РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИИ 6 страница



— Постепенно варьируйте ритмы кидания, приспо­сабливайте к изменяющимся ритмам и движения рук, кидающих и ловящих мячик. Называть число нужно одновременно с броском. Отвечать на число—сразу же, пока мячик летит в воздухе.

 

Упражнение 16

МЯЧИКИ СО СЛОВАМИ

Ученики перебрасываются двумя мячиками, бельм и черным. Оба они летают в кругу, подчиняясь задан­ным ритмам.

Ученик, кидающий черный мячик, называет любое существительное в именительном падеже. Тот, кто ло­вит мячик, мгновенно добавляет подходящий по смыслу глагол:

— Облако... плывет!.. Костер... разгорается!..

Это простое на первый взгляд упражнение выпол­няется без труда лишь в сравнительно медленном рит­ме. Только хорошо оттренированное рабочее рассредоточенное внимание позволит мобилизовать механизмы переключения, и тогда можно будет вести упражнение в более быстром ритме.

Упражнение 17

ЗЕМЛЯ И ВОЗДУХ

Есть известный вариант предыдущего упражнения. Белый мячик обозначает «воздух», поэтому ученик, ко­торый ловит белый мячик, должен назвать какую-ни­будь птицу, летающее насекомое и т. п. Черный мя­чик—«земля», на него нужно отозваться наименова­нием какого-нибудь наземного животного.

Можно прибавить еще и третий мячик, «воду», и называть какую-нибудь рыбу. Этот мячик должен быть другого цвета—голубым, например.

Временные связи в сознании (черное—земля, бе­лое—воздух, голубое—вода) образуются быстро, но только хорошо тренированное рассредоточенное внима­ние позволит ученику мгновенно ориентироваться, дей­ствуя с тремя мячиками.

Если нет разноцветных мячиков, можно работать и с одноцветными, называя их при кидании «воздухом», «землей» и «водой».

Можно, наконец, обойтись всего одним мячиком, ки­дая его то как «землю», то как «воздух».

Нужно только иметь в виду, что основная цель уп­ражнения—формирование навыка быстрого переклю­чения при взаимосвязи с партнером, поэтому быстрота возникновения ассоциаций в этом упражнении важнее, чем изобретательность, изощренность фантазии.

 

Упражнение 18

ПЕСНЯ

— Все знают песню «Подмосковные вечера»? Споем эту песню хором. По первому хлопку начинайте петь, по второму хлопку продолжайте петь мысленно, про себя, а по третьему хлопку — снова вслух.

Так проверяется и тренируется способность держать общий ритм своим внутренним слухом. После несколь­ких повторений упражнение видоизменяется:

— После второго хлопка, когда вы перейдете на мысленное пение, я стану дирижировать вами,—на кого укажу, тот должен петь вслух, пока я не отведу от него руки и не переведу ее на другого ученика.

Выделяя таким образом отдельные голоса, требую­щие проверки, педагог затем начинает варьировать хлопки и дирижирование.

 

Упражнение 19

ДЕРЖИ СВОЮ МЕЛОДИЮ!

Похожее на предыдущее, это упражнение преследует другие цели. Оно тренирует своеобразный иммунитет против общего ритма. Актер на сцене часто, заражается общим ритмом действия, в то время как ему надо было бы нести свой собственный ритм.

— По одному хлопку каждый из вас начинает мыс­ленно петь свою песню. Какую — мы пока не знаем, у каждого будет своя. По двум хлопкам—все поют вслух. Будьте внимательны. Чтобы ритм песни соседа не мешал вашему, не сбивал вас. Запомните, один хло­пок—про себя, два хлопка—вслух.

Тренируя рабочее сосредоточенное внимание учени­ков и навыки произвольного переключения, педагог ве­дет это упражнение, иногда усложняя его двумя одно­родными хлопками подряд, по одному или по два удара.

— Внимание! Вы должны мгновенно ориентиро­ваться, что делать,— продолжать ли петь про себя или переходить на пение вслух.

