, регулярно шли острые дискуссии о положении дел в Рос­сии и разногласиях между «Народной волей» и «Черным переде­лом», причем даже блестящий полемический талант Плеханова не мог спасти его от поражений в этих спорах. Недаром после одного из таких диспутов он сделал следующую запись: «Слова мои по поводу наших террористов вызвали множество возражений. Даже основная мысль моя подверглась оспориванию» 1.

Можно, пожалуй, лишь порадоваться тому, что до Плеханова не дошли тогда весьма неблагожелательные отзывы К. Маркса о черно­передельцах, относящиеся к осени 1880 г. Если учесть, с каким пиететом относился к нему Плеханов, нетрудно предположить, что подобная информация вызвала бы в душе лидера «Черного переде­ла» чувство отчаяния.

1 Литературное наследие Г. В. Плеханова. Сб. 1. С. 147.

63

История взаимоотношений Плеханова с Марксом и Энгельсом — это большая самостоятельная тема, которая уже на раз поднима­лась в нашей исторической литературе. Было время, когда отдель­ные ее эпизоды, не укладывавшиеся в благостную, иконоподобную схему полного и трогательного взаимопонимания, которое якобы всегда царило между этими тремя людьми, просто замалчивались в советской историографии, тогда как западные историки не без зло­радства писали о том, что Маркс и Энгельс далеко не сразу поддер­жали своих русских учеников. Теперь мы можем говорить об этом спокойно и объективно, хотя и не без некоторой горечи.

Видимо, впервые Маркс услышал имя Плеханова в 1880 г., когда возникла идея издавать в Лондоне газету «Нигилист» под редакцией В. И. Засулич. Участвовать в ней должны были и Маркс, и Плеханов. Издание не состоялось, но зато Маркса познакомили с номером «Черного передела» с весьма неприятной для него статьей одного из вожаков левосектантского анархистского течения в гер­манской социал-демократии Иоганна Моста. Неблагоприятную ин­формацию о чернопередельцах мог дать Марксу и народоволец Лев Гартман (после освобождения из-под ареста во Франции в связи с участием в покушении на царя он обосновался в Лондоне), хотя Г. В. Плеханов вместе с С. М. Кравчинским и Н. И. Жуковским в мае 1880 г. специально приезжал в Париж для того, чтобы хлопотать за него у президента Франции Ж. Клемансо 1.

Так или иначе, у Маркса сложилось вначале явно негативное мнение о «Черном переделе» и его руководителях. «Эти люди, — писал он 5 ноября 1880 г. Ф. Зорге, — большинство их (не все) являются теми, кто добровольно покинул Россию, — образуют, в противоположность террористам, рискующим собственной шкурой, так называемую партию пропаганды (чтобы вести пропаганду в России, они уезжают в Женеву!..). Эти господа против всякой революционно-политической деятельности. Россия должна единым махом перескочить в анархистско-коммунистически-атеистический рай! Пока же они подготовляют этот прыжок нудным доктринерст­вом, так называемые принципы которого вошли в обиход с легкой руки покойного Бакунина» 2.

В этом резком и далеко не во всем справедливом отзыве (чего стоят хотя бы слова о будто бы добровольном отъезде Плеханова, Засулич, Дейча и Стефановича из России) проскальзывает откро­венная враждебность Маркса к Бакунину и его последователям, а также неприятие им критики «Народной воли», борьба которой с

1 Подробнее см.: Твардовская В. А. Г. В. Плеханов и «Народная воля» // Группа «Освобождение труда» и общественно-политическая борьба в России. С. 92, 98-100.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 34. С. 380.

64

правительством Александра II оценивалась тогда Марксом и Эн­гельсом очень высоко.

Несмотря на тяжелую психологическую обстановку, Плеханов с головой ушел в Швейцарии в работу, которая всегда была для него лучшим лекарством от душевных невзгод. Он стал посещать лекции в Женевском университете, часто пропадал в библиотеке, но осо­бенно много сил отдавал подготовке новых номеров «Черного пере­дела». В октябре — ноябре 1880 г. почти одновременно был переиз­дан (видимо, с определенными коррективами) первый и заново отпечатан второй его номера 1.

