РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИИ 8 страница
После первых попыток учеников создать биографию случайного прохожего, полезно посвятить урок разбору «биографии по портрету».
Лучше всего взять для этого репродукцию какого-либо портрета неизвестного человека. Например, «Вдовушка» П. Федотова подходит для такого разговора больше, нежели «Мусоргский» И. Репина.
Для начала можно взять репродукцию современной портретной живописи.
Созданная общей фантазией биография по портрету и обстоятельный разбор ее на уроке помогут дальнейшей самостоятельной работе учеников в их наблюдениях за случайными прохожими.
Упражнение 56
БИОГРАФИЯ ПО ПОХОДКЕ
Еще одно упражнение для индивидуального тренинга. На общих занятиях ученик лишь рассказывает о результатах своих наблюдений, вовлекая товарищей в обсуждение придуманных биографий.
Задание такое:
— Попробуйте создать если не биографию, то хотя бы общее представление о человеке, присматриваясь к его походке. Глядя, как идет человек, догадайтесь, какое у него сейчас выражение лица, куда он идет, о чем думает.
— Глядя только на ноги человека, представьте себе весь его внешний облик, возраст, характер. Сядьте на уличную скамейку и изучайте всех проходящих перед вами.
Упражнение 57
БИОГРАФИЯ ПО ВЗГЛЯДАМ
— Попробуйте, когда идете по улице, присматриваться только к глазам людей. Вы увидите, какое существует многообразие «способов смотреть», если можно так выразиться. Будет момент, когда вам покажется даже, что все смотрят по-разному, что нет ни малейшего сходства в «способах смотреть» ни у одного человека. Потом вы начнете находить и объединяющие признаки этих способов у разных групп людей. А потом—своеобразие каждого взгляда.
|
|
-Лучше всего наблюдать за глазами двух человек, когда они общаются друг с другом (и, разумеется, не знают, что вы следите за ними). Занимаясь классификацией взглядов, думайте каждый раз — почему на один и тот же предмет, на одно и то же событие один человек так смотрит, а другой иначе? А вы сами как смотрите на это событие? Как относитесь к нему? То есть — о чем вы думаете в это время? Изучая взгляды людей, вам придется задумываться о своеобразии характеров, о том, как складываются в результате жизненного пути особенности связей человека с окружающим миром.
Упражнение 58
СОБЫТИЕ В КАРТИНЕ
Ученики в малом кольце.
Репродукцию какой-либо картины, открытку или фотографию пускают по кругу. После того, как она побывала в руках у каждого по два-три раза, ее откладывают.
Вспоминая репродукцию, ученики должны найти в общем разговоре и определить:
1) содержание картины,
|
|
2) ее сюжет,
3) фабулу,
4) основное событие, запечатленное художником,
5) отдельные человеческие действия, из которых складывается и в которых проявляется это событие.
6) характеры людей, их биографии и изменение этих биографий под влиянием изображенного события.
Упражнение 59
СОБЫТИЕ НА УЛИЦЕ
Индивидуальный тренинг должен включать в себя наблюдение за событиями. Здесь не имеется в виду какое-либо уличное происшествие, привлекающее всеобщее внимание. Условимся называть событием совокупность действий одного или нескольких человек, которые преследуют определенную цель и преодолевают какие-либо препятствия, внешние или внутренние. Нас интересует механизм жизненного действия. Поэтому для начала попросим учеников наблюдать за ходом самых простейших событий.
— Юноша ждет кого-то у входа в кинотеатр — что это за событие в его жизни? Уловите последовательность всех его действий, борьбу всех его мыслей. Угадайте, как отражается его внутренняя жизнь в каждый данный момент—на внешнем его поведении. Не пропускайте ни одного действия, из которых складывается это событие.
Разбор на уроке индивидуальных наблюдений ученика должен непременно вовлекать в работу всю группу. К рассказчику предъявляются требования активной и действенной речи — он должен видеть то, о чем рассказывает, и как бы «внедрять» свои видения в слушателей. Он должен отбирать слова, искать самые верные и яркие. Так незаметно тренируются и элементы словесного действия.
|
|
Разбор жизненного события как совокупности последовательных, целесообразных и продуктивных действий — начало постижения природы сценического действия.
Упражнение 60
ВИДЕОСКОП
Ученики в малом кольце.
По рукам идут, одна за другой, пять разных открыток или репродукций картин. Примерно через каждые десять секунд педагог стучит по столу. Это сигнал к тому, чтобы ученик передал правому соседу открытку, которую рассматривал за эти десять секунд, и получил другую открытку от левого соседа.
Когда открытки прошли таким образом по два-три круга, их откладывают в сторону.
—Теперь закрепим в памяти все пять картин. Вспомните первую. Кто расскажет, что он запомнил?
— Вспомните вторую.