 

Упражнение 20

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИИ

Навыки координации движений создаются специальными упражнениями на уроках сценического движения. Ограничимся здесь одним несложным примером.

Педагог определяет порядок движений учеников в то время, когда они поют какую-нибудь песню. Например.

1) быстро встать и, медленно обойдя свой стул, оста­новиться у его спинки—на три первые строчки песни;

2) остановившись—пропеть две следующие строчки,

3) перенести стул в условленное место, остановить­ся—на три строчки;

4) не двигаясь—пропеть строчку;

5) встать на стул и медленно выпрямиться — на одну строчку;

6) быстро спрыгнуть—в паузе между строчками;

7) стоя—пропеть две строчки;

8) быстро перенести стул на прежнее место — на начале строчки;

9) медленно обойти стул кругом и сесть—на четыре строчки.

По сигналу начинается песня и, не нарушая ритма, ученики проделывают заданные движения, сначала тре­нируя отдельно каждый пункт, потом—с начала песни, не прерывая ее.

 

Упражнение 21

ПИШУЩАЯ МАШИНКА

Ученики в полукруге. Слева направо они рассчиты­ваются по алфавиту:

- А, Б, В, Г, Д...

Если учеников в полукруге—не 32, а меньше (чаще всего так и бывает), они повторно рассчитываются до тех пор, пока не дойдут до конца алфавита. Так что за каждым учеником закрепляется по нескольку букв.

Педагог задает какую-нибудь фразу или строчку сти­хотворения, и она «печатается на пишущей машинке». Педагог хлопает в ладоши («нажимает на клавишу буквы»), ученик отхлопывает свою букву, очередную в слове («бьет буквой по бумаге»). Паузу отхлопы­вают все.

Допустим, задана строчка: «люби искусство в себе, а не себя в искусстве». Порядок упражнения будет следующий:

1) хлопок педагога—клавиша буквы Л,

2) хлопок одного из учеников — буква Л,

3) хлопок педагога—клавиша буквы Ю,

4) хлопок ученика — буква Ю,

5) хлопок педагога — клавиша буквы Б,

6) хлопок ученика—буква Б,

7) хлопок педагога—клавиша буквы И,

8) хлопок ученика — буква И,

9) хлопок педагога—«каретка—пауза»,

10) одновременно хлопок всех учеников—пауза,

11) хлопок педагога—клавиша буквы И... и т. д.

Когда упражнение в таком виде освоено, педагог усложняет его—задает сразу не одну строчку, а не­сколько и изменяет ритм, «нажимая на клавиши», то ускоряя его, то замедляя.

Это упражнение имеет смысл, если оно тренирует активную взаимосвязь с партнером (которым в данном случае является педагог). Поскольку это так, ученикам нужно следить только за педагогом, ошибки товарищей не должны их сбивать. Каждая буква ждет только на­жатия своей клавиши. Пусть сосед пропустил свою букву или получилась «опечатка»,— важно вовремя отозваться ударом на нажатие своей клавиши. Следя за всем текстом, не обращая внимания на «опечатки» (а это самое трудное—не обращать на них внимания).

ученик ждет свою букву и печатает ее.

Нужно заметить кстати, что тексты, «отпечатанные» на такой машинке, как показывает практика, прочно и надолго сохраняются в памяти учеников после упраж­нения, поэтому стоит обратить особое внимание на со­держание того, что именно мы «отпечатываем» в их памяти.

 

Упражнение 22

ДВА ШРИФТА

Более усложненный вариант «пишущей машинки» тренирует не только сосредоточенную взаимосвязь с партнером, но и механизм переключения с одного объекта на другой. Кроме одной порции букв, получен­ной от расчета по алфавиту слева направо, у каждого ученика есть и вторая порция, полученная от расчета справа налево. Значит, сразу «работают» два алфавита, два шрифта. Назовем один из них прописным, а вто­рой — курсивом. При обычной группе в десять-пятна­дцать человек ученик получает, например:

в первой порции — прописные буквы К и Ц из пер­вого алфавита,

во второй порции — курсивные буквы В, П, Э из вто­рого алфавита.