Плеханов был по-прежнему убежден в то время, что главное для народа — это его социальное освобождение, тогда как чисто поли­тические вопросы имеют для рабочих и крестьян лишь второстепен­ное значение. Исходя из этого, он требовал направить основные силы революционеров на подготовку народа к аграрной революции. Однако Плеханов уже дозрел до мысли, что поскольку нужда все больше отрывает крестьянина от земли и гонит его на заработки в город, постольку и «центр тяжести экономических вопросов пере­двигается по направлению к промышленным центрам». А это озна­чает, что работа революционеров в пролетарской среде будет приоб­ретать в России все большее значение, ибо еще неизвестно, в дерев­не или в городе будут вербоваться главные силы социально-револю­ционной партии в час грядущей революции. Поэтому революционе­ры, по мнению Плеханова, должны укрепиться в ожидании решаю­щих событий и на фабрике, и в деревне, провозгласив простой, всем понятный лозунг: «Рабочий, бери фабрику, крестьянин — землю!» и связав воедино революционные организации промышлен­ных и земледельческих рабочих 2.

Затронул Плеханов во втором номере «Черного передела» и вопрос о методах революционной работы в народе. Признавая боль­шое значение социалистической пропаганды, он тем не менее спра­ведливо (основываясь, в частности, и на собственном, пусть неболь­шом, опыте) считал, что по-настоящему расшевелить массу рабочих и крестьян может только революционная агитация. При этом Пле­ханов решительно протестовал против любых попыток «усечения» революционных лозунгов ради придания им большей доходчивости и популярности в менее развитых слоях населения. Организация поземельного кредита, увеличение наделов, уменьшение податей, расширение крестьянского самоуправления и ограждение его от произвола администрации, писал он, хороши только как повод для революционной агитации. Но единственной ее целью должно быть

1 Следующие три номера «Черного передела» вышли в 1881 г. в Минске, после чего издание прекратилось.

2 Плеханов Г. В. Соч. Т. I. С. 131.

65

приведение указанных частных требований «к одному общему зна­менателю экономической революции» 1.

Таким образом, оказавшись за границей, Плеханов какое-то время еще стоял как бы на распутье. С одной стороны, он продол­жал верить в особый, отличный от Запада путь развития России и считал, что она может перескочить от средневековья и самых перво­начальных стадий развития капитализма прямо к социалистическо­му строю. С другой, — взгляды Плеханова на значение политичес­кой свободы становятся в этот период, несомненно, более трезвыми и гибкими, чем прежде. Характерно в этом отношении его письмо неустановленному адресату от 12 декабря 1880 г., в котором, в частности, говорилось: «Я во многом изменил свои взгляды. Таково влияние Запада... Анархический абстенционизм (политическое воз­держание. — С. Т.) бессилен так же, как сама анархия. К сожале­нию, я несколько лет держался этого нелепого взгляда... Жизнь на Западе многому меня научила. Охотно сознаюсь в своих ошиб­ках» 2. Оглядываясь позже на пройденный путь, Плеханов вспоми­нал, что чем больше знакомились чернопередельцы с марксизмом, тем все более сомнительным — и с точки зрения теории, и с точки зрения практики — становилось для них народничество. Ко време­ни выхода второго номера «Черного передела», т. е. к осени 1880 г., Плеханов, по его собственному признанию, был уже едва ли не наполовину социал-демократом 3.

Очень скоро жизнь в Женеве начала тяготить его: безумно хотелось вырваться из атмосферы эмигрантских склок, попасть в большой европейский культурный центр, ближе, познакомиться с западным социалистическим движением. Поэтому в ноябре 1880 г. супруги Плехановы двинулись в «столицу мира», как называли тогда Париж. Этот удивительный город буквально покорил их сердца. После тихой, немного мещанской Швейцарии — бьющая ключом, чуть легкомысленная и в то же время интеллектуальная насыщенная парижская жизнь, полная свобода и непринужденность в высказывании собственного мнения, взаимная терпимость, поис­тине фантастическое разнообразие взглядов, вкусов, привычек... Приезд Плеханова во Францию совпал с периодом оживления там демократического и рабочего движения. После десятилетней ссылки в Новую Каледонию вернулись домой парижские коммунары, вос­торженно встреченные народом. В конце 1880 г. в Гавре прошел съезд Рабочей партии, принявший программу, выдержанную в целом уже в марксистском духе. На рабочих собраниях и в печати шли яростные споры между прудонистами, сторонниками рефор­мизма — так называемыми поссибилистами, марксистами, анархо-

1 Плеханов Г. В. Соч. Т. I. С. 130.

2 Цит. по: Гросул В. Я. Указ. соч. // Кодры. 1970. № 12. С. 131.

3 Плеханов Г. В. Соч. Т. XIII. С. 26.

66

синдикалистами. Да, в Париж стоило приехать уже хотя бы для того, чтобы увидеть все это собственными глазами и послушать великолепных французских ораторов. А ведь кроме того, Париж — это еще и богатейшие библиотеки, Лувр, Версаль, Собор Париж­ской богоматери, Большая опера, старинные средневековые улочки и переулки...


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!