Рассказы учеников помогли закреплению в памяти всех картин.
— Потренируем переключение видений. По моей команде вы должны вспомнить картину и держать ее на своем внутреннем экране до следующей команды. Что нужно делать, чтобы не упустить ее с экрана? Надо все время думать о ней и восстанавливать в памяти все подробности, все детали, то одну, то другую... Первая!.. Вторая!..
|
|
Давать команды на воспоминание картин надо сначала с большими паузами, чтобы дать возможность ученику удержать «уплывающее» изображение и возвращать его на экран. Затем паузы все больше сокращаются, а чередование картин все дальше уходит от последовательного перечисления:
— Третья! Пятая! Первая! Четвертая! Третья! Вторая!
Глаза учеников должны быть открыты в этом упражнении.
—Только не напрягайтесь и не пяльте глаза,—от этого видение ярче не станет. Наоборот, вы спугнете его. Помните, что мы не добиваемся галлюцинаций! Нам не нужно цветное, звуковое и стереоскопическое видение, которое будет торчать перед вашими глазами, как у душевнобольных, заслоняя реальный мир. Нет, все, что мы видим реально, остается—и наша комната, и эти окна, и пианино. Но кроме реально видимого, в воображении возникает новый зрительный образ. Он бледнее настоящего, зыбок и неустойчив, но если мы думаем о нем,— тело наше живет в его атмосфере, живет в условиях вымысла. Наше тело, мы сами, таким образом, готовы действовать и действуем в вымышленных предлагаемых обстоятельствах.
Упражнение 61
УСЛОЖНЕННЫЙ ВИДЕОСКОП
Более сложный вариант предыдущего упражнения начинается так же. Но когда открытки прошли по два круга, педагог неожиданно разбавляет пятерку открыток—тремя новыми, о которых ученики не подозревали. Когда новые открытки обошли один круг, все восемь откладываются.
Дальше упражнение идет по предыдущему описанию. Закрепляются в памяти только пять основных открыток. Дополнительные же возникают в конце упражнения:
—Вторая!.. Пятая!.. Первая!.. Третья дополнительная!.. Четвертая!.. Первая дополнительная!..
Не надо здесь бояться некоторого перенапряжения зрительной памяти. Именно перенапряжения и создают прочные навыки владения механизмом внутреннего зрения.
Упражнение 62
СЛОВО-МАНОК
— Я говорю «белый медведь». Что вы видите на своем внутреннем экране? Да, его, белого медведя! В нашей памяти многие слова и словесные сочетания накрепко соединены с их зрительными изображениями. «Думайте о белом медведе», — прошу я, и вам легко исполнить мою просьбу, потому что слова о белом медведе (вот и сейчас снова!) сразу отозвались в вашем воображении зрительной картиной.
— А если я попрошу—не думайте о белом медведе! не смейте видеть белого медведя!» —сумеете ли вы исполнить мою просьбу? Вряд ли. Белый медведь возникает в вашем видении, как только я называю его словом. Как же избавиться от белого медведя? Единственный способ—думать о чем-нибудь другом. О черной собачонке, например. «Не думайте о белом медведе!» — говорю я, а вы в этот самый момент заставьте себя думать о черной собачонке,—и она сразу же возникнет на вашем внутреннем экране. И вытеснит медведя, если он успел туда пробиться.
— Запомните это правило: чтобы не думать о белом медведе, надо думать о черной собачонке.
— Значит, внутреннее видение может появиться не только от услышанного нами слова, но и от мысли, которую мы сознательно вызовем в себе. Ведь мысль — это то же слово, только невысказанное. Мы говорим сейчас о такой разновидности мыслей, которая называется мысленной речью.
— Слово—манок видения. Всякое ли слово? Река! Кто что увидел? Все увидели разное, а то и ничего не увидели. Скажу определенное—Нева! Все увидели Неву, но ясности в картинах может и не быть. Скажу совсем конкретно — набережная Невы у Зимнего, напротив Петропавловки. Вот эту картину оказалось проще увидеть, чем две предыдущих. Чем конкретнее речь и слово, тем ярче возникает видение.
Упражнение 63
МЕТАФОРЫ
«В каждом слове бездна пространства, — писал Н. В. Гоголь,— каждое слово необъятно, как поэт».
— Гаснут... Кто что увидел на своем внутреннем экране?
— Я увидел ночное небо. Горизонт светлеет, скоро утро, звезды гаснут.
— Я увидел вечернюю улицу. Освещенные окна, все разноцветные, гаснут одно за другим.
— Я увидел раненого летчика. Он ползет по снегу, тяжело дышит. Все чаще затихает, не может двигаться. Гаснут силы.