Сперва нужно закрепить в памяти обе порции:

— Вспомните свои прописные буквы. Курсивные... Еще раз — прописные... Курсивные...

Затем педагог задает строфу стихотворения и про­сит запомнить ее, образно представив себе описываемую картину.

В момент перед самым первым своим хлопком педа­гог объявляет:

— Прописными? (или—курсивом!)

В процессе печатанья, не прерывая заданного ритма, педагог меняет задание перед началом любого слова или строчки:

— Курсивом! (или—прописными!) Можно и заранее распределить:

— Первую строчку будем печатать курсивом, вто­рую и третью—прописными, четвертую—курсивом.

Оба упражнения могут выполняться и без «нажатия клавиш»—буквы печатаются учениками одна за дру­гой, без хлопков педагога.

 

Упражнение 23

ИСПОРЧЕННАЯ ПИШУЩАЯ МАШИНКА

— А если бы в нашей пишущей машинке были ис­порчены некоторые буквы? Машинистка печатает, при­вычно бьет по клавише, но вместо буквы получается пропуск.

Какие именно буквы испорчены — педагог сообщает в последний момент, перед первым «нажатием на кла­вишу».

— Усложним упражнение. Испорченная буква в от­вет на нажатие своей клавиши должна встать. Или:

— Испорченная буква не печатается хлопком, а про­износится вслух.

Еще один вариант испорченной машинки:

— Испорчены все предпоследние буквы в каждом слове.

Или, если печатаются стихи:

— Испорчены все большие буквы. Значит, молчит первая буква в начале каждой строчки и в начале фразы.

 

Упражнение 24

ЛИНОТИП

— Печатаем фразу на линотипе. Нажатие клави­ши — буква отправилась «отливаться». Мы будем отли­вать не по строчке, как в настоящем линотипе, а по одному слову.

На хлопок педагога ученик-буква выходит и стано­вится посреди комнаты «на линию отливки». Следую­щий хлопок — к нему присоединяется другой ученик-буква. Когда первое слово «набрано», оно «отливает­ся»,— по хлопку учеников, оставшихся на местах, все ученики, составляющие слово, хором произносят его и «рассыпаются», садясь на свои места. Набирается сле­дующее слово.

— Усложним упражнение. От начала и до конца «набора» каждый из вас должен напевать какую-нибудь песенку. Пойте ее и участвуйте в «наборе», но не нару­шайте ни ритма песенки, ни ритма «набора».

 

Упражнение 25

ПЛАКАТ

В этом упражнении ученикам даются первые зада­ния по действию с воображаемыми предметами и про­должается тренировка сосредоточенного и рассредото­ченного внимания.

Ученики рассчитываются по алфавиту, как для «пи­шущей машинки».

— Представьте себе, что перед каждым из вас стоит ящик с несколькими накладными буквами. Буквы боль­шие, с полметра высотой, вырезаны они из плотного бе­лого картона. Представьте себе далее, что через всю комнату протянуты две деревянные планки, на которые надо подвешивать буквы. Вот они, эти планки. Сделаем плакат в комнате на слова Пушкина «Служенье муз не терпит суеты».

Педагог задает определенный ритм (с помощью мет­ронома или постукивания по столу), и ученики, выходя в этом ритме к воображаемым планкам, подвешивают свои буквы, одну за другой.

— Смотрите внимательней, где, на каком уровне по­весил ваш товарищ предыдущую букву. Соблюдайте одинаковые расстояния между буквами, старайтесь что­бы текст ложился ровно.

 

Упражнение 26

АРИФМОМЕТР

Ученики в полукруге. Десять человек рассчитывают­ся от единицы до нуля (он же—десятка). Кроме того, в зависимости от количества учеников, могут быть зна­ки: плюс, минус, умножение, деление, равенство. Могут быть и числа, продолжающие счет,— 11, 12, 13 и т. д.

Задается:

— Пять, умноженное на четыре, минус один.

Встает 5, хлопает в ладоши и садится.

Встает знак умножения, хлопает и садится.

Встает 4, хлопает и садится.

Встают одновременно 2 и 0 (число 20), хлопают и садятся.

Встает знак минуса, хлопает и садится.

Встает 1, хлопает и садится.

Встает знак равенства, хлопает и садится.

Встают 1 и 9 (итог 19), хлопают и садятся.

Встают все, принимавшие участие в этом действии, одновременно хлопают и садятся.

 

Упражнение 27

ИГРОВЫЕ АРИФМОМЕТРЫ

В. Львова и Л. Шихматов в книге «Первые этюды» приводят описания двух вариантов игровых арифмо­метров.

Первый.

Если учеников — 15, то 14 из них в кругу, а 1 ведущий.

Десять человек — цифры от 0 до 9. Четыре челове­ка—знаки: плюс, минус, умножение, деление.

Ведущий называет: пять плюс девять. По хлопку ведущего 5 делает шаг вперед, плюс делает хлопок, 9 делает шаг вперед. Все делают два хлопка (знак равен­ства), 1 и 4 делают шаг вперед, что обозначает 14. Все хлопают три раза (конец).

Второй вариант.

Из семи учеников первый—единицы, второй—де­сятки, третий — сотни, четвертый — тысячи, пятый — де­сятки тысяч, шестой—сотни тысяч. Седьмой ученик-ведущий.

Ведущий называет какое-нибудь число, например 125102. Затем хлопает в ладоши. Сотня тысяч—делает поклон, десяток тысяч—два раза поворачивается, тыся­ча—пять раз поднимает руки, сотня—делает одно при­седание, десятка—неподвижна, единица—два раза то­пает ногой. Затем хлопают все.

 

Упражнение 28

ЗМЕЙКА

Одно из упражнений на повторение движений парт­нера.

Ученики идут по комнате змейкой, в затылок друг другу, причем ведущий обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы, а остальные повторяют его движения.

По команде педагога ведущий переходит в хвост змейки, а второй в змейке становится новым ведущим.

Это упражнение не преследует цели полного взаи­модействия с партнером. Еще нет требования «жить жиз­нью партнера, мыслить его мыслями, смотреть его гла­зами». Организованность, рабочая четкость—единствен­ные требования.

 

Упражнение 29

ОПАЗДЫВАЮЩЕЕ ЗЕРКАЛО

— Первый слева, представьте себе, что вы сидите перед зеркалом и прихорашиваетесь не спеша. Сделали одно движение — и задержитесь на секунду, посмотрите в зеркало. Другое движение—пауза. Третье—снова пауза. Левый сосед, вы повторите первое движение ве­дущего только тогда, когда он начнет второе движение. Третий слева повторит первое движение ведущего, ког­да его правый сосед начнет воспроизводить второе дви­жение ведущего, а сам ведущий уже сделает третье движение. Таким образом, движения ведущего будут повторяться всеми сидящими в полукруге, с отстава­нием на одно движение.

Например, ведущий причесывается. Его первое дви­жение — поднес руку к кармашку с расческой, замер. Второе движение — вынул расческу. Третье — откинул голову и т. п.

Более сложный вариант этого упражнения — «зерка­ло» с отставанием на два и даже на три движения.

Упражнение требует оттренированного рассредото­ченного внимания, оно тренирует мышечную память и является вступлением к циклу упражнений на кинесте­тические (т. е. мышечно-двигательные) восприятия.

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИИ

Совершенствование зрительных вос­приятии и зрительной памяти. На­блюдательность, воображение и фан­тазия. Ориентировка в пространстве. Слово и внутреннее видение. Прост­ранственное видение. Ассоциативное мышление, мысленная речь. Тренинг механизмов переключения. Тренинг непрерывности видения. Действие в условиях вымысла.