— Я увидел девушку. Она ждет кого-то в парке возле кино. Вокруг—люди, радостные возгласы, а она одна. Звонок приглашает к началу сеанса, аллея пустеет. Только девушка. Ее глаза. Гаснут надежды.
Метафора в этом упражнении — повод для совершенствования ассоциативного мышления, а тем самым — для развития фантазии.
Много разных картин может появиться в воображении от метафорического слова-манка. Такого, например, как «кипит»,— бурлящий водопад (кипит вода), уборка урожая на поле (кипит работа), горячее выступление на митинге (кипит гнев) и т. д.
Упражнение 64
ЦЕПОЧКА АССОЦИАЦИЙ
— «Ледокол»... Что вы видите на своих внутренних экранах? Три минуты молчания—пустите мысль свободно, «отвяжите» ее от ледокола, когда захочется. Посмотрим, куда она вас приведет.
Через три минуты—опрос:
— Кто на чем остановился?
— Я в лесу, грибы собираю.
Оказывается, ученик, думая о ледоколе, перешел затем к мысли о машине, она привела его на завод, затем вспомнились кадры кинохроники о заводе, сразу же—другие кадры, из недавнего индийского фильма, мысль об Индии сменилась воспоминанием о цирке (индийские артисты), потом возникло здание цирка, рядом — набережная Фонтанки, где зазеленели деревья... Лес...
Восстановить в памяти всю цепочку ассоциаций, которая привела от «ледокола» к «грибам» иногда бывает не так-то просто. Но это и есть основная часть упражнения, тренирующего логику и последовательность внутренних видений.
—Переберите всю цепочку ассоциаций от «ледокола»-до своей последней картинки. Постарайтесь ни одной не пропустить. Просмотрите снова все картины в том же порядке на своем внутреннем экране.
— Еще раз, от начала до конца?
Упражнение 65
АССОЦИАЦИЯ НА ПРИВЯЗИ
В этом упражнении по-иному тренируется ассоциативное мышление.
— «Ледокол»... Увидели первую картину? Теперь не «отвязывайте» от нее свою мысль, держите мысль на привязи к слову «ледокол». Пофантазируйте о ледоколе. Посторонние мысли отбрасывайте. Думать только о ледоколе!
Через три минуты молчания — опрос.
Конечно, не всем в равной степени удалось за три минуты сосредоточенно думать только о ледоколе. Но для нас важно, насколько ученики умеют отбрасывать ненужное («не думать о белом медведе»), насколько удается им продлить время непрерывной мысли-видения об одном предмете, насколько приучаются они осознанно распоряжаться течением своей мысли.
— Теперь у каждого из вас есть свой зрительный рассказ, который называется «Ледокол». Повторите его в своем воображении от начала до конца. Стройте непрерывную цепочку внутренних видений. Пусть на вашем внутреннем экране идет кинофильм, в котором один кадр-событие сменяется другим. Кое-что придется уточнить, а может быть, изменить, придумать недостающие звенья событий. Выключайте киноаппарат, придумывайте (вторым киноаппаратом) недостающее. Придумали—выключайте второй киноаппарат и включайте первый, продолжайте просматривать цепочка видений. Должна идти непрерывная лента кадров-событий.
— Когда придете домой, включите снова свой внутренний киноаппарат и восстановите всю последовательность кадров-событий. На следующем уроке мы проверим, «не рвется ли» кинолента.
Упражнение 66
КИНОЛЕНТА
Ученики в полукруге. Педагог объявляет название кинофильма, который сейчас будет создаваться всей группой. Например, «Партизаны».
Ученик, сидящий первым справа, повторяет слово «партизаны» и называет следующее слово, которое определяет ту картину, что представилась его воображению:
— Партизаны... Лес...
Второй ученик повторяет сказанное и добавляет свое слово, развивая сюжет:
— Партизаны... Лес... Землянка...
Так накапливаются слова-кадры. Каждый ученик повторяет все слова, сказанные до него, и добавляет новое. После ученика, сидящего крайним слева, цепочку слов-кадров вновь принимает первый справа, и кинофильм продолжается. Группа в десять-двенадцать человек может, при оттренированной зрительной памяти, «довести фильм» до ста кадров.
— Слово—это как бы название картины, которая видится вашему воображению. Поэтому сначала надо увидеть картину, потом назвать ее словом. Каждый раз, при каждом повторении—вы ли говорите или другой товарищ — «прокручивайте» киноленту снова и снова, переключайтесь с одного видения на другое и называйте слово только тогда, когда увидите картину.
Начинающие часто механически запоминают слова. Иногда они невольно связывают слово с человеком, назвавшим его. Тогда ученик вспоминает слово за словом, глядя на товарищей, — в какой последовательности они сидят. Надо сразу же предостеречь учеников от такой ошибки. Главное в упражнении — непрерывная логическая последовательность кадров-событий, непрерывность внутреннего видения, произвольное переключение с одного видения на другое.