 

Упражнение 30

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

Первый материал в упражнениях на развитие твор­ческой зрительной памяти можно найти в рабочей ау­дитории.

— Хорошо ли вам известен внешний облик ваших товарищей? Присмотритесь к соседу справа. Найдите в нем то, чего не замечали до сих пор. Какие у него глаза, какой формы? Какого цвета? А волосы? Посмот­рите на форму уха, подбородка. Сравните с левым со­седом. В чем различие? А какие у него руки? Длина пальцев, величина и форма ногтей?

— Отвернитесь, и, вспоминая соседа, опишите его нам.

- Каждый — выберите любого партнера в полукру­ге и понаблюдайте за ним... Теперь отвернитесь от него и подробно опишите его своему соседу так, чтобы он понял, за кем вы наблюдали.

 

 

Упражнение 31

СВОИ ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

— Когда нам что-нибудь хорошо знакомо, мы гово­рим, что знаем это, как свои пять пальцев. А хорошо ли они нам известны — свои пять пальцев? Рассмотрите их внимательно, вы обнаружите много нового, не замечен­ного раньше. Возьмите руку соседа для сравнения. Кто найдет больше нового в «своих пяти пальцах»?

— Взгляните на свои ладони, отвернитесь. Есть раз­ница между ладонями левой и правой руки? В чем? Присмотритесь получше. Расскажите, чем одна ладонь отличается от другой. А чем отличается ваш левый ми­зинец от правого?

Упражнение 32

СВОИ ЧАСИКИ

— Кому хорошо знакомы свои ручные часы? Сни­мите их, пустите по полукругу. Рассказывайте о них, вспоминая, а товарищи будут проверять вас. Возьмите их на минутку, рассмотрите и снова отдайте товарищам. Рассказывайте! Вспомните, какая форма шестерки на циферблате. А тройки? Вспомните часовую стрелку, ка­кой у нее кончик? Что написано под шестеркой?

 

Упражнение 34

ОБМЕН

— Задание каждому: возьмите из своих вещей ка­кой-нибудь небольшой предмет — расческу, авторучку, ключ. Пока я считаю до 20, внимательно рассмотрите предмет... 19! 20! Обменяйтесь предметами с соседом. Рассмотрите этот новый предмет... 19! 20! Стоп! Теперь расскажите друг другу по очереди сначала об од­ном предмете, потом о другом, а сосед пусть прове­ряет вас.

— Не пропускайте ни одной мельчайшей подробно­сти! А что это за царапина на расческе, когда она по­явилась, отчего? Вспомните или придумайте это. Часы соседа — давно они у него? Он их купил или это пода­рок? Решите, кто подарил? Почему вы так решили?

Так тренировка зрительной памяти связывается с развитием воображения, неотделимого от наблюда­тельности.

 

Упражнение 34

БИОГРАФИЯ СПИЧЕЧНОГО КОРОБКА

— Найдите новое, не известное вам в хорошо знако­мом спичечном коробке. Пофантазируйте — как его де­лали? Что представляется прежде всего? Лес, рубят де­ревья, везут на лесопильный завод. Это ничего, что вы не знаете во всех деталях, как изготовляют спичечные коробки,— фантазируйте! Подумайте, сколько людей участвовало в «биографии спичечного коробка» — от ле­соруба до продавца магазина. Пройдитесь мысленно по этой биографии последовательно, от начала до конца, до сегодняшнего дня.

— Вам легче понять, как его делали и какой путь он прошел, если вы внимательно присмотритесь к нему. По признакам, не сразу заметным, вы найдете следы биографии-

— Вот теперь спичечный коробок вам хорошо зна­ком. Спрячьте его и опишите нам.

— Возьмите другой коробок, с такой же этикеткой. Как будто одинаковы оба? А вы найдите разницу ме­жду ними!

— Для чего вам понадобилось их сравнивать? Какая цель могла бы в жизни заставить вас делать это? Ах, вы коллекционируете этикетки?

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!