У каждого ученика складывается свой рассказ. «Партизаны. Лес. Землянка»—при таком начале рассказа у одного ученика сложилась картина ночного отдыха партизан на своей базе, у другого—возвращение группы с боевого задания, у третьего, может быть, — бой и захват землянки противника. Каждое новое слово как бы поворачивает сюжет, иногда очень неожиданно для всех слушающих. Поэтому ученики на первых порах часто протестуют: слово, названное очередным учеником, не укладывается, не совмещается с общей картиной, создающейся в воображении каждого. Протесты не должны приниматься. Здесь действует принцип: «авторское слово—закон!» Каждое, самое «неудобное» слово нужно оправдать. Так же как в будущем артистам нужно будет найти оправдание и объяснение каждому авторскому слову в тексте пьесы и каждому событию в ее сюжете.
Упражнение 67
КРУГОВАЯ КИНОЛЕНТА
Упражнение для индивидуального тренинга непрерывности внутренних видений и переключения.
— Определите тему, сюжет будущего коротенького фильма и соберите киноленту из десятка кадров-событий. Теперь надо как бы склеить последний кадр с первым, чтобы получился замкнутый круг кадров-событий. Готово? Теперь крутите непрерывно эту ленту на своем внутреннем экране. Дошли до конца, до последнего кадра, и сразу же — снова, с первого кадра ко второму и т. д. Постепенно сокращайте время просматривания каждого кадра, быстрее переключайтесь на следующий.
Упражнение 68
ДВОЙНАЯ КИНОЛЕНТА
Это упражнение выполняется успешно лишь при оттренированном рассредоточенном внимании. Оно тренирует механизмы переключения.
Ученики в полукруге. Педагог пускает по рукам два изображения, разных по характеру и стилю исполнения. Допустим, одно из них — цветная репродукция картины К. Моне «Стог сена». Другое—вырезанная из газеты карикатура Ю. Ганфа «Бюрократы».
— Запомните оба изображения. Крепко отпечатайте их на внутреннем экране, вспомните во всех деталях. Вспомните первое... Второе... Возьмите изображения, проверьте, все ли запомнили. Отложите изображения. Вспомните первое... Второе... Первое... Второе...
— Создадим два кинофильма по мотивам этих картин. Один—лирический этюд под названием «Лето». Другой — мультипликационный фельетон «В конторе». Оба фильма будем снимать одновременно. Справа налево по полукругу пойдет кинолента «Лето», слева направо—«В конторе».
Ученики, тренируя мгновенное переключение с «Стога сена» на «Бюрократов» «Стог сена», создают две киноленты видении поочередно. Если в полукруге десять учеников, киноленты создаются, например, в таком порядке:
1-й ученик (сидящий крайним справа):—Поле.
10-й ученик (сидящий крайним слева):—Столы.
2-й:—Поле. Солнечный день.
9-й: — Столы. Телефоны.
3-й:—Поле. Солнечный день. Стог сена.
8-й: — Столы. Телефоны. Графики выполнения.
4-й: — Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада
в тени.
7-й:—Столы. Телефоны. Графики выполнения. Суета.
5-й: — Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада в тени. Птицы.
6-й:—Столы. Телефоны. Графики выполнения. Суета. Старший помзамзав.
Теперь две киноленты скрестились и—расходятся в разные стороны:
7-й: — Поле. Солнечный день. Стог сена. Прохлада в тени. Птицы. Шум листьев.
5-й: — Столы... и т. д.
Каждый ученик, таким образом, запоминает одновременно обе киноленты и участвует в создании то одной, то другой, в зависимости от того, с какой стороны приближается к нему очередная кинолента, справа или слева.
Упражнение 69
ГРУППОВОЙ РАССКАЗ
В «киноленте» ученики сочиняли рассказ-конспект, пользуясь только одним-двумя словами для каждой картины. Можно теперь расширить рамки задания: сочинять, используя большие фразы. На первый взгляд это кажется более простым делом.
Допустим, рассказ начался с фразы, которую произнес первый из сидящих в полукруге учеников:
— Дождь хлестал.
Второй повторил фразу и продолжил:
— Дождь хлестал. Охотники промокли до нитки в своем шалашике... Третий:
— Дождь хлестал. Охотники промокли до нитки в своем шалашике. Близилась ночь, и нужно было успеть дойти до станции...
Если ограничить цель упражнения только развитием фантазии учеников, совсем несложно продолжить этот или любой другой рассказ, лишь бы работало воображение. Но поставим цель—тренировать в этом упражнении непрерывность внутренних видений, и все станет сложнее! Нам все время придется волевыми усилиями держать ускользающие видения и с помощью внутреннего контролера следить за их непрерывностью — это и будет физической целью данного упражнения.
